Сокрытие налогов ответственность физических лиц

Полезная информация на тему: "Сокрытие налогов ответственность физических лиц". На сайте собрана и преподнесена в удобном виде тематическая информация. Актуальность ее в 2023 году вы можете проверить, обратившись к дежурному консультанту.

Содержание

  • Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов

    Информация об изменениях:

    Наименование изменено с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    Статья 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 198 УК РФ

    Информация об изменениях:

    Часть 1 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    1. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 198 внесены изменения

    2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

    наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

    Информация об изменениях:

    Примечания изменены с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    Примечания. 1. Под физическим лицом — плательщиком страховых взносов в настоящей статье понимаются индивидуальные предприниматели и не являющиеся индивидуальными предпринимателями физические лица, которые производят выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и обязаны уплачивать страховые взносы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

    2. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более девятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая два миллиона семьсот тысяч рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более четырех миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая тринадцать миллионов пятьсот тысяч рублей.

    3. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

    ГАРАНТ:

    См. Методические рекомендации Следственного комитета России Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора), подготовленные Следственным комитетом РФ и Федеральной налоговой службой

    См. Инструкцию по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденную приказом Генеральной прокуратуры РФ, ФНС России, МВД России и Следственного комитета РФ от 8 июня 2015 г. N 286/ММВ-7-2/232@/675/50

    ГАРАНТ:

    См. схему «Ответственность за налоговые правонарушения»

    Источник: http://base.garant.ru/10108000/13b375b9f8dbb3a21ac752265727200f/

    Уголовная ответственность за неуплату налогов и сокрытие доходов (Е.Н. Моряк, журнал «Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», N 8, август 2017 г.)

    Уголовная ответственность за неуплату налогов и сокрытие доходов

    «Предприятия общественного питания:

    бухгалтерский учет и налогообложение»

    Журнал «Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение», N 8, август 2017 г., с. 55-59.

    Уклонение ИП или организации от уплаты налогов, сборов, страховых взносов, а также сокрытие доходов по своему характеру и степени общественной опасности может содержать признаки преступного деяния. Квалификация указанных деяний в качестве преступления в сфере экономической деятельности (что зависит от размера уклонения (сокрытия)) грозит привлечением виновного лица (ИП или должностных лиц организации) к уголовной ответственности. Какая величина неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов, сокрытых доходов является основанием для привлечения к уголовной ответственности?

    Уголовная ответственность за указанные преступления предусмотрена следующими статьями Уголовного кодекса:

    198 «Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов»;

    199 «Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов»;

    199.1 «Неисполнение обязанностей налогового агента»;

    199.2 «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов»;

    199.3 «Уклонение страхователя — физического лица от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд»;

    199.4 «Уклонение страхователя-организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд».

    Статьи 199.3 и 199.4 УК РФ введены Федеральным законом от 29.07.2017 N 250-ФЗ, вступившим в силу 10.08.2017, а другие статьи (из перечисленных) этим законом скорректированы.

    Уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов

    Вопрос о том, совершено ли уголовное преступление, теперь решается с учетом не уплаченных ИП, организацией в крупном или особо крупном размере либо группой лиц по предварительному сговору не только налогов и сборов, но и страховых взносов (если ИП (организация) является плательщиком страховых взносов). Об уклонении от уплаты соответствующих платежей свидетельствует:

    непредставление налоговой декларации (расчета) или иных обязательных документов;

    включение в такие документы заведомо ложных сведений.

    Сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 900 000 руб., если доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 2 700 000 руб.

    Сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн руб., если доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 15 млн. руб.

    Читайте так же:  Единовременная выплата средств пенсионных накоплений инвалидам

    Сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 4 500 000 руб., если доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 30 500 000 руб.

    Сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн. руб., если доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая 45 млн. руб.

    Уклонение от уплаты страховых взносов на случай травматизма

    Уклонение страхователя — ИП, организации от уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд теперь также может привести к уголовной ответственности, если неуплата совершена в крупном или особо крупном размере. Уклонение от уплаты этих страховых взносов может быть совершено путем:

    занижения базы для начисления страховых взносов и (или) иного заведомо неправильного исчисления страховых взносов;

    непредставления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в государственный внебюджетный фонд или других документов, представление которых является обязательным;

    включения в такие документы заведомо недостоверных сведений.

    Сумма страховых взносов по «травматизму», составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 600 000 руб., если доля неуплаченных страховых взносов в государственный внебюджетный фонд превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 1 800 000 руб.

    Сумма страховых взносов по «травматизму», составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 2 млн. руб., если доля неуплаченных страховых взносов превышает 10% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 6 млн. руб.

    Сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 3 млн. руб., если доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 9 млн. руб.

    Сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 10 млн. руб., если доля неуплаченных страховых взносов превышает 20% подлежащих уплате сумм страховых взносов, либо превышающая 30 млн. руб.

    Неисполнение обязанностей налогового агента

    Преступлением является неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, совершенное в крупном или особо крупном размере.

    К сведению. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению налогов, сборов, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК РФ, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размере. А вот если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и сборов, совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества (п. 17 Постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 N 64).

    Для налогового агента (вне зависимости от того, является он ИП или организацией)

    Сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн. руб., если доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25% подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 млн. руб.

    Сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 15 млн. руб., если доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 50% подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 45 млн. руб.

    Уголовная ответственность также наступает в том случае, если взыскание недоимки по налогам, сборам и страховым взносам не состоялось по причине сокрытия денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя в крупном или особо крупном размере.

    К сведению. Под сокрытием денежных средств либо имущества, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов, следует понимать деяние, направленное на воспрепятствование принудительному взысканию недоимки в крупном размере. В соответствии с налоговым законодательством под денежными средствами и имуществом организации или ИП, за счет которых в установленном порядке должно производиться взыскание недоимки, понимаются денежные средства налогоплательщика (плательщика сборов, страховых взносов) на счетах в банках, их наличные денежные средства, а также иное имущество, перечисленное в ст. 47, 48 НК РФ (п. 20 Постановления Пленума ВС РФ N 64).

    В этом случае сокрытие денежных средств или имущества считается совершенным в крупном размере, если оно превышает 2 250 000 руб., в особо крупном размере — 9 млн. руб. (примечание к ст. 170.2 УК РФ).

    P.S. Лицо, впервые совершившее перечисленные выше преступления, освобождается от уголовной ответственности, если оно (или организация):

    — в случае уклонения от уплаты налогов, сборов, страховых взносов полностью уплатило суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумму штрафа, то есть возместило ущерб, причиненный бюджетной системе РФ в результате преступления, в полном объеме;

    — в случае неисполнения обязанностей налогового агента полностью перечислило в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов, сборов и соответствующих пеней, то есть ущерб также возместило в полном объеме;

    — в случае сокрытия доходов перечислило в федеральный бюджет денежную сумму, эквивалентную размеру совершенного деяния, и денежное возмещение в двукратном размере этой суммы (ч. 2 ст. 76.1 УК РФ).

    Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 54 рубля или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

    Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

    Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

    Журналы издательства «Аюдар Инфо»

    На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы — это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.

    Издатель: ООО «Аюдар Инфо»

    Почтовый адрес: 125124, г. Москва, 1-я улица Ямского поля, д. 15

    Телефон редакции: (495) 925-11-73 (многоканальный)


    Источник: http://base.garant.ru/77709703/

    Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

    Информация об изменениях:

    Наименование изменено с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    Читайте так же:  С какого числа начинается выплата алиментов

    Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

    ГАРАНТ:

    См. комментарии к статье 199 УК РФ

    О конституционно-правовом смысле статьи 199 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 9 июля 2019 г. N 27-П

    Информация об изменениях:

    Часть 1 изменена с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

    наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Информация об изменениях:

    Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 420-ФЗ в часть 2 статьи 199 внесены изменения

    2. То же деяние, совершенное:

    а) группой лиц по предварительному сговору;

    наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

    Информация об изменениях:

    Примечания изменены с 10 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 250-ФЗ

    Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов, сборов, страховых взносов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов, сборов, страховых взносов в совокупности, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.

    2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

    ГАРАНТ:

    См. Инструкцию по организации контроля за фактическим возмещением ущерба, причиненного налоговыми преступлениями, утвержденную приказом Генеральной прокуратуры РФ, ФНС России, МВД России и Следственного комитета РФ от 8 июня 2015 г. N 286/ММВ-7-2/232@/675/50

    ГАРАНТ:

    Об ответственности за нарушения налогового законодательства см. справку

    Источник: http://base.garant.ru/10108000/4f9e3a4ee74f1efd05fc6c63a006059b/

    На сокрытие доходов физлица от обложения НДФЛ распространяется уголовная ответственность

    В письме от 4 февраля 2014 г. N 03-02-08/4326 Минфин рассказал о законодательном урегулировании вопросов, связанных с декларированием доходов, полученных физлицами, и уплатой с этих доходов НДФЛ.

    Если налог не удержан налоговым агентом, то доход подлежит самостоятельному декларированию физлицом, так же самостоятельно физлицо уплачивает налог. Статьей 119 НК установлена ответственность за непредставление налоговой декларации.

    Неуплата или неполная уплата сумм налогов (сборов), невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов влекут ответственность, установленную статьями 122 и 123 НК.

    Статьями 198, 199, 199.1, 199.2 Уголовного кодекса установлена ответственность за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, за неисполнение обязанностей налогового агента, за сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.

    Это касается данных нарушений в крупном и особо крупном размере.

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Добавим, что в целях статьи 198 УК «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» крупным размером признается более 10% от подлежащих уплате сумм налогов (если сумма уклонения превышает 600 тыс. рублей за 3 года) или сумма от 1,8 млн рублей за 3 года. Особо крупным — соответственно более 20% (если превышает 3 млн) или от 9 млн. По данной статье ответственность установлена для физлиц.

    Для должностных лиц налоговых агентов предусмотрена ответственность по статье 199.1 УК. Меры ответственности по обеим указанным статьям включают лишение свободы.

    Также Минфин напомнил о том, что в случае получения налоговыми органами сигналов о выплатах зарплат «в конвертах» возрастает риск работодателя получить выездную налоговую проверку.

    Источник: http://www.audit-it.ru/news/account/708901.html

    Уголовная ответственность за налоговые преступления

    Какие виды нарушений налогового законодательства приводят к уголовной ответственности?

    Хозяйствующий субъект или физлицо, не зарегистрированные как такой субъект, могут быть привлечены к уголовной ответственности за налоговые преступления на основании 6 статей Уголовного кодекса, а именно со ст. 198 по ст. 199.4. Каждая из них соответствует отдельному виду преступления:

    • ст. 198 — уклонение от уплаты налогов и взносов ИП или гражданином, не зарегистрированным как ИП;
    • ст. 199 — избежание уплаты налогов юрлицом;
    • ст. 199.1 — игнорирование агентом по перечислениям в бюджет его обязанностей;
    • ст. 199.2 — сокрытие денег и иных активов, за счет которых может быть обеспечено взыскание долгов по платежам в бюджет;
    • ст. 199.3 — уклонение от уплаты взносов в ФСС на травматизм ИП или физлицом, не зарегистрированным как ИП;
    • ст. 199.4 — избежание уплаты взносов в ФСС на травматизм организацией.

    Совершенное подсудимым деяние может повлечь уголовную ответственность за нарушение налогового законодательства в соответствии с указанными статьями, только если судом установлен умысел преступления (п. 8 постановления пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64).

    Основные виды наказаний, предусмотренные указанными выше статьями Уголовного кодекса:

    • штраф;
    • дисквалификация;
    • принудительный труд;
    • лишение свободы.

    Изучим подробнее, за что они могут налагаться.

    Какие есть наказания за уклонение от уплаты налогов и взносов физлицами?

    Наказание в рублях/сроках (при особо крупном нарушении)*

    Совершение действий, отражающих тот факт, что:

    1. Плательщик (в статусе ИП или физлица, не зарегистрированного как ИП) умышленно:

    • не представил вовремя налоговую декларацию или расчет по страховым взносам, либо иные необходимые налоговикам документы (указаны в п. 5 постановления Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64);
    • представил декларацию, расчет, документы, но включил в них заведомо недостоверные данные.
    Читайте так же:  Налог на сельское хозяйство для физических лиц

    2. Сумма налога, не отраженного в декларации (расчете), соответствует крупному или особо крупному ущербу

    • Штраф в 100–300 тыс. либо в размере зарплаты за 12–24 месяца (200–500 тыс. либо доход за 18–36 месяцев);
    • принудительный труд до 12 месяцев (до 36 месяцев);
    • лишение свободы до 1 года (до 3 лет);
    • арест до 6 месяцев

    Крупный размер составляет:

    • от 900 тыс. (если сумма уклонения — более 10% от исчисленного налога);
    • от 2 млн 700 тыс. (независимо от исчисленного налога).

    Особо крупный размер составляет:

    • от 4 млн 500 тыс. (более 20% от исчисленного налога);
    • от 13 млн 500 тыс. (независимо от исчисленного налога)

    Теперь — о санкциях для организаций.

    Неуплата налога фирмой: виды наказаний

    Совершение действий, аналогичных тем, что прописаны в ст. 198 УК РФ, плательщиком в статусе юрлица

    • Штраф 100–300 тыс. либо в размере зарплаты виновного за 12–24 месяца (200–500 тыс. или дохода за 12–36 месяцев);
    • выполнение работ по принуждению до 2 лет (до 5 лет) с дисквалификацией***;
    • заключение до 2 лет (до 6 лет) с запретом на ведение деятельности;
    • арест на 6 месяцев
    • от 5 млн (более 25% от исчисленных налогов);
    • от 15 млн (при любой сумме налога).
    • 15 млн (более 50% от исчисленных налогов);
    • 45 млн (при любой сумме налога)

    Суммы недоими считаются за 3 финансовых года подряд.

    Теперь — об ответственности агентов по перечислению платежей в бюджет.

    Нарушения налогового агента: виды деяний и санкции

    Обусловленное личными интересами игнорирование обязанностей агента по платежу в крупной или особо крупной форме

    • Штраф 100–300 тыс. (200–500 тыс.) или же в величине зарплаты за 12–24 месяца (за 2–5 лет);
    • труд по принуждению до 24 месяцев (до 5 лет) с прекращением коммерческой деятельности;
    • тюремное заключение до 2 лет (до 6 лет) с перерывом в деятельности;
    • арест до 6 месяцев
    • от 5 млн (более 25% налогов);
    • 15 млн (при любом налоге).

    Особо крупный ущерб:

    • 15 млн (более 50% налогов);
    • 45 млн (при любом налоге)

    Суммы недоими считаются за 3 финансовых года подряд.

    Далее рассмотрим нормы по ст. 199.2 УК РФ.

    Ответственность за сокрытие активов

    Сокрытие денежных средств должника или иных активов в крупной или особой величине, за счет которых могут быть истребованы долги по налогам

    • Штраф 200–500 тыс. (от 500 тыс. до 1 млн) или в величине зарплаты за 18–36 месяцев (за 2–5 лет);
    • принудительный труд до 3 лет (до 5 лет) с прекращением ведения коммерческой деятельности;
    • заключение до 3 лет (до 7 лет) с запретом деятельности

    Крупное нарушение: 2 млн 250 тыс.

    Особое нарушение: 9 млн

    Теперь поговорим об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и взносов. Нарушения плательщиков взносов на травматизм в ФСС (физлиц и юрлиц) рассматриваются отдельно от деяний, связанных с невыполнением обязанностей по другим социальным взносам.

    Ответственность за неуплату взносов на травматизм в ФСС

    Совершение физлицом действий, аналогичных по существу тем, что предусмотрены ст. 198 УК РФ

    • Штраф 200 тыс. (до 300 тыс.) или в величине зарплаты за 24 месяца (до 36 месяцев);
    • обязательный труд до 360 часов (до 12 месяцев);
    • при особом размере — тюремное заключение до 1 года
    • от 600 тыс. (10% от взносов);
    • 1,8 млн (при любых взносах).

    Особый размер ущерба:

    • от 3 млн (20% от взносов);
    • 9 млн (при любых взносах)

    Совершение юрлицом действий, принципиально схожих с теми, что прописаны в ст. 199 УК РФ.

    К деянию в особом размере приравнивается совершение преступления по сговору

    • Штраф 100–300 тыс. (при 300–500 тыс.) либо в величине зарплаты за 12–24 месяца (12–36 месяцев);
    • труд по принуждению до 24 месяцев (до 4 лет) с прекращением деятельности до 36 месяцев или без него (до 4 лет);
    • заключение до 1 года (до 4 лет при прекращении ведения деятельности)
    • от 2 млн (10% от взносов);
    • 6 млн (при любых взносах).
    • от 10 млн (20% от взносов);
    • от 30 млн (при любых взносах)

    * — при особом ущербе либо сговоре нескольких лиц.

    ** — крупный или особо крупный ущерб указывается в рублях за период длительностью 3 года.

    *** — везде, где не указано иного, дисквалификация (запрет на ведение деятельности) является опциональной мерой наказания и длится до 3 лет.

    Теперь изучим некоторые нюансы применения указанных норм на практике.

    Как определить подозреваемых при неуплате налогов юридическим лицом?

    В общем случае подозреваемым считается руководитель фирмы (или ИП, владеющий бизнесом). Главный бухгалтер либо его подчиненные, фактически совершившие противоправные действия по распоряжению руководителя и не осведомленные о его преступном замысле, не привлекаются в качестве обвиняемых (приговор Заельцовского районного суда Новосибирска от 15.10.2015 по делу № 1-386/2015).

    Однако если преступный умысел руководства был известен сотруднику, исполняющему незаконное распоряжение, то данный сотрудник будет нести уголовную ответственность за неуплату налогов юридическим лицом (п. 2 ст. 42 УК РФ). При этом он вправе рассчитывать на смягчение наказания, если выяснится, что его заставили нарушить закон силой или он не имел другого выбора по иным причинам (подп. «е» п. 1 ст. 61 УК РФ).

    Не исключено, что противоправные действия совершит и руководитель фирмы либо ИП (как вариант, в качестве подставных лиц) в силу чьего-либо принуждения, подстрекательства. В этом случае именно то лицо, которое побудило директора совершить налоговое правонарушение, будет нести уголовную ответственность (п. 7 постановления пленума ВС РФ № 64). При этом директор будет считаться пособником преступления, если выяснится, что он осознавал незаконность своих действий (п. 6 постановления № 64). У него также будет право на смягчение наказания по ст. 61 УК РФ.

    Как инициируется уголовное преследование налогоплательщика?

    Речь о привлечение к уголовной ответственности за налоговые правонарушения, как правило, заходит по инициативе инспекторов ФНС.

    Обнаружив признаки преступления по указанным выше статьям УК РФ, налоговики обязаны проинформировать об этом Следственный комитет и передать туда необходимые документы (п. 3 ст. 32 НК РФ). Следователи, действуя в порядке, предусмотренном УПК РФ, принимают решение о возбуждении дела против плательщика.

    Значительный объем работы ФНС и СК может проводиться ведомствами совместно. Так, общими усилиями им предстоит определить, есть ли в действиях плательщика основной квалифицирующий признак — умысел. Один из возможных критериев его установления — обнаружение действий плательщика, свидетельствующих об имитации хозяйственной деятельности, заключении фиктивных сделок (письмо ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@). Разновидность имитации здесь — образование плательщиком новых юридических лиц в целях сохранения возможности платить налоги на спецрежиме.

    О наличии умысла плательщика может свидетельствовать установленная ФНС или СК «виновная осведомленность» подозреваемого лица — осведомленность об обстоятельствах правонарушения, о которых может знать только непосредственный участник правонарушения (соответственно, имеющий умысел в его совершении).

    Итоги

    К уголовной ответственности за налоговые преступления приводят нарушения, предусмотренные ст. 198–199.4 УК РФ. В общем случае обвиняемым становится руководитель хозяйствующего субъекта (или ИП). Один из основных критериев для квалификации деяния по указанным статьям УК РФ — умысел подозреваемого.

    Узнать больше о применении норм уголовного права в корпоративных правоотношениях вы можете в статьях:

    Источник: http://nalog-nalog.ru/otvetstvennost/ugolovnaya_otvetstvennost/ugolovnaya_otvetstvennost_za_nalogovye_prestupleniya/

    Читайте так же:  227 л с сколько налог

    Верховный суд о налоговых преступлениях: что считается уклонением от налогов и кому грозит за это уголовное наказание

    Материал для подписчиков издания «ЭЖ-Юрист». Для оформления подписки на электронную версию издания перейдите по ссылке.

    ЭЖ-Юрист

    Российская правовая газета, издается с 1998 года. Освещает новости законодательства, практику применения законов и нормативных актов, судебную практику по различным отраслям права, предлагает аналитику наиболее актуальных вопросов правоприменения, отвечает на вопросы читателей.

    Периодичность выхода: еженедельно, 50 номеров в год. Объем: 16 полос.

    Источник: http://www.eg-online.ru/article/412276/

    Какая ответственность за уклонение от уплаты налогов

    Российское законодательство предусматривает, что каждое лицо, получающее доход, обязано часть денежных средств передавать в качестве налоговых сборов в федеральный бюджет. Однако, ряд граждан и организаций этой обязанностью пренебрегают. Рассмотрим, какая предусматривается ответственность за уклонение от налогов в РФ.

    Основные моменты

    Если лицо не оплачивает в установленный законом срок налоги в федеральный и местный бюджет, то это повлечет за собой наложение наказания. Зависеть оно будет от степени вины, объема долга и пр. факторов.

    Российская правовая система классифицирует ответственность по данного рода правонарушениям в зависимости от Кодекса, которым оно регулируется:

    • Административная. Предполагает обязательный возврат денежных средств и наложение штрафных санкций.
    • Налоговая. Включает в себя неустойку за просрочку по выплатам.
    • Уголовная. Возможна в виде крупных штрафов и лишения свободы за уклонение от налогов в крупных размерах.

    Соответственно они подпадают под действие КоАП РФ, НК РФ и УК РФ.

    Можно выделить три основных способа, которыми уклоняются от уплаты налога:

    • Сокрытие размера реального дохода и как следствие – занижение суммы уплачиваемого налога.
    • Невнесение платежей в установленные законом сроки.
    • Непредоставление налоговой декларации в отведенные для этого временные рамки.

    Нарушитель может быть физическим лицом (в том числе ИП), а также – юридическим лицом. За одно и то же правонарушение указанные группы понесут разную степень ответственности.

    Налоговый Кодекс

    Та часть НК РФ, которая касается уклонения от уплаты налогов, представлена статьями: 119 – 122. Касаются они начисления неустоек за совершенное правонарушение:

    • Так, согласно ст.119 непредоставление налоговой декларации в отведенные для этого законом рамки будет наказываться следующим образом: наложение штрафа в размере 5 % от суммы, которая должна быть уплачена в качестве налога. При этом она не может быть менее 1 тыс. руб. и не должна превышать 30 % от суммы, подлежащей к уплате.
    • Наложение штрафа в размере 200 руб. за непредоставление декларации в электронном виде.
    • Предоставление в налоговый орган неверных сведений о суммах, с которых должен быть уплачен налог, приведет к наложению штрафа в 40 тыс. руб. на ответственное лицо. При повторном правонарушении сумма возрастет до 80 тыс. руб.
    • Если налог не был выплачен или внесен в неполном объеме, то провинившееся лицо будет обязано выплатить штраф в размере 20 % от суммы, которая должна быть внесена в бюджет. Если доказан факт предумышленности правонарушения, то сумма штрафа возрастет до 40 %.

    Остальные статьи НК относятся к неуплате налогов опосредованно, а не напрямую

    Административный Кодекс

    В КоАП РФ нарушениям, связанным с невыплатой налогов, посвящено несколько статей:

    • Ст.15.5. регламентирует порядок наложения взыскания за непредоставление в срок налоговой декларации. За подобное правонарушение должностное лицо должно быть подвергнуто предупреждению или штрафу в размере от 300 до 500 руб.
    • Ст. 15.6 предписывает, что непредоставление документов для осуществления контроля сотрудниками ФНС за выплатой документов повлечет за собой штраф для физических лиц в размере всего 100 – 300 руб., для должностных лиц он тоже будет небольшим – 300 – 500 руб., а для чиновника из государственных органов – 1000 руб.

    Уголовный Кодекс

    Изучая меры уголовной ответственности по делам, связанным с невыплатой налогов, в первую очередь необходимо отметить, что согласно российскому законодательству за уголовные правонарушения могут быть наказаны только физические лица, но никак не организации. Но это не значит, что деяния, которые подпадают под уголовно наказуемые, в рамках юрлица можно осуществлять без опаски. Просто к ответственности будет привлечено должностное лицо.

    При этом сотрудники Налоговой службы обязаны собрать материал, касающийся правонарушения и отправить его следственным органам. Эта процедура возможна при наличии следующих факторов:

    • В отношении нарушителя уже принималось решение о привлечении к налоговой ответственности. И оно вступило в законную силу.
    • Лицо, нарушившее закон было надлежащим образом уведомлено о необходимости уплатить задолженность по налогам вместе с неустойкой. После получения уведомления прошло не менее 2 месяцев.

    При этом размер неуплаченных налогов должен признаваться как крупный или особо крупный.

    Рассмотрим налоговые правонарушения, отмеченные в УК РФ постатейно:

    Сроки давности

    Сроком исковой давности считается промежуток времени, по прошествии которого на лицо не может быть наложено наказание за противоправное деяние. В том, что касается нарушений, связанных с неуплатой налогов, то НК РФ (ст. 113) таким сроком определяет 3 года. Отсчет начинается со следующих моментов:

    • Первый день после завершения налогового периода, в котором лицо осуществило противоправные действия. Это относится к неуплате налогов или к уплате не в полном объеме.
    • Первый день после осуществления правонарушения. Такой отсчет ведется при неподаче налоговой декларации.

    Если гражданин не имеет статуса ИП, тогда срок давности по налоговым преступлениям для него сокращается до 6 месяцев с момента, когда закончился срок, установленный законом для исполнения обязанности по выплате налога.

    Нарушения в сфере налоговых сборов физических лиц и организаций предусматривает целую систему наказаний. Большая их часть предполагает наложение штрафных санкций. Однако в ряде случаев виновное лицо при наличии обстоятельств, которые сочтут отягчающими, подпадает под действие УК РФ. Это значит, что к нему будут применены более строгие меры взыскания (такие как арест или длительные принудительные работы).

    Источник: http://adm-pravo.ru/pravonarushenie/predprinimatelstvo/otvetstvennost-za-uklonenie-ot-nalogov/

    Ответственность за уклонение от налогов

    Налоговые поступления являются важной статьей государственного бюджета, за счет которого решаются многие социальные и экономические вопросы. Налоговые отчисления представляют собой обязательные, безвозмездные и принудительные платежи, величину которых плательщики стараются уменьшить. Зачастую для этого используются различные мошеннические схемы. Как итог – государство недополучает деньги, что является нарушением экономической безопасности страны. Для нарушителей, предусматриваются меры уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.

    Введение в тему

    Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.

    Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты. Чаще всего встречаются следующие:

    1. После получения прибыли ее реальная величина занижается. Для этого злоумышленники подменяют или аннулируют накладные, а также уничтожают оригиналы документов. Как итог – первичная документация отсутствует, и прибыль искажается в сторону, выгодную неплательщику. Уклонение от уплаты налогов и сборов тут налицо.
    2. После продажи определенных услуг (товаров) размер выручки отображается не в полном объеме, или вообще не фиксируется в документах. Нарушители уничтожают документы, тем самым не внося их в налоговый реестр. Итогом будет значительное уменьшение суммы налога.
    3. Физическое лицо сдает принадлежащую ему собственность в аренду, однако не заключает никаких официальных договоренностей, не фиксирует полученный доход в своей налоговой декларации.
    Читайте так же:  Со скольки лет полицейские уходят на пенсию

    Большая часть всех способов уклонения от уплаты налогов являются противозаконными, и их использование влечет за собой определенную ответственность для нарушителей.

    В настоящее время недобросовестные плательщики используют следующие механизмы уклонения:

    • привлекают к решению вопросов кредитные и банковские учреждения, которые могут провести операции по обналичиванию сделок;
    • используют средства, полученные гражданами по различным социальным программам (маткапитал, военная ипотека), и незаконно обналичивают их;
    • переводят денежные ресурсы на счета физических лиц, в свою очередь владелец счета снимает всю сумму поступления, после чего замораживает или закрывает счет;
    • используют услуги фирм-однодневок, на их расчетные счета переводятся крупные суммы денег, а после снятия их и получения в банке, фирма аннулируется и перестает существовать.

    Отметим, что при обнаружении факта неуплаты налогов нарушители будут привлечены к ответственности. Впрочем, если преступление совершено впервые, а неплательщик в полном объеме погасил свою задолженность и уплатил штрафы, против него не будут использовать уголовную ответственность за неуплату налогов. Если же преступление фиксируется неоднократно, а сам нарушитель пытается уклониться от штрафов, от судебного разбирательства ему никуда не деться.

    Уголовно-правовая характеристика преступления

    Характеристика такого преступления, как уклонение от уплаты налогов со стороны физлиц и различных фирм практически одинаковая, и не имеет особых различий. В обоих случаях объектом преступления признаются финансовые интересы государства, которое недополучает сумму налоговых взносов, и, следовательно, имеет недостаток бюджетных средств.

    В качестве субъекта могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, и обладающие на момент совершения противоправного поступка дееспособностью, понимающие, что их действия лежат вне правового поля России и влекут за собой негативные последствия, а точнее уголовную ответственность за неуплату налогов. Касательно юридических лиц субъектом преступления будет должностное лицо, на которое возложена обязанность по уплате налоговых отчислений. К таковым относят руководителей компаний, а также главных бухгалтеров. Так как они являются уполномоченными сотрудниками, призванными следить за исполнением действительных норм налогового законодательства, против них будут применены более суровые методы наказания.

    Субъективная сторона вопроса всегда характеризуется наличием прямого умысла. Нарушитель осознает, что его действия носят противоправный характер, и при тщательной проверке он будет нести ответственность. При этом, причины уклонения от уплаты налога государство интересовать не будут.

    Объективная сторона вопроса заключается в исполнении определенных действий и поступков, целью которых является уменьшение налоговых взносов. Так как основным параметром данного нарушения является прямой умысел, законодатель понимает под уклонением от уплаты умышленные деяния, направленные на нарушение действительных налоговых принципов.

    Они влекут за собой уменьшение бюджета за счет отсутствия средств, что является ударом по экономической безопасности государства.

    Квалифицирующие признаки

    При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом. Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.

    Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):

    • крупный размер – более 600 тыс. рублей за период в 3 года, однако, при наличии обязательного условия, что часть неуплаченных платежей составляет более 10%, что в денежном эквиваленте равняется 1,8 млн. рублей;
    • особо крупный размер – уклонение от уплаты налогов физическим лицом свыше 3 млн. рублей недоимки, или же не менее 5% неуплат или 9 млн. рублей.

    Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):

    • крупный размер – уклонение от налогов на сумму более 2 млн. рублей за трехлетний временной отрезок, при 10% неуплаченных взносов или более 6 млн. рублей;
    • особо крупный размер – более 10 млн. рублей за аналогичный период времени (3 года), при сокрытии отчислений более 5%, то есть свыше 30 млн. рублей.

    Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.

    В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):

    1. Правонарушение совершено должностным лицом, то есть особой, имеющей большие возможности у сокрытию своих реальных доходов. Если данный факт будет установлен, ответственность для нарушителя будет ужесточена.
    2. Уклонение от уплаты налогов осуществляется группой лиц, которые действуют в соответствии с заключенными ранее договоренностями. В данной ситуации факт наличия вины будет гарантированным, что повлечет за собой уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов вне зависимости от суммы ущерба.

    Действующие меры наказания

    Наказание для недобросовестных налогоплательщиков за уклонение от уплаты налогов может быть установлено как действующими налоговыми принципами, так и в соответствии с Административным и Уголовным кодексом страны. В первых двух случаях нарушителя будут ждать различные штрафные санкции в виде штрафов и пени. Что касается уголовного судопроизводства, то здесь меры наказания имеют более широкий характер.

    Для физических лиц уголовная ответственность за налоговое преступление предусматривает следующие типы наказания:

    • штраф в 300 тыс. рублей и лишение воли на 1 год – если сумма неуплаты крупная;
    • если неуплата налогов характеризуется как особо крупная, то наказание будет ужесточено, нарушитель имеет все шансы оказаться за решеткой на 3 года, а также будет оштрафован на 500 тыс. рублей.

    Если нарушителем действительных налоговых принципов является юридическое лицо, уголовную ответственность за налоговые правонарушения для него определят по ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов»:

    1. Должностное лицо при установлении факта отсутствия сборов с организации в крупном размере будет оштрафовано на 300 тыс. рублей. Кроме того, положениями ст.199 УК РФ предусматривается лишение воли на 2 года, и 3-летний запрет на занятие определенными служебными обязанностями.
    2. Если квалифицирующие признаки определены как особо крупный размер неуплаты, или преступление совершено несколькими особами по предварительной договоренности, сумма штрафный санкций составит 500 тыс. рублей, а срок тюремного заключения увеличится до 3 лет.

    Говоря о налоговых преступлениях, совершенных физическим лицом или организацией, невозможно не упомянуть о сроках давности. Касательно правонарушений в налоговой сфере (уклонение от уплаты налогов) государство использует два вида срока давности:

    1. Для привлечения нарушителей к ответственности (ст.113 НК РФ).
    2. Для взыскания штрафных санкций и компенсаций (ст.115 НК РФ).

    В обоих случаях устанавливается срок давности в 3 года (10 лет при наличии особых квалификационных признаков).

    Видео (кликните для воспроизведения).

    Однако, тут имеются некоторые нюансы и тонкости. Так, статья «уклонение от уплаты налогов» указывает, что налоговики имеют возможность приостановить течение срока давности, если появятся подозрения в намеренном затягивании процесса и уклонении в оплате штрафов. Для этого составляется специальный акт по форме КНД 1160074.

    Сокрытие налогов ответственность физических лиц
    Оценка 5 проголосовавших: 1

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

    Please enter your comment!
    Please enter your name here