Содержание
- 1 Налог на доходы физических лиц: Практика и проблемы налогообложения в РФ
- 2 АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
- 3 Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ
- 4 VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
Налог на доходы физических лиц: Практика и проблемы налогообложения в РФ
Обложение налогами прибыли физических лиц в абсолютно всех государствах представляет немаловажную значимость в создании государственного бюджета. Масштабы поступлений налога на прибыли физических лиц в госбюджет находится в зависимости от степени формирования экономики государства, то что обусловливает степень заработков жителей. Данный платеж регулирует и степень пользования, стимулируя его, или ограничивая. По этой причине для страны важно значимым является выполнение экономических заинтересованности страны, в виде поступлений налогов в госбюджет, и выполнение принципа верности при налогообложении. В современной России система налогообложения доходов граждан стала формироваться в 1991 году, с ведением Закона «О подоходном налоге с физических лиц». Обязанность уплачивать налоги в России является конституционной обязанностью граждан. Статья 57 Конституции России гласит: «Каждый обязан платить законно установленные налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют».
В соответствии с Законодательством «О подоходном налоге с физических лиц» в Российской федерации использовалась, как и в основной массе экономически сформированных государствах, прогрессивная шкала налога, обозначающая увеличение ставки налога согласно мере повышения прибыльной основы физического лица. Прогрессивная шкала наиболее вплотную предусматривает один из ключевых основ налогообложения – принцип справедливости. Наиболее богатые жители обязаны оплачивать налог в крупных объемах, чем общество с наименьшим уровнем заработка. В качестве одной из мер согласно совершенствованию налоговой концепции, в Российской федерации Общегосударственной Думой российская федерация предполагается внедрение прогрессивной шкалы подоходного налога людей. Совместно с этим, больший прибыль приобретает человек, который обладает наиболее большую квалификацию и больше и успешнее трудится. По этой причине при вводе прогрессивной шкалы налогообложения следует принимать во внимание фактор стоимости любого отдельного человека в рынке работы.
В настоящее время налогообложение доходов граждан регулируется в соответствии с Главой 23 Налогового Кодекса Российской Федерации (НК РФ) которая введена в действие с 01.01.2001 года. В соответствии со статьёй 41 НК РФ, доходом признаётся экономическая выгода в денежной форме, учитываемая в случае её оценки и в той мере, в которую такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «Налог на доходы физических лиц», «Налог на прибыль организаций».

Налог на доходы физических лиц, взимаемый в России, условно можно разделить по следующим блокам:
— налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми агентами по ставке 13% у резидентов и нерезидентов;
— налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми агентами по ставке 30% у нерезидентов;
— налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми агентами по ставке 35% с отдельных доходов, установленных налоговым законодательством, в частности доходов в виде процентов по вкладам в банках, в части превышения действующей ставки рефинансирования Центрального банка по рублевым вкладам, и по вкладам в иностранной валюте в размере, превышающем доходность 9% годовых, в отношении выигрышей и призов, выплачиваемых организациями при проведении различных рекламных акций связанных с розыгрышем призов;
— налог на доходы физических лиц, взимаемый налоговыми резидентами по ставкам 9% в отношении дивидендов, выплачиваемых российскими организациями российским гражданам 15% в отношении дивидендов, выплачиваемых российскими организациями иностранным гражданам;
— налог на доходы физических лиц, взимаемый по ставке 13% с индивидуальных предпринимателей, применяющих общий режим налогообложения.
При выплате доходов нанятым сотрудникам, обязательство по перечислению налога в госбюджет возлагается в налоговых агентов. Налоговыми агентами в соответствии с положениями статьи 24 Налогового Кодекса РФ сознаются личности, в которых в соответствии с истинным Кодексом возложены прямые обязанности согласно исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в экономную концепцию Российский Федерации [1].
Налог на доходы физических лиц считается главным госбюджет образующим налогом, таким образом, важным считается целостность и оперативность поступления НДФЛ в госбюджет республик, присутствие одновременном повышении свойства налогового администрирования и исполнении комплекса событий нацеленных в разрешение последующих важных трудностей:
Легализация оттеняющих прибыли, никак не отражаемых в налоговой основе.
Заключение трудовых договоров с нанятыми сотрудниками.
Контроль за оперативной и абсолютной уплатой начисленного налога в госбюджет в целях минимизации недоимок согласно НДФЛ [2].
Очень сложной является проблема неплатежей налогов, т. е. Недоимки. Одной из причин, способствовавших значительному росту недоимки, стало увеличение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием, имеющим задолженность по платежам в бюджет, с целью бронирования поступающих на их расчётные счета средств для выплаты заработной платы.
Весьма непростой считается вопрос неплатежей налогов, т. е. Недоимки. Одной из причин, содействовавших вескому увеличению недоимки, стало повышение объёмов отсроченных платежей, предоставляемых предприятием, обладающим долг согласно платежам в госбюджет, с целью бронирования прибывающих в их расчётные счета денег с целью выплаты заработной платы.
Другие причины неплатежей – недостаток денег в счетах плательщиков, а кроме того невысокая платёжная дисциплина налогоплательщиков в данной взаимосвязи в основе постановления правительства, а кроме того нормативных действий субъектов Федерации ведется реструктуризация задолженности компаний. Согласно речам министра МНС Российской федерации А. Починка, в данном г. следует формировать налоговую концепцию, дружественную налогоплательщику, и безжалостно подвергать наказанию тех, кто именно никак не желает оплачивать. Не отбирать у налогоплательщика последнее, а формировать условия, чтобы у него деньги были, и он никак не уводил их в офшор, а сохранял здесь. Совместно с этим пришло время увеличивать доходы самых бедных кругов жителей государства, поляризация индивидуальных доходов которых в нынешнем г. только лишь увеличилась. Официальная статистика говорит, то что 38% жителей государства либо 57 миллионов. человек, обладают на сегодняшний день доходы ниже прожиточного уровня.
Концентрирует на себя внимание вопрос неэффективности отдельных составляющих налогового механизма. Имеется значительный устройство налоговой инспекции, налоговой работников полиции, отделов УВД согласно борьбе с финансовыми правонарушениями. А итог деятельность оставляет желать наилучшего. Из-за неподготовленности сотрудников данных организаций, неумения правильно осуществить помощь, проверку, нередко почти все и адвокатские и физические личности просто отходят от ответственности из-за скрытия налогов.
Не поддаются разъяснению подобные, к примеру, данные, если в наблюдениях у абсолютно всех компаний, фирмы согласно бумагам практически бесприбыльные, а их главы обретают дорогие иностранные автомобили, строят в малые сроки дворцы – коттеджи.
Россию заполнила волна разоблачений, соединенных с противозаконными экономическими операциями. Теневая экономическая наука – это более скрытый тип финансовой работы, высококачественно выделяющийся с абсолютно всех других нарушений и «сокрытий» вызывающий большего числа сил и денег с целью борьбы с ним, в частности использования незамедлительно-сыскных способов и вследствие того отображающий собою более серьезный тип общественно небезопасных разделений в налоговой области [3].
По типу и объёму скрытие настоящих финансово-домашних операций изнутри теневой экономики возможно отметить 3 образующие действия, которые целиком выводятся из б/у (неучтённые процедуры, присутствие которых совершается скрытие самого факта ее выполнения), процедуры, нацеленные на скрытие доли приобретенной от процедуры выручки, а кроме того процедуры, проведённые под типом иных действий (псевдооперации).
Не обретает представления и тот факт, то что весьма долго вводится хороший опыт по сбору налогов, существующий в единичных ареалах государства. К примеру, еще несколько лет назад в Башкортостане налоги собирались в несколько раз более, нежели в среднем по стране.
Наравне с упомянутыми выше трудностями следует выделить и проблему воспитания налоговой культуры, законопослушание относительно «молодых» налогоплательщиков. На сегодняшний день степень налоговой культуры остаётся невысокой. Об этом говорят сведения о увеличении преступлений и правонарушений, связанных с сокрытием, прибыли от налогообложения, в большом количестве, в крупных и особенно больших объемах. Почти все нарушения налогового законодательства носят особенно опасный для российской экономики вид, таким образом, как связаны с «отмыванием» капиталов, добытых незаконным путём, утечкой валютных денег за границу, сращиванием преступных текстур с рыночными. Преломление отрицательных направленностей в экономике, появившихся в нашем мире в больших объемах, в то же время с построением и формированием новейшей модификации хозяйствования – цель нынешнего и предстоящего завтра дня. Немаловажной ролью при этом обладает усовершенствование консультативной деятельность с жителями.
От заключения отмеченных выше трудностей зависит результативность развития прибыли бюджетов абсолютно всех степеней, увеличение предпринимательской деятельный, формирование производства и в окончательном результате регулирование экономики нашей государства. [2]
Список использованных источников:
Налоговый кодекс РФ часть II от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016)
Дадашев, А.З. Налоги и налогообложение в Российской Федерации: Учебное пособие / А.З. Дадашев, Д.А. Мешкова, Ю.А. Топчи. — М.: ЮНИТИ, 2015. -175 c .
Кондраков, Н.П. Налоги и налогообложение в схемах и таблицах: Учебное пособие / Н.П. Кондраков, И.Н. Кондраков. — М.: Проспект, 2016. — 224 c.
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ
студент факультета инновационного бизнеса и экономики Академия маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ)
канд. экон. наук, доц. кафедры бизнес процессов и экономической безопасности Академия маркетинга и социально-информационных технологий (ИМСИТ)
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассмотрены основные положения, актуальные проблемы и перспективы, характеризующие систему налогов РФ. Поскольку, налогообложение физических лиц занимает ключевое место в налоговой системе РФ, основной целью работы выступает определение степени развитости налогообложения физических лиц, порядок постановки на учет и оценка действенности механизма налогообложения.
Ключевые слова: Налоги, налоговая система, бюджет, физические лица, налогообложение, налоговая политика, льготы, налоговое стимулирование, меры.
Начало формирования российской налоговой системы было положено в 1998 году с принятием части первой Налогового кодекса РФ. На протяжении этого времени в стране несколько раз изменялись принципы подхода к взиманию налогов и процесс поиска наиболее оптимальной и справедливой схемы еще не завершен, так как налоговая система России является довольно нестабильной, что обусловлено объективной экономической ситуацией, а также несовершенством законодательства.
Высокие налоги – это, безусловно, негативное явление, ведущее не только к спаду производства в целом, но и к всеобщему стремлению скрыть свои доходы, что приведет к нарушению целостности системы налогообложения. В то же время, дефицит государственного бюджета требует постоянного поступления денежных средств, источником которых как раз и являются налоги. Такая ситуация присуща современной экономико-правовой системе в нашей стране. В этом и заключается одна из основных проблем установления оптимального соотношения налоговых ставок и налоговых поступлений.
Среди всех налогов, уплачиваемых физическими лицами, наибольшая доля приходится на НДФЛ, так как он является самым значимым по суммам поступлений в государственный бюджет. «С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением» [3]. Данный налог затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Именно поэтому проблемы, связанные с исчислением данного налога и его уплатой, крайне актуальны.
Рисунок 1. Динамика поступления администрируемых ФНС России доходов по уровням бюджетной системы РФ
За прошедший 2017 год в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 146,8 млрд рублей администрируемых ФНС России доходов, что больше аналогичного периода 2016 года на 25,9 млрд рублей, или на 21 %. По НДФЛ снижение поступлений в общей сумме 203,9 млн рублей, или на 1,1 %. Такой результат связан с низким темпом роста фонда заработной платы работников организаций , а также уменьшением поступлений в погашении задолженности по налогу (Рис.1).
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это прямой федеральный налог, взимаемый с доходов граждан в денежной форме за отчетный период. В целом можно сказать, что методы начисления НДФЛ достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты – конкретизированы, а налоговая база определяется четко. Все эти характеристики делают данный налог достаточно простым для налогообложения, но в РФ до сих пор происходят различного рода дискуссии и споры в отношении данного налога.
Одним из самых первых вопросов встает при определении круга лиц, обязанных уплачивать НДФЛ с учетом порядка признания лица резидентом РФ. Необходимо различать налогообложение резидентов РФ и нерезидентов, поскольку, данное разграничение является довольно важным, так как на такие группы установлены различные налоговые ставки, кроме того, отличительную особенность формирует объем выполняемой налоговой обязанности.
Налоговые резиденты уплачивают подоходный налог со всех видов доходов независимо от территории их получения, поэтому несут полную налоговую обязанность перед государством. Налоговые нерезиденты уплачивают налог только в части доходов, полученных от источников в Российской Федерации, поэтому они несут ограниченную налоговую обязанность. Законодательно определяется следующий принцип: для признания лица резидентом необходимо его пребывание на территории РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев.
После истечения данного срока, лицо признается резидентом и налог исчисляется по ставке 13% . В то же время, Конституционный Суд РФ в Постановлении от 25 июня 2015 г. N 16-П в указанном документе разъясняет, что лицу необходимо подтвердить статус резидента по состоянию на конкретный налоговый период, только в таком случае есть основания для перерасчета НДФЛ. Из Постановления очевидно, что лицу с новым статусом необходимо ждать еще год до начала нового налогового периода: «для перерасчета налога на доходы физических лиц с целью возврата соответствующих сумм подтверждать статус налогового резидента Российской Федерации применительно к конкретному налоговому периоду». Это правило с правовой точки зрения кажется довольно спорным. Согласно Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) [3], а Налоговый кодекс [1] прямо предусматривает налоговую ставку для резидентов РФ в 13%.
Необходимо взять во внимание проблемы, связанные с налогообложением кадастровой стоимости. В них доказательством, как правило, выступает отчет уполномоченной организации о реальной рыночной стоимости имущества. Однако в вопросе определения базы для исчисления НДФЛ фигурирует лишь кадастровая стоимость. То есть, прежде чем продать недвижимое имущество, приобретенное после 1 января 2016 года, лицу необходимо либо подождать до 2021 года, либо доказать через суд оправданность снижения кадастровой стоимости и приравнивания ее к рыночной. Именно такая сложность механизма минимизации НДФЛ с продажи недвижимого в первую очередь имущества является одной из причин стагнации рынка сбыта недвижимости. Разрешить данную проблему позволило бы, например, использование в качестве доказательства не только такого фактора, как кадастровая стоимость, но и отчетов о реальной рыночной стоимости, чего в Законе прямо не предусмотрено. Кроме того, увеличение срока, после которого продавец освобождается от уплаты налога, усугубит и без того сложную ситуацию.
В настоящий момент основной целью РФ выступает преобразование экономики и продвижение путей экономического развития в целях достижения благосостояния каждого отдельно взятого гражданина. Главной предпосылкой служит рациональное подоходное налогообложение физических лиц, которое наиболее приближено к товарно-денежной экономике. Проведя краткий обзор налогообложения физических лиц в РФ, наиболее очевидной возникает проблема достижения наиболее оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Способом решения данной проблемы является применение таких ставок налога, которые обеспечивали бы максимально справедливое перераспределение доходов при минимизации ущерба интересов налогоплательщиков от налогообложения. Рациональное выполнение налогом своих прямых функций зависит от большинства факторов, а не только от налоговой ставки.
Как сообщалось ранее представителями Министерства финансов, в 2018 году планируются изменения в начислении и уплате налога на имущество физических лиц. Данный вопрос рассматривается в двух направлениях либо будет разработана и внедрена прогрессивная система налогообложения, либо же увеличится размер адвалорной ставки, применяемой к доходам резидентов РФ [5].
Нет необходимости брать во внимание эффективность выполнения нашим государством своих основных функций, но показателен тот факт, что большая доля населения получает «черную зарплату» в конвертах, что делает бессмысленным введение прогрессивной , дифференцированной шкалы налогообложения .
После принятия главы 23 НК РФ в нее постоянно вносится ряд мероприятий, направленных на реализацию социальной политики. Они, в свою очередь, обусловлены тем, что в системе налогообложения имеются недостатки по формированию налоговой базы в отношении денежных средств, получаемых исходя из доходов физических лиц. Такие недостатки определяют невыполнение налогом на доходы физических лиц свое функциональное предназначение, а именно пополнять бюджет РФ и контролировать доходы различных групп граждан. Именно для этого возникает необходимость в усовершенствовании системы налогообложения в части доходов физических лиц.
Источник: http://sibac.info/studconf/science/xlii/102030
Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ
Дата публикации: 11.06.2015 2015-06-11
Статья просмотрена: 14519 раз
Библиографическое описание:
Глущенко Я. С., Егорова М. С. Проблемы налогообложения на современном этапе развития РФ // Молодой ученый. 2015. №11.4. С. 72-74. URL https://moluch.ru/archive/91/20119/ (дата обращения: 13.01.2020).
На современном этапе развития государства, стабильная налоговая система является наиболее значимым механизмом, воздействующим на уровень экономики. Однако нередко налоговая система не в полной мере отвечает современным условиям, являясь сложной как по исчислению и уплате налогов, так и по системе ведения налогового учета, документирования, составлению отчетности и применению информационных систем с целью заполнения налоговых деклараций. Система налогообложения должна выполнять стимулирующую роль, положительно влияя на экономическую деятельность предприятий, на развитие производства в стране. Эффективность налогообложения определяется соотношением налоговых доходов, поступающих в бюджеты с общим объемом издержек, связанных с введением налогов на территории государства, сбором сумм налогов, в том числе и в отношении к каждому конкретному виду налога.
Создание устойчивой налоговой системы есть главная задача, стоящая перед государством. Эффективное налогообложение, можно обеспечить путем гармоничного сочетания выбранного налогового механизма с целями и задачами, которые ставит перед собой государство при управлении экономикой страны.
В налоговой сфере, к сожалению, существует ряд проблем, которые необходимо решать. Так все еще велика доля теневой экономики и распространены уклонения от налогообложения. Это не только лишает бюджетную систему налоговых доходов, но и способствует неравной конкуренции, поскольку ставит добросовестных налогоплательщиков в менее выгодные условия. Неудивительно, что Правительство в качестве одного из приоритетов видит борьбу с налоговыми злоупотреблениями и формирование экономического поведения, основанного на культуре уплаты налогов.
Во многих случаях не только физические и юридические лица, являющиеся налогоплательщиками, но и налоговые специалисты, а также лица, занимающиеся адвокатской практикой, не могут конкретно обосновать положения статей Налогового Кодекса РФ. Арбитражные суды, суды общей юрисдикции зачастую выносят уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов. В России культура налогов всегда была и остается крайне низкой.
Данная проблема складывается из сочетания следующих факторов:
— экономическая безграмотность налогоплательщиков;
— менталитет российского налогоплательщика, направленный в первую очередь, на сокрытие доходов и имущества от налоговых органов, минимизацию налогов;
— недоверие налогоплательщиков к налоговым органам, зачастую вследствие некорректного поведения последних.
В действующей налоговой системе к одной из проблем налогообложения можно выделить незаконное возмещение сумм НДС.
Так, в получении необоснованных вычетов НДС недобросовестным налогоплательщиком используется основной документ — счет-фактура, регулирующий исчисление, уплату и вычеты НДС. Выявление фиктивных счетов — фактур и необоснованных вычетов ФНС России осуществляет сегодня в ходе выездных и встречных проверок. Однако эти проверки оказываются малоэффективными, так как счета-фактуры не используются при льготных режимах налогообложения.
Другой проблемой при взимании налога на добавленную стоимость является уклонение от его уплаты. Суть состоит в том, что недобросовестные предприниматели импортируют высокотехнологичные товары, а затем продают их с наценкой в размере ставки налога на добавленную стоимость и присваивают разницу. Налог на добавленную стоимость в бюджет при этом не перечисляется.
При начислении и уплате налога на прибыль предприятия также соприкасаются с некоторыми проблемами, которые необходимо решать для более качественного и правильного налогообложения прибыли. Одной из таких распространенных проблем, с которыми сталкиваются предприятия при исчислении данного налога. Это предприятие, которое открыло филиал, сталкивается с немалым количеством вопросов, которые связаны с налогообложением такого филиала. Связано это с тем, что для предприятия, имеющего филиалы, действуют два совершенно различных способа налогового учета. При первом — головное предприятие и филиал уплачивают налог консолидировано, т. е. налоговые обязательства рассчитываются для организации в целом. После нахождения общей суммы налоговых обязательств, производится расчет налога, уплачиваемого по местонахождению каждого филиала. При втором- головное предприятие и филиал рассматриваются как самостоятельные налогоплательщики и каждый из них ведет свой независимый налоговый учет: определяет валовой доход, валовые затраты, амортизацию, рассчитывает налогооблагаемую прибыль и сам налог на прибыль.
Другой проблемой при исчислении налога на прибыль является не всегда четко различима граница между рекламой и расходами на продвижение или расходами, связанными с рекламой, но к ней не относящимися (например, обучение сотрудников рекламного отдела). Если какие-то расходы на продвижение считать рекламой, то они не предусмотрены в списке ненормируемых рекламных расходов и будут признаваться в пределах установленного норматива (1 % от выручки).
Также существуют трудности налогообложения консолидированной группы налогоплательщиков. Объединение вертикально-интегрированных структур в консолидированной группы позволяет данным налогоплательщикам уплачивать налог на прибыль организаций с совокупного финансового результата по итогам деятельности всех компаний-участников этой группы. В этой связи, прибыль для целей налогообложения, рассчитанная по консолидированной группе налогоплательщиков, будет учитывать убытки, понесенные участниками в текущем налоговом периоде, а не в будущих налоговых периодах. При этом сумма налога на прибыль организаций, подлежащая перечислению участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы для последующей уплаты в бюджеты РФ, определяется условиями договора о создании группы. Эта сумма может быть равна сумме налога на прибыль организаций, рассчитанной исходя из совокупной прибыли консолидированной группы, и доли, приходящейся на этого участника. Однако договором может быть предусмотрен другой порядок расчетов между участниками группы.
Можно выделить следующие недостатки российской налоговой системы:
1. Данная система носит преимущественно фискальный характер, это затрудняет действие стимулирующей и регулирующей функций налогообложения.
2. Действует неоптимальная шкала ставок подоходного налога с физических лиц.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
3. Недостаточно эффективен контроль за сбором налогов, что выражается в сокрытии доходов, вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50 % налоговых платежей.
4. Растет неэффективность существующих льгот.
5. Происходит постоянное изменение налогового законодательства и ставок налогообложения, что не способствует долгосрочному вложению капиталов и росту экономики.
6. За региональными и местными бюджетами закреплены налоги, не имеющие существенного фискального значения для соответствующих бюджетов. Их удельный вес не превышает 15–20 % всех доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации. Это вызывает необходимость регулирования бюджетов путем нормативных отчислений от федеральных регулирующих налогов.
7. В систему налогов и сборов в Российской Федерации в настоящее время не включаются таможенные пошлины и сборы.
В ближайшее время российская налоговая система столкнется с масштабными трудностями, обусловленными несколькими причинами, имеющими как объективный, так и субъективный характер. К первой группе относятся существенная зависимость российской экономики от внешнеторговой конъюнктуры, истощение богатых и благоприятно расположенных месторождений полезных ископаемых и соответствующее удорожанием их добычи на новых месторождениях, старение населения.
Ко второй группе относится ряд принятых решений в области бюджетной и налоговой политики: рост расходных обязательств бюджета за счет национальной обороны и правоохранительной деятельности, бессистемное предоставление налоговых льгот и освобождений, конструкция отдельных налогов, не обеспечивающих достаточную прогрессивность и эффективность налогообложения. Рассмотрим каждый из данных факторов. Так, высокая степень зависимости от внешнеторговой конъюнктуры находит свое выражение, прежде всего в том, что в российской экономике обозначилась тенденция роста обусловленности доходной части бюджета поставками сырья на экспорт, а именно, нефти и газа. Так, доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2014 году первоначально прогнозировалась на уровне 48,1 %, а в январе — апреле текущего года она составила уже 52,9 %. Нефтегазовые доходы федерального бюджета в 2015 году составят 7,717 триллиона рублей, что на 5,8 процента превысит прогнозную оценку нефтегазовых доходов бюджета на 2014 год, а в 2016 году, согласно ожиданиям Минфина, нефтегазовые поступления в бюджет составят уже 8,032 триллиона рублей.
При этом планируется, что доля нефтегазовых доходов в общей структуре поступлений в федеральный бюджет будет снижаться с 51 процента в 2015 году до 50,8 процента в 2016 году и до 49,6 процента в 2017 году.
При этом от цен на нефть зависят не только нефтегазовые доходы (налог на добычу полезных ископаемых от углеводородного сырья и соответствующие экспортные пошлины), но и поступления других, прежде всего прямых, налогов. В связи с удорожанием добычи нефти и газа на новых месторождениях, падение доходов бюджета составит около 2,5 % ВВП в период до 2020 г. Другим фактором, влияющим на развитие российской налоговой системы, являются демографические тенденции, обусловливающие необходимость адаптации политики к старению населения. По данным ООН, доля населения России старше 60 лет к 2020 году увеличится с нынешних 17,8 % до 21,6–22,7 %, а к 2050 году число лиц старше 60 лет может составить треть населения страны. Это приведет к росту расходов на здравоохранение, на социальное и пенсионное обеспечение. Другой проблемой российской налоговой системы является то, что налоговая база и налоговые доходы неравномерно распределены по регионам, что делает невозможным обеспечить практическую реализацию фискального федерализма через децентрализацию налоговой системы.
Анализ российской налоговой системы и налоговых систем развитых стран иллюстрирует наше отставание от лучшей мировой практики в части качественных характеристик, в том числе недостаточные прогрессивность и эффективность налогообложения. Так, в налоговом законодательстве существуют льготы и освобождения, имеющие практически индивидуальный характер, так например, льготы по налогу на прибыль организаций, предоставляемые Банку развития (государственной корпорации), Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, а также в сфере финансового лизинга.
Также следует отметить льготы по налогу на имущество организаций в отношении имущества естественных монополий: железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи и др. Вышеперечисленные проблемы налоговой системы РФ доказывают необходимость ее реформирования, основными целями которого должны быть сбалансированность бюджета, повышение справедливости и эффективности налогообложения; развитие фискального федерализма.
Хотелось отметить, что на современном этапе осуществляется ряд идей и законопроектов, призванных обновить и сделать налоговую систему более рациональной и логичной, отвечающей современным реалиям. При этом принимаются во внимание и международная налоговая конкуренция, и финансово-экономическая ситуация, и опыт — как положительный, так и отрицательный — отдельных государств. Существует целый пакет предложений, включая меры по стимулированию инвестиционной деятельности, технического перевооружения и модернизации экономики, развития финансовых рынков и инвестиций в человеческий капитал.
1. Абрамов А. П. Совершенствование налогообложения [Электронный ресурс] // Известия Томского политехнического университета.- 2006.- Т. 309, № 5. — С. 175–180.
2. Горюнова Н. Н. Налоги и налогообложение. -Томск: Изд-во ТПУ, 2013.- 314 с.
3. Косарева Е. Ю. Основные направления оптимизации налоговой системы России [Электронный ресурс] // Ресурсоэффективные системы в управлении и контроле: взгляд в будущее: сборник научных трудов III Международной конференции школьников, студентов, аспирантов, молодых ученых.- 2014.- Ч. 4. — С. 93–98.
Источник: http://moluch.ru/archive/91/20119/
VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015
ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ
В настоящее время налоговая система РФ характеризуется нестабильностью и противоречивостью законов. Высокие налоги – это, безусловно, негативное явление, которое порождает спад производства в целом, а также массовое стремление населения к сокрытию своих доходов, что приводит к нарушению целостности системы налогообложения. В это же время высокий дефицит государственного бюджета требует постоянного пополнения доходной части бюджета путем увеличения налоговых поступлений. Данная ситуация присуща современной действительности в нашей стране. В этом и заключается одна из основных проблем установления оптимального соотношения налоговых ставок и налоговых поступлений.
Среди всех налогов, которые уплачивают физические лица, наибольшая доля приходится на НДФЛ, так как он является самым значимым по суммам поступлений в государственный бюджет. Данный налог затрагивает практически каждого гражданина нашей страны. Рассмотрим его более подробно.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) – это прямой федеральный налог, который взимается с доходов граждан в денежном виде за отчетный период [4].
В общем можно констатировать, что методы исчисления налога достаточно просты и понятны. Ставки налога фиксированы, объекты – конкретны, а налоговая база определяется четко. Все это делает его достаточно простым для налогообложения, но в России до сих пор этот налог является предметом острых дискуссий и споров.
Также как и любой другой налог, НДФЛ является одним из важных экономических рычагов государства, так как выполняет следующие основные функции: фискальную, социальную и регулирующую. Рассмотрим данные функции в реализации общественного процесса.
Посредством фискальной функции реализуется основное общественное назначение данного налога – это формирование финансовых ресурсов государства, а именно денежные поступления в бюджеты регионального и местного уровней. За счет этих поступлений обеспечивается финансирование общественных расходов, в первую очередь государственных.
Социальная функция выражается в поддержании равновесия. Её основное предназначение – это обеспечение и защита конституционных прав граждан. Социальная функция НДФЛ осуществляется за счёт сокращения неравенств в распределении доходов, воздействия на их уровень, структуру внутреннего спроса, демографические и другие показатели, связанные с социальной сферы.
С помощью налога на доходы физических лиц государство обеспечивает справедливость и социальную стабильность. Конечно, на практике в российской налоговой системе данная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Прежде всего, это связано с несовершенством налогового законодательства.
Основное назначение регулирующей функции – это влияние на процесс общественного воспроизводства через системы льгот и налоговых ставок. За счет данной функции можно регулировать доходы разных групп населения.
С помощью реализации функций приведенного налога достигаются основные цели НДФЛ, а именно пополнение бюджета государства и равномерное распределение экономических средств между населением [2].
Так как данный налог является экономическим рычагом государства, то с помощью этого должны решаться вопросы регулирующего характера, но это не отвечает реальности настоящего времени.
Для хорошего функционирования налоговой системы, предполагается использование основных принципов налогообложения:
1) Принципа справедливости — распределение налогового бремени должно быть равным в зависимости от дохода;
Соблюдение этого положения приведет к так называемому равенству, а пренебрежение, соответственно, к неравенству.
2) принципа определенности – уплачиваемый налог, должен быть, прежде всего, точно определен, а не произволен. Время, сумма и способ уплаты должны быть заранее известны и понятны;
3) принципа удобности — налогоплательщику должен быть удобен способ взимания налога;
4) принципа экономии — должна быть обеспечена максимальная эффективность всех налогов, которая выражается в пониженных издержках государства на сбор всех налогов и содержание налогового аппарата в целом.
Данным принципам должен соответствовать каждый налог, установленный, а также взимаемый государством в целях финансового обеспечения своей деятельности. НДФЛ относится к числу таких налогов [1].
Несмотря на богатую историю данного налога, он далёк от совершенства, поэтому крайне необходимо его реформирование, с целью улучшения системы обложения в целом.
На сегодняшний день НДФЛ регламентируется главой 23 НК РФ. Единая ставка, утверждённая 1-го января 2001 года, составляла 13%, действует она и по сегодняшний день [5].
НДФЛ по значимости источников государственных доходов стоит в приоритете, по сравнению с другими налогами. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов бюджетов разных уровней. Рассмотрим удельный вес НДФЛ в доходах консолидированного бюджета и бюджетов субъектов Федерации за 2011-2013гг:
Таблица 1.Удельный вес доходов от НДФЛ в бюджеты за 2011-2013гг.
Консолидированный бюджет РФ, %
Консолидированный бюджет субъекта федерации, %
Как мы видим, доля поступлений по налогу на доходы физических лиц имеет стабильный характер, показатели по бюджету субъекта федерации с каждым годом возрастают на некоторую долю процентов. По указанным данным в таблице, можно сделать вывод, что НДФЛ является одним из основных налогов, образующих бюджет. Объём поступлений зависит от заработной платы и роста доходов населения.
Рассмотрим основные проблемы налогообложения доходов физических лиц, которые существуют на сегодняшний день:
1. Достижение оптимального соотношения между экономической эффективностью и социальной справедливостью налога. Он прежде связан с потреблением, и в той или иной мере он может его стимулировать, либо минимизировать. Данная проблема наиболее осложнена, так как на общих этапах развития экономики ставится выбор приоритета между социальной справедливостью и экономической эффективностью налога, в соответствии, с чем и выбирается шкала налогообложения.
2. Низкий уровень доходов населения нашей страны, по сравнению с развитыми странами. Особенно остро стоит проблема в периоды экономического кризиса, когда заработную плату уменьшили у большинства граждан до прожиточного минимума.
3. Применяемые вычеты по НДФЛ. Для налогоплательщика они играют значимую роль в минимизации облагаемых доходов и уменьшении сумм уплачиваемых налогов. Вычет — это часть дохода, которая не облагается налогом. Проблема заключается в том, что не выполняется их основная функция – регулирующая. Большинство граждан не знают о том, что имеют право на ежегодный возврат денежных средств из бюджета государства, а достигается это путем предоставления им налоговых вычетов.
4. Система контроля налоговых органов за чрезмерными доходами физических лиц практически отсутствует. Налоговые органы РФ не могут обеспечить 100%-ую собираемость налогов, так как сама налоговая система недостаточно развита и требует реформирования.
5. Проблема выбора ставок налога на доходы физических лиц. Актуальность решения этой проблемы можно объяснить тем, что именно подоходный налог в основном определяет величину налогового бремени граждан. В данное время активно ведутся дискуссии по вопросу, связанному со справедливостью принятых ставок по НДФЛ. В настоящий момент в России действует 13-ти процентная плоская ставка, введённая ещё в 2001 году. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был предложен законопроект, где рассматривается прогрессивная ставка налогообложения, которая существовала до 1 января 2001 года. Прогрессивная ставка налогообложения – это налоговая ставка, которая возрастает, прежде всего, по мере роста дохода.
Несмотря на то, что в России ставки по НДФЛ являются самыми низкими относительно других стран, всё же это не считается показателем эффективности налогообложения физических лиц. Возьмём в пример Японию. НДФЛ уплачивается по прогрессивной шкале, которая, в свою очередь, имеет 5 налоговых ставок: 10%, 20%, 30%, 40%, 50%. Помимо этого, есть дополнительные местные подоходные налоги и налог на каждого жителя, который составляет 3200 иен в год. Казалось бы, что подоходные налоги слишком высоки, но при всём при этом, есть много положительных моментов в данной системе обложения физических лиц: существует необлагаемый минимум, который учитывает, прежде всего, семейное положение человека, также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение, плюс имеются дополнительные налоговые льготы [6].
Реформа по налогообложению, которая проводилась, в России в течение нескольких лет, безусловно, сыграла важную роль в реформировании налоговой системы. В основном изменению были подвержены суммы налоговых вычетов и порядок их представления, менялись некоторые ставки и виды доходов, расширился круг налогоплательщиков, также были введены налоговые льготы для физических лиц. Но вместе с тем нельзя сказать, что сложившаяся система в настоящее время совершенна, поэтому требуется тщательно продуманная комплексная программа по совершенствованию налогообложения физических лиц Российской Федерации [3].
К основным предложениям по совершенствованию налога на доходы физических лиц можно отнести следующее:
— введение прогрессивной ставки налога;
— введение необлагаемого минимума (доход не подлежит обложению до 10 000 рублей);
— увеличение размера налоговых вычетов на основании прожиточного минимума и средней заработной платы;
— ужесточение контроля по собираемости налога на доходы, в первую очередь с тех лиц, у кого доход превышает средний уровень;
— применение программы по созданию общегосударственного информационного комплекса с целью организации контроля по движению наличных денег (так как в нашей стране он значительно ослаблен, что в итоге позволяет обналичивать денежные средства сверх установленной нормы, вследствие чего создаются условия для выплаты заработной платы в конвертах);
— совершенствование системы ответственности за налоговые правонарушения, повышение эффективности деятельности органов налогового контроля;
— применение всевозможных льгот.
Подводя итог, можно сказать, что система подоходного налогообложения не совершенна в качественном преобразовании. От неё требуется, с одной стороны, служить инструментом социальной политики, направленной на выполнение экономических задач, а с другой, обеспечивать финансовыми ресурсами потребности органов местного самоуправления. Все вышеперечисленные меры по совершенствованию НДФЛ помогут повысить уровень поступлений налога в бюджеты разных уровней, а также послужат достижению социальной справедливости при налогообложении доходов физических лиц.
1. Артемьева Ю.А. К вопросу о способах толкования налоговых норм // Глобальный научный потенциал. 2013. — № 8. — С. 128-132.
2. Ворожбит О.Ю. Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2010. — № 5. — С. 9-16.
3. Корень А.В., Першина В.В. Актуальные проблемы и пути совершенствования налога на доходы физических лиц в Российской Федерации // Глобальный научный потенциал. 2014. — № 5 (38). — С. 63-65.
4. URL: http://www.consultant.ru.
5. Законопроект о введении прогрессивной ставки налогообложения // Правовая система консультант плюс.
6. Попов В.И. Налог с доходов физических лиц как инструмент государственного регулирования экономики в России и за рубежом // М.,2003г.- С. 140.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://scienceforum.ru/2015/1053/8175
Юрист в области административного права.
Стаж: 17 лет.