Ведение налогового учета по федеральным налогам

Полезная информация на тему: "Ведение налогового учета по федеральным налогам". На сайте собрана и преподнесена в удобном виде тематическая информация. Актуальность ее в 2023 году вы можете проверить, обратившись к дежурному консультанту.

Статья 313. Налоговый учет. Общие положения

Статья 313. Налоговый учет. Общие положения

ГАРАНТ:

См. Информационное сообщение МНС РФ от 19 декабря 2001 г. «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового Кодекса Российской Федерации»

Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

Налоговый учет — система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета.

ГАРАНТ:

См. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденное приказом Минфина РФ от 19 ноября 2002 г. N 114н

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.

Изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Решение о внесении изменений в учетную политику для целей налогообложения при изменении применяемых методов учета принимается с начала нового налогового периода, а при изменении законодательства о налогах и сборах не ранее чем с момента вступления в силу изменений норм указанного законодательства.

В случае, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы.

Формы аналитических регистров налогового учета для определения налоговой базы, являющиеся документами для налогового учета, в обязательном порядке должны содержать следующие реквизиты:

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись (расшифровку подписи) лица, ответственного за составление указанных регистров.

Содержание данных налогового учета (в том числе данных первичных документов) является налоговой тайной. Лица, получившие доступ к информации, содержащейся в данных налогового учета, обязаны хранить налоговую тайну. За ее разглашение они несут ответственность, установленную действующим законодательством.

Источник: http://base.garant.ru/10900200/ce6a8d60ec7b93c60841ff43d58e7895/

Налоговый учет

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным налоговым кодексом Российской Федерации.

Ведение налогового учета входит в обязанность всех компаний, в том числе применяющих специальные налоговые режимы.

Именно налоговый учет дает возможность формирования полной и достоверной информации о порядке учета в целях налогообложения хозяйственных операций.

Налоговый учёт ведется в специальных формах — налоговых регистрах.

Организации — налогоплательщики самостоятельно формируют свою систему налогового учета.

Порядок ведения налогового учета должен быть прописан в учетной политике для целей налогообложения, которая утверждается приказом (распоряжением) руководителя компании и является основным документом, необходимым для исчисления налогов.

Целями налогового учёта являются:

1) формирование полной и достоверной информации о суммах доходов и расходов налогоплательщика, определяющих размер налоговой базы отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты налога в бюджет;

3) обеспечение внутренних пользователей информацией, позволяющей минимизировать свои налоговые риски и оптимизировать налоги.

При этом внутренним пользователем информации является администрация организации.

Внешними пользователями информации являются налоговые органы, которые производят оценку правильности формирования налоговой базы, налоговых расчётов, а также осуществляют контроль за поступлением налогов в бюджет.

Средством достижения цели налогового учёта является группировка данных первичных документов.

Налоговый учёт состоит только из этапа обобщения информации. Сбор и регистрация информации путём её документирования осуществляется в системе бухгалтерского учёта.

Данные налогового учета должны содержать следующую информацию:

порядок формирования суммы доходов и расходов;

порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

порядок формирования сумм создаваемых резервов;

сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Подтверждением данных налогового учета выступают:

первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

аналитические регистры налогового учета;

расчет налоговой базы.

Одной из главных задач налогового учёта является определение суммы платежей в бюджет и задолженности перед бюджетом по налогам на определённую дату.

Предметом налогового учёта выступают производственная и непроизводственная деятельность предприятия, в результате чего у налогоплательщика возникают обязательства по исчислению и уплате налога.

Налоговым кодексом РФ определены следующие принципы ведения налогового учета:

Читайте так же:  Пенсия по выслуге лет учителям таблица

принцип денежного измерения. В налоговом учёте отражается информация о доходах и расходах, представленных, прежде всего, в денежном выражении;

принцип имущественной обособленности. Имущество, являющееся собственностью организации, учитывается обособленно от имущества других юридических лиц, находящееся у данной организации.

принцип непрерывности деятельности организации. Учёт должен вестись непрерывно с момента её регистрации в качестве юридического лица до её реорганизации или ликвидации.;

принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности. Принцип временной определённости фактов хозяйственной деятельности является доминирующим. Доходы признаются в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества или имущественных прав (принцип начисления). Расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчётном (налоговом) периоде, к которому они относятся независимо от времени фактической выплаты денежных средств или иной формы оплаты.;

принцип последовательности применения норм и правил налогового учёта. Нормы и правила должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому. Этот принцип распространяется на все объекты налогового учёта;

принцип равномерности признания доходов и расходов. Данный принцип предполагает отражение для целей налогообложения расходов в том же отчётном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Существуют следующие варианты ведения налогового учёта:

налоговый учет ведется отдельно от бухгалтерского учета. Этот вариант наиболее целесообразен для использования в крупных компаниях, где такой учет ведется в специальном подразделении организации;

налоговый учет ведется на базе бухгалтерского учета, что предполагает максимальное сближение налогового и бухгалтерского учета, специальные налоговые регистры ведутся лишь в тех случаях, когда налоговое законодательство предусматривает иные правила учета;

налоговый учет ведется способом корректировки данных бухгалтерского учета: в налоговых регистрах отражается лишь разница между данными бухгалтерского и налогового учета в тех ситуациях, когда такие отклонения возникают;

  • налоговый учет ведется в специальном налоговом плане счетов. Данный способ предполагает разработку и введение дополнительных счетов налогового учета к рабочему плану счетов. Этот способ является наиболее оптимальным и чаще всего используется в небольших и средних организациях.
  • Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Источник: http://www.audit-it.ru/terms/taxation/nalogovyy_uchet.html

    Счет 68 в бухгалтерском учете

    Уплачивать законно установленные налоги – обязанность налогоплательщиков (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). А как начисление тех или иных налогов отражать в бухгалтерском учете? Расскажем об этом в нашей консультации.

    Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам»

    Планом счетов бухгалтерского учета и Инструкцией по его применению (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н) для обобщения информации о расчетах с бюджетом по налогам и сборам предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». По кредиту счета 68 в бухгалтерском учете отражаются начисленные или удержанные суммы налогов и сборов, а по дебету – суммы, фактически перечисленные в бюджет или иным образом уменьшающие задолженность перед ним.

    Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Это достигается, как правило, путем открытия отдельных субсчетов к счету 68.

    Представим в таблицах наиболее типичные бухгалтерские проводки по начислению налогов или их удержанию, а также уменьшению задолженности по налогам перед бюджетом (кроме оплаты). Оплата налогов отражается независимо от вида налогов так:

    Дебет счета 68 – Кредит счетов 50 «Касса», 51 «Расчетные счета»

    В том случае, когда в таблице приведено несколько дебетуемых счетов, это означает, что тип бухгалтерской записи зависит от особенностей конкретных хозяйственных операций, специфики деятельности организации и положений ее Учетной политики для целей бухгалтерского учета.

    Проводки по налогам и сборам представим в разрезе типичных федеральных, региональных и местных налогов ( ст. 13-15 НК РФ).

    Федеральные налоги

    Операция Дебет счета Кредит счета
    НДС Начислен НДС при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг) 90 «Продажи», субсчет «НДС» 68 Начислен НДС от прочих операций 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет «НДС» Начислен НДС с полученного аванса 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по НДС с авансов полученных», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», субсчет «Авансы полученные» Начислен НДС на стоимость выполненных СМР для собственного потребления 19 «НДС по приобретенным ценностям» Исчислен таможенный НДС 19 76, 68 Восстановлен НДС 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76, 91 и др. 68 Удержан НДС налоговым агентом 60, 76 Принят НДС к вычету 68 19, 76, 62 НДФЛ Удержан НДФЛ из заработной платы работников 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» 68 Удержан НДФЛ из прочих доходов работников 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» Удержан НДФЛ из дивидендов 75 «Расчеты с учредителями» Налог на прибыль организаций Начислен налог на прибыль 99 «Прибыли и убытки» 68 Удержан налог на прибыль налоговым агентом 76, 60 Государственная пошлина Начислена госпошлина 08, 26, 44, 91 и др. 68

    Также к федеральным обязательным платежам, взимаемым на основании НК РФ, с 01.01.2017 отнесены страховые взносы (ст. 18.1 НК РФ). Для учета страховых взносов Планом счетов предусмотрен счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Бухгалтерские проводки по зарплате и налогам с них можно посмотреть в наших отдельных материалах.

    Источник: http://glavkniga.ru/situations/k503383

    Организация налогового учета на предприятии

    Что понимается под налоговым учетом в организации, какова его сущность и в чем состоят его функции, мы рассказывали в нашей консультации. О порядке ведения налогового учета расскажем в этом материале.

    Ведение налогового учета

    Мы отмечали, что в основном своем значении под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Именно в этом смысле термин «налоговый учет» используется в НК РФ. Однако на практике налоговый учет ведется не только по налогу на прибыль, но и иным налогам, сборам, страховым взносам. Так, организации ведут налоговый учет, к примеру, по НДС и УСН, ЕНВД и НДФЛ.

    Читайте так же:  Приказ минфина об формах в налоговую

    При этом применяемые организацией принципы ведения налогового учета должны обеспечивать полноту и достоверность определения налогооблагаемых показателей с учетом требования рациональности.

    Конкретные варианты ведения налогового учета устанавливаются организацией в том случае, когда отдельные вопросы не урегулированы на должном уровне либо действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность. Выбранные правила организации учета по налогам и сборам утверждаются в налоговой Учетной политике, которая может быть как частью общей Учетной политики организации, так и отдельным документом – Учетной политикой для целей налогообложения.

    Поскольку налоговый учет и налоговое планирование в организации находятся в тесной взаимосвязи, анализ применяемых способов и правил налогового учета может вести к их пересмотру и утверждению новых. Однако необходимо учитывать ограничения, которые накладывает налоговое законодательство на изменение применяемых организацией способов и правил в налоговом учете. Так, к примеру, переход с нелинейного метода начисления амортизации основных средств на линейный метод допускается не чаще 1 раза в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

    Налоговый учет в организации на примере

    Когда конкретные способы и формы ведения налогового учета не предусмотрены, организация вправе выбирать самостоятельно наиболее удобные для нее с учетом специфики деятельности и особенностей функционирования. При этом, к примеру, для целей ведения налогового учета по налогу на прибыль организация может воспользоваться Рекомендациями МНС РФ «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

    В этих рекомендациях, в частности, приводятся формы регистров, которые плательщик налога на прибыль может применять при ведении налогового учета.

    Примеры того, чтобы надо закрепить в налоговой Учетной политике, можно найти в нашем Конструкторе учетной политики.

    Источник: http://glavkniga.ru/situations/k504113

    Налоговый учет

    Понятие налогового учета приведено в ст. 313 НК РФ. Так, указано, что налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

    В то же время в более широком смысле налоговый учет является системой определения облагаемой базы по всем налогам, сборам, страховым взносам, предусмотренным налоговым законодательством РФ. Именно поэтому нормативное регулирование налогового учета в РФ не ограничено лишь главой 25 «Налог на прибыль» НК РФ, а включает в себя весь спектр налогового законодательства, в т.ч. НК РФ и принятых в соответствии с ним региональных и местных нормативных актов в области налогообложения. И поэтому в учетной политике организации в целях налогообложения вопросы учета налогов и сборов не ограничиваются одним лишь налогом на прибыль. Налоговая учетная политика дополняет правовые основы налогового учета определенного налогоплательщика, устанавливая конкретные способы и приемы ведения налогового учета в тех случаях, когда по тем или иным вопросам предусмотрена вариативность или какие-то аспекты не урегулированы нормативно на должном уровне, а отданы на усмотрение организации.

    Для чего нужен налоговый учет?

    Налоговый учет предназначен для того, чтобы налогоплательщик смог правильно рассчитать свои налоговые обязательства. Ведь порядок исчисления и уплаты налогов, сборов и страховых взносов определяется правилами не бухгалтерского, а налогового учета. Поэтому если не вести налоговый учет, т. е. не определять объект налогообложения, не исчислять налоговую базу, не руководствоваться предусмотренным налоговым законодательством порядком исчисления налогов, а также не соблюдать порядок и сроки уплаты налога, налогоплательщик не сможет выполнять свою главную обязанность – уплачивать законно установленные налоги (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ).

    Функции налогового учета

    В системе налогового учета выделают, как правило, 3 основные функции:

    Сущность фискальной функции состоит в том, что благодаря правильной постановке и ведению налогового учета выполняется основное назначение налогов – пополнение доходной части бюджета для обеспечения возложенных на государство задач.

    Информационная функция налогового учета состоит в предоставлении информации как для самого налогоплательщика, так и для налоговых органов о правильности и полноте исчисления налогов, сборов и страховых взносов, а также о финансовом положении налогоплательщика.

    Путем составления и представления налоговой отчетности обеспечивается возможность контроля данных налогового учета и взаимной сверки и сопоставления показателей между собой. В этом заключается контрольная функция налогового учета.

    Источник: http://glavkniga.ru/situations/k504106

    Учет федеральных налогов

    Статью подготовила начальник отдела по формированию налоговой отчетности Железнова Яна Константиновна. Связаться с автором

    Вернуться назад на Федеральные налоги

    Налог на добавленную стоимость

    Важнейшим из косвенных налогов, взимаемых с юридических лиц, является налог на добавленную стоимость. Налогообложение добавленной стоимости обеспечивает более 45% поступлений в бюджет.

    Налог на добавленную стоимость (НДС) представляет собой форму изъятия в бюджет добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и обращения.

    Налог на добавленную стоимость установлен главой 21 Налогового кодекса РФ.

    Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все организации и индивидуальные покупатели, которые в соответствии со статьей 144 НК РФ подлежат обязательной постановке на учет в налоговом органе.

    Налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по форме, утвержденной Приказом МНС РФ № БГ-3-03/338, в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

    Налогоплательщики, уплачивающие налог ежеквартально, представляют налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

    НДС взимается по следующим ставкам:

    0% — при реализации за границу РФ в виде экспорта;
    10% — по продовольственным товарам и товарам для детей;
    18 % — по остальным товарам (работам и услугам), включая подакцизные и продовольственные.

    В бухгалтерском учете по НДС делаются следующие записи.

    По операциям, связанным с продажей товаров, продукции, работ и услуг, а также прочего имущества:

    Д-т сч. 90 К-т сч. 68 — на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг;
    Д-т сч. 91 К-т сч. 68 — на сумму НДС, причитающуюся к уплате в бюджет, от стоимости выручки от продажи основных средств, нематериальных и прочих активов, а также от их безвозмездной передачи.

    Читайте так же:  Пенсионный депозит в сбербанке проценты

    При определении для целей налогообложения выручки от продаж товаров, продукции, работ и услуг, а также иного имущества по оплате обязательства по НДС перед бюджетом учитываются в следующем порядке:

    а) Д-т сч. 90, 91 К-т сч. 76 — отражена задолженность по НДС от стоимости проданной продукции, товаров и передаваемого имущества в неоплаченной их части;
    б) Д-т сч. 76 К-т сч. 68 — отражена задолженность бюджету по НДС по поступлении денежных средств в оплату отгруженных объектов сделки.

    По прочим операциям:

    Д-т сч. 62 К-т сч. 68 — начислен НДС от суммы авансов полученных;
    Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — уменьшена сумма НДС, подлежащая перечислению в бюджет, на суммы, уплаченные ранее по материальным ценностям, работам и услугам;
    Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — уменьшен налог, подлежащий перечислению, на суммы НДС, уплаченные на таможне по материальным ценностям, полученным по импорту;
    Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — уменьшен налог, подлежащий перечислению, на суммы НДС по материальным ценностям, в оплату которых передан вексель по индоссаменту;
    Д-т сч. 68 К-т сч. 62 — восстановлена сумма аванса по продаже продукции, работ и услуг в счет полученного аванса;
    Д-т сч. 91 К-т сч. 19 — списан НДС, уплаченный по лимитированным расходам (подготовка кадров, командировочные расходы, реклама), отнесенным на себестоимость продукции (работ, услуг), сверх установленного лимита.

    Как и налог на добавленную стоимость, акцизы являются косвенным налогом, который увеличивает цену товара и поэтому оплачивается потребителем. Однако если налогом на добавленную стоимость облагается часть стоимости товара, то акцизом облагается вся стоимость товара, включая материальные затраты.

    Акцизы устанавливаются на высокорентабельные товары, пользующиеся постоянным спросом, что позволяет изымать в доход государства полученную их производителями сверхприбыль.

    Порядок учета расчетов по акцизам определен главой 22 Налогового кодекса РФ.

    Согласно пункту 2 статьи 179 НК РФ плательщиками акцизов признаются организации или иные лица, если они совершают операции, подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 «Акцизы» НК РФ.

    Налогоплательщики обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения, а также по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения налоговую декларацию в части осуществляемой ими фактической реализации подакцизных товаров за налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, а при осуществлении деятельности по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовой торговли — не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным по форме утвержденной Приказом МНСРФ № БГ-3-03/3. При заполнении декларации следует руководствоваться Инструкцией утвержденной Приказом МНС РФ № БГ-3-03/51.

    Организации являются плательщиками акцизов с производимых и продаваемых ими отдельных видов товаров согласно их перечню, установленному законодательством. Порядок исчисления и уплаты акцизов регламентируется налоговым законодательством.

    При этом делаются следующие бухгалтерские записи:

    Видео (кликните для воспроизведения).

    а) Д-т сч. 90 К-т сч. 68 — на сумму акцизов по товарам, проданным на сторону
    или
    Д-т сч. 90 К-т сч. 76 — на сумму акцизов по товарам, проданным на сторону, в части неоплаченной выручки при ее определении для целей налогообложения по оплате;
    б) Д-т сч. 20 К-т сч. 68 — на сумму акцизов по товарам, использованным в собственном производстве;
    в) Д-т сч. 68 К-т сч. 51, 52 — перечислена задолженность в бюджет
    или
    Д-т сч. 97 К-т сч. 51 — перечислена сумма акцизов в бюджет авансом;
    Д-т сч. 68 К-т сч. 97 — списан аванс по продаже подакцизных товаров;
    г) Д-т сч. 19 К-т сч. 60 — отражены акцизы, уплаченные по подакцизным товарам, использованным в качестве сырья для производства других подакцизных товаров;
    д) Д-т сч. 68 К-т сч. 19 — зачет акцизов по мере списания на производство подакцизных товаров.

    В бухгалтерском учете делаются следующие записи.

    А. По экспорту товаров
    Д-т сч. 44 и др. К-т сч. 68 — отражена задолженность бюджету по таможенной пошлине на дату представления грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению;
    Д-т сч. 68 К-т сч. 51, 52 — погашена задолженность.
    Б. По импорту товаров
    Д-т сч. 07, 10, 41 К-т сч. 68 — отражена задолженность бюджету по таможенной пошлине на дату представления грузовой таможенной декларации к таможенному оформлению;
    Д-т сч. 68 К-т сч. 51, 52 — погашена задолженность.

    Налог на добычу полезных ископаемых

    Объектом обложения является стоимость проданного сырья и продукции, полученных из полезных ископаемых.

    Делаются бухгалтерские записи на счетах:

    а) Д-т сч. 20, 23, 25 К-т сч. 68 — отражена задолженность по платежам в бюджет;
    б) Д-т сч. 68 К-т сч. 51, 52 — перечислена задолженность в бюджет.

    Налог на прибыль

    Налогоплательщиками налога на прибыль организаций (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются:

    — российские организации;
    — иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в Российской Федерации.

    Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

    Прибылью в целях настоящей главы признается:

    1) для российских организаций — полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов, определяемых в соответствии с настоящей главой;
    2) для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, — полученный через эти постоянные представительства доход, уменьшенный на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, определяемых в соответствии с настоящей главой;
    3) для иных иностранных организаций — доход, полученный от источников в Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются в соответствии со статьей 309 настоящего Кодекса.

    По учету налога на прибыль делаются следующие бухгалтерские записи:

    а) Д-т сч. 99 К-т сч. 68 — на сумму налога, причитающегося по расчету к уплате в бюджет;
    Д-т сч. 91 К-т сч. 68 — на сумму налога с безвозмездно полученного имущества и денежных средств;
    Д-т сч. 68 К-т сч. 51, 52 — перечислены денежные средства в погашение задолженности;
    б) Д-т сч. 84 К-т сч. 75 — отражены суммы дивидендов, начисленных юридическим и физическим лицам, не являющимся работниками организации;
    Д-т сч. 75 К-т сч. 68 — отражена задолженность бюджету по налогу на прибыль по ставке 15%, за исключением суммы дивидендов по акциям, принадлежащим государству;
    Д-т сч. 75 К-т сч. 70 — отражена начисленная сумма дивидендов физическим лицам — работникам организации;
    Д-т сч. 70 К-т сч. 68 — отражена задолженность бюджету по налогу на доходы физических лиц;
    г) Д-т сч. 75 К-т сч. 51 — перечислены дивиденды акционерам — юридическим и физическим лицам — не работникам организации.

    Читайте так же:  Высчитываются ли алименты с премии

    Налог на доходы физических лиц

    Налогоплательщиками налога на доходы физических лиц (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

    Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками:

    1) от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации — для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации;
    2) от источников в Российской Федерации — для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.

    При начислении налога по месту выдачи заработной платы работникам (одновременно с начислением оплаты труда) в организации делается запись в учете по дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». По перечислении налога в учете счет 68 дебетуется в корреспонденции со счетами учета денежных средств.

    Налог на операции с ценными бумагами

    Делаются следующие бухгалтерские записи:

    а) Д-т сч. 04 К-т сч. 68 — начислен налог в инвестиционных фондах и страховых компаниях при первоначальной эмиссии ценных бумаг;
    б) Д-т сч. 26 К-т сч. 68 — начислен налог в инвестиционных фондах и страховых компаниях при увеличении размеров уставного капитала;
    в) Д-т сч. 91 К-т сч. 68 — начислен налог в организациях других организационно — правовых форм;
    г) Д-т сч. 68 К-т сч. 51 — перечислен налог в бюджет.

    Платежи за пользование природными ресурсами и за выбросы и сбросы загрязняющих веществ.

    Делаются следующие бухгалтерские записи:

    а) Д-т сч. 08 К-т сч. 68 — начислен налог по работам капитального характера;
    б) Д-т сч. 20, 23 и др. К-т сч. 68 — начислен налог в пределах лимитов по обычным видам и предметам деятельности организации;
    в) Д-т сч. 91 К-т сч. 68 — начислен налог сверх лимитов;
    г) Д-т сч. 68 К-т сч. 51 — перечислены платежи в бюджет.

    Налоговый доход
    Налоговый кодекс РФ
    Налоговый контроль
    Налоговый учет
    Налоговое обязательство

    Источник: http://center-yf.ru/data/nalog/uchet-federalnyh-nalogov.php

    Ведение налогового учета по федеральным налогам

    Налоговый учет по НДС состоит из следующих элементов:

    — ведение журналов регистрации выставленных и полученных счетов-фактур;

    — составление книги продаж и книги покупок;

    — организация аналитического учета на балансовых счетах по учету налоговой базы (в разрезе налоговых ставок);

    — организация аналитического учета на балансовых счетах «входного» НДС;

    — обособленный учет принятого к вычету НДС с авансов уплаченных;

    — организация раздельного учета «входного» НДС при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций и (или) видов деятельности;

    — учет исчисленного НДС, в том числе обособленно – НДС с авансов полученных. Разд. 3 стр. 070 декларации НДС ( приложение)

    Информация об аналитическом учете на балансовых счетах содержится в рабочем плане счетов, утвержденном в составе бухгалтерской учетной политики.

    Налогоплательщики исчисляют налоговую базу налога на прибыль по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

    Подтверждением данных налогового учета являются:

    — первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

    — аналитические регистры налогового учета;

    -расчет налоговой базы.

    Статьей 313 НК РФ установлены общие правила для ведения налогового учета:

    — система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому;

    — порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения;

    — изменение (или дополнение) порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется налогоплательщиком:

    а) в случае изменения законодательства о налогах и сборах (в порядке, установленном соответствующими законами);

    б) при изменении применяемых методов учета (только с начала нового налогового периода);

    в) когда налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности (с даты начала осуществления новой деятельности).

    В качестве регистров налогового учета могут использоваться те регистры бухгалтерского учета, которые содержат информацию, достаточную для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.

    В связи с различиями в бухгалтерском и налоговом учете бухгалтерские регистры должны быть дополнены специальными налоговыми регистрами.

    В любом случае и специальные налоговые регистры, и бухгалтерские регистры, которые применяются для исчисления налоговой базы по налогу на прибыль, должны отвечать общим требованиям, установленным ст.313 и 314 НК РФ для аналитических налоговых регистров.

    В частности, в ст.313 НК РФ установлен следующий перечень обязательных реквизитов для аналитических регистров налогового учета:

    — период (дата) составления;

    — измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

    — наименование хозяйственных операций;

    — подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистров.

    В налоговых регистрах должны быть отражены следующие данные:

    — порядок формирования суммы доходов и расходов;

    — порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

    — сумма остатка расходов (убытков), подлежащая отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

    — порядок формирования сумм создаваемых резервов;

    — сумма задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

    Применяемые аналитические регистры налогового учета (специальные налоговые регистры и регистры бухгалтерского учета) должны быть приведены в приложениях к налоговой учетной политике. В налоговой учетной политике также устанавливают порядок отражения в регистрах данных налогового учета и первичных документов ( приложение).

    Читайте так же:  Доля расходов в доходах по налогу

    Источник: http://lektsia.com/15xdcf1.html

    Федеральные налоги

    Налоговое законодательство Российской Федерации построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории страны.

    Виды налогов и сборов, которые могут удерживаться на территории государства, устанавливаются и изменяются Налоговым кодексом РФ. В этом же нормативном акте расписано, какие налоги и сборы к какому уровню налоговой системы относятся.

    Так, Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов Федерации и местный.

    Каждый вид налога отнесен к тому или иному уровню исходя из объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, государственные органы субъектов Российской Федерации или муниципальные образования.

    К федеральным налогам и сборам относятся:

    налог на добавленную стоимость;

    налог на доходы физических лиц;

    налог на прибыль организаций;

    налог на добычу полезных ископаемых;

    сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

    При этом отличие налогов от сборов заключается в том, что налоги уплачиваются безвозмездно, а при уплате сбора лицо получает взамен определенную услугу, предоставить которую вправе только государственный орган.

    Федеральные налоги устанавливаются законами Российской Федерации и подлежат взиманию на всей ее территории.

    Льготы по ним закрепляются только федеральными законами, но органы представительной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты.

    По общему правилу ставки федеральных налогов определяются Федеральным Собранием, однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов, минерального сырья и таможенных пошлин устанавливаются Правительством РФ.

    Механизм исчисления федеральных налогов и сборов

    Для каждого вида федеральных налогов и сборов устанавливается свой круг налогоплательщиков.

    Это могут быть физические и юридические лица, а также индивидуальные предприниматели.

    В законе также могут указываться категории лиц, которые не могут рассматриваться как налогоплательщики конкретного налога и сбора.

    Чтобы правильно определить объект налогообложения, используются нормы НК РФ.

    Объект налогообложения большинства федеральных налогов с организаций так или иначе связан с операциями реализации товаров (работ, услуг), имущества и имущественных прав.

    В НК РФ также указываются операции, освобождаемые от налогообложения.

    Если у лица существует обязанность по уплате определенного налога или сбора и присутствует объект налогообложения, ему необходимо самостоятельно рассчитать сумму, подлежащую уплате в бюджет.

    Для этого определяется налоговая база, налоговая ставка берется из кодекса и производится расчет.

    Если у налогоплательщика есть право на налоговую льготу, то он указывает и это.

    Расчет налога происходит по формуле:

    налоговая база Х налоговая ставка.

    Каждый вид федерального налога или сбора считается по своим правилам.

    Все эти правила детально прописаны в Налоговом кодексе РФ.

    Кроме этого, существуют различные разъяснения ФНС.

    Порядок уплаты налогов и сборов

    Если исчисление налога происходит за определенный налоговый период, то и для его уплаты отведены специальные сроки.

    Универсальных сроков для уплаты федеральных налогов и сборов не существует.

    Каждый раз необходимо сверяться с нормами НК РФ.

    При этом могут использоваться привязки к календарным датам или целому периоду времени, а также указания на конкретное событие или действие.

    Не всегда налогоплательщик сам определяет дату платежа. Когда расчет суммы налога лежит на налоговой службе, то обязанность перечислить деньги в бюджет возникает только после получения уведомления.

    Но один принцип уплаты налогов неизменен: за просрочку назначаются штрафные санкции. И налогоплательщик будет обязан перечислить в бюджет не только сумму налога, но и дополнительные платежи, такие как штрафы и пени.

    При невыполнении требования налоговой инспекции средства для погашения задолженности будут взыскиваться принудительно.

    Для этого деньги разыскиваются на счетах должника, а если их недостаточно, то реализуется его имущество.

    Специальные налоговые режимы

    Специальные налоговые режимы могут предусматривать федеральные налоги, не указанные выше, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов.

    Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН

    Единый сельскохозяйственный налог — ЕСХН — представляет собой систему налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей, являющихся сельхозпроизводителями. Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

    Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Ставка налога составляет 6 процентов.

    Упрощенная система налогообложения — УСН

    Упрощенная система налогообложения — УСН — может применяться организациями и индивидуальными предпринимателями.

    Ставка налога в случае налогообложения доходов составляет 6%, а при выборе объектом налогообложения «доходы минус расходы» — 15%.

    Налогоплательщики обязаны вести учет операций для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов.

    Налогоплательщики, применяющие данный налоговый режим, освобождаются от уплаты налогов на прибыль, имущество и НДС.

    Единый налог на вмененный доход — ЕНВД

    Данная система налогообложения применяется для отдельных видов деятельности: бытовые услуги, автотранспортные услуги, розничная торговля, общественное питание и т.п.

    Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.

    Уплата организациями единого налога предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, за исключением объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом).

    Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Источник: http://www.audit-it.ru/terms/taxation/federalnye_nalogi.html

    Ведение налогового учета по федеральным налогам
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here