В каком году началась пенсионная реформа

Полезная информация на тему: "В каком году началась пенсионная реформа". На сайте собрана и преподнесена в удобном виде тематическая информация. Актуальность ее в 2020 году вы можете проверить, обратившись к дежурному консультанту.

Вымирающая Россия вынудит Кремль еще раз вернуться к вопросу пенсионного возраста

Демографический кризис ставит под удар всю пенсионную систему страны

Россиянам среднего возраста есть от чего впасть в уныние. О достойном пенсионном обеспечении в старости им придется забыть. Это следует из опубликованного демографического прогноза Росстата до 2035 года. Нынешняя власть вряд ли сможет переломить негативную тенденцию.

По расчетам ведомства, через 16 лет Россию ждет неизбежная убыль населения. Это предполагают два из трех сценариев: негативный — сокращение численности населения с нынешних 146 млн человек до 132,2 млн и средний — сокращение до 142,9 млн человек. Оптимистичный сценарий дает рост численности населения до 150 млн. человек.

Таким образом, численность россиян, занятых в экономике, а значит выплачивающих пенсионные взносы в ПФР. Причем, этот процесс будет происходить на фоне роста продолжительности жизни. Росстат прогнозирует ее увеличение до 79,1 лет.

Пожилых будет все больше, а работающих все меньше. Но как тогда будут платить пенсии?! Опять встанет вопрос о повышении пенсионного возраста? Или просто поднимут страховые взносы? В обоих случаях — это вилы.

Профильные ведомства от цифр Росстата уже начало лихорадить. Минтруд — основной «толкатель» пенсионной реформы поспешил оправдаться. Мол, правительство немало делает для изменения демографической картины: ввело ежемесячные выплаты на детей, увеличило на 1 тысячу рублей родовой сертификат, разрешило гасить ипотеку материнским капиталом, строит детсады

Всё так, но где результат? Наш премьер вместе с Путиным у власти уже 20 лет — время жизни целого поколения. Может, все эти меры надо было реализовать в начале 2000-х? Глядишь, и пенсионный возраст поднимать не пришлось бы. Почему тогда не сделали? Не знали, что это необходимо? Не просчитали?

Нельзя сказать, что во власти совсем не понимают проблемы. Так, на днях Валентина Матвиенко заявила, что ставка по ипотеке для многодетных семей в России должна быть нулевой или максимально льготной. Кроме того, государство должно бесплатно предоставлять таким семьям социальное жилье. Увы, но это всего лишь заявление политика. Даже не дискуссия и тем более не закон.

Главный аналитик Центра аналитики и финансовых технологий Антон Быков предвидит увеличение поборов государства с граждан с целью сбалансировать финансовую систему.

— Прогнозы Росстата о предстоящем сокращении численности россиян к 2035 году ничего принципиально нового не несут. Они лишь показывают в цифровой форме, куда нас ведет нынешний социально-экономический курс правительства.

Государство, проводя жесткую финансовую политику, экономит на гражданах, потому что делает ставку на сохранение нынешней экономической модели. Граждане, в свою очередь, чувствуя ухудшение настоящего и понимая бесперспективность будущего, не хотят или не могут, заводить детей. На это накладываются демографические волны, и в результате в долгосрочной перспективе, мы имеем ползучую депопуляцию, с краткосрочными позитивными всплесками.

Для экономики на дистанции от 10 лет это означает неминуемое сокращение и структурное упрощение, потому что экономика — это и есть люди. Их потребление, трудовая и социальная деятельность и создает тот самый валовой внутренний продукт. И если нас становится меньше, то экономика может расти, только за счет опережающего роста производительности труда. Для этого средний уровень образования должен стремительно повышаться, а оборудование на предприятиях повсеместно модернизироваться.

Если бы это происходило, то и демографическая ситуация начала быстро меняться в лучшую сторону. Но ни того, ни другого в нашей стране не происходит, и единственное почему эта ситуация еще не привела к социально-политической трансформации страны, это нефтегазовые доходы. Только за счет них, государство пока еще и может игнорировать все эти катастрофические изменения.

«СП»: — Нефтяное проклятье России. Причем на пенсии нефтяных денег властям жалко…

— Но это «пока» уже в ближайшие пять лет начнет исчезать, именно в этот период потребление нефти достигнет пика, и начнет сокращаться, а вместе с этим государству придется подстраиваться и меняться. К сожалению, это все перспективы, которые начнут обретать явные черты лишь через пять-десять лет, а до этого момента ситуация в России принципиально не изменится. Значит, тренд на снижение социальных расходов государства сохранится, экономика так и будет расти в пределах 1,5% в год, россиян будет становиться все меньше, а благосостояние граждан, скорее всего, останется неизменным, либо немного снизится.

Естественно, это и дальше будет усугублять ситуацию в пенсионной системе России, неминуемо вести к необходимости новых изменений условий пенсионного обеспечения, и к сбору с граждан под различными предлогами дополнительных платежей для балансировки всей финансовой системы страны.

А вот доцент кафедры труда СПбГЭУ Андрей Песоцкий почти верит в возможность россиян самим накопить на достойную пенсию.

— Демографический прогнозы в РФ всегда неутешительны. Будем говорить прямо, без красивых фраз — мы вымираем. Чтобы коренное население воспроизводилось и шло в рост, женщины должны рожать, в среднем, более двух детей. Есть такой показатель — суммарный коэффициент рождаемости, отражающий, сколько детей приходится на одну женщину. В последний раз больше чем 2 он был в советское время.

Пока русские и многие другие народы России малодетны, на их места приходят мигранты. К сожалению, при нынешней политике государства, это естественный процесс. Стране нужны молодые рабочие руки, готовые браться за не самую популярную, низко оплачиваемую работу, а где их взять? Вот и завозят.

«СП»: — Хватит ли пенсионных взносов пенсионерам будущего?

— Естественно, вымирание населения, или, как еще говорят, депопуляция — это вызов для пенсионной системы и, в целом, для механизмов социального обеспечения. Однако, в этом аспекте все не так мрачно — все же пенсии большинства людей (не считая отдельные привилегированные категории) формируются из их личных накоплений за всю жизнь, собираемых государством, поэтому, на пенсии денег должно хватить, ведь мы сами формирует свою пенсию, а не абстрактный государственный бюджет.

«СП»: — Вы верите в ГПП, гарантированный пенсионный продукт, придуманный Минфином? И это после фактической кражи (заморозки) накопительной части пенсий? Не обманут в очередной раз?

Читайте так же:  Платит ли арендодатель налог на аренду

— Гарантированный пенсионный продукт — это один из экспериментов Минфина, носящий по его замыслу, добровольный характер, призванный повысить доверие к пенсионной системе. Тут как раз и кроются подводные камни, вызывающие тревогу граждан, которые разбираются в теме. Вроде как за пенсию каждый человек отвечает сам, но при этом с накопительной частью пенсий государство проделывало странные манипуляции. Заморозка — это все же не совсем кража, но такие шаги вызывают не понимание.

В успех ГПП не очень верится — люди в массе своей очень консервативны к вопросах пенсии, и сторонятся инициатив в этом вопросе. В прошлый раз провалилась идея с негосударственными пенсионными фондами — некоторые из этих фондов просто погорели. Так же, вполне возможно, забуксует и ГПП. Как минимум, на психологическом уроне.

По мнению координатора «Левого фронта», публициста, к. и. н. Алексея Сахнина, решение демографической проблемы и создание в будущем сбалансированной пенсионной системы потребует новых людей во власти. Эти не справятся.

— Существует общепринятая схема — теория демографического перехода, которая заключается в том, что на пути от традиционного аграрного к современному индустриальному обществу происходят серьезные перемены в отношении рождаемости и смертности. По мере урбанизации и стирания гендерных границ в труде женщины рожают меньше, дети перестают быть социальной гарантией и поэтому число детей больше не является инвестицией в будущее. В общих чертах это верно. Но в рамках этой широкой теории есть существенные нюансы, которые меняют многое, если не все.

«СП»: — Что именно?

— Изучая историю Российской империи первой половины 19 века, я обратил внимание, что с начала столетия и до крестьянской реформы доля крепостных крестьян в обществе резко упала. Хотя никаких массовых освобождений крестьян, за исключением экзотических и небольших Эстляндии и Лифляндии, нигде не было. И падает эта доля за счет того, что рождаемость у крепостных была ниже, чем у государственных крестьян, а смертность выше. Если разбирать это по губерниям, то выясняется, что несмотря на отсутствие презервативов и доминирование традиционной религиозной культуры, демографическая динамика очень серьезно зависит от размера барщины или оброка. То есть от социального давления на крестьянство.

Будущее создаем мы сами. Инструментарий, позволяющий существенно корректировать демографические тенденции, имеется. Наше правительство просто не хочет это делать. И использует демографию в числе других аргументов в защиту тезиса Маргарет Тэтчер «альтернативы не существует». Именно демографией объясняли пенсионную реформу и массу других преобразований. Включая оптимизацию школ и больниц, ставящую преграды на пути рождения детей в глубинке.

«СП»: — Последнее — очевидно. Социальная неустроенность и особенно неуверенность в завтрашнем дне отбивает охоту «размножаться». Какое будущее ждет наших детей, беспокоятся потенциальные родители и отказываются становиться родителями…

— Особенно бьет по этому прекарная занятость — нестабильная занятость на временных работах, сезонно, кочующих от проекта к проекту или занятых в рамках платформной экономики таксистами или курьерами. Это происходит во всем мире. Характерный пример — страны Восточной Азии: Тайвань, Южная Корея, Япония.

Еще полвека назад женщины там рожали по 7−8 детей, а сейчас в той же Японии рождаемость ниже, чем в России вдвое. Хотя общество там явно богаче. Раньше там был один из самых стабильных рынков труда с пожизненными контрактами найма, а теперь там 40 процентов прекарно занятых. По статистике, среди молодых японцев от 18 до 40 лет четверть ни разу не занимались сексом. Причем, среди прекарно занятых этот показатель в четыре раза больше, чем среди стабильно занятых…

«СП»: — Как эти проблемы отражаются на пенсионном возрасте?

— Пенсионную реформу проводят сейчас все развитые страны. Только в Швейцарии ее зарубили на референдуме, но страна как-то не рухнула, хотя демографические тенденции там такие же, как везде. Эти реформы выбрасывают на рынок труда дополнительные миллионы рабочих рук. По подсчетам Конфедерации труда, до 2032 года на российском рынке труда высвободится до 15−17 млн. рабочих рук. И это приведет к потере производительности труда. Потому что есть масса дешевой рабочей силы, а рост производительности охранников, водителей просто невозможен. Это все ведет также к архаизации, торможению экономики. В этих условиях никакая даже урезанная солидарная пенсионная система становится невозможна. Поэтому основная цель реформаторов — переложить заботу о собственной старости на плечи самого человека.

И реализация этой логики влияет в свою очередь на демографию. Человек, живущий в нестабильности, получает еще один фактор стресса. Рождение ребенка для него становится синонимом бедности. Есть статистика, что среди семей с одним ребенком четверть находится в бедности, с двумя — половина, с тремя — 75 процентов, с четырьмя — 90 процентов. Сейчас для среднего класса будет выбор: либо делать внос в ПФР, либо рожать детей.

Получается замкнутый круг. Демографическими тенденциями оправдывают социальные реформы, в том числе стратегические, которые только усугубляют эти негативные тенденции.

Источник: http://svpressa.ru/society/article/253056/

Пенсионная реформа: 2020-й станет проклятием для миллионов россиян

«Служил на флоте 3 года. В стаж не включили. Надо было откосить?»

На сайтах юридической поддержке населения и на многочисленных форумах, посвященных пенсионной реформе, фиксируется рост вопросов примерно такого содержания: «В следующем году мне исполнится 60 год (или как вариант 55 лет — для женщин), когда я пойдут на пенсию?».

Несмотря на многочисленные чиновничьи разъяснения, пожилые люди не воспринимают лишенную здравого смысла формулу повышения пенсионного возраста. В голове не укладывается, почему одним предпенсионерам подняли на 6 месяцев, вторым на 18 месяцев, а третьим — на 36 месяцев, если все они, по сути, сверстники. Нет, пожилые люди в курсе «людоедских» нововведений, но такая постановка вопроса означает несогласие и обиду, в том числе и на житейскую несправедливость.

«Моя подруга родилась в декабре 1964 года, а я — в январе 1966 года, причем мы учились в одном классе. Она станет пенсионеркой через полгода, а я — через 5 лет. Где справедливость, „дорогие“ чиновники? Каким местом вы думали, когда устанавливали такие нечестные правила?», — возмущается Галина Ивановна Д., работающая, как и её бывшая одноклассница, кассиром в сетевом магазине.

Читайте так же:  Пенсия за 2 и более детей

Предпенсионерка жалуется на тяжелый труд, обострение хронических заболеваний, маленькую зарплату и мечтает нянчить внука, как только пойдет на заслуженный отдых. Точно так, как и её напарница, которая старше всего на 13 месяцев и которой «сказочно повезло». Одно дело продержаться 6 месяцев, другое — долгих и непредсказуемых 5 лет.

Напомним, в августе прошло года Путин в своем телеобращении к россиянам, сделал «послабления» к пенсионной реформе, которые поделили пожилых людей на тех, кому «немного потерпеть», и на тех, кому «пахать — не перепахать». По сути, глава демократической вроде России своей властью одних помиловал, а других — без вины наказал.

«Предлагаю для граждан, которым предстояло выходить на пенсию по старому законодательству в ближайшие два года, установить особую льготу — право оформить пенсию на шесть месяцев раньше нового пенсионного возраста, — сказал президент — Для примера: человек, который по новому пенсионному возрасту должен будет уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это уже в июле 2019 года. То есть повторю, на 6 месяцев раньше».

Такое президентское решение, в конечном счете, обернулось чудовищной несправедливостью, в результате которой со второго полугодия 2022 года и до 1 января 2024 года в нашей стране вообще не будут оформляться трудовые пенсии. Надо понимать, за это время вполне могут усложниться правила ПФР.

Значит, далеко не факт, что рожденные в 1960 годах и позже вообще дождутся пенсии в обозначенные сроки. Одни умрут — другим предложат поработать еще. Ведь чиновники одним росчерком пера пересмотрели период дожития. Что мешает правительству усложнить, к слову, определение стажа. Например, учитывать только те годы, когда работник отпахал не менее 250 рабочих дней и сформировал индивидуальный пенсионный капитал эквивалентный двум баллам и больше. Иначе, дескать, не получается начислить даже минималку. Тем более, телодвижения в этом направлении уже были.

«Я родился в марте 1960 г. Соответственно, в марте 2020 г. мне будет 60 лет. На сайте госуслуг стаж (учтенный для целей назначения пенсий) 42 г. 5 месяцев. Я обратился в местный ПФР с вопросом, могу ли я досрочно выйти на пенсию. Мне ответили, что служба в армии не засчитывается в страховой стаж, а я, между прочим, служил в ВМФ 3 года. Получается, „откосить“ правильней было бы?», — спрашивает предпенсионер на форуме «Пенсии 1960».

Чиновники — ему: «мил человек, какой стаж? Какая пенсия? Ты же на своем корабле страховые вносы не платил, значит, жди свой срок». И вообще «службу в армии учитывают как принимаемый в пенсионный страховой стаж нестраховой период, исходя из его фактической календарной продолжительности». В итоге мужчина, отдавший три года флоту, выйдет на пенсию на полтора года позже, думая «ничего себе, как меня отматросили».

Как известно, в советское время службу в армии учитывали в трудовом стаже, а сегодня внесена специальная поправка «Для военнослужащих по призыву нахождение в войсках входит в страховой срок только при условии, если до этого времени или сразу после него он имел официальную работу». Если парня взяли сразу после школы, а, отслужив, он не устроился на следующий день на завод, а, к примеру, решил учиьтся в вузе, ПФР не зачтет ему 3 года. Странная, однако, логика у властей.

То, что в результате таких бюрократических игр люди могут остаться без денег в предпенсионном периоде, вообще мало кого из представителей власти волнует. На этот счет у них всегда есть «оригинальные предложения». На том же форуме можно найти такую грустную историю:

«Муж работал несколько лет кочегаром в котельной клуба при администрации села, он 1960 года рождения. Работал по договору на отопительный сезон, а летом состоял на учёте в центре занятости. Когда в августе 2019 г муж пришёл в администрацию вновь устраиваться на работу, глава администрации сказала, что уже набрала рабочих. Муж поехал в центр занятости, ему сказали, что только в апреле следующего года можно встать на учёт. Он остался без средств к существованию».

Что же ему делать? Как жить? А ему в ответ советуют воспользоваться государственной и иной поддержкой личных подсобных хозяйств (ЛПХ). Мол, «поскольку ты — деревенский», разводи кроликов, птицу, свиней. И «будет тебе счастье». Правда, сразу предупреждают, что «по этим программам деньги можно тратить только на развитие ЛПХ — на покупку животных и птицы, кормов для них, устройство сараев и клеток». Нецелевое расходование средств повлечет уголовную ответственность.

То есть обогревать кур можно — себя нельзя! Корм для свиней — это правильно, хлеб для себя — тюрьма. Причем, бывшему кочегару придется конкурировать с промышленным птицеводством или гигантскими свиноводческими комплексами. Думается, что предпенсионер точно знает исход этого предпринимательства. И в самом деле, был бы такой малый бизнес рентабелен — на селе и без «умников» из правительства разводили бы птиц в ЛПХ.

В принципе, по такой же схеме организованы и другие программы «поддержки» предпенсионеров — мнимая забота, очковтирательство и ложные ориентиры.

Надо понимать, что в предстоящий 2020-й год выйти на пенсию по старому законодательству должны люди, которые в массе своей прожили тяжелую жизнь. Достаточно сказать, что в их молодость и зрелость смертность намного превышала рождаемость. Развал СССР, шоковая терапия, грабительская приватизация, закрытие заводов и фабрик, ельцинская гиперинфляция, бандитизм 90-х, тотальные «серые» зарплаты «нулевых», — это далеко не полный перечень событий, которые выпали на их долю. Прибавьте к этому денежные реформы, девальвации, всякие МММ, коллекторов, чтобы понять, как важна для женщин и мужчин пенсия в 55 и 60 лет соответственно.

Если бы у нашей власти была бы совесть, она пощадила бы это измученное поколение. А вводить разные сроки выхода на пенсию вообще является верхом цинизма, деля пожилых людей на «счастливчиков» и «неудачников». Тем более, еще до пенсионной реформы ультраправый либерал Алексей Кудрин предлагал повышать пенсионный возраст каждый год на полгода, растянув этот период на 15 лет. Тем самым, бывший министр финансов и нынешний глава Счетной палаты слал сигнал, что более медленное повышение пенсионного возраста тоже вполне устраивает власть.

Читайте так же:  Накопительная часть пенсии где выгоднее

Вместо этого кабинет Медведева «врезал» по пожилым россиянам, установив «людоедские» темпы — по году в год! В своем желании ухудшить жизнь гражданам нашей стране Дмитрий Анатольевич при полной поддержке Владимира Владимировича «переплюнул» даже Алексея Леонидовича!

Источник: http://svpressa.ru/society/article/250190/

Пенсионная реформа: НПФ будут грабить граждан по новому «плану»

Добровольную накопительную систему примут в пожарном порядке

Итак — свершилось: Минфин и ЦБ раскрыли параметры новой накопительной пенсионной системы. В ближайшее время законопроект «О государственном пенсионном плане» (ГПП) вынесут на публичное обсуждение, а затем внесут в Госдуму.

Заметим: систему переименовали в очередной раз. Ранее она называлась индивидуальный пенсионный капитал, потом — гарантированный пенсионный продукт. Но цель осталась прежней: дать гражданам возможность за счет добровольных личных взносов с зарплат в НПФ копить на будущую пенсию.

Вот ключевые пункты ГПП:

— Участие в ГПП будет добровольным, а стимулировать граждан копить на пенсию власти намерены с помощью налоговых преференций.

— Гражданин сможет не платить НДФЛ (13%) с доходов, которые добровольно перечислит на накопительную часть пенсии, но не более 6% от своего дохода. Если он захочет отложить на пенсию бОльшую сумму, то сможет эти расходы (свыше 6% от дохода) включить в уже существующий социальный налоговый вычет — он ограничен 120 000 рублями в год.

Видео (кликните для воспроизведения).

— Получит льготы и работодатель: если он решит софинансировать накопительную часть пенсии работника, то сможет вычесть эти расходы из базы по налогу на прибыль, но не более 6% от зарплаты сотрудника. Вычет будет увеличиваться на повышающий коэффициент: в первые шесть лет — 1,3, а затем — 1,6. Общая сумма вычета не может превышать 12% от расходов на оплату труда.

— Граждане смогут перевести свои накопления в ГПП через работодателя, подписав с ним договор или лично через Единый портал государственных услуг. Воспользоваться возможностью смогут как наемные работники, так и самозанятые.

— Граждане смогут переводить свои средства по обязательному пенсионному страхованию (ОПС) в ГПП.

— Взнос человек определит сам и сможет менять его размер каждый месяц, а также приостанавливать его уплату. В течение шести месяцев после подачи заявления об участии в ГПП можно передумать и потребовать вернуть уплаченные взносы.

— Накопленная пенсия будет наследоваться и застрахована на сумму до 1,4 млн. рублей.

— НПФ смогут сами без УК управлять деньгами людей, направленными на ГПП, но если у фонда нет аккредитации для работы в обязательной пенсионной системе, он должен будет ее получить.

— НПФ будут обязаны не реже чем раз в пять лет фиксировать сумму пенсионных взносов на счете участника ГПП. Она не может быть меньше суммы поступивших взносов и той, что была на дату последней фиксации.

— Оператором системы станет Национальный расчетный депозитарий: он будет администрировать и контролировать денежные потоки. Его задача — минимизировать роль работодателя в расчете пенсии. НРД будет фиксировать все переводы между пенсионными фондами, через него будут проходить и выплаты накопительной пенсии.

— Человек сможет начать получать накопительную пенсию либо в момент наступления пенсионного возраста, либо по истечении 30 лет с даты начала уплаты первого пенсионного взноса по ГПП. Это будет зависеть от того, какой срок наступит раньше. При этом пенсионная выплата по ГПП будет ежегодно подлежать индексации на уровень инфляции.

На первый взгляд — выглядит неплохо. Однако остался нерешенным ряд важнейших моментов. По мнению аналитиков, сравнивать новую российскую накопительную систему следует с американской системой страхования 401 (К) — по ней в США застрахованы более 70 млн. человек. Так вот, у 401 (К) огромное преимущество: работник может сам у себя из накопленных средств занять — без процентов, в крайних ситуациях. Это — банкротство или болезнь, выходящая за рамки страховки, ипотека, образование детей.

Но главное: системы типа 401 (К) так популярны, потому что в США прогрессивное налогообложение. Американец вправе заслать по 401 (К) на пенсионное страхование 21 тысячу долларов в год (налог с этих денег не взимается). Это часто та сумма, которая отделяет работника от перехода на повышенный норматив прогрессивного налога. Плюс — в Америке пенсионные накопления гарантируются законом о страховании банковских вкладов на солидные 250 тысяч долларов.

В нашем ГПП ничего подобного нет и не будет. Зато со стороны граждан есть огромное недоверие к любой накопительной пенсионной системе. Это значит, что голубая мечта государства — переложить обязанности по пенсионному обеспечению на плечи самих граждан — вряд ли осуществится.

— Новая накопительная система получилась тоже довольно бестолковой и половинчатой, — считает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Да, она включает элементы добровольного страхования накопительного типа. Но гораздо важнее, я считаю, то, чего в ГПП нет. Главное: непонятно, на каких условиях будут переводится в ГПП «замороженные» средства граждан, сделанные по обязательному страхованию накопительного типа в период с 2002 по 2014 годы.

Хотелось бы знать, какие у НПФ результаты инвестирования этих средств за 18 лет (после 2014 года взносы в систему не делались, но деньги по-прежнему инвестировались)? Знать данные не по конкретному гражданину (НПФ сейчас предоставляют такую информацию только лично каждому, по его запросу), а картину в целом. Потому что сейчас об этих результатах вообще ничего не известно.

На мой взгляд, прежде чем вносить новые поправки в пенсионное законодательство, нужно провести общегосударственный аудит работы прежней системы обязательного накопительного пенсионного страхования.

В начале нулевых, напомню, планировалось, что к 2015 году в этой системе будет 10−15 трлн. рублей. Сейчас, если исходить из имеющихся данных, — лишь около 3 трлн. рублей.

Аудит, я считаю, необходим, чтобы с новыми НПФ эта история не повторилась.

Замечу: в рамках ОПС гарантировалась сохранность взносов без ограничений, а вот на инвестиционный доход гарантии не распространялись вовсе. Поэтому НПФ могли эти деньги запросто «потерять». Получалось — откладывать на старость на счет в банке выгоднее. Банки хотя бы платили депозитный процент.

Читайте так же:  Порядок заполнения декларации по упрощенному налогу днр

«СП»: — ГПП предусматривает расширенные налоговые льготы. Это делает новую систему выгодной для работника?

— В ГПП четко сказано одно: отчисления гарантируются в сумме 1,4 млн. рублей. Причем, не только взносов, но и инвестиционного дохода.

Поймите — это очень мало. Если, допустим, речь идет об инвестиционной доходности 6%, то доход с 1,4 миллиона рублей — это 7 тысяч рублей в месяц. На первый взгляд, с учетом, что средняя пенсия на начало 2019 года составляла 14 400 рублей — не так уж мало. Но загвоздка в том, что этот доход работник получит через 20−30 лет. И тогда 7 тысяч рублей, как принято говорить, будут совсем другими деньгами.

Еще очевидный минус — в ГПП нет обязательности участия работодателя. Это очень хорошо, что с взносов работодателя снимается налог на прибыль. Но вот собственные взносы застрахованного, насколько можно судить, освобождаются только от НДФЛ (13%), но не от социальных взносов (30%).

По-хорошему, пусть бы и 30% социальных взносов уходили на счет работника в НПФ, как часть взноса работодателя. Тогда бы получалось так: ты перечисляешь в НПФ 1 рубль — работодатель добавляет 43 копейки. Это уже интересно. А в предлагаемом варианте на 1 рубль работника прибавка от работодателя всего 13 копеек. Тут все просто: 43 копейки — это стимул. А 13 копеек — не стимул.

В данном случае отрицательно работает наша плоская шкала налогообложения. Ведь как происходит в Америке, если работник участвует в 401 (К)? Он перечисляет деньги на пенсионный счет — и остается на низкой ставке подоходного налога.

Скажем, у американца поперла карьера — он начал зарабатывать 100 тысяч долларов в год. Но одновременно у него должна повысится ставка НДФЛ. Но он берет, и 21 тысячу, положенную по закону, отгоняет на 401 (К). У него теперь доход не 100 тысяч, а 79 тысяч. И ставка НДФЛ не 25%, а всего 20%.

На деле, у меня складывается впечатление, что НПФ настаивали через лоббистов в правительстве, чтобы у был какой-то источник средств в новой накопительной системе. По доступу к бюджетным средствам фонды не договорились. И вот им сунули «на отвали» схему с ГПП.

«СП»: — Власти явно хотят сделать новую накопительную систему массовой. Им это удастся?

— Сомневаюсь. Если люди не знают, что происходило в прежней накопительной системе — а системы очень похожи — они не пойдут в новую, непонятную систему.

В свое время власти констатировали, что доход в обязательной накопительной пенсионной системе был ниже уровня инфляции. А как будет в новой системе?

В 2002 году в стране было более 200 НПФ, и от них осталось всего 40. А как будет теперь? Сколько, грубо говоря, украли НПФ за 2002−2019 годы?

Пока на эти вопросы нет ответов, граждане вряд ли будут доверять накопительным пенсионным системам.

«СП»: — Можно ли сказать, что ГПП — попытка государства уйти от ответственности за пенсионное обеспечение?

— Это попытка уйти от солидарной системы в социальном страховании. И проблема здесь в том, что такой уход означает разрушение опорного института гражданского общества, и опорного института социального государства.

— Доверие к НПФ действительно подорвано, и «обелить» накопительную систему достаточно проблематично, — отмечает декан факультета социологии и политологии финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. — Многие НПФ приказали долго жить. И это во многом скомпрометировало идею пенсионных накоплений на перспективу.

Я сам помню, как граждане получали «письма счастья», в которых говорилось, сколько у них накапало пенсионных накоплений. Люди всерьез рассчитывали, что впереди у них — обеспеченная старость. И вдруг оказалось, что ничего этого нет и не предвидится.

Если честно: я не полагаюсь ни на государство, ни на негосударственные пенсионные фонды, которые обещают обеспечить мою старость. Лучше, я считаю, готовить «подушку безопасности» самостоятельно.

Источник: http://svpressa.ru/society/article/247290/

Становление пенсионной системы в Российской Федерации: реформы и развитие

Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.

Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.

Этапы

Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.

Развитие с 1990 года до первой реформы

В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий

Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г

Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.

Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.

Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113

Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).

Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:

  • величина заработной платы в процентах;
  • наработанный стаж;
  • средняя зарплата гражданина;
  • средняя заработная плата по России.

Принятие решающих Федеральных законов

  • «О государственных пенсиях» от 15 декабря 2001 г. номер 166;
  • «Об ОПС» от 15 декабря 2001 г. номер 167;
  • «О трудовых пенсионных выплатах» от 17 декабря 2001 г. номер 173;
  • «Об инвестициях в накопительную часть пенсионного обеспечения» от 24 июля 2002 г. номер 111.
Читайте так же:  Льготная пенсия педагогам сельской местности

Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.

Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400

Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.

Реформа 2015 года

С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.

Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.

Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.

Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.

Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.

Реформа 2017

В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.

Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.

Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.

Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.

Пенсионная реформа 2019 года

Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).

Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).

Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.

Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.

Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.

Законодательной базой реформы считается законопроект об улучшении пенсионного законодательства (Государственная Дума приняла закон в окончательном чтении 27.09.2018 г.). Совет Федерации одобрил закон 03.10.2018 г. Тогда же Владимир Путин подписал закон.

Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.

Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).

Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.

Что представляет собой пенсионная система сегодня

Сегодня российская ПС делится на 3 категории:

  1. Государственные пенсии. Государственной структурой, которая отвечает за назначение пенсионного обеспечения, считается ПФР. Государственная пенсия предоставляется россиянам из российской казны, распределяется среди людей, относящихся к определенным категориям граждан.
  2. ОПС. Сюда относятся выплаты из ПФР либо НПФ. Назначаются большей части трудоустроенных граждан по достижении ими определенного возраста.
  3. Негосударственные пенсии. Сюда относятся выплаты из НПФ. Назначены такие выплаты могут быть гражданину, который заключил договор с негосударственным фондом для обеспечения повышенного уровня жизни на пенсии. Отчисления делаются непосредственно физлицом. При этом любая фирма может гарантировать своим работникам негосударственную пенсию, заключив договор с НПФ.

Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.

Полезное видео

Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://pfrp.ru/faq/etapy-reformirovaniya-pensionnoj-sistemy.html

В каком году началась пенсионная реформа
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here