Содержание
- 1 Энциклопедия решений. Уплата налогов при ликвидации юридического лица
- 2 Как платить налоги при ликвидации
- 3 Порядок взыскания налога при ликвидации организации
- 4 Возвращение долга после ликвидации юр. лица
- 5 Директор и учредитель компании ответят по долгам организации даже после ее ликвидации
- 6 Порядок взыскания налога при ликвидации организации (О.В. Пантюшов, «Адвокат», N 7, июль 2012 г.)
Энциклопедия решений. Уплата налогов при ликвидации юридического лица
Исполнение обязанности по уплате налогов (сборов), пеней и штрафов при ликвидации юридического лица
Ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом РФ (пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ).
Порядок таких расчетов регламентируется ст. 49 НК РФ, из п. 1 которой следует, что обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) в случае ликвидации исполняется ликвидационной комиссией. Для уплаты налогов используются денежные средства ликвидируемой организации, в т.ч. вырученные от реализации ее имущества. Если указанных средств окажется недостаточно, оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) общества в пределах и порядке, установленном законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ).
Требования кредиторов ликвидируемого юридического лица удовлетворяются в очередности, определенной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения (п. 3 ст. 49 НК РФ, п. 5 ст. 63 ГК РФ).
Расчеты по налогам находятся в третьей очереди требований кредиторов (после требований граждан по выплате выходных пособий, оплате труда, по возмещению вреда жизни и здоровью и т.д.) (п. 1 ст. 64 ГК РФ).
Внимание
Суммы НДФЛ, удерживаемые ликвидируемой организацией при выплате текущей заработной платы (как налоговым агентом), уплачиваются ею в режиме второй очереди текущих платежей (п. 41.1 постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60).
При этом требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Исключением являются требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой организации (п. 2 ст. 64 ГК РФ).
Из совокупности норм ст. 49 НК РФ, ст.ст. 63, 64 ГК РФ следует, что в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации налоговый орган не вправе производить принудительное взыскание налогов, пеней и штрафов. Несмотря на то, что в НК РФ отсутствует прямой запрет на применение процедуры взыскания в отношении налогоплательщика, находящегося в процессе ликвидации, суды отклоняют такой довод налогового органа как противоречащий положениям гражданского и налогового законодательства (постановления АС Поволжского округа от 18.06.2015 N Ф06-24969/15, Западно-Сибирского округа от 13.08.2014 N Ф04-6899/14). Кроме того, осуществление действий по бесспорному взысканию налога с ликвидируемой организации нарушает права остальных кредиторов. См., например, постановления:

При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней, штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации в порядке, установленном НК РФ, не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации (п. 4 ст. 49 НК РФ).
Положения, предусмотренные ст. 49 НК РФ, применяются также при уплате налогов в связи с перемещением товаров через таможенную границу (п. 5 ст. 49 НК РФ).
Источник: http://base.garant.ru/58077281/
Как платить налоги при ликвидации
При ликвидации возникают текущие расходы, непосредственно связанные с проведением этой процедуры. После того как эти расходы оплачены, остальные требования кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- расчеты за причинение вреда жизни и здоровью;
- зарплата сотрудникам и выплата вознаграждений по авторским договорам;
- расчеты по обязательным платежам в бюджет;
- расчеты с другими кредиторами.
Об этом сказано в пункте 1 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.
При этом если у организации есть задолженность перед залогодателями, погасите ее после расчетов по первым двум очередям (или до них, если эта задолженность по времени возникла раньше). Затем погасите задолженность по обязательным платежам в бюджет. Не удовлетворенные за счет средств от продажи предмета залога обязательства перед залогодателями погасите в обычном порядке (в четвертую очередь). Такие правила изложены в пункте 2 статьи 64 Гражданского кодекса РФ.
В период ликвидации организации назначается ликвидационная комиссия (п. 3 ст. 62 ГК РФ). К ней переходят полномочия по управлению делами организации (п. 4 ст. 62 ГК РФ), в том числе и по уплате налогов (пеней, штрафов) (п. 1 ст. 49 НК РФ). Ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ).
Ситуация: нужно ли учредителям (участникам, акционерам) погашать задолженность по налогам (пеням, штрафам), если ликвидируемая организация не может рассчитаться с бюджетом самостоятельно?
Ответ на этот вопрос зависит от того, несут ли учредители (участники, акционеры) ответственность по долгам организации.
Если ликвидируемая организация не может полностью уплатить налоги (пени, штрафы), то оставшаяся задолженность погашается учредителями (участниками, акционерами) в порядке, установленном законодательством России (п. 2 ст. 49 НК РФ). Однако норма пункта 2 статьи 49 Налогового кодекса РФ касается только учредителей (участников, акционеров), которые несут субсидиарную ответственность по долгам организации (п. 15 постановления Пленума Верховного суда РФ и Пленума ВАС РФ от 11 июня 1999 г. № 41/9). То есть тех учредителей (участников, акционеров), которые должны будут удовлетворить требования кредиторов, если сама организация как основной должник не сможет этого сделать (п. 1 ст. 399 ГК РФ).
Ответ на вопрос, несут учредители (участники, акционеры) субсидиарную ответственность или нет, зависит от организационно-правовой формы учрежденной ими организации. Так, например, учредители (участники) ООО не отвечают по обязательствам организации (п. 1 ст. 87 ГК РФ). Аналогичная норма предусмотрена и для учредителей (акционеров) АО (п. 1 ст. 96 ГК РФ). Однако на учредителей (участников, акционеров) может быть возложена субсидиарная ответственность по уплате налогов, если они виновны в несостоятельности (банкротстве) организации (п. 3 ст. 3 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ, п. 3 ст. 3 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).
Собственники частной некоммерческой организации, а также участники простого товарищества несут субсидиарную ответственность в любом случае (п. 2 ст. 123.23, п. 1 ст. 75 ГК РФ).
Если на учредителей (участников, акционеров) не может быть возложена обязанность заплатить налоги, а организация имеет задолженность перед бюджетом, действует следующий порядок. Если имущества организации недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, она может быть ликвидирована только в порядке, предусмотренном статьей 65 Гражданского кодекса РФ (признание несостоятельности (банкротства)) (п. 6 ст. 61 ГК РФ). В этом случае недоимка по налогам (пеням, штрафам), взыскание которой невозможно, признается безнадежной и списывается (ст. 59 НК РФ). Порядок списания безнадежной задолженности утвержден приказом ФНС России от 19 августа 2010 г. № ЯК-7-8/393.
Налоговый период
Порядок определения налогового периода, за который нужно рассчитать налоги (взносы) ликвидируемой организации, представлен в таблице .
Ситуация: в какие сроки нужно платить налоги ликвидируемой организации?
При ликвидации действует следующий порядок уплаты налогов.
В период с момента принятия решения о ликвидации до утверждения промежуточного баланса платите налоги в установленные налоговым законодательством сроки. Это касается в том числе и уплаты налогов (штрафов, пеней), начисленных по результатам выездной налоговой проверки в связи с ликвидацией (письмо Минфина России от 11 апреля 2000 г. № 04-01-10).
В период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса погашайте задолженность перед бюджетом в порядке очередности, установленной гражданским законодательством (п. 5, 6 ст. 63 ГК РФ). В ходе этого этапа ликвидации погашается задолженность, возникшая и предъявленная кредиторами (в т. ч. и налоговой инспекцией) до утверждения промежуточного баланса.
После утверждения ликвидационного баланса оставшееся имущество распределяется между учредителями (участниками, акционерами) организации (п. 8 ст. 63 ГК РФ). Если в этот период у организации возникает обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов), исполнить ее организация должна до окончания срока ликвидации. Это касается и налоговых начислений, возникших, если организация проводила облагаемые операции в период с момента утверждения промежуточного баланса до утверждения ликвидационного баланса. Такое правило объясняется тем, что ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом (подп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ, письмо Минфина России от 17 марта 2006 г. № 03-02-07/1/57). По вновь возникшим обязательствам налоговая инспекция должна направить в адрес организации требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если этого не будет сделано, отказать организации в ликвидации по причине незавершения всех расчетов с бюджетом нельзя (п. 1 ст. 23 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 апреля 2006 г. № А19-13065/04-27-39-Ф02-1583/06-С2).
В бесспорном порядке (инкассовыми поручениями) налоговая инспекция не может списывать со счета ликвидируемой организации суммы налогов, пеней и штрафов. В арбитражной практике есть судебные решения, которые признают, что такие действия нарушают права и самой организации, и ее кредиторов (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 16 октября 2012 г. № Ф09-9497/12).
Зачет или возврат переплаты по налогам
Если у ликвидируемой организации есть переплата по налогам (пеням, штрафам), ее нужно зачесть в счет погашения недоимки по другим обязательным платежам в бюджет. Переплата распределяется налоговой инспекцией пропорционально недоимке по другим налогам (пеням, штрафам). При этом необходимо подать заявление о зачете в налоговую инспекцию.
Если у организации нет недоимки, переплату вернут организации на расчетный счет. Для этого в налоговую инспекцию тоже нужно подать заявление. Срок возврата переплаты – не позднее одного месяца со дня подачи заявления в налоговую инспекцию. Такие правила установлены пунктом 4 статьи 49 Налогового кодекса РФ. Заявление о зачете или возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты этой суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
Формы заявлений о зачете и возврате налогов утверждены приказом ФНС России от 3 марта 2015 г. № ММВ-7-8/90.
Ситуация: могут ли учредители (участники, акционеры) после исключения организации из ЕГРЮЛ возвратить на свой счет переплату налогов в бюджет, возникшую у организации до ликвидации ?
Переплату по налогам ликвидируемой организации возвращают в порядке и в сроки, установленные в статье 78 Налогового кодекса РФ (абз. 3 п. 4 ст. 49 НК РФ). При этом возвращают переплату непосредственно организации (п. 4 ст. 49 НК РФ). Порядок возврата переплаты учредителям (участникам, акционерам) не предусмотрен ни гражданским, ни налоговым законодательством. Правоспособность организации прекращается в момент ее ликвидации (п. 9 ст. 63 ГК РФ). В связи с этим права и обязанности, связанные с деятельностью организации, к другим лицам не переходят (ст. 61 ГК РФ). Таким образом, учредители (участники, акционеры) не вправе вернуть переплату, возникшую у организации до ликвидации, на свой счет. К подобному решению пришел суд в постановлении ФАС Уральского округа от 5 мая 2005 г. № Ф09-5398/04-АК.
Совет: чтобы вернуть сумму переплаты, при установлении сроков ликвидации нужно предусмотреть время, необходимое для возврата налогов. Конкретный срок ликвидации законодательством не предусмотрен, поэтому учредители (участники, акционеры) вправе его устанавливать самостоятельно.
Переплату возвращают организации в течение месяца после подачи в налоговую инспекцию заявления о возврате (п. 4 ст. 49 НК РФ). Если требуется камеральная проверка декларации, по которой возникла переплата, срок, необходимый для возврата, может увеличиться еще на три месяца (п. 2 ст. 88 НК РФ).
Ситуация: начисляются ли проценты за нарушение налоговой инспекцией срока возврата переплаты налогов в бюджет при ликвидации организации ?
Если переплата не была возвращена в течение одного месяца со дня получения налоговой инспекцией заявления о возврате, то в пользу организации начисляют проценты за каждый календарный день нарушения срока возврата (п. 10 ст. 78 НК РФ). Срок возврата может увеличиваться, если проводится камеральная проверка декларации, по которой возникла переплата. При расчете процентов принимается процентная ставка, равная ставке рефинансирования , действовавшей в дни нарушения срока возврата (абз. 2 п. 10 ст. 78 НК РФ). Эта же норма применяется и для ликвидируемой организации. К аналогичному решению пришел суд в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 27 апреля 2006 г. № Ф04-2406/2006(21976-А03-3).
Источник: http://nalogobzor.info/publ/obshhie_voprosi_nalogooblozhenija/kak_platit_nalogi_pri_likvidacii/34-1-0-2365
Порядок взыскания налога при ликвидации организации
Между тем по данному вопросу имеется противоречивая судебно-арбитражная практика. Так, суд посчитал, что налоговый орган вправе направить требования об уплате налога в адрес ликвидируемой организации. «Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит запрета на выставление в адрес ликвидируемого лица требования об уплате налогов (сборов), пеней в период нахождения организации в стадии ликвидации. Более того, налоговый орган вправе обратиться с требованием об уплате налога к ликвидационной комиссии должника-налогоплательщика» (Постановление ФАС Поволжского округа от 19 апреля 2011 г. по делу N А12-15219/2010).
Налоговые органы не вправе отказывать в регистрации ликвидации организации по причине наличия задолженности перед бюджетом, которая не может быть взыскана ввиду пропуска срока на принудительное взыскание налога. «. Налоговый орган принял решение об отказе в государственной регистрации ликвидации Учреждения. Основанием для принятия решения послужило представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности перед бюджетом.
Не согласившись с отказом в регистрации, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили в том числе из того, что, во-первых, Учреждением были представлены все необходимые документы для государственной регистрации; во-вторых, налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих размер не отраженной в ликвидационном балансе задолженности; в-третьих, срок принудительного взыскания задолженности истек» (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 2 марта 2009 г. N Ф04-1154/2009(1139-А03-37)).
В случае ликвидации организации снятие с налогового учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, в порядке, установленном Правительством РФ (п. 5 ст. 84 НК РФ).
Согласно абз. 1 п. 4 ст. 49 НК РФ в случае, если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных налогов и сборов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам налоговым органом в порядке, установленном гл. 12 НК РФ. «В случае отсутствия у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.
Следовательно, при наличии у ликвидируемой организации недоимки по налогам сумма излишне уплаченного налога не подлежит возврату ликвидируемой организации» (Постановление ФАС Поволжского округа от 8 июля 2010 г. по делу N А57-23706/2009).
Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет имеющейся переплаты по налогам у ликвидируемой организации в счет исполнения налоговых обязательств. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.
Пунктом 2 ст. 49 НК РФ предусмотрена дополнительная ответственность перед бюджетом участников (учредителей) ликвидируемой организации по налоговым обязательствам организации: «Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
Источник: http://www.mosuruslugi.ru/articles/974/
Возвращение долга после ликвидации юр. лица
Практически каждый хозяйственный субъект сталкивается с проблемой невозврата дебиторской задолженности организацией-контрагентом. Причины возникновения такой ситуации могут быть совершенно разные: от мирового финансового кризиса до ошибки в выборе бизнес-партнера. Но пока должник существует, у кредитора всегда есть возможность попытаться взыскать свои деньги или имущество. А если должник ликвидирован? Возможно ли вернуть долг после ликвидации ООО, АО или иной организации, рассмотрим далее.
О долге придется забыть. Или нет?
Ликвидация фирмы — довольно длительный процесс, его этапы детально регламентированы в законодательных актах.
Одним из этапов ликвидационной процедуры являются выявление всех контрагентов, с которыми организация не рассчиталась по долгам, и их оповещение о предстоящих печальных переменах.
Итогом этого этапа должен быть полный реестр кредиторов. Задолженность перед включенными в перечень контрагентами погашается в строго определенном порядке за счет всего имущества должника, которое выявлено к моменту ликвидации.
Возможно, что для полной выплаты долгов его недостаточно. Тогда начнется процедура банкротства, и погашение будет частичным. Не исключен вариант, что долги не будут погашены даже в части. Однако и в этом случае вся задолженность ликвидируемой организации перед лицами, включенными в кредиторский реестр, будет считаться погашенной.
Поэтому для кредиторов, включенных в реестр, возвращение долга после ликвидации юр. лица невозможно.
Исключением из этой ситуации будет обнаружение после «закрытия» фирмы-должника ее активов, которые не были включены в ликвидационный баланс или не были реализованы. Такие активы будут источником погашения оставшихся долгов. Например, это может быть невзысканная дебиторская задолженность ликвидированной фирмы. Если кредиторы обнаружили подобный актив, они вправе через суд потребовать погасить их долги с его использованием.
Если организацию не включили в реестр кредиторов
В случае, если кредитор по не зависящим от него причинам не попал в долговой реестр, он имеет основания подать иск к ликвидационной комиссии или единоличному ликвидатору и вернуть долг после ликвидации ООО. Основанием для иска могут быть:
неоповещение кредитора о предстоящей ликвидации фирмы-должника;
невключение законных требований кредитора в реестр.
Однако иск можно подать не только к ликвидаторам, но и к органу, зарегистрировавшему факт ликвидации.
В этом случае необходимо требовать отмены решения налогового органа — регистратора об исключении ликвидированной фирмы из ЕГРЮЛ как принятого на основании недостоверных сведений о долгах, отраженных в ликвидационном балансе.
Ликвидирован или исключен из ЕГРЮЛ?
Может случиться, что должник исключен из ЕГРЮЛ не по завершении процедуры ликвидации, а согласно решению налогового ведомства. Например, фирму могут исключить из ЕГРЮЛ как недействующую или из-за того, что сведения о ней недостоверны. Возвращение долга после такой ликвидации юр. лица возможно только через оспаривание решения регистратора об исключении.
Но для признания названного решения неправомерным необходимы доказательства грубого нарушения налоговым ведомством процедуры исключения. Например, неопубликование решения о предстоящем исключении в установленном СМИ.
Когда долги ликвидированной фирмы можно взыскать с учредителей или должностных лиц
Истребовать с физлиц долги уже несуществующей организации, не возвращенные в процедуре ликвидации, можно только через суд. Кредитору придется доказать, что ситуация, при которой фирма не смогла рассчитаться с долгами, возникла по вине этих лиц — учредителей (участников, акционеров) или директора.
Источник: http://glavkniga.ru/situations/s504738
Директор и учредитель компании ответят по долгам организации даже после ее ликвидации
Уголовное преследование — Налоговые проверки — Подготовка к допросу — Оптимизация налогов
28.03.2017

Налоговая ответственность за уже несуществующую ООО всем своим имуществом с 28 июня 2017 года становится реальностью.
Федеральный закон от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внёс изменения в законы:
- «Об обществах с ограниченной ответственностью»;
- «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»
- «О несостоятельности (банкротстве)».
Сейчас вы узнаете, что это значит и чем грозит.
Какие изменения вносит № 488-ФЗ?
Если кратко, то всё просто: теперь в течение 3-х лет после ликвидации компании налоговая служба сможет «вспомнить» про компанию и решить, что она недоплатила налоги. Современные технические системы, которыми оснащена ФНС вроде АСК НДС-2 позволяют запоминать информацию о сделках и контрагентах и обеспечить проведение проверки уже несуществующей компании. Найти компании-однодневки (или компании, которые ФНС ошибочно посчитает однодневками), отследить деловые связи, весь пусть товара от одной компании к другой — всё это ФНС может уже сейчас.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Представим ситуацию: была компания, дела у ней пошли плохо, и руководство решило её закрыть, не влезая в долги. Ранее, ликвидация компании означала, что проверить уже не существующую компанию, доначислить налоги, и тем более взыскать налоговую задолженность с не существующей компании и ее руководителя или учредителя, не представлялось возможным. Казалось бы, дело закрыто и предприниматель может спать спокойно.
Теперь выходит, что нет, дело не закрыто. Потому что в течение 3-х лет ФНС может предъявить претензии по налогам, пеням и штрафам и взыскать их с физических лиц, причастных к деятельности ликвидированного юридического лица.
Кроме того, предъявлять претензии ООО после ликвидации сможет не только ФНС, а любой кредитор. Это может быть контрагент или бывший работник, который докажет в суде, что компания с ним не рассчиталась. Вот что сказано в тексте изменений в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью»: «…по заявлению кредитора на таких лиц [взаимозависимых] может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам этого общества».
Что означают эти изменения? С кого будет взыскана задолженность?
Раз компания исключена из ЕГРЮЛ, её больше нет, то с кого же взять эти якобы неуплаченные налоги, пени и штрафы? С лиц, указанных в части 1 статьи 53.1 Гражданского кодекса (закон №488 ссылается на эту часть):
- учредителей;
- директора;
- членов совета директоров;
- управляющего;
- управляющей компании;
а также с тех, кто давал указания вышеперечисленным лицам (пункт 3 статьи 53.1 ГК). Но пока непонятно, как этот пункт будет применяться на практике.
Погашать эти долги по налогам люди будут за счёт личного имущества. А мы помним дело, когда имущество взыскали с независимой компании, с бенефициара . Так что у налоговой уже есть необходимая практика взыскания с бенефициаров.
И с работниками, и с контрагентами то же самое. Если они докажут в суде, что компания осталась им должна, её бывшее руководство будет платить из своего кармана.
И конечно, закон будет действовать «назад». ФНС сможет предъявить претензии за 3 года до вступления закона в силу, то есть за период с 29 июня 2014 года.
Главный вывод для бизнеса
На данный момент есть такая практика: бизнесмен ведёт дела через какую-либо компанию не более 3-х лет. Когда проходит 3 года, он присоединяет эту компанию к другой фирме или проходит процедуру ликвидации (это дороже и дольше, но «безопаснее» в плане рисков по доначислению налогов, чем присоединение) и ведёт тот же самый бизнес, но уже через другую компанию.
Таким образом, предприниматель, избавляясь от компании, вздыхает свободно: никаких налоговых претензий к нему не может быть предъявлено.
Теперь эта возможность закрылась. Любое взаимозависимое лицо и даже бенефициар теперь «на крючке» ФНС в течение 3-х лет с момента исключения компании из ЕГРЮЛ.
Вот такой он, закон №488-ФЗ.
Краткие итоги
Личная ответственность взаимозависимых лиц и бенефициаров компании серьёзно возрастает. Эти лица будут расплачиваться по якобы имеющимся налоговым долгам, пеням и штрафам уже закрытой фирмы своим личным имуществом.
ФНС получает всё больше правовых инструментов для взыскания налогов. Учитывая современное техническое оснащение налоговой службы и тот факт, что суды часто склонны вставать на её сторону, это создаёт гремучую смесь.
Государство изыскивает всё новые методы пополнения бюджета за счёт бизнеса. Свобода действий для бизнеса уменьшается, ответственность возрастает.
Закон №488-ФЗ полностью соответствует отношению государства к предпринимательскому классу; власть рассматривает бизнес (кроме госкорпораций, конечно) как податное сословие и источник пополнения бюджета.
Судебной практики пока что нет, закон на момент написания этой статьи уже принят Госдумой, одобрен Советом Федерации и подписан президентом, но начинает действовать с 28 июня 2017 года.
Мы будем тщательно следить за развитием событий. Когда появятся эффективные методы борьбы с незаконными доначислениями, вы обязательно об этом узнаете первыми, если подпишетесь на новости в форме ниже по странице. А пока что стоит помнить о 4-х правилах, как победить ФНС в суде.
На этом всё, спасибо за внимание.
Взыскали больше миллиарда субсидиарной ответственности. В том числе с руководителя, который ушёл из компании более, чем за 2 года до банкротства
Как Конституционный Суд защитил руководителей компаний?
У вас запросили документы. Что делать в такой ситуации?
FOREX и НАЛОГИ Платить или нет? Вот в чем вопрос
Конкуренция на рынке юридических услуг
Дробление бизнеса от налогов уйти не поможет
Обратитесь в нашу компанию за консультацией и мы расскажем, как обезопасить себя и свой бизнес от налоговых обвинений





Напишите нам письмо
Наши услуги
Подпишитесь на новости

Присоединяйтесь к нам

Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form
Источник: http://nalog-advocat.ru/na_kruchke_u_fns/
Порядок взыскания налога при ликвидации организации (О.В. Пантюшов, «Адвокат», N 7, июль 2012 г.)
Порядок взыскания налога при ликвидации организации
В статье О.В. Пантюшова с учетом судебно-арбитражной практики рассматриваются проблемы, возникающие при взыскании налога в случае ликвидации налогоплательщика-организации, исследуются вопросы соотношения гражданского и налогового законодательства при взыскании налога с ликвидируемой организации.
Принудительное взыскание налога происходит по определенным правилам, установленным в налоговом законодательстве. Процедура принудительного взыскания налога может измениться в случае изменения правового статуса налогоплательщика.
Начало процедуры ликвидации организации обусловливает некоторые особенности в процедуре бесспорного взыскания налоговой недоимки. Порядок ликвидации юридических лиц установлен в статьях 61-65 ГК РФ, статьях 20-22 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также в иных нормативных правовых актах в отношении некоторых организационно-правовых форм юридических лиц.
В соответствии с пунктом 1 ст. 61 ГК РФ ликвидация юридического лица означает прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам и может иметь добровольный либо принудительный характер. Ликвидация юридического лица — это прекращение его деятельности как субъекта права, соответственно утрачиваются и все права, вытекающие из факта существования юридического лица (п. 1 ст. 48 ГК РФ). Ликвидация влечет гражданско-правовые и налоговые последствия. Ликвидированная организация утрачивает также статус налогоплательщика. Согласно статье 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы. В статье 11 НК РФ дано определение организации для целей налогообложения: это юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские юридические лица), а также иностранные юридические лица и иностранные организации.
Ликвидация организации влечет невозможность исполнения налоговых обязательств ликвидированной организации перед бюджетом. В соответствии с подпунктом 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой Российской Федерации в соответствии со статьей 49 НК РФ. Согласно подпункту 4 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации о начале процедуры ликвидации в течение трех дней со дня принятия решения о ликвидации. В силу пункта 2 ст. 62 ГК РФ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с положениями ГК РФ, другими законами.
Налоговый орган вправе назначить выездную налоговую проверку ликвидируемой организации, причем данная проверка может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ).
Нахождение организации в процессе ликвидации изменяет правила исполнения ею налоговой обязанности. Обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества (п. 1 ст. 49 НК РФ).
В соответствии с пунктом 3 ст. 49 НК РФ очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации. Налоговые органы не имеют приоритета перед другими кредиторами при взыскании налога. Расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды ликвидируемой организации в силу пункта 1 ст. 64 ГК РФ производятся в третью очередь. Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. «Кредиторы ликвидируемого юридического лица не вправе в индивидуальном порядке требовать удовлетворения своих требований вне установленной законом очередности, данный правовой принцип составляет суть правоотношений в ликвидации, устанавливает правовые ограничения, связанные с особым порядком предъявления и удовлетворения требований кредиторов, направлен на представление кредиторам равных правовых возможностей»*(1).
Задолженность по уплате налогов (сборов) представляет собой денежные обязательства ликвидируемой организации. Кредитором ликвидируемой организации по налоговым требованиям выступает налоговый орган.
Таким образом, нахождение организации в процессе ликвидации означает, что налоговый орган утрачивает право принудительного взыскания налога с ликвидируемой организации в соответствии со статьями 46, 47 НК РФ.
Как указано в постановлении ФАС Поволжского округа от 30 ноября 2010 г. по делу N А65-7926/2010, «положения статьи 49 Кодекса и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований последних.
Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями общества решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесении налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства, влечет за собой нарушение прав ликвидируемого юридического лица, нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика».
Процедура бесспорного взыскания налога представляет собой определенную последовательность действий налогового органа. Начало процедуры бесспорного взыскания налога — предъявление налогоплательщику требования об уплате налога*(2). Выставление требования об уплате налога (сбора), пени в период нахождения общества в стадии ликвидации не соответствует нормам налогового и гражданского законодательства, нарушает права организации, находящейся в процессе ликвидации, и права ее кредиторов.
Между тем по данному вопросу имеется противоречивая судебно-арбитражная практика. Так, суд посчитал, что налоговый орган вправе направить требования об уплате налога в адрес ликвидируемой организации. «Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит запрета на выставление в адрес ликвидируемого лица требования об уплате налогов (сборов), пеней в период нахождения организации в стадии ликвидации. Более того, налоговый орган вправе обратиться с требованием об уплате налога к ликвидационной комиссии должника-налогоплательщика»*(3).
Анализ норм налогового законодательства показывает, что в нем не содержится положений об освобождении организации, находящейся в стадии ликвидации, от обязанности уплачивать в установленные сроки обязательные платежи (налоги).
Вместе с тем положения статьи 49 НК РФ устанавливают иной порядок исполнения налоговой обязанности. Налоговые обязательства исполняются в соответствии с очередностью, установленной гражданским законодательством. Налоговый орган не вправе принимать меры по обеспечению уплаты налогов с ликвидируемой организации. Процедура взыскания налога с организации в стадии ликвидации приобретает особый характер.
Налоговый орган как кредитор ликвидируемой организации должен в установленный законом срок предъявить свои требования ликвидационной комиссии для включения их в реестр требований кредиторов в целях обеспечения возможности получить удовлетворение. Требование налогового органа как кредитора, упоминаемое в статьях 63, 64, 855 ГК РФ, не совпадает по смыслу с понятием «требование об уплате налога», употребляемым в статьях 45-48, 69, 70 НК РФ, поскольку данные требования имеют различный характер. Требование об уплате налога представляет собой документ установленной формы, направляемый в случае наличия налоговой недоимки, требование кредитора к ликвидируемой организации представляет собой материально-правовое притязание кредитора к должнику.
Согласно пункту 1 ст. 63 ГК РФ срок для предъявления требований не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания данного срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения (п. 2 ст. 63 ГК РФ).
Ликвидационная комиссия вправе отклонить требования кредитора или уклониться от их рассмотрения. В этом случае налоговый орган в силу пункта 4 ст. 64 ГК РФ вправе обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. Закон устанавливает обязательный досудебный порядок урегулирования спора путем направления требований в ликвидационную комиссию. Данный порядок предусматривает возможность для кредитора обратиться в суд только после обращения с требованием к ликвидатору. Нарушение налоговым органом досудебного порядка исключит удовлетворение иска налоговой службы. Налоговый орган должен также избрать надлежащий способ защиты права. В постановлении ФАС Дальневосточного округа от 15 июня 2011 г. N Ф03-2242/2011, в частности, говорится: «Рассматривая требования ФНС России о признании незаконными действий ликвидационной комиссии по невключению задолженности УК «Владгосцирк» перед бюджетом в ликвидационный баланс и об обязании исполнить данную обязанность, арбитражные суды обеих инстанций правильно исходили из того, что возможность защиты прав кредитора при ликвидации юридического лица подобными способами не предусмотрена статьями 12, 64 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В связи с этим требования в указанной части обоснованно оставлены судами без удовлетворения, и доводов, опровергающих правильность вывода судов об избрании ФНС России ненадлежащего способа защиты посредством предъявления таких требований с точки зрения приведенных выше норм права, кассационная жалоба не содержит».
Налоговый орган в случае отклонения ликвидационной комиссией требований к должнику вправе предъявить исковое заявление о взыскании задолженности по налогам, пеням и штрафам за счет оставшегося имущества ликвидируемого должника. Заявление должно быть подано налоговой службой в пределах общих сроков, установленных налоговым законодательством для обращения в суд с иском о взыскании налоговой задолженности.
Налоговые органы не вправе отказывать в регистрации ликвидации организации по причине наличия задолженности перед бюджетом, которая не может быть взыскана ввиду пропуска срока на принудительное взыскание налога. «. Налоговый орган принял решение об отказе в государственной регистрации ликвидации Учреждения. Основанием для принятия решения послужило представление ликвидационного баланса, не отражающего сумму фактической задолженности перед бюджетом.
Не согласившись с отказом в регистрации, Учреждение оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды обеих инстанций исходили, в том числе из того что, во-первых, Учреждением были представлены все необходимые документы для государственной регистрации; во-вторых, налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих размер неотраженной в ликвидационном балансе задолженности; в-третьих, срок принудительного взыскания задолженности истек»*(7).
В случае ликвидации организации снятие с налогового учета осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц в порядке, установленном Правительством РФ (п. 5 ст. 84 НК РФ).
Согласно абзацу первому п. 4 ст. 49 НК РФ в случае, если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных налогов и сборов, то указанные суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам налоговым органом в порядке, установленном главой 12 НК РФ. «В случае отсутствия у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также по уплате пеней и штрафов сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) подлежит возврату этой организации не позднее одного месяца со дня подачи заявления налогоплательщика-организации.
Следовательно, при наличии у ликвидируемой организации недоимки по налогам сумма излишне уплаченного налога не подлежит возврату ликвидируемой организации»*(8).
Налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет имеющейся переплаты по налогам у ликвидируемой организации в счет исполнения налоговых обязательств. Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов (пеней, штрафов) распределяется пропорционально недоимке по иным налогам, сборам и задолженности ликвидируемой организации по пеням, штрафам, подлежащим уплате (взысканию) в бюджетную систему Российской Федерации, контроль за исчислением и уплатой которых возложен на налоговые органы.
Пунктом 2 ст. 49 НК РФ предусмотрена дополнительная ответственность перед бюджетом участников (учредителей) ликвидируемой организации по налоговым обязательствам организации: «Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов, остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленном законодательством Российской Федерации».
член Адвокатской палаты,
«Адвокат», N 7, июль 2012 г.
*(1) Постановление ФАС Уральского округа от 9 сентября 2009 г. N Ф09-6654/09-С2.
*(2) Постановление ФАС Московского округа от 10 августа 2011 г. N КА-А40/8493-11-2-Б.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://base.garant.ru/57856401/

Юрист в области административного права.
Стаж: 17 лет.