Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения налоги

Полезная информация на тему: "Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения налоги". На сайте собрана и преподнесена в удобном виде тематическая информация. Актуальность ее в 2023 году вы можете проверить, обратившись к дежурному консультанту.

Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения налоги

Дата документа 06.11.2019
Метки Методика

ДОХОДЫ БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ОТ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, СМЕТА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ

Как Вы знаете, бюджетные учреждения наделены российским законодательством правом осуществления приносящей доходы деятельности при условии, что эта деятельность служит достижению целей, ради которых было создано бюджетное учреждение, соответствует этим целям и указана в его учредительных документах.
О доходах бюджетного учреждения от приносящей доходы деятельности мы поведем речь в этой статье, а также коснемся иных вопросов, связанных с этой деятельностью.

То, что бюджетное учреждение вправе осуществлять деятельность, приносящую доходы, следует не только из пункта 3 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), положения которого мы процитировали в начале статьи, но также из пункта 2 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ). Помимо условий, позволяющих осуществлять приносящую доходы деятельность, статьей определено, что такой деятельностью признается, в частности, приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации, а также приобретение и реализация ценных бумаг, имущественных и неимущественных прав, участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика. Между тем, законодательством Российской Федерации могут устанавливаться ограничения на предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность некоммерческих организаций отдельных видов, а в части учреждений, в том числе, отдельных типов (пункт 2 статьи 24 Закона N 7-ФЗ).

В бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества. Субсидии могут предоставляться и на иные цели (абзацы первый и второй пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее — БК РФ)).
Бюджетные учреждения, в отношении которых органами государственной власти и местного самоуправления принято решение о предоставлении им субсидии в соответствии с пунктом 1 статьи 78.1 БК РФ, составляют План финансово-хозяйственной деятельности (далее — План ФХД). Требования к Плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения утверждены Приказом Минфина России от 28.07.2010 г.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.

В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.

Источник: http://www.referent.ru/48/217541

Налогообложение бюджетных организаций

Не являются объектом обложения на прибыль средства бюджета всех уровней, государственных внебюджетных фондов, выделяемых бюджетным учреждениям, полученные гранты, имущество, полученное бюджетными учреждениями по решению органов исполнительской власти всех уровней. При этом бюджетные учреждения обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных в рамках сметного финансирования и доходов (расходов) от предпринимательской деятельности и иной приносящей доход деятельности.

Доходы бюджетных организаций, получаемые от оказания платных услуг юридическим или физическим лицами, являются доходами от предпринимательской деятельности, и сумма превышения доходов над расходами облагается налогом на прибыль в общеустановленном порядке.

Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями регламентируется ст. 321 Налогового кодекса РФ.

Таблица 9.1. Форма баланса исполнения бюджета получателя средств бюджета

Таблица 9.2. Отчет о финансовых результатах

Наименование показателя Бюджетная деятельность Приносящая доход деятельность Средства во временном распоряжении Итого
А. Доходы
Налоговые доходы
Доходы от собственности
Доходы от рыночных продаж готовой продукции, услуг, работ
Суммы принудительного изъятия
Безвозмездные и безвозвратные поступления от бюджетов
Взносы, отчисления на социальные нужды
Доходы от операций с активами
Прочие доходы
Доходы будущих периодов
Б. Расходы
Оплата труда и начисления на оплату труда
Приобретение услуг
Обслуживание долговых обязательств
Безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям
Безвозмездные и безвозвратные перечисления бюджетам
Социальное обеспечение
Расходы по операциям с активами
Прочие расходы
В. Чистый операционный результат
Операционный результат до налогообложения
Налог на прибыль
Продолжение табл. 9.2
Наименование показателя Бюджетная деятельность Приносящая доход деятельность Средства во временном распоряжении Итого
Г. Операции с нефинансовыми активами
Чистое поступление основных средств
Чистое поступление нематериальных активов
Чистое поступление непроизводственных активов
Чистое поступление материальных запасов
Д. Операции с финансовыми активами
Чистое поступление средств на счет бюджетов
Чистое поступление ценных бумаг, кроме акций и иных форм участия в капитале
Чистое поступление акций и иных форм участия в капитале
Чистое поступление бюджетных кредитов, ссуд
Чистое поступление иных финансовых активов
Чистое увеличение прочей дебиторской задолженности (кроме бюджетных кредитов, ссуд)
Е. Операции с обязательствами
Чистое увеличение задолженности по внутренним долговым обязательствам
Чистое увеличение задолженности по внешним долговым обязательствам
Чистое увеличение прочей кредиторской задолженности (кроме внутреннего и внешнего долга, обязательств)

Таблица 9.3. Отчет об исполнении бюджета

1. Доходы бюджета

Наименование показателя Утвержденные бюджетные назначения Исполнено Неисполненные назначения
через органы, организующие исполнение бюджета через банковские счета некассовые операции итого
Доходы бюджета — всего
в том числе:

2. Расходы бюджета

Наименование показателя Утвержден-ные бюджетные назначения Лимиты бюджетных обязательств Исполнено Неисполненные назначения
через органы, организующие исполнение бюджета через банковские счета некассовые операции итого по ассигнованиям По лимитам бюджетных обязательств
Расходы бюджета — всего
в том числе:
Результаты исполнения бюджета (дефицит / профицит) Х Х
Читайте так же:  Налоговая закрыла счет списание по исполнительному листу

3. Источники финансирования дефицитов бюджетов

Наименование показателя Утвержденные бюджетные назначения Исполнено Неисполненные назначения
через органы, организующие исполнение бюджета через банковские счета некассовые операции итого
Источники финансирования дефицита бюджетов — всего
в том числе: источники внутреннего финансирования бюджетов
из них:
источники внешнего финансирования бюджетов
из них:
изменение остатков средств
увеличение остатков средств
уменьшение остатков средств
Продолжение табл. 9.3
Суммы, подлежащие взаимоисключению
в том числе: увеличение внутренних заимствований
уменьшение внутренних заимствований

В целях налогообложения доходами от предпринимательской деятельности признаются доходы бюджетных учреждений, полученные от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и внереализационных доходов.

Налоговая база налога на прибыль бюджетных учреждений определяется как разница между полученной суммой дохода от реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов по подакцизным товарам) и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Сумма превышения доходов над расходами до начисления налога не может быть направлена на покрытие расходов, предусмотренных за счет средств целевого финансирования, выделенных по смете доходов и расходов бюджетного учреждения.

В случае получения дохода от предпринимательской деятельности бюджетной организации возникают обязанности по уплате налога на добавленную стоимость.

Бюджетные средства, полученные в рамках финансирования сметы доходов и расходов не связанны с реализацией товаров, продукции, работ, услуг, и в связи с этим, не являются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.

Как и все юридические лица, бюджетные организации являются налоговыми агентами по налогу на доходы физических лиц при расчетах по заработной плате с персоналом, также они осуществляют платежи по единому социальному налогу и взносов в Пенсионный фонд РФ, фонд социального страхования, налога на имущество.

В зависимости от вида деятельности бюджетные учреждения могут осуществлять и другие платежи в бюджет.

В связи с тем, что бюджетное учреждение заключает договор с банком на его обслуживание, в котором предусмотрено начисление процентов на остаток денежных средств на расчетном счете, то в соответствии с пунктом 1 статьи 2 части первой Гражданского кодекса, указанная деятельность является предпринимательской.

Источник: http://megaobuchalka.ru/6/417.html

Госсектор: как оптимизировать расходы по уплате налога на прибыль? Учет доходов в бюджетных и автономных учреждениях

Особенности исчисления налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями обусловлены их правовым статусом. В качестве российских организаций такие учреждения являются плательщиками налога на прибыль (п. 2 ст. 11, п. 1 ст. 246 НК РФ, п. 1 ст. 123.21, п. 1 ст. 123.22 ГК РФ; п. 2 ст. 9.1 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»; далее – Закон № 7-ФЗ).

Положения гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» позволяют государственным (муниципальным) учреждениям не учитывать некоторые виды доходов при исчислении налоговой базы (ст. 251 НК РФ), а также применять льготную ставку 0% по налогу на прибыль при выполнении определенных условий (п. 1.1, п. 1.9 ст. 284 НК РФ).

Бюджетные учреждения как некоммерческие организации вправе создать резерв предстоящих расходов, связанных с ведением предпринимательской деятельности и учитываемых при определении налоговой базы. Кроме того, согласно п. 3 ст. 286 НК РФ бюджетные и автономные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по налогу на прибыль (без уплаты ежемесячных авансовых платежей). При этом театры, музеи, библиотеки и концертные организации, являющиеся бюджетными учреждениями, вообще не исчисляют и не уплачивают авансовые платежи, а налоговую декларацию представляют только по истечении налогового периода (календарного года) (п. 3 ст. 286, п. 2 ст. 289 НК РФ).

Действующая редакция НК РФ не содержит отдельных статей, устанавливающих особый порядок исчисления и уплаты налога на прибыль бюджетными и автономными учреждениями. В то же время согласно требованиям налогового законодательства в таких организациях в особом порядке осуществляется признание доходов и расходов в целях налогообложения прибыли.

Доходы бюджетных и автономных учреждений не рассматриваются в качестве доходов бюджетов и являются источниками формирования имущества этих организаций (п. 3 ст. 123.21, ст. 123.22, ст. 296, ст. 298 ГК РФ; ст. 9.2, ст. 26 Закона № 7-ФЗ; ст. 2-4 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»; далее – Закон № 174-ФЗ).

Доходом для целей налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить (ст. 41 НК РФ).

Согласно п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях главы 25 НК РФ относятся:

  • доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав;
  • внереализационные доходы.

Не все из доходов бюджетного или автономного учреждения учитываются в целях налогообложения прибыли. Так, из-под обложения налогом выведены субсидии, получаемые из бюджетов. Однако придется начислить налог на денежные поступления следующих категорий:

  • доходы от оказания услуг и выполнения работ за плату;
  • доходы от передачи имущества в аренду;
  • доходы от реализации имущества.

Доходы от реализации

Бюджетные и автономные учреждения могут получать доходы при оказании услуг и выполнении работ за плату в рамках основных видов деятельности сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также при осуществлении иных видов приносящей доход деятельности (п. 4 ст. 9.2, п. 2 ст. 24 Закона № 7-ФЗ; ч. 6-7 ст. 4 Закона № 174-ФЗ). Такие доходы относятся к доходам от реализации и облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ).

Читайте так же:  Отмена налога на имущество для усн

При выполнении определенных условий бюджетные (автономные) учреждения могут также оказывать услуги и выполнять работы за плату в пределах государственного (муниципального) задания. Если иное прямо не предусмотрено НК РФ, при налогообложении прибыли должны учитываться доходы и от таких видов деятельности. Например, подлежит налогообложению:

  • родительская плата за присмотр и уход за детьми в детских садах (письмо Минфина России от 7 октября 2013 г. № 03-03-05/41579, письмо Минфина России от 12 мая 2012 г. № 02-13-06/1677, письмо Минфина России от 20 декабря 2012 г. № 03-03-06/1/116);
  • плата, поступающая учреждениям социального обслуживания населения от граждан на основании заключенных с ними договоров за стационарное обслуживание (письмо Минфина России от 23 мая 2013 г. № 03-03-06/4/18539).

Доходы, не учитываемые при налогообложении

Перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль, приведен в ст. 251 НК РФ. Данный перечень является закрытым, то есть не подлежит расширительному толкованию.

Помимо доходов, которые могут получать организации всех форм собственности, в ст. 251 НК РФ отдельно упоминаются доходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли исключительно:

  • некоммерческими организациями (к которым относятся бюджетные и автономные учреждения);
  • непосредственно государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями.

В ст. 251 НК РФ выделены две отдельные группы доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль:

ВАЖНО ЗНАТЬ!

Целевое финансирование (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ) – такие средства могут получать организации всех форм собственности.

Целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ) – безвозмездные поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности.

Бюджетные и автономные учреждения, получившие целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода (календарного года) представляют в налоговые органы по месту своего учета Отчет о целевом использовании полученных средств – Лист 07 Налоговой декларации по налогу на прибыль организаций (абз. 2 п. 14 ст. 250 НК РФ). В Отчет не включаются средства субсидий, предоставленных бюджетным учреждениям и автономным учреждениям (п. 15.1 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на прибыль организаций).

Далее рассмотрим отдельные виды доходов бюджетных и автономных учреждений, не подлежащих учету при налогообложении прибыли.

Субсидии

ВАЖНО ЗНАТЬ!

При определении налоговой базы не учитываются следующие виды субсидий, предоставляемых бюджетным и автономным учреждениям:

Правило распространяется и на те целевые бюджетные субсидии, которые предоставляются в целях компенсации расходов, понесенных учреждениями за счет средств от приносящей доход деятельности.

Гранты

Доходы в виде полученных грантов освобождаются от налогообложения только в том случае, если соблюдаются условия, перечисленные в абз. 8-9 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. При этом следует понимать, что любые средства или иное имущество могут быть названы в договоре «грантом», однако не учитывать эти средства (имущество) в составе налогооблагаемых доходов можно только в том случае, если они удовлетворяют определенным условиям. Так, грант должен предоставляться на безвозмездной и безвозвратной основе и в целях осуществления конкретных программ в определенных областях:

  • образование, наука;
  • искусство, культура;
  • физическая культура и спорт (за исключением профессионального спорта);
  • охрана здоровья;
  • охрана окружающей среды;
  • защита прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством РФ;
  • социальное обслуживание малоимущих и социально незащищенных категорий граждан.

В числе условий получения гранта обязательно должно быть требование о предоставлении грантодателю Отчета о целевом использовании гранта.

Кроме того, подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень грантодателей, гранты которых при соблюдении перечисленных выше условий не учитываются при налогообложении прибыли:

  • российские физические лица;
  • российские некоммерческие организации;
  • иностранные и международные организации, объединения, которые поименованы в Перечне международных и иностранных организаций, получаемые налогоплательщиками гранты (безвозмездная помощь) которых не подлежат налогообложению и не учитываются в целях налогообложения в доходах российских организаций — получателей грантов.

У учреждений не возникает дохода в виде стоимости нефинансовых активов, приобретенных (созданных) с привлечением средств грантов (письмо Минфина России от 15 февраля 2011 г. № 03-03-10/14).

Свободные остатки средств грантов, размещенные автономными учреждениями в установленном порядке на депозитных счетах в банках, не должны учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль (такой вывод можно сделать из содержания письма Минфина России от 1 августа 2013 г. № 03-03-06/4/30833 и письма Минфина России от 6 октября 2009 г. № 03-03-06/4/83). Конечно, речь идет о тех случаях, когда размещение средств гранта на депозитном счете не запрещено грантодателем.

Средства ОМС

При налогообложении прибыли не учитываются средства, получаемые медицинскими учреждениями от страховых организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования. Речь идет о средствах, поступающих за оказание медицинских услуг застрахованным лицам.

Полученное безвозмездно имущество

По ряду оснований стоимость безвозмездно полученного бюджетными и автономными учреждениями имущества может не учитываться при исчислении налога на прибыль (таблица 1).

Таблица 1. Налогообложение прибыли при безвозмездном получении имущества

Основания получения Норма Примечание

По решению органов исполнительной власти всех уровней

Для применения данной нормы необходимо наличие правового акта соответствующего органа исполнительной власти о передаче имущества (письмо Минфина России от 20 июля 2012 г. № 03-03-10/80).

Под органами исполнительной власти понимаются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ (ст. 77 Конституции РФ)

Читайте так же:  Возврат налога уплаченного третьим лицом

В качестве пожертвования

По завещанию в порядке наследования

В качестве собственника имущества бюджетного (автономного) учреждения выступает публично-правовое образование в лице уполномоченного органа власти (местного самоуправления).

Поступления должны быть использованы по целевому назначению

Образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности

В виде неотделимых улучшений в имущество, переданное учреждением в аренду или безвозмездное пользование

Неотделимые улучшения должны быть произведены арендатором (ссудополучателем)

Полученные безвозмездно имущественные права, работы и услуги

Стоимость безвозмездно полученных бюджетными и автономными учреждениями имущественных прав, работ и услуг может не учитываться при налогообложении прибыли (таблица 2).

Таблица 2. Налогообложение прибыли при безвозмездном получении имущественных прав, работ и услуг

Основания получения Норма Примечание
Видео (кликните для воспроизведения).

По завещанию в порядке наследования

В качестве собственника имущества бюджетного (автономного) учреждения выступает публично-правовое образование в лице уполномоченного органа власти (местного самоуправления) (письмо Минфина России от 24 декабря 2013 г. № 03-03-05/56911).

Поступления должны быть использованы по целевому назначению

В виде права безвозмездного пользования государственным и муниципальным имуществом

Такое право должно быть получено по решению органа власти, местного самоуправления (письмо Минфина России от 1 октября 2012 г. № 03-03-06/4/100).

Имущество должно использоваться для ведения уставной деятельности

Работы и услуги

В виде безвозмездно полученных работ (услуг), выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров

По общему правилу внереализационные доходы бюджетных и автономных учреждений подлежат налогообложению в общеустановленном порядке (ст. 247, ст. 250 НК РФ). Такие доходы могут возникнуть даже в том случае, если учреждение не осуществляет приносящую доход деятельность.

Бюджетные и автономные учреждения учитывают при налогообложении прибыли, в частности, следующие внереализационные доходы (таблица 3).

Таблица 3. Внереализационные доходы

Основания получения Норма Примечание

Суммы возмещения убытков или ущерба:

  • признанные должниками;
  • подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу

Штрафы, пени и (или) иные санкции за нарушение договорных обязательств:

  • признанные должниками;
  • подлежащие уплате на основании решения суда, вступившего в законную силу.

Суммы денежных средств, а также стоимость имущества, полученного безвозмездно

За исключением случаев, предусмотренных ст. 251 НК РФ

Стоимость полученных при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств :

  • материалов;
  • иного имущества

Стоимость излишков имущества, выявленных в результате инвентаризации

Суммы страхового возмещения, полученные от страховой компании по договору страхования (в том числе ОСАГО, КАСКО)

Средства, полученные от сдачи лома черных, цветных и драгоценных металлов

Доходы в виде средств, полученных от арендаторов в возмещение коммунальных, эксплуатационных и иных аналогичных услуг

Ольга Монако, эксперт направления «Бюджетная сфера» службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор

Источник: http://www.garant.ru/article/624413/

Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения налоги

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Обзор документа

Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 1 октября 2012 г. N 03-05-05-01/57 Об уплате бюджетным учреждением налога на имущество организаций за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в отношении приобретенного за счет бюджетных средств имущества, а также правомерности включения уплаченного налога в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, при полном или частичном отсутствии финансирования из бюджета на уплату налога на имущество организаций за период с 1 января 2008 г. до 1 января 2012 г.

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики совместно с Департаментом бюджетной политики и методологии рассмотрел письмо по вопросам уплаты бюджетным учреждением налога на имущество организаций за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в отношении приобретенного за счет бюджетных средств имущества, а также правомерности включения уплаченного налога в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, при полном или частичном отсутствии финансирования из бюджета на уплату налога на имущество организаций за период с 01.01.2008 до 01.01.2012 и сообщает.

Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Федеральный закон N 83-ФЗ) изменил порядок финансового обеспечения деятельности государственных (муниципальных) учреждений.

При этом источниками финансового обеспечения деятельности бюджетного учреждению являются субсидии, предоставляемые учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации в соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых учреждение создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Согласно положениям части 6 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

Вместе с тем, все средства, которые поступают бюджетному учреждению, в том числе и средства, предоставляемые из соответствующего бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), средства, поступающие из бюджета на иные цели, а также доходы от приносящей доход деятельности являются собственными доходами бюджетного учреждения.

Читайте так же:  Кбк пени по единому налогу усн

При перечислении вышеуказанных субсидий из бюджета и поступлении их на счета, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции бюджетных учреждений, указанные средства перестают быть средствами бюджета и используются учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, составляемым и утверждаемым в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении бюджетного учреждения, в соответствии с Требованиями, установленными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.07.2010 N 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения» (далее — Порядок N 81н).

Порядок N 81н не содержит требования об обязательном разделении расходов за счет субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания и средств от приносящей доход деятельности.

При этом операции за счет вышеуказанных источников в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона N 83-ФЗ осуществляются в пределах общего остатка средств, учтенных на одном лицевом счете, открытом в установленном порядке бюджетному учреждению.

Учитывая вышеизложенное, кассовые расходы по уплате налога на имущество организаций бюджетное учреждение вправе осуществлять в пределах имеющихся средств на указанном лицевом счете.

В соответствии с положениями главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ) бюджетные учреждения, финансируемые за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и получающие доходы от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций и определяют налоговую базу по этому налогу в порядке, установленном указанной главой НК РФ.

Особенности ведения налогового учета бюджетными учреждениями до 1 января 2011 года были установлены статьей 321.1 НК РФ (утратила силу с 1 января 2011 года — Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ).

С 1 января 2011 года до 1 июля 2012 года для бюджетных учреждений, которые являлись получателями бюджетных средств, особенности ведения налогового учета были установлены статьей 331.1 НК РФ.

Положения указанных статей по своей сути были идентичны и предоставляли право бюджетным учреждениям в целях налогообложения прибыли расходы, финансирование которых было предусмотрено за счет бюджетных ассигнований и за счет доходов от предпринимательской деятельности, принимать на уменьшение доходов, полученных от предпринимательской деятельности, исходя из принципа их пропорционального распределения. Пропорция строилась исходя из соотношения объема средств, полученных от предпринимательской деятельности, в общей сумме доходов бюджетного учреждения (включая средства целевого финансирования).

Пропорциональному распределению подлежали только расходы по оплате коммунальных услуг, услуг связи, транспортных расходов по обслуживанию административно-управленческого персонала, расходов по всем видам ремонта основных средств.

Пропорциональное деление сумм налога на имущество организаций вышеуказанными статьями НК РФ не предусматривалось.

Необходимо отметить, что пропорциональное деление расходов при применении налогоплательщиком метода начисления также установлено пунктом 1 статьи 272 НК РФ.

Согласно положениям данного пункта расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Однако указанные положения действуют только в отношении расходов, подлежащих учету для целей налогообложения прибыли организаций и не распространяются на расходы бюджетных учреждений, финансирование которых осуществляется, в том числе, за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, так как в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ установлена обязанность бюджетных учреждений, финансируемых за счет средств бюджетной системы Российской Федерации, а также получающих доходы от коммерческой деятельности, вести в целях налогообложения прибыли раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования и доходов и расходов от коммерческой деятельности.

Распределение расходов, указанных в пункте 1 статьи 272 НК РФ, требуется налогоплательщику только в случае ведения им видов предпринимательской деятельности, для которых установлен разный режим налогообложения.

Таким образом, в случае, если предусмотренные планом финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения средства на уплату налога на имущество организаций ежегодно предусматриваются и выделяются бюджетному учреждению в полном объеме из соответствующего бюджета вне зависимости от получения им средств от приносящей доход деятельности, то при определении бюджетными учреждениями налоговой базы по налогу на прибыль суммы налога на имущество организаций в составе расходов не учитываются.

Мнение Департамента, приведенное в настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.

Директор Департамента И.В. Трунин

Обзор документа

Даны разъяснения по вопросу уплаты бюджетным учреждением налога на имущество организаций за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, в отношении приобретенного за счет бюджетных средств имущества.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять кассовые расходы по уплате налога в пределах имеющихся средств на лицевом счете, открытом ему в установленном порядке.

Кроме того, если отмеченные в плане финансово-хозяйственной деятельности бюджетного учреждения средства на уплату налога ежегодно предусматриваются и выделяются ему в полном объеме из бюджета вне зависимости от получения им средств от приносящей доход деятельности, то при налогообложении прибыли суммы налога в составе расходов не учитываются.

Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70134306/

Читайте так же:  Накопился долг по алиментам что делать

Изменения по налогу на прибыль для казенных учреждений

Автор: Морозова Л., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 29.09.2019 № 325-ФЗ в НК РФ, в целях налогообложения прибыли не учитываются доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности. Данные изменения действуют с 1 января 2019 года.

Небольшое уточнение имеет огромное значение

Cогласно новой редакции пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ доходы в виде средств, полученных казенными учреждениями от приносящей доход деятельности и в соответствии с бюджетным законодательством РФ подлежащих перечислению в бюджетную систему РФ, не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Ранее от налогообложения освобождались только средства, полученные казенными учреждениями от оказания услуг (выполнения работ). А, к примеру, доходы от реализации нефинансовых активов подлежали налогообложению в общеустановленном порядке (письма Минфина РФ от 25.04.2019 № 03-03-05/30244, от 04.04.2019 № 03-03-07/23385, от 26.02.2019 № 03-03-06/3/12369). Причем если реализованное имущество было приобретено за счет бюджетных средств, то налог на прибыль уплачивался со всей выручки от реализации без ее уменьшения на стоимость приобретения нефинансовых активов.

Таким образом, теперь казенным учреждениям не нужно уплачивать налог на прибыль с любых средств, полученных от приносящей доход деятельности, в том числе с доходов от реализации товаров, готовой продукции и прочего имущества.

Данное новшество вполне закономерно и ожидаемо. Ведь все средства, полученные от приносящей доход деятельности, казенные учреждения и так отправляли в бюджет. Самостоятельно распоряжаться этими средствами они не вправе (п. 4 ст. 298 ГК РФ). По сути, средства – доход бюджета, а не доход казенных учреждений. Получается, что ранее налог на прибыль уплачивался с доходов бюджета.

Что включается в налоговую базу после изменений?

С принятием изменений возник вопрос: а что тогда казенным учреждениям нужно включать в налоговую базу по налогу на прибыль и учитывать на счете 1 303 03 000 «Расчеты по налогу на прибыль организаций»?

Из прямого толкования пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ следует, что в налоговую базу по данному налогу не включаются именно средства, полученные от приносящей доход деятельности. А если это имущество либо иной доход, полученный в натуральной форме?

К примеру, согласно ст. 250 НК РФ признаются внереализационными доходами и учитываются при исчислении налога на прибыль доходы в виде:

стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже либо разборке при ликвидации выводимых из эксплуатации основных средств (п. 13);

безвозмездно полученного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, за исключением случаев, указанных в ст. 251 НК РФ (п. 8);

использованных не по целевому назначению имущества, работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств (п. 14);

в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации (п. 20).

В отношении перечисленных доходов, по мнению автора, пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ не применяется, поскольку в этих случаях речь идет о получении не денежных средств, а нефинансовых активов (или прав на них). Значит, с таких доходов казенные учреждения будут по-прежнему исчислять налог на прибыль.

О нюансах применения изменений

Как было указано выше, новая редакция пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ действует с 1 января 2019 года. Но год уже подходит к концу. Иными словами, законодатели ввели изменения задним числом.

Как же быть с теми суммами налога, которые были исчислены и уплачены казенными учреждениями, к примеру, с доходов от реализации имущества, в течение 2019 года (до принятия Федерального закона № 325-ФЗ)?

На основании общего порядка исчисления налога на прибыль и авансовых платежей по нему, установленным ст. 286 НК РФ, налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно.

По итогам каждого отчетного периода (квартала) налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода. В течение отчетного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, предусмотренном ст. 286 НК РФ.

По мнению автора, казенные учреждения имеют право вернуть излишне исчисленную и уплаченную в бюджет сумму налога. Но, скорее всего, сделать они это смогут после сдачи налоговой декларации за 2019 год. Ее нужно будет представить по новой форме, утвержденной Приказом ФНС РФ от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@. Именно в ней учтены последние изменения налогового законодательства, в том числе внесенные Федеральным законом № 325-ФЗ.

В заключение отметим, что изменения, внесенные в пп. 33.1 п. 1 ст. 251 НК РФ, значимые для казенных учреждений, поскольку освобождают от налогообложения практически все доходы, полученные ими от приносящей доход деятельности. Вместе с тем с введением данных новшеств возникает целый ряд вопросов. К примеру, как быть с теми сумами налога, которые уже были уплачены в течение 2019 года?

Надеемся, что алгоритм возврата налога, а также иные разъяснения по применению обновленной нормы НК РФ будут доведены ФНС до налогоплательщиков в ближайшее время.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a35/999182.html

Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения налоги
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here