Социальная политика в области пенсионного обеспечения

Полезная информация на тему: "Социальная политика в области пенсионного обеспечения". На сайте собрана и преподнесена в удобном виде тематическая информация. Актуальность ее в 2020 году вы можете проверить, обратившись к дежурному консультанту.

Московский государственный университет печати

Под ред. проф. Е.И. Холостовой, проф. Г.И. Климантовой

Социальная политика

Учебник для бакалавров

Под ред. проф. Е.И. Холостовой, проф. Г.И. Климантовой
Социальная политика
Начало
Печатный оригинал
Об электронном издании
Оглавление
1.
Указатели
указатель иллюстраций

Жизнедеятельность в пожилом возрасте сопряжена со многими серьезными проблемами в отношении источников доходов и их надежности. До появления пенсионных систем основными источниками обеспечения дохода в старости являлись внутрисемейные формы социальной поддержки нетрудоспособных членов семьи, общинная взаимопомощь, а для ремесленников — корпоративные структуры (цеха, гильдии, товарищества, братства), благотворительная деятельность религиозных организаций. Однако эти формы материальной поддержки пожилых людей не могли обеспечить их надежными источниками доходов, поскольку были недостаточны по размеру и зачастую носили нерегулярный характер. В большинстве случаев, старея, люди сталкивались с бедностью. При этом возникала зависимость от детей, которая зачастую становилась тяжелым бременем, особенно если сами дети вынуждены были в поисках работы мигрировать в другие местности.

Такова была и остается сейчас незавидная участь пожилых людей в аграрных обществах. Еще сто лет назад даже в промышленно развитых странах немногие трудящиеся располагали надежным доходом после окончания трудовой деятельности. Большинство вынуждено было работать как можно дольше, чтобы не пополнить ряды бедных. Инвалидность или потеря кормильца приводили к еще более высокому риску бедности и зависимости. Создание пенсионных программ стало ответом на наиболее массовые и тяжелые по своим финансовым последствиям социальные риски — старости, инвалидности и смерти кормильца.

Процесс формирования национальных пенсионных систем в конце XIX — в начале XX в. в большинстве промышленно развитых стран знаменовал важный этап в истории человечества. С этого времени старость перестала быть синонимом бедности. Более того, во многих странах граждане после прекращения работы могут рассчитывать на пенсию, позволяющую им вести достойную по уровню материального достатка жизнь. Для них риск материальной необеспеченности существенно ниже, чем для многих молодых работающих, имеющих детей.

Под пенсионной системой подразумевается совокупность правовых, финансовых, организационных отношений, а также специализированных организационных структур, целью которых является материальное обеспечение граждан в случае достижения определенного возраста, инвалидности, потери кормильца (то есть собственно пенсия).

Сам термин «пенсия» происходит от латинского слова pension — платеж и означает регулярную денежную выплату, предназначенную для материального обеспечения граждан при утрате трудоспособности, а значит, и источника дохода в виде заработной платы, в случаях старости, инвалидности или потери кормильца.

Следует отметить два основных подхода, которые лежали в основе формирования национальных пенсионных систем. Первый предусматривал необходимость обеспечения минимальных гарантий уровня пенсионного дохода для всех включенных в систему (борьба с бедностью) , второй — рассматривал пенсии как резервируемую часть заработной платы, призванную гарантировать застрахованному работнику сохранение дохода, сопоставимого с предпенсионным его уровнем .

В процессе развития пенсионного обеспечения произошла конвергенция обеих целей: универсальные системы стали дополняться страховыми, а страховые включать в себя положения о минимальных гарантиях. Двойственная экономическая природа и двойственная функция пенсий стали не просто общепризнанным фактом, а нашли свое отражение практически во всех развитых пенсионных системах.

Двойственный характер пенсий означает, что:

— с одной стороны, она обеспечивает защиту от бедности и гарантирует минимальный уровень пенсионного дохода;

— с другой стороны, замещает заработок при наступлении установленных страховых событий, то есть компенсирует утраченный доход либо значительную его часть.

Основу большинства пенсионных систем составляют программы, действующие на принципах социального пенсионного страхования вне зависимости от их институционального устройства или используемого финансового механизма.

По своей экономической сути пенсионное страхование представляет собой механизм индивидуально-коллективного резервирования трудящимися части своих текущих доходов (заработной платы) с помощью страховых и государственных механизмов управления и контроля: законодательных, организационных и финансовых.

Основные цели, на достижение которых направлены системы пенсионного обеспечения, были закреплены в базовых конвенциях и рекомендациях Международной организации труда (МОТ)

, а в дальнейшем подтверждены и развиты в Европейском кодексе социального обеспечения (1964 г., пересмотрен в 1990 г.), и в Европейской социальной хартии.

Статья 23 Европейской социальной хартии «Право лиц пожилого возраста на социальную защиту» требует от государств-участников предоставлять пенсионерам достаточно средств, «позволяющих им вести достойную жизнь и играть активную роль в государственной, общественной и культурной жизни». Для этого уровень пенсионного дохода должен обеспечить не просто реализацию минимальных потребностей, но и адекватный уровень замещения пенсией заработной платы, достаточный для привычного материального обеспечения и поддержания прежнего социального статуса семьи пенсионера.

Подчеркивая обязательность предоставления гарантий минимального уровня дохода пенсионеров, Европейская социальная хартия, Европейский кодекс социального обеспечения вслед за конвенциями и рекомендациями МОТ определяют минимальные стандарты компенсации утраченного заработка в рамках пенсионных систем.

Размер будущей страховой пенсии представляет собой сложную функцию, определяемую рядом факторов: продолжительностью страхового стажа, размером страхуемого заработка, величиной страхового тарифа и продолжительностью периода предстоящих выплат. Поэтому при разработке финансового механизма пенсионного страхования применяют систему расчетов, содержание которых состоит в обеспечении достаточности денежных средств в момент возникновения обязательств перед группами застрахованных, выходящими на пенсию на весь предстоящий период выплат.

Читайте так же:  Сколько не облагается подоходным налогом

Следует отметить значительную сложность решения данной задачи, что связано с рядом трудно предсказуемых ситуаций: значительную длительность периодов уплаты страховых взносов (30-50 лет) и получения пенсий (20-30 лет), в течение которых происходят изменения в уровнях оплаты труда и инфляции, существенно меняются как абсолютная численность, так и соотношения удельных весов пенсионеров и работающих.

Для измерения влияния условий и норм предоставления выплат, характеристик охваченного населения, демографической и экономической ситуации на финансовое состояние пенсионных систем используют ряд показателей, которые помогают лучше понять их финансовые механизмы и оценить будущие расходы и доходы системы. Среди них выделяют пять основных показателей: коэффициент охвата, коэффициент нагрузки, абсолютный размер пенсии и ее покупательную способность, коэффициент замещения, пенсионная модель.

Коэффициент охвата является показателем как доли застрахованного населения, так и уровня страхуемых заработков. Он измеряет долю заработков, которые охвачены системой социальной защиты, является ключевым показателем для измерения эффективного уровня защиты, предоставляемой пенсионными системами.

Коэффициент нагрузки определяется как доля получателей пенсий и пособий в общей численности застрахованного населения. Его численное выражение зависит от условий получения права на выплату пенсии или пособия, а также от трудового стажа и возрастной структуры населения в случаях пенсий по старости.

Абсолютный размер пенсии — это величина пенсии, характеризующая уровень пенсии, которая обычно сопоставляется с прожиточным минимумом пенсионера и характеризует его материальное положение. Данный показатель, который еще определяют как «потребительскую способность пенсии», обычно служит для оценки нуждаемости пенсионера, определения масштабов бедности и необходимых ресурсов для оказания помощи на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

Коэффициент замещения характеризует соотношение среднего уровня индивидуальных выплат и среднего индивидуального заработка. Экономический смысл данного показателя состоит в оценке степени замещения пенсией заработной платы, ранее получаемой работником.

Пенсионная модель характеризует финансовую организацию пенсионной системы и общественные отношения, возникающие по поводу материального обеспечения граждан в старости.

Анализ различных пенсионных систем позволяет сгруппировать их элементы и характеристики по важнейшим признакам (табл. 14).

Примерный перечень основополагающих критериев-характеристик пенсионной системы

Источник: http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook895/01/part-006.htm

Социальная политика. Ответы на вопросы / 19. Пенсионное обеспечение как одно из направлений социальной политики

19. Пенсионное обеспечение как одно из направлений социальной политики

Пенсионное обеспечение, являясь одной из форм (отраслей) социального страхования, через систему правовых, экономических и организационных мер, должно защищать работников от материальной необеспеченности вследствие наступления старости или утраты трудоспособности по ряду других причин (инвалидность, потеря кормильца) и для этого должно быть соответственно организовано.

Таким образом, государство, проводя определенную социальную политику, неизбежно сталкивается с проблемой организации системы пенсионного обеспечения, которая по функциям и способам организации должна соответствовать сложившимся национальным традициям, представлениям о социальной справедливости, целям, идеологии социальной защиты , модели экономики. Именно это обстоятельство помогает нам, исследуя виды, уровни, модели и состояние пенсионного обеспечения в разных странах, осуществлять классификации моделей социальной политики и экономики, судить о ее достижениях и результативности.

Так, в странах с социально-ориентированной моделью экономики [4,5], несмотря на огромное разнообразие систем пенсионного обеспечения, количество принципиальных концептуальных подходов их построения является весьма ограниченным, что позволяет сделать следующие выводы.

В организации национальных систем пенсионного обеспечения выделяются: уровни (уклады, ярусы), характеризующие степень достаточности (разнообразия) системы; виды пенсионных систем, отличающиеся по доминирующим функциям и источникам финансирования; модели пенсионных систем, использующие разные принципы (способы) финансирования (принцип солидарности, принцип капитализации средств).

Основу пенсионной системы большинства социально-ориентированных государств, или ее первый уклад, составляют пенсии по обязательному пенсионному страхованию. Вместе с тем в отношении организации обязательного пенсионного страхования имеется два различных концептуальных подхода. Один воплощается в классической бисмарковской модели, преследующей цели сохранения дохода после прекращения трудовой деятельности (ядро модели – обязательное государственное социальное страхование, дополнительное профессиональное пенсионное обеспечение имеет добровольный характер). Другой — в не менее классической модели Лорда Бевериджа, целью которой является обеспечение прожиточного минимума для всех нетрудоспособных граждан на основе перераспределения доходов между богатыми и бедными с помощью налоговой системы, а дополнительное, профессиональное пенсионное страхование имеет обязательный характер . Институт страховых пенсий во всех вариантах имеет первостепенное значение как более эффективный и в экономическом, и социальном аспектах.

Поскольку главной целью первого уклада пенсионной системы является обеспечение общественно необходимого уровня доходов для основной массы пожилых граждан, достижение этой цели, как правило, осуществляется на принципах солидарности поколений.

Накопление пенсионных средств и их использование для инвестиций в экономику является более распространенным в рамках второго и третьего укладов пенсионной системы.

Принципиальным различием пенсионных систем является доля, которую отдельные организационно-правовые формы пенсионного обеспечения занимают в общей пенсионной системе.

Читайте так же:  Повышение зарплаты пенсии в полиции в октябре

6. В целом системы пенсионного обеспечения во всех социально-ориентированных государствах эффективно выполняют и социальные , и экономические функции в полном соответствии с социально-экономической природой пенсии — частью «зарезервированной» заработной платы, «отложенной» для будущего потребления. Таким образом, системы пенсионного обеспечения, во-первых, реально являются элементом системы социальной защиты, поддерживают уровень жизни и предупреждают негативные последствия, возможные из-за сокращения дохода, вызванного прекращением профессиональной деятельности. Во-вторых, дают возможность получателям пенсий располагать повышенной покупательной способностью и играть важную роль потребителя на внутреннем рынке. В-третьих, позволяют капитализировать средства для инвестиций. В-четвертых, осуществляют экономическое

7. Через организацию систем пенсионного обеспечения (эффективность системы – степень согласованности, упорядоченности, дисциплинированности; справедливость системы – степень объективности, беспристрастности, адекватности пенсионных взносов и выплат) реализуется взаимодействие социально-экономических и неэкономических, в том числе и этических факторов, важнейшим из которых является доверие к государственным и общественным институтам. Феномен доверия рассматривается учеными все чаще в ряду принципиально значимых факторов функционирования и развития рыночной экономики [6].

Таким образом, пенсионное обеспечение в развитых странах является действенным инструментом социальной политики и социально-экономическим институтом, отвечающим принципам социально ориентированной экономики. Именно его организация делает возможным достижение целей социальной политики, направленных на поддержание доходов и трудовой мотивации , качества и уровня жизни как определенных, значительных по объему, групп населения (до 30% общей численности), так и населения в целом. В этом находят свое выражение стратегические цели и результативность социально ориентированной экономики.

Способы организации и современное состояние пенсионного обеспечения в России также дают возможность судить о целях и результативности социальной политики государства, а также степени социальной ориентированности российской модели экономики.

Организация современной системы пенсионного обеспечения в России базируется на идеях пенсионной реформы 2002 г., основной целью которой было создание финансово устойчивой пенсионной системы, которая способна обеспечить гарантированное достойное материальное обеспечение граждан в старости или в случае утраты трудоспособности по другим причинам, согласовывая при этом интересы настоящих и будущих поколений. Действительно, на первый взгляд, по способу организации российская пенсионная система становится подобной системам социально-ориентированных стран:

• сформирована и действует многоярусная система пенсионного обеспечения: государственное пенсионное обеспечение — предоставление базовых трудовых пенсий, пенсий по инвалидности, социальных пенсии, пенсий государственным служащим; обязательное пенсионное страхование — предоставление накопленной части трудовых пенсий за счет обязательных страховых взносов (страховая и накопительная части пенсии); дополнительное пенсионное страхование и обеспечение — предоставление пенсий за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц:

первый уклад российской пенсионной системы сохраняет ее двухцелевой характер, объединяя идеи модели Бисмарка и Бевериджа, что закономерно и обусловлено исторически сложившимся положением российской пенсионной системы, призванной одновременно решать задачи обеспечения прожиточного минимума и сохранения дохода (так в соответствии с одним из принципов социально-ориентированной экономики — «интегрированности», учтены национальные традиции и конкретные социально-экономические условия);

в системе совмещаются принцип распределения (обеспечивающий простоту и мобильность управления пенсионными взносами) и принцип накопления (позволяющий капитализировать средства для инвестиций и обеспечивать достойный уровень пенсий);

более значимой становится роль личной ответственности за материальную обеспеченность в старости (страховая и накопительная части пенсии), что должно формировать и поддерживать трудовую мотивацию.

Характер пен сист в РФ: всеобщность

предусматриваются все виды пенсий, которые в соответствии с конвенциями и рекомендациями МОТ применяются в мировом сообществе.

согласно Фед з. РФ №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», право на пенсию при определенных условиях предоставляется всем гражданам, занятым трудовой, предпринимательской и иной общественно-полезной деятельностью, или проходящим государственную, включая военную, службу. Гражданам, которые по разным причинам не приобрели права на указанные пенсии, устанавливаются социальные пенсии.

Орг-прав форма ПС – определяется от сост экономики и рынка труда, проводимыми налоговой политикой и политикой в обл доходов, демограф ситуацией, развитостью фин, страх институтов, принятием общ-м конкретной модели ПО.

Назначение пенсии — замещает зарплату как осн источник доходов наем работника, когда по возрасту или состоянию здоровья он утрачивает способность полноценно трудиться.

ПС как комплобразование сост. Из частей:

1. Гос ПО — элемент ПС, обеспеч-щий за счет сумм ед соц налога предоставление баз части трудовых пенсий, фикс-ной части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца, за счет ассигнований из фед бюджета, соц пенсий нетрудоспособным гр. в соответствии с законодательством, а также пенсий лицам, находившимся на фед гос службе или привлеченным к исп. гос иных обязанностей.

2. Обязат Пенс Страхование — элемент ПС, обеспеч-щий за счет обязат-х страховых взносов предоставление накоп-й части труд- пенсий наемным и самозанятым работникам, а также страх части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца.

3. Доп Пенс Страх-е и Обеспеч-е – элемент ПС, обеспеч-щий в доп-ние к гос ПО и Обязат Пен Страх-ю предоставление пенсий за счет накоп добровольных взносов работодателей в застрахованных лиц либо средств субъектов РФ, муниц. образований, организаций.

Читайте так же:  Круг лиц по государственному пенсионному обеспечению

Три части Пенсии:

1.Базовая — ежемесячная денеж выплата в целях компенсации гр зарплаты или иного дохода, которые получали застрах лица перед установлением им трудпенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц.

2.Страховая — обязат. платеж (сбор), целевое значение — обеспеч права гр на получение пенсии по обязат пенс страх-ю в размере, равном сумме страховых взносов, учтенных на его индивид-м лиц счете.

3.Накопительная — отчисления гр. по своему желанию некоторых средств в выбранный НПФ (гос. или негос) с целью сформировать себе доп. пенсию.

«Негосударственное ПО в ПС может осуществляться как в форме дополнительных профессиональных ПС отд. организаций, отраслей эконом либо тер, так и в форме личного пен страх-я гр., производящих накоп средств на свое доп ПО в страх комп или пенс фондах».

Источник: http://studfile.net/preview/2168200/

3.2 Государственная политика в области пенсионного обеспечения

Пенсионеров в Российской Федерации в 2009 году составляло 39 миллионов. Большинство из них (примерно 95 %) получают «страховую» пенсию (рис. 3.2.1.)

Рис. 3.2.1 Динамика численности пенсионеров

Пенсия почти для всех из них является основным, а зачастую и единственным источником средств к существованию. Всё это предопределяет повышенную значимость пенсионной системы.

Пенсионное обеспечение — Форма материального (денежного) обеспечения граждан со стороны государства или иных субъектов в установленных законом случаях.

Согласно Конституции гарантируется:

социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом;

государственные пенсии и социальные пособия;

поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

В Российской Федерации действуют три вида пенсионного обеспечения:

Видео (кликните для воспроизведения).

· государственное пенсионное обеспечение, основанное на финансировании пенсий за счет средств федерального бюджета

· обязательное пенсионное страхование, включающее в себя трудовую пенсию по старости (в составе страховой и накопительной частей) и трудовую пенсию по инвалидности или по случаю потери кормильца (в составе страховой части) и финансируемое за счет страховых взносов работодателя

· негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Пенсионная реформа — важнейший национальный проект современной России. Ее основной целью является обеспечение достойной пенсии у работающих ныне граждан, а также установление прямой зависимости между размером будущей пенсии и стажем, зарплатой работника, а также добровольными взносами в пользу его будущей пенсии — иначе говоря — его личным вкладом в пенсионную систему.

В будущем, а именно в 2014 году, предполагается новая пенсионная реформа.

Будут предприняты попытки не только вернуть страховые взносы на прежние 26 %, но и снизить до 22 %.

Предполагается, что основные пенсионные выплаты будут приходиться на возраст после 73 лет — до 60 % утраченного заработка вместо нынешних 36 %. Для людей постарше предлагается предусмотреть государственную программу обеспечения бесплатными лекарствами. Такое перераспределение нагрузки на Пенсионный Фонд России позволит даже снизить налоговую нагрузку на бизнес. Страховые взносы можно уменьшить с 26 % фонда оплаты труда до 22 %, сохранив нулевую ставку для зарплат выше 720 тыс. рублей в год.

Начиная с 1 января 2009 года, россияне могут увеличить свою будущую трудовую пенсию с участием государства. В Российской Федерации действует Программа государственного софинансирования пенсии: часть взносов в накопительную часть пенсии платит сам гражданин, другую часть — государство Федеральный законом от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Программа рассчитана на 10 лет. Государственная поддержка пенсионных накоплений будет предоставлена гражданам, подавшим заявление до 1 октября 2013 года.

К 2020 году Минздравсоцразвития предлагает привязать размер пенсии к стажу. Трудовые и социальные пенсии в России предполагается увеличить к 2020 году в два раза. Сейчас, по официальным данным, средний размер трудовой пенсии в России составляет 171,2 % по отношению к прожиточному минимуму. Примерно такое соотношение сохранится и к 2020 году.

Хотя ПФР постоянно подчеркивает, что все обязательства перед пенсионерами выполняются вовремя и в полном объеме, что выплата пенсий не задерживается, это дается нелегко. Эксперты знают, что доходы ПФР не покрывают текущих расходов на обеспечение пенсионеров. Сейчас дефицит пенсионной системы, который по законодательству компенсирует федеральный бюджет, уже превышает 1 трлн. руб.

Источник: http://soc.bobrodobro.ru/17338

1. Государственная социальная политика в области пенсионного обеспечения

Одним из этапов жизни человека является старость, когда человек по объективным причинам не имеет возможности обеспечивать своё достойное существование или эта возможность существенно ограничена. Поэтому одна из задач государства — создание эффективного механизма, позволяющего этой категории населения реализовать своё Конституционное Право на достойную старость.

Пенсионное обеспечение — это вид социальной защиты, особенностями которого является регулярное предоставление со стороны общества и государства материальных средств из пенсионных фондов или бюджета в целях обеспечения жизнедеятельности граждан, ставших инвалидами, или длительное время занимавшихся определенной профессиональной деятельностью, граждан, достигших пенсионного возраста, а также нетрудоспособных граждан, потерявших кормильца.

Читайте так же:  Законопроект о выходе на пенсию военнослужащих

Определяющая роль в управлении пенсионным обеспечением в нашей стране принадлежит государству, которое обязано организовать и обеспечить финансирование соответствующей общегосударственной системы социального обеспечения, гарантировать ее бесперебойное функционирование, содействовать активизации негосударственных пенсионных организаций, что является глобальным направлением в государственной социальной политике.

В социальном плане особенностью пенсионного обеспечения является адресность, что предполагает его ориентацию не только на отдельные категории граждан, но, главным образом, на конкретного человека с целью сохранения такого уровня его жизни, который позволял бы ему вести достойную жизнь и свободно развиваться.

Объектом пенсионного обеспечения являются социальные группы, в состав которых входят лица, которые:

— эффективно работали и благополучно дожили до пенсионного возраста;

— потерявшие трудоспособность в процессе выполнения трудовых и общественных обязанностей и инвалиды с детства;

— не работавшие в трудоспособном возрасте, но дожившие до нетрудоспособного возраста, начиная с которого лицо обеспечивается за счет средств общества и государства.

Субъектами социального управления пенсионным обеспечением являются:

— государство в лице своих органов, распределяющих финансовые средства, идущие на удовлетворение нужд нетрудоспособных;

— различные негосударственные пенсионные и общественные организации.

В процессе реформирования на смену обезличенной системе пенсионного обеспечения пришла разветвленная, персонифицированная и многоуровневая система пенсионирования населения. Новая система пенсионного обеспечения призвана в большей степени учитывать изменяющееся социально-экономическое поведение работников. Коренным образом меняется отношение застрахованных лиц к формированию своей будущей пенсии. Раньше роль будущего пенсионера была пассивной, о пенсионном обеспечении граждан заботилось государство исходя из своих финансовых возможностей, и пенсионер не мог повлиять на размер будущей пенсии. Начавшаяся в 2002 году пенсионная реформа направлена на то, чтобы застрахованные лица могли сами влиять на размер будущей пенсии.

Важным фактором, определяющим пути совершенствования пенсионного обеспечения населения является реализация положений Пенсионной реформы, ключевыми из которых являются:

— отделение бюджета пенсионной системы от федерального бюджета;

— предоставление широких полномочий органам, обеспечивающим пенсионное обслуживание населения на местах;

— введение пенсионного страхования и персонифицированного учета работающего населения;

— создание негосударственных пенсионных фондов.

Суть пенсионной системы заключается в переходе на страховые принципы: и право на трудовую пенсию, размер которой теперь напрямую зависят от уплаты страховых взносов в ПФР за каждого конкретного человека.

Таким образом, действующая пенсионная система основана на механизмах и технологиях реального страхования, что позволяет:

— установить зависимость размера пенсии от трудового вклада на протяжении всей жизни;

— увеличить уровень дифференциации пенсий в зависимости от получаемой заработной платы;

— создать благоприятные предпосылки для изменений на рынке труда и в сфере заработной платы.

Основным критерием дифференциации условий и норм пенсионного обеспечения признается в законе труд и его результаты.

Нормами ч.1 ст.39 Конституции РФ закреплено гарантированное государством право каждого на социальное обеспечение по возрасту, инвалидности, потере кормильца и в иных случаях. Реализация указанного права на трудовую пенсию осуществляется посредством применения норм ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при наступлении страхового случая (достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца) и наличии страхового стажа.Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173_ФЗ (в ред. от 14.02.2005 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 24.12.2001. -№52 (1 ч.). — Ст. 4920.

Пенсионное обеспечение базируется на общенациональном законодательстве, его финансирование осуществляется на основе обязательных страховых взносов работодателей, работников, самозанятого населения, а также ассигнований из федерального бюджета.

Пенсионное обеспечение в РФ осуществляется государственными органами социальной защиты населения.

Правила обращения за пенсией, её назначения и организация выплаты, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Обращаться за пенсией можно в любое время после возникновения права на неё. Это правило относится ко всем видам пенсии.

В Законе все пенсии подразделяются на две группы — трудовые пенсии и социальные пенсии.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи с их смертью.

Тем гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют право на трудовую пенсию, устанавливается социальная пенсия. Это пенсия для всех.

Помимо перечисленных необходимых условий установления трудовых пенсий Закон определяет механизм исчисления пенсии, условия выплаты. Целью данного Закона является обеспечение стабильности достигнутого уровня пенсионного обеспечения и его повышения по мере роста благосостояния трудящихся.

Право на трудовую пенсию имеют только «застрахованные лица», т.е. лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, а также члены их семей в случае потери кормильца. Перечень таких лиц дается в ст.7 ФЗ от 15.12.2001 г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, 2001 — № 51. — Ст. 4832; 2003. — № 1. — Ст. 13.

Читайте так же:  Кто может рассчитывать на социальную пенсию

В соответствии с ч.2 ст.7 указанного ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании» право на обязательное страховое обеспечение, т.е. на страховую и накопительную части трудовых пенсий, реализуется только в случае уплаты страховых взносов за работающих по трудовому договору или договору гражданско-правового характера.

Пенсионные взносы платят работодатели, заказчики, подрядчики по гражданско-правовым договорам о выполнении работ или оказании услуг. Это означает, что при неуплате ими по каким-либо причинам взносов или при намеренном занижении их размеров застрахованные лица либо вообще не приобретут пенсионных прав за соответствующий период, либо будут иметь пенсионные накопления в заниженном размере.

В этой же статье подчеркивается целевое назначение трудовых пенсий. Они предоставляются, чтобы компенсировать застрахованным лицам заработную плату (доход), а членам их семей — доход, утраченный в связи с их смертью.

Законом установлено три вида пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца. Нет больше пенсий за выслугу лет, поскольку ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» не содержит такого страхового случая. Теперь пенсии за выслугу лет будут именоваться досрочными пенсиями по старости.

Структура пенсий: трудовая пенсия по старости и по инвалидности может состоять из трех частей (базовой, страховой — с 01.01.2002 г., и накопительной — с 01.01.2003 г.), а по случаю потери кормильца состоит из двух частей: базовой и страховой.

При этом базовая часть финансируется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, страховая часть — за счет сумм страховых взносов, уплачиваемых страхователем за застрахованных лиц на финансирование страховой части трудовой пенсии.

Базовая часть трудовой пенсии — фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, выплачивается за счет средств федерального бюджета.

Страховая часть трудовой пенсии — дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, в том числе и от суммы страховых взносов в ПФР за застрахованное лицо, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины в возрасте 60 лет при страховом стаже не менее 5 лет. Женщины в возрасте 55 лет при страховом стаже не менее 5 лет. Отдельные категории граждан имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии при условиях, предусмотренных законодательством.

Досрочная трудовая пенсия по старости — вид трудовой пенсии по старости, назначаемой ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии утверждены Правительством РФ.

Накопительная часть формируется за счет страховых платежей уплачиваемых страхователями за застрахованных лиц на накопительную часть трудовой пенсии и дохода от их инвестирования, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счета застрахованного лица; представляет собой резерв, направляемый на инвестирование.

Накопительная часть трудовой пенсии — часть, выплачиваемая в пределах сумм уплаченных страховых взносов, отраженных в специальной части лицевых счетов застрахованных лиц в системе индивидуального (персонифицированного) учета.

Право на накопительную часть пенсии получили возрастные группы — мужчины 1953 года рождения и моложе, женщины 1957 года рождения и моложе. Для мужчин с 1953 по 1966 год рождения и женщин с 1957 по 1966 год рождения до 2005 года было предусмотрено начисление на специальную, накопительную часть их лицевого счета, 2% из 14% общего страхового взноса в ПФР.

С 2005 года у застрахованных лиц старше 1967 года рождения накопительные поступления отсутствуют. Финансы: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. В.В.Ковалева. — М.: Проспект, 2007. — С.105.

Доход от него также отражается на индивидуальном лицевом счете и позволяет, в конечном итоге, увеличить размер будущей пенсии.

Индивидуальный лицевой счет — совокупность сведений о стаже, заработке и поступивших страховых взносах за застрахованное лицо, а также иные сведения, учитывающие пенсионные права застрахованного лица, которые используются пенсионными органами для назначения, перерасчета и корректировки пенсии.

Таким образом, в системе пенсионного обеспечения РФ закреплены страховые принципы, гарантирующие застрахованному лицу, при наступлении страхового случая, осуществление выплаты пенсии в размере, пропорциональном размеру уплаченных за него работодателем (страхователем) страховых взносов.

В период до 2010 года предстоит всесторонне совершенствовать механизм реализации конкретных направлений государственной социальной политики в области пенсионного обслуживания населения:

— последовательное повышение реального содержания пенсий с учетом роста потребительских цен и динамики среднемесячной заработной платы в стране;

— своевременное осуществление пенсионных выплат;

— поведение пенсионной реформы в целях обеспечения финансовой устойчивости пенсионной системы в долгосрочной перспективе на основе сочетания распределительных и накопительных принципов финансирования обязательных пенсий;

— проведение мероприятий по защите накоплений пожилых людей от воздействия инфляции.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/13201

Социальная политика в области пенсионного обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here