Правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения

Полезная информация на тему: "Правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения". На сайте собрана и преподнесена в удобном виде тематическая информация. Актуальность ее в 2020 году вы можете проверить, обратившись к дежурному консультанту.

Правовое регулирование пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих

С.В. Фомина, государственный советник юстиции 3 класса.

Федеральным законом от 31.07.95 N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 07.11.2000; далее — Закон о госслужбе) закреплено право федеральных государственных служащих на пенсионное обеспечение за выслугу лет, по инвалидности, а также в случае потери кормильца на условиях и в порядке, определяемых специальным федеральным законом. До принятия соответствующего закона вопросы пенсионного обеспечения регулировались Указом Президента РФ от 16.08.95 N 854 (в ред. от 13.12.2000) путем установления ежемесячной доплаты к государственной пенсии по старости или инвалидности. 15 декабря 2001 г. был принят Федеральный закон N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (в наст. время — в ред. от 25.07.2002; далее — Закон о пенсионном обеспечении), согласно которому федеральным государственным служащим назначается пенсия за выслугу лет. Таковой признается выплата, устанавливаемая дополнительно к трудовой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в ред. от 25.07.2002; далее — Закон о пенсиях).

Право на пенсию за выслугу лет имеют граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Законом о госслужбе.

Условия, при которых может быть назначена пенсия за выслугу лет:

  1. стаж государственной службы не менее 15 лет;
  2. увольнение с федеральной государственной службы по основаниям, перечисленным в ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении;
  3. замещение должности федеральной государственной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением;
  4. назначение трудовой пенсии по старости (инвалидности) в соответствии с Законом о пенсиях.

Следует отметить, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств субъектов РФ и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим определяется по ст. 14 Закона о пенсионном обеспечении: 45% среднемесячного заработка федерального государственного служащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности). Пенсия увеличивается за каждый полный год сверх 15-летней выслуги на 3% среднемесячного заработка. В целом же общая сумма пенсии за выслугу лет и базовой и страховой частей пенсии по старости (инвалидности) не может превышать 75% среднемесячного заработка федерального госслужащего.

Исчисление пенсии за выслугу лет производится из среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения работником возраста, дающего право на трудовую пенсию. Вместе с тем законодательством не установлен исчерпывающий перечень выплат, входящих в состав среднемесячного заработка федеральных государственных служащих. В соответствии со ст. 2 Закона о пенсионном обеспечении под среднемесячным заработком понимается денежное содержание, денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата и другие доходы гражданина, которые учитываются для исчисления размера пенсии, выраженные в денежных единицах РФ и приходившиеся на периоды службы и иной деятельности, включаемые в выслугу лет или трудовой стаж.

Федеральным государственным служащим в соответствии с действующим законодательством устанавливается денежное содержание, а лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, — денежное вознаграждение. Денежное содержание состоит из должностного оклада, надбавки к этому окладу за квалификационный разряд (классный чин, дипломатический ранг), особые условия государственной службы и выслугу лет, а также из премий по результатам работы. Наряду с денежным содержанием госслужащим производятся иные выплаты, предусмотренные федеральными законами, а также оказывается материальная помощь.

Исходя из смысла статей 2, 14 и 21 Закона о пенсионном обеспечении, среднемесячный заработок федерального государственного служащего следует определять как совокупность всех перечисленных выплат за последние 12 полных месяцев его службы. При этом размер среднемесячного заработка, по которому государственному служащему рассчитывается пенсия за выслугу лет, не может превышать 1,8 должностного оклада (0,8 денежного вознаграждения) по замещавшейся должности федеральной государственной службы либо 1,8 должностного оклада, сохраненного по прежней замещавшейся должности федеральной государственной службы.

В стаж государственной службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных служащих включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях, определяемых Президентом РФ (ст. 19 Закона о пенсионном обеспечении). Упоминаемые периоды работы определяются Правительством РФ.

Индексация пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим производится при увеличении их денежного содержания на индекс его увеличения.

Выплата пенсий за выслугу лет осуществляется одновременно с выплатой трудовой пенсии (п. 2 ст. 7 Закона о пенсионном обеспечении). Однако в период нахождения на государственной службе, дающей право на пенсию за выслугу лет, пенсия не выплачивается.

Назначение, перерасчет размера, выплата и организация доставки пенсии по государственному пенсионному обеспечению производятся органом, определяемым Правительством РФ, по месту жительства лица, обратившегося за пенсией. Перечень документов, необходимых для установления пенсии, правила обращения за пенсией, назначения и перерасчета ее размера, перевода с одного вида пенсии на другой, выплаты пенсии, ведения пенсионной документации устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ.

Впредь до вступления в силу нормативных правовых актов по вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет федеральных государственных служащих назначение, перерасчет и выплата пенсий за выслугу лет этим служащим производятся в порядке, предусмотренном для назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты к государственной пенсии Положением об установлении, выплате и перерасчете размера ежемесячной доплаты к государственной пенсии лицам, замещавшим государственные должности Российской Федерации и государственные должности федеральной государственной службы (Постановление Правительства РФ от 11.11.99 N 1233). Тем самым на 2002 г. закреплен порядок назначения, перерасчета и выплаты пенсии за выслугу лет по правилам и условиям назначения, перерасчета и выплаты доплаты к государственной пенсии, производимой до 1 января 2002 г.

Назначение, перерасчет и выплата пенсий за выслугу лет федеральным государственным служащим до вступления в силу специальных нормативных актов в течение 2002 г. производятся Министерством труда и социального развития РФ.

Пенсионное обеспечение членов семей федеральных государственных служащих в случае смерти госслужащего осуществляется в порядке и размерах, установленных Законом о пенсиях.

Однако некоторые правовые проблемы пенсионного обеспечения в действующем законодательстве остались неурегулированными либо противоречащими теории права пенсионного обеспечения. Так, на наш взгляд, законодателем допущено смешение правовых институтов пенсионного законодательства и не учтено, что по своей правовой природе пенсия за выслугу лет является самостоятельной выплатой, зависящей от соответствующего специального стажа и не зависящей от возраста и фактической трудоспособности. В связи с этим вряд ли допустимо — с правовой точки зрения — определение размера пенсии за выслугу лет как дополнительной выплаты к базовой и страховой частям трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Читайте так же:  Местные налоги сборы и иные платежи

Нормами Закона о пенсионном обеспечении не предусматривается перерасчет пенсий за выслугу лет в случае увеличения этой выслуги, при последующем после увольнения замещении вышестоящей должности, а также при представлении дополнительных документов — например, о периодах государственной службы и имеющемся заработке. Такой подход законодателя к механизму исчисления пенсий, по нашему мнению, противоречит общим правилам исчисления пенсий за выслугу лет.

Следует отметить, что, в отличие от ранее назначаемой ежемесячной доплаты к государственной пенсии, размер пенсии за выслугу лет гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, определяется без применения соответствующего районного коэффициента.

В настоящее время для устранения пробелов в действующем законодательстве по вопросам пенсионного обеспечения как федеральных государственных служащих, так и лиц, проходивших военную службу и службу в правоохранительных органах, а также в целях реализации Концепции реформирования системы государственной службы Российской Федерации предполагается разработка законопроекта, предусматривающего общие и соотносимые критерии и принципы пенсионного обеспечения служащих всех видов государственной службы.

Источник: http://wiselawyer.ru/poleznoe/10739-pravovoe-regulirovanie-pensionnogo-obespecheniya-federalnykh-gosudarstvennykh-sluzhashhikh

Правовые основы пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, и к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

федеральным государственным служащим;

участникам Великой Отечественной войны;

гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

пенсия по инвалидности;

Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

трудовая пенсия по старости;

трудовая пенсия по инвалидности;

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» относятся:

необходимость получения медицинской помощи;

трудовое увечье и профессиональное заболевание;

смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Читайте так же:  Понижение пенсионного возраста в россии свежие новости

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

Источник: http://www.webohrannik.ru/vidipensii/pravovieosnovipensii.html

Правовое регулирование государственной пенсионной системы РФ

Рубрика: Экономика и управление

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата публикации: 09.12.2017 2017-12-09

Статья просмотрена: 2065 раз

Библиографическое описание:

Павлова Т. М. Правовое регулирование государственной пенсионной системы РФ // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 197-200. — URL https://moluch.ru/archive/183/46975/ (дата обращения: 13.01.2020).

Со дня вступления в силу Федерального закона РФ от 28 декабря 2013г. № 400 — ФЗ «О страховых пенсиях» не применяется Федеральный Закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Если до 2014 года трудовая пенсия включала накопительный и страховой компонент, то теперь она делится на два самостоятельных вида — страховую и накопительную пенсию.

Рис. 1. Структура трудовой пенсии

С 1 января 2015 года на территории РФ действует Федеральный закон № 424 «О накопительной пенсии». В связи с этим гражданам был предоставлен выбор: перечислять взносы на формирование только страховой выплаты или страховой и накопительной.

Страховая пенсия по старости представляет собой ежемесячную денежную выплату, компенсирующую гражданам заработную плату, которую они получали до выхода на пенсию. Накопительная также является денежной выплатой, но состоит она из пенсионных накоплений, которые сформировались за счет страховых взносов работодателей или за счет добровольных взносов.

Как показано на рисунке 2, ежемесячно в ПФР отчисляется 22 % от заработной платы работника. С этих отчислений 6 % отчислений идут на солидарный тариф.

Рис. 2. Структура начислений на обязательное пенсионное страхование

Если гражданин остановился на страховой пенсии, то остальные 16 % идут только на ее формирование. Если выбрал смешанную, то из общей суммы отчислений 10 % идет на формирование страховой выплаты, а 6 % — на формирование пенсионных накоплений.

Страховая выплата ежегодно индексируется государством. Накопления индексации не подлежат, их доходность зависит от инвестирования выбранного негосударственного пенсионного фонда (НПФ) или Управляющей компанией (УК). В случае убытка выплачивается только сумма уплаченных страховых взносов. Это существенный минус накопительной пенсии. Но, в отличие от страховой выплаты, в случае смерти застрахованного лица его накопления могут получить родственники или, если это указано в договоре или в заявлении, любое физическое лицо [4, c.40].

Согласно законодательству, 22 % страховых платежей от зарплатного фонда работодателя делятся на страховой (16 %) и накопительный (6 %) сегменты. Второй автоматически получают россияне, родившиеся раньше 1967 года.

Остальные граждане делают выбор в пользу одного из вариантов, представленных на рисунке 3:

  1. Направить все выплаты в счет страховой пенсии, которая подлежит индексации.
  2. Разделить вложения на страховую и накопительную части

Рис. 3 — Варианты формирования пенсии

Накопительная пенсия формируется за счет страховых взносов, которые переводит работодатель, и добровольных взносов, а также за счет их инвестирования.

В 2014 году правительство России временно прекратило начисление накопительных пенсий из-за перебоев в деятельности фондов. Изначально выплаты заморозили на год, затем этот срок продлился до трех лет. Власти расходуют средства на борьбу с дефицитом бюджета.

Министерство финансов и Центральный Банк предлагают заменить нынешнюю пенсионную систему моделью ИПК — индивидуального пенсионного капитала. Если это произойдет, пенсионные взносы будут отсчитываться с заработка сотрудника. Минфин предполагает, что система начнет работать не ранее 2019 года.

Впервые годы действия программы плательщики смогут установить размер своих выплат в процентах. В противном случае это число будет возрастать с 0 % на 1 % ежегодно, пока не достигнет 6 %. Сотрудники могут приостановить формирование пенсии на срок до пяти лет или забрать её раньше положенного времени — например, по причине болезни.

Согласно федеральному закону № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» на данный вид обеспечения имеют право лица, застрахованные в системе ОПС, выбравшие в свое время накопительную пенсию. В связи с этим выбором на их счете сформировалось определенное количество накоплений. Как правило, это граждане, родившиеся в 1967 году и позже. Право на выплату данного обеспечения имеют граждане, достигшие пенсионного возраста. Так же, как и страховая пенсия по старости, накопительная может быть назначена досрочно в соответствии со ст. 30 и ст. 32 федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В зависимости от того, какой вид выплаты накоплений выбран, накопительная пенсия может выплачиваться в следующие сроки: бессрочно, срочно и единовременно. От этого так же зависит и размер выплат. Бессрочная пенсионная выплата осуществляется ежемесячно до конца жизни застрахованного лица. Ее размер зависит от ожидаемого периода выплаты. Продолжительность этого периода определяется на основании официальных данных о продолжительности жизни в нашей стране. В 2016 году этот период составлял 19.5 лет или 234 месяца, т. е. чтобы рассчитать ежемесячный размер данного обеспечения, нужно общую сумму накоплений разделить на 234. В 2017 году повысился период выплаты пенсионных накоплений до 240 месяцев, это обусловлено увеличением продолжительности жизни населения. В отличие от бессрочной, продолжительность срочной пенсионной выплаты определяет застрахованное лицо. Срок может быть любым, но не менее 10 лет или 120 месяцев [5, c. 3].

Сейчас работодатели перечисляют 22 % от суммы официальной заработной платы сотрудника в качестве взносов в Пенсионный фонд России (ПФР). Закон предусматривает следующее распределение взносов. Для работников 1966 года рождения и старше вся сумма перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них 6 процентов — солидарная часть: то, что идет на финансирование выплат нынешним пенсионерам; 16 процентов — индивидуальная часть). Для работников 1967 года рождения и младше 16 процентов перечисляется на финансирование страховой части (из них 6 процентов — солидарная часть, 10 процентов — индивидуальная часть), 6 процентов — на финансирование накопительной пенсии.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) число, отражающее в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии. Юридическое значение данного юридического факта заключается в том, что с ним связан не только размер страховой пенсии, но и право на пенсию по старости.

Читайте так же:  Перерасчет пенсии за советский стаж как оформить

На сегодняшний день в связи с изменениями в системе пенсионного обеспечения гражданам был предоставлен выбор: перечислять взносы на формирование только страховой выплаты или страховой и накопительной. Данные изменения были одной из основных стратегических целей реформы для обеспечения сбалансированности финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда, путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений.

Источник: http://moluch.ru/archive/183/46975/

Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей Верховного Суда Российской Федерации

Дата публикации: 01.04.2016 2016-04-01

Статья просмотрена: 1990 раз

Библиографическое описание:

Нефедова Е. Д. Правовое регулирование пенсионного обеспечения судей Верховного Суда Российской Федерации // Молодой ученый. — 2016. — №6.6. — С. 86-89. — URL https://moluch.ru/archive/110/27482/ (дата обращения: 13.01.2020).

В статье акцентируется внимание на анализе теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения судей Верховного Суда Российской Федерации. Подчеркивается низкая степень разработанности данного правового аспекта. Предлагается восполнить пробелы в праве путем принятия нового законопроекта «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации» и внесения изменений в ранее принятые нормативно-правовые акты.

Ключевые слова: пенсионное обеспечение, судебная система, судья, правовой статус, отставка, стаж.

Интерес исследования темы обусловлен тем, что пенсионное обеспечение в нашей стране служит одним из многих видов социального обеспечения. А непосредственно право на его реализацию относится к числу важнейших социальных прав, закрепленных как в Конституции Российской Федерации, так и другими нормативно правовыми актами. В условиях реформирования пенсионной системы РФ напрямую происходит нарушение данного права граждан, носит это явление гипермассовый характер, что вынуждает не только обычных граждан, но и такую категорию лиц, как судьи Верховного Суда Российской Федерации (далее ВС РФ), использовать все способы защиты для его восстановления [14].

Государственная защита признается самостоятельным и генерирующим правом, рассматриваемым в общей системе гарантий как «гарантия гарантий», которое призвано создать условия для реализации конституционного права судьи, включая и его право на пенсию [4, с. 49].

Одной из гарантий независимости судьи, в соответствие со ст. 9 Федерального Закона от 26.06.1992 N 3132–1 (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О статусе судей в Российской Федерации», является заслуженный уровень социального обеспечения судей, включая пенсионное обеспечение по возрасту [1, ст. 19].

С одной стороны, существует довольно много законов, затрагивающих вопросы социального обеспечения судей, но все же, думается, этого недостаточно для полного регулирования данного аспекта. Так как частые нарушения, допускаемые в процессе реализации прав судей ВС РФ на пенсионное обеспечение, обусловливаются совершенно различными факторами.

Стоит отметить правовой статус судей, связанный напрямую с осуществлением ими властно-публичной деятельности — отправлением правосудия, и это является решающим моментом в возникновении правоотношений по социальному обеспечению. Правовое закрепление элементов статуса судей — носителей судебной власти нашло себя в Конституции РФ [3, с. 152]. Большое значение в вопросах пенсионного обеспечения судей уделяется основаниям прекращения полномочий судьи, а также соблюдению требований, предъявляемых Законом о статусе судей к судьям, пребывающим в отставке.

Цель настоящего исследования заключается в анализе теоретических и практических вопросов правового регулирования пенсионного обеспечения судей Российской Федерации, а также обосновании необходимости дальнейшего совершенствования законодательства в этой сфере. Для реализации данной цели, на наш взгляд, требуется: анализ и выявление основных элементов, составляющих правовой статус судьи как субъекта права социального обеспечения; установление правовой природы ежемесячного пожизненного содержания судьи и определение места ежемесячного пожизненного содержания судьи в системе иных пенсионных выплат и возникающих в связи с его назначением правоотношений, гарантируемых российским законодательством; установление связи между обладанием статусом судьи в отставке и исследование оснований, по которым судьи выходят на пенсию; подтверждение необходимости поправок и изменений в правовые акты РФ, регулирующие основы социально-правового статуса судьи, основания и порядок пенсионного обеспечения в целом, так и ежемесячного пожизненного содержания судей, в частности; необходимость принятия Федерального закона «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации», в целях улучшения и облегчения регулирования данного спорного аспекта [13, с. 5].

Федеральное законодательство устанавливает право на пенсионное обеспечение таким категориям судей ВС РФ как судье, отставка которого прекращена, и судье, пребывающему в отставке.

ФЗ «О статусе судей» закрепляет, что тому судье, который пребывает в отставке, выплачивается пенсия на общих основаниях. А вот, пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере восьмидесяти процентов заработной платы работающего по соответствующей должности судьи [7, п. 5 ст. 15]. Что касается судей, у которых отставка прекращена, то они имеют право лишь на пенсионное обеспечение в рамках, определенных законодательством Российской Федерации [1, ст. 15].

Из-за данной ссылки возникает еще одна проблема.

Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» устанавливает, что в базу для начисления страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, суммы денежного содержания и другие выплаты, которые получают федеральные и мировые судьи — не включаются [6, ст. 9].

Из этого явствует следующее, что не подлежит включению в стаж судебной работы, в общий страховой стаж на общих основаниях весь период работы гражданина судьей, тем самым нарушая положения Конституции РФ [7, с. 19].

Наряду с этим отметим, получается, по меньшей мере, путаница, разве «судьи, отставка которых прекращена», — не являются носителями судебной власти РФ? Ответ на этот вопрос оказался на поверхности, если у судьи прекращена отставка в связи с повторным избранием на должность, то он будет являться полноправным носителем статуса судьи ВС РФ, а вот если произошло прекращение отставки по таким основаниям как: невыполнение требований, предъявляемых к отставному судье (например, он избран депутатом в какой-либо законодательный орган, либо занимается предпринимательской деятельность и др., либо совершил дисциплинарный проступок, умаляющий авторитет судебной власти РФ), то нет. Прекращение отставки по этим и другим основаниям осуществляется решением квалификационной коллегии по месту прежней работы или постоянного жительства лица, а также Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации.

Как показывает статистика работы квалификационных коллегий судей, только за период 2003 г. — 2015 г. из корпуса действующих судей перешло в ранг судей в отставке свыше двенадцати с половиной тысяч граждан [8]. В годичном эквиваленте количество удаленных или ушедших в отставку судей разделяются следующим образом: 2003 г. — 2190 судей; 2004 г. — 2988 судей; 2005 г. — 1485 судей; 2006 г. — 864 судьи; 2007 г. — 1164 судьи; 2008 г. — 1213 судей; 2009 г. — 1103 судьи; 2010 г. — 1270 судей; 2011 г. — 1352 судьи; 2012 г. — 1113; 2013 г. — 1028; 2014 г. — 1132; 2015 г. — 1279. Если сравнивать с общей штатной численностью судейского корпуса РФ, которая не превышает 30 тыс. судейских должностей, число судей в отставке в 12,5 тыс. человек остается достаточно объемным.

Читайте так же:  Кто получал субсидию на строительство дома отзывы

Отметим и правовой статус судьи в отставке. Судьи ВС РФ, которые продолжают свою деятельность, должны быть в полной мере уверены, что их гражданские права обеспечены государством, это, в некоторой степени, означает само отношение к осуществлению правосудия судьями, ведь независимым может быть по праву только тот судья, который уверен в своем будущем. Как отмечают В. А. Макарова и С. А. Самсонов, «…нужно обеспечить согласованность нормативных правовых актов… необходимо создать гарантии со стороны государства, которые позволят этим актам эффективно работать и обяжут всех субъектов подчиняться им» [12, с. 92].

Это относится не только к такому социальному слою общества как судейский корпус, это касается и всех граждан нашей страны, и, вследствие чего, вопрос отставки судьи, как значимый фактор для общества, переходит из разряда казусных в разряд предельно значимых, требующих особого внимания и правового регулирования.

Следует отметить, и еще один важный аспект проблемы статуса судьи в отставке — в последнее время в судах все чаще стали рассматриваться споры, одной из сторон которых, выступают судьи в отставке, либо бывшие судьями в отставке, отставка которых прекращена [15, с. 9]. Предметом прений, как правило, являются разногласия по поводу обеспечения их гражданских и трудовых прав. Парадокс заключается лишь в одном, это явление судебного разбирательства, в котором бывший судья судится с государством, носителем, чьей власти он был.

К сожалению, глубокое исследование правового статуса гражданина, который носит звание судьи в отставке, не проводилось правоведами, ни нашло отражения в редких публикациях, в которых лишь слегка затрагивается тема правового положения судьи в отставке [9, с. 12].

Но на некоторые вопросы попытался ответить Ермошин Г. Т. — профессор кафедры конституционного и муниципального права Российской академии правосудия, говоря о том что, «законодательство Российской Федерации, предусматривает различное пенсионное обеспечение типичных категорий граждан, а также должностных лиц различных государственных структур, например органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, и членов их семей», но вопросы пенсионного обеспечения судей остаются и по сегодняшний день не урегулированными [10, с. 68].

С. В. Кобылинская, кандидат юридических наук, доцент кафедры земельного, трудового и экологического права Куб ГАУ, подчеркивает, «что, право социального обеспечения, являясь сложным системным образованием, не застраховано от внутренних противоречий и дефектов. Динамика общественных отношений и ошибки правотворческих органов во многом обуславливают количественный и качественный характер логико-структурных дефектов или, иными словами пробелов в праве» [11, с. 29].

Отдельные вопросы пенсионного обеспечения отдельных категорий работников рассматривались Бубновой М. О., Горбань Ж. А., Гусейновым К. Н., Кондратьевой З. А., Мирельской Е. Е., Тальковой Э. Г., Шайхатдиновым В. Ш. и многими другими исследователями юридических наук, а также проводились некоторые философские и экономические исследования в данной области, которые были в дальнейшем опубликованы в виде статей, монографий, диссертаций, учебников и пособий.

По нашему мнению, залог социальной стабильности в обществе — это устойчиво функционирующая пенсионная система, если она функционирует неудовлетворительно, то это порождает опасную социальную напряжённость в российском обществе.

Необходимо рассмотреть вопрос о разработке проекта Федерального закона «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации». Действующий в настоящее время Федеральный закон «О статусе судей» является комплексным нормативным правовым актом, в рамках которого не находят отражения все те вопросы, законодательное регулирование которых необходимо для полноценной реализации права на пенсионное обеспечение судей. Принимаемые в порядке ведомственного нормотворчества инструкции и иные акты не могут содержать ответы на вопросы, касающиеся установления пенсионных прав, поскольку, в силу положений Конституции Российской Федерации, должен быть единственный закон, а не множество законодательных актов [7, п. 2 ст. 39]. Следует отметить, что необходима выработка единых требований к существующей дифференциации в государственном пенсионном обеспечении с обязательным включением вопросов, посвященных пенсионному обеспечению судей.

Далее, думается, необходимо исключить некоторые положения п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе судей», например, о том, что пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях [1]. Либо, следует внести небольшое дополнение в п. 5 ст. 15 ФЗ «О статусе судей» о том, что при назначении судье пенсии на общих основаниях, период работы в качестве судьи включается в период страхового стажа, необходимого для получения пенсии по старости на общих основаниях. Также, предлагается упразднить Комиссии по установлению стажа судебной работы и назначению ежемесячного пожизненного содержания судьи, и учредить единую комиссию, действующую на территории субъекта РФ.

С учетом всех изложенных предложений по совершенствованию действующего законодательства, требуется внесение изменений в нормативные положения Закона о статусе судей, Закона об органах судейского сообщества, а также возникает необходимость в принятии самостоятельного Федерального закона «О ежемесячном пожизненном содержании судей Российской Федерации».

По нашему мнению, данные формулировки нормативных актов будут способствовать увеличению социальной справедливости при решении вопроса о предоставлении льготного пенсионного обеспечения судьям, а также являться стимулом для работы в должности судьи. А возможность назначения ежемесячного пожизненного содержания лицам, не проработавшим в должности судьи требуемого количества лет, будет исключена.

Безусловно, проблемы в правовом регулировании пенсионного обеспечения судей должны быть решены путем планомерной законотворческой работы, в том числе, путем издания унифицированного нормативного правового акта, регулирующего вопросы пенсионного обеспечения лиц, занимающих государственные должности. К сожалению, предпосылок для принятия такого закона в настоящее время пока недостаточно, единый концептуальный подход к решению вопросов пенсионного обеспечения указанных субъектов права социального обеспечения отсутствует. Однако, высокая общественная значимость деятельности, осуществляемой публичными субъектами, высокий статус, которому лица, занимающие государственные должности, в том числе судьи Российской Федерации, должны соответствовать, соблюдение обширного перечня требований, условий и ограничений, — требуют адекватного перечисленным условиям их деятельности социального, в том числе, пенсионного обеспечения.

Источник: http://moluch.ru/archive/110/27482/

Правовое регулирование и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности

Рубрика: 15. Трудовое право

Дата публикации: 25.02.2016

Статья просмотрена: 2544 раза

Библиографическое описание:

Огрина М. В. Правовое регулирование и условия назначения трудовой пенсии по инвалидности [Текст] // Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 218-220. — URL https://moluch.ru/conf/law/archive/181/9861/ (дата обращения: 13.01.2020).

Читайте так же:  Юридическое значение пенсии по инвалидности

Статья посвященаисследованию условий назначения трудовой пенсии по инвалидности, размер пенсии и порядок её выплаты в Российской Федерации. В данной статье рассматривается общая характеристика пенсий по инвалидности и пути реформирования законодательства о трудовых пенсиях по инвалидности в Российской Федерации.

Ключевые слова: трудовая пенсия по инвалидности, пенсия, инвалидность, инвалид.

В силу многих социально-экономических, демографических и иных причин во всем мире растет количество лиц, ставших инвалидами [6, с.265]. Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 г. (ред. от 29.12.2015)

«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья человека со стойким расстройством функций организма, вызванное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Основной формой социальной защиты данной категории граждан является выплата им трудовых пенсий по инвалидности [10, с. 78]. Трудовая пенсия по инвалидности — это ежемесячная выплата, назначаемая в целях частичной компенсации утраченного заработка или иного трудового дохода лицам, имеющим ограничение к трудовой деятельности, на период ее установления [7, с.135]. Основания возникновения и порядок реализации права на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Социальные пенсии предусмотрены Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации». Таким образом, если прежде данные отношения регулировались Законом РФ от 20 ноября 1990 г. «О государственных пенсиях в Российской Федерации», то теперь приняты и действуют два законодательных акта.

В соответствии со статьей 8 Федерального Закона от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по инвалидности может быть установлена при наличии ограничения трудоспособности I, II, или III степени. Под ограничением трудоспособности понимают полную или частичную утрата лицом возможности осуществлять трудовую деятельность, при чем степень ограничения определяется только по медицинским показаниям Бюро медико-социальной экспертизы [8, с.372]. Так же немаловажным условием для назначения трудовой пенсии по инвалидности является наличие страхового стажа. То есть для приобретения права на трудовую пенсию инвалиду необходимо подтвердить факт наличия страхового стажа, минимальная продолжительность которого — один день [8, с.371]. Таким образом, существует два основных условия для назначения трудовой пенсии по инвалидности: признание гражданина инвалидом и наличие страхового стажа.

С 1 января 2010 года Трудовая пенсия по инвалидности состоит не из трех частей (базовой, страховой и накопительной), а из двух частей: базовой и страховой [11, с. 96]. Размер пенсии по инвалидности определяется законодательством дифференцировано. Критериями дифференциации размера пенсии по инвалидности являются степень утраты профессиональной трудоспособности и причиной инвалидности.Минимальный размер пенсии по инвалидности для инвалидов 1 и 2 групп установлен на уровне минимальной пенсии по старости. Инвалидам 3 группы вследствие общего заболевания, трудового увечья, профессионального заболевания и военной травмы пенсия устанавливается в размере 30 % от заработка [8, с. 382].

В целях реализации прав инвалидов, закрепленных в Конвенции ООН о правах инвалидов, на национальном уровне необходимо дальнейшее совершенствование российского законодательства, основными направлениями которого должны стать повышение размеров пенсий и оптимизация установления правового статуса инвалида [15].

По данным Дополнительного Офиса филиала Негосударственного пенсионного фонда «Промагрофонд» в г. о. Саранск, средний размер трудовой пенсии по инвалидности в республике составляет 5575 рублей.Еще в 2002 г. одна из ведущих ученых-юристов Н. И. Лаас указывала на то, что размеры пенсий, рассчитанные по установленной Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсионной формуле ниже прожиточного минимума [11, с. 217].Дефекты существующей системы пенсионного обеспечения могут быть устранены только путем возвращения к правилам назначения пенсий по инвалидности, которые содержались в Законе РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г., модернизированным с учетом передового международного опыта и последних научных исследований в этой области. Речь идет о том, что система пенсионного обеспечения инвалидов должна состоять из трех уровней, что соответствует рекомендациям МОТ: базовой пенсии, назначаемой всем лицам независимо от возраста, ставшими инвалидами и не имеющими полный страховой стаж; трудовой пенсии, чей размер зависит от страхового стажа и размера заработка; и негосударственной пенсии, формируемой путем добровольного страхования [14].

Что касается оптимизации процедуры установления инвалидности, представляется целесообразным объединить I и II группы. Данные предложения высказывали Г. С. Симоненко и Н. В. Антипьева. Необходимость введения двух вместо трех групп инвалидности связана с тем, что в российском законодательстве не всегда проводится полноценная дифференциация мер социальной поддержки по трем группам инвалидности [7, с. 129]. Так же в качестве весомой причины для объединения двух групп инвалидности в одну можно назвать цели реабилитации инвалидов данных групп. Как указывает

И. Н. Ясырева, реабилитация инвалидов I и II группы должна быть направлена на их интеграцию в общество, поскольку, учитывая тяжесть инвалидности, сущность реабилитации в данном случае состоит не столько в восстановлении здоровья, сколько в восстановлении социального функционирования [13, с. 88]. То есть различий в целях реабилитации инвалидов I и II группы попросту нет, поэтому логичнее ввести две группы инвалидности. Первая группа (тяжелая инвалидность) заменяет I и II группу, а вторая группа (легкая инвалидность) вводится вместо III группы.

Таким образом, являясь основным средством жизнеобеспечения инвалидов, трудовая пенсия по инвалидности призвана частично компенсировать утраченный заработок или иной трудовой доход лицам, имеющим ограничение к трудовой деятельности, на период ее установления. Несмотря на преобразования в пенсионной сфере, размеры пенсии по инвалидности не способны удовлетворять жизненные потребности инвалидов на должном уровне. Дефекты существующей системы пенсионного обеспечения могут быть устранены только путем возвращения к правилам назначения пенсий по инвалидности, которые содержались в Законе РФ «О государственных пенсиях в РФ» 1990 г., но с учетом международного опыта и последних научных исследований в этой области.На основе анализа существующих разработок по совершенствованию пенсионного обеспечения инвалидов можно предложить следующую структуру страховой пенсии по инвалидности, которая должна быть закреплена в законодательстве и состоять из трех уровней, что соответствует рекомендациям МОТ. Данные меры поспособствуют устранению серьезных недостатков в системе пенсионного обеспечения инвалидов и сделают его меры достаточными для качественного жизнеобеспечения инвалидов.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://moluch.ru/conf/law/archive/181/9861/

Правовое регулирование государственного пенсионного обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here