Содержание
Пенсионные системы в Российской империи, СССР, РФ
Уже в который раз реформирование идёт по западным трафаретам,
не сообразуясь с отечественными традициями.
Наши реформаторы,к сожалению, продолжают воспринимать нашу страну
в стиле новогоднего поздравления 2011 года. Тогда,будучи президентом,
Д.Медведев произнёс:
«Россия -молодая страна.В наступающем году ей исполнится только 20.
Для государства это не возраст».
Конечно,если Российская Федерация воспринимается страной,
которой без году неделя,то,как говорил другой реформатор,
надо «учиться,учиться и учиться» у всех подряд,
и у запада в первую очередь.
Для всех нормальных людей Солнце восходит на востоке.
Для наших реформаторов прогрессистов Солнце всходило,
всходит и продолжает светить им только с запада.
Они продолжают отрицать и самобытное творчество и
всякий опыт национальной традиции.
Как было в Российской империи?
Пенсии состояли из двух частей:
государственной казённой и
эмеритальной накопительной для невоенных;
и трёхсоставной:
казённой,
эмеритальной и
выплачиваемой из Комитета о раненых для военных.
Всё начиналось с жалованных денежных вспоможений и
земельных дарований увечным воинам,
которые отражались в офиц.документах ещё в эпоху Московского гос-ва.
Император Пётр Первый первым ввёл содержание по старости, которое
было зафиксировано в «Уставе Морском русского военного флота»(1720),
где определялось пенс.вознаграждение морским офицерам.
Армейские офицеры стали получать «пенсион» лишь с сер.18 столетия.
Основателем же системы пенс.законодательства по праву можно считать
Николая I,который в 1827г утвердил «Устав о пенсиях. «.
В этом Уставе пенсии стали назначать исходя из кол-ва выслуженных лет.
С 1869г военнослуж. были разделены на 9 разрядов,
и размер получаемых пенс.сумм зависел от разряда и срока службы.
За 35 лет безпорочной службы — полагался полный оклад
(офиц.зарплаты за послед. 5 лет службы),
за 30 лет — две трети, за 25 — половина и за 20 — одна треть.
Формировались суммы эти из 2 % ежегодных отчислений.
В дальнейшем сист.пенс.выплат совершенствовалась.
С 1912г,оставив половину годового содержания,
с каждым последующим прослуженным годом (от 25 до 35 лет)
стали добавлять по 3 % пенсии.
Полная пенсия полагалась после 35 лет службы.
Сюда необходимо добавить,что служба во время войны считалась год за два.
А в особых случаях (напр,в Севастополе во время осады в Крымскую войну),
каждый месяц засчитывался за год,
а оборона Порт-Артура считалась 1 день за 12.
На особом положении были лётчики Императорской армии:
с 1914г налетавшим опред.норму продолжительности полётов
засчитывали 5 лет стажа как за 7.
Такая же повыш.дифференциация относилась и к службе
в отдалённых местностях империи. Так,
по I разряду 2 дня засчитывались за 3,
по II разр. 3 дня за 4,
по III — 4 за 5.

Особо надо отметить сохранение офиц. пенсии не только
за вдовами, но и за детьми умерших или погибших офицеров.
Вдова получала по смерти погибш.офицера половинную пенсию,
как если бы её муж ушёл в отставку.
К этой половине,если имелись дети, прибавлялась треть
другой половины пенсии на каждого ребёнка.
Так же и офиц. дети-сироты получали по 1/4 пенсии до
своего совершеннолетия(сыновья до 17 лет, а дочери
либо до замужества, либо до 21 года).
Кроме гос.казначейства,офицеры,и,что важно,нижние чины и их семьи
получали деньги,как раненые,через Александровский комитет о раненых.
Известна и средняя выплата — 70 рублей.
Третьей ч.пенс.выплат занимались организованные мор.министром с 1863г,
а военным — с 1895г так называемые эмеритальные(накопительные) кассы,
формировавшиеся из 6 % отчислений из денеж.жалованья
и гос.финансирования.
Условия были следующие:
необходимо было прослужить не менее 25 лет и участвовать
в подобной кассе не менее 20 лет.
Тогда ветеран получал половину оклада за службу от 20 до 25 лет,
а за 25 и более — полный оклад.
Сходную сист.выхода на пенсию имели и гос.чиновники всех ведомств
и классов, преподователи , таможенники, врачи и др.
Они начали получать пенсиии с 1764 года.
Устав 1896г,просуществовавший с небольшими изм. до рев-ции,
требовал для получения полн.пенсиона 35 лет службы,
а доя половины — 25-летнего стажа.
При наличии тяж.неизлеч.болезней срок службы значит.сокращался:
за 20 лет стажа — давали полную пенсию.
от 10 до 20 лет — 2/3,
от 5 до 10 — 1/3.
В особ.случ.назначалась и усиленная пенсия.
Пенсии делились на 9 разрядов.
По первому получали 1143р.60к.
По самому низкому девятому — 85р.80к.
Интересно,что всем этим категориям засчит.учёба в университетах
и период военной службы.
А работа в особо сложных местах(напр.,в польских губ.),
считалась 5 лет за 7.
Гос.пенсия для служащих также дополнялась из накоп.касс министерств.
Похожими системами обладали пенсионы для духовенства,
и для земских служащих.
Пенс.сист.империи эволюционировала,но не претерпевала таких
революционных изменений и шатаний,которые мы видим
в последние десятилетия у нас.
Она имела стойкую тенденцию к расширению.
По сути,к 1913г все те,кого сегодня назвали бы «бюджетниками»,
а тогда — работниками на «казённых предприятиях»,охватывались
пенсионной системой.
Инженеры,мастера,рабочие всех гос.предприятий и ж/д входили
в пенсионную сферу.
Пенсионная система была построена не на возрастном принципе.
НЕ БЫЛО НИКАКОГО ВОЗРАСТА,ПОСЛЕ КОТОРОГО ЛЮДИ ОТПРАВЛЯЛИСЬ БЫ НА ПЕНСИЮ.
Пенсия и её размер зависел от конкретных лет службы,
и от её успешности и безпорочности.
Она была понятна людям
и стимулировала их к труду и службе!
При широко распространённой многодетности
и пенсионной системе старики в Российской империи
редко попадали в безвыходные социальные ситуации.
Большевики,начав утилизировать Российскую империю,
также революционно лихо отменили и все царские пенсии.
Все накопления эмеритальных касс и орденских комитетов
были национализированны и, по всей видимости,
пущены на какие-то более «важные» революционные нужды.
Широких социальных деклараций было выпущенно много:
1 ноября 1917 советское правительство заявило,что
собирается взять на себя заботу об обезпечении стариков,
вдов и сирот.
Но в реальности начали не с них,а с инвалидов.Красной
армии(1918г), затем вспомнили старых большевиков(1923) —
благо, их оставалось не так уж много.
Остальные были переведены на систему страхования
от несчастных случаев,отчасти похожую на систему страхования
фабрично-заводских рабочих ,введённую ещё правительством в 1912г.
Государство в этом страховании никак не участвовало,
а вся финансовая тяжесть переносилась на юридических лиц.
Страховые взносы колебались в пределах от 21 % до 28 %
от фонда зароботной платы организации.
До рабочих,красы и гордости революции,дело дошло лишь в 1928г.
Да и то только для работников горнорудной и текстильной отраслей.
Именно тогда всплыли те 60 лет для мужчин и 55 для женщин
как возрастной предел выхода на пенсию.
Интересно,что в 1926-1927 гг сред.возраст дожития для мужчин
был 40 лет,а для женщин — 45,5.
Так что дотянуть до той пенсии было делом крайне непростым.
Есть данные,опубликованные В.Роиком, о численности пенсионеров
в СССР. В 1928 их было 2700 человек, а,например,в 1932 — ок.48000.
По сути,на пенсию до 1929г(постановление ЦИК и СНК СССР от 15.05.1929
«Об обеспечении в порядке соцстрахования по случаю старости»)
по старости уйти было невозможно.
Пенсия давалась только по инвалидности или,как тогда выражались,
мо утрате трудоспособности.
По этому постановлению пенсионная система носила жёсткую
классовую направленность — пенсионерами могли быть только
городские рабочие.
Другим ограничением был перечень отраслей ,в которых
вводились пенсии. Он охватывал только небольшую часть рабочих.
Мужчинам для получения 50 % прежнего заработка надо было
иметь не менее 25 лет стажа, женщинам — не менее 20 лет труда.
Фактически же в лучшем случае они получали 25 %
от средней зарплаты по стране.
До всех городских рабочих и служащих
пенсия дошла только в 1937 году.
В дальнейшие годы изменений особых не было.
Большинство пенсионеров получали небольшую пенсию,
при её потолке в 300 р.(1950-е гг) и при сред.зарплате
ок. 1200 р. Вспоминаем и о вынужденных подписках на госзаймы.
До 1940 г была шестидневная рабочая неделя,
с пятью выходными в мес.(6,12,18,24,30 числа) и 12 дн.отпуска в год
(«Правила об очередных и доп.отпусках»,утв.НКТ СССР 30.04.1930 N°169″).
В 1939г XVIII съезд партии решил впервые догнать и перегнать
капиталистов по производству продукции на душу населения.
Выполнить эту задачу предполагалось за 10-15 лет, и приходилось
перейти на ещё более жёсткую рабочую систему.
В 1940г Указ Президиума Верховного Совета СССР
«О переходе на восьмичасовой рабочий день, на семидневную
рабочую неделю и о запрещении самовольного ухода рабочих
и служащих с предприятий и учреждений».
Этим указом был увеличен рабочий день на один час.
Выходных стало четыре. Запрещался самовольный уход с работы,
а так же переход с одного предприятия на работу в другое
без разрешения директора.
Самовольный уход с работы судом наказывался на срок от 2 до 4 мес.
За прогул без уваж.причины суд приговаривал к исправит.-труд.
работам до 6 мес. с удерж. до 25 % зарплаты.
При Хрущёве,в 1956г,для рабочих и служ.была введена новая система.
Соотношение зарплаты к пенсии в СССР всегда было не более 25-38 %.
Особо по класс.принципу ущемлялись сел. жители, мелкобуржуаз.
элементы. Классовый подход в отношении крестьян — большинства
населения СССР,продолжался до 1964г, когда был принят закон
«О пенсиях и пособиях членам колхозов».
Но и после его принятия колхозники должны были уходить
на пенсию позднее:
мужчины в 65,женщины в 60 лет.
Да и размеры крестьянских пенсий были в разы меньше,чем у рабочих.
Мин.пенсия была установлена в 12 руб.
И эту сумму,уверяется,сокращали на 15 % — за
приусадебный участок,если он превышал 15 соток.
Положение было отменено только в 1978 году.
По возрасту выхода на пенсию горожан и сельчан уравняли,
судя по всему,только в 1971.
Тонда же введён и пенсион.минимум в 45 рублей.
На этом фоне,без учёта спецобслуживания и проч.привелегий,
персональная пенсия секретаря ЦК КПСС была 300 руб.
кадидата в чл.Политбюро — 400, а члена Политбюро — 500 рублей.
Что было бы полезно привнести в современную систему?
Прежде всего полезно было бы уйти от возрастного принципа.
Каждый старится по-своему. Каждый вырабатывет свой ресурс,
иисходя из условий и специфики труда, а так же здоровья.
Пожалуй,возрастной ценз можно было бы оставить только для тех,
кто по каким-то экзотическим причинам не работал вовсе или
для не достигших стажа,скажем, к 60 годам, и
не предполагающим дальше работать.
Зачем мы цепляемся за возрастные показатели 55 — 65 лет?
Кому это нужно?
Было бы полезно обратится к имперскому опыту трудового
или служебного стажа. Пусть именно качественные и
зарплатные пвраметры в годы активной работы и сам
трудовой стаж были бы мерилом
уменьшения или увеличения пенсионного содержания!
Этот принцип был бы более понятен
и люди не зацикливались бы на раздражающих цифрах
выхода на пенсию.
Их не нужно было бы обсуждать и тем более вводить,
под общественное недовольное улюлюканье.
Конечно,в системе стажа,возможно,нужно бы
было учитывать и такие параметры, как
время ухода за ребёнком, учёбу,
службу в боевой обстановке, на тяжёлых работах,
в труднодоступных местностях и т.д.
Учитывая подобное,корректирывались бы параметры
срока стажа.
И второе,необхидимо возвращаться к системе
эмеритальных(накопительных) касс, которые
при добровольным желании людей, копили бы
на старость, увеличивая суммы пенсионных выплат.
Российскому государству не 20 и не 100 лет,
а более 1000, и опыт,даже в такой спецефической
сфере,как пенсионная, накоплен немалый.
Не обращать на него никакого внимания — неразумно
и даже взрывоопасно.
Источник: http://www.proza.ru/2018/09/11/668
Положение женщин в России до 1917 года
В царской России специально для женщин делалось немало. Например, женское образование в дореволюционной России советская пропаганда умаляла и представляла отдельными, небольшими достижениями передовой интеллигенции в борьбе с реакционным царизмом. На самом деле на протяжении всего XIX столетия в России существовало Ведомство учреждений императрицы Марии, ведавшее сетью женских учебных и воспитательных заведений: институтами, гимназиями, училищами, приютами. Ведомство — государственная структура типа министерства. Женские училища давали и среднее образование (7 лет), и повышенное образование. В конце XIX века появились особые женские высшие учебные заведения, кроме тех обычных высших учебных заведений, где женщины могли учиться на общих с мужчинами основаниях. Все эти женские учреждения в 1917 году большевики прикрыли и сделали вид, что начали «освобождение женщин» с нуля.
(По материалам статьи «Положение женщины в России до 1917г.»: http://matriarhat-v-sssr.narod.ru/oplata.htm)
ЭМАНСИПАЦИЯ И ПРАВО ГОЛОСА
Россия была впереди планеты всей в официальных вопросах феминизма и эмансипации. В 1906 году в Финляндии женщины впервые в Европе были официально уравнены с мужчинами в правах. Великое княжество Финляндское входило в состав Российской империи, без одобрения Санкт-Петербурга не принималось ни одно важное политическое решение. Т.о. российский царь Николай II был одним из важных деятелей европейского феминизма.
В царской России повсеместно существовали дамские комитеты, руководимые жёнами видных местных сановников; существовало движение феминизма (синоним: суфражизм), поддерживаемое, в частности, известными писателями, общественными деятелями-мужчинами.
ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ И ВЛАСТЬ
При Николае II, после 1895г, Создаются крупные политические структуры: общество улучшения участи женщин, женская русская лига мира. В Русском женском взаимно благотворительном обществе действовали: профессиональные курсы, бюро по приисканию рабочих мест для женщин, отдел избирательных прав, юридическая комиссия. Союз равноправия женщин, который в 1906 г. имел 79 отделений и 34 пропагандистских пункта, трансформировался в Российскую лигу равноправия женщин, которая вплоть до 1917 г. оставалась ведущей общественно-политической женской организацией России. Структура женского движения приобретает многоуровневый характер, в его деятельность внедряются методы централизации и координации. Издаются женские политические журналы.
В декабре 1908 г. в Санкт-Петербурге прошёл Первый Всероссийский женский съезд. За ним последовали: Всероссийский съезд по борьбе с торгом женщинами (1910 год) и Первый съезд по образованию женщин (1913). Всё это не могло происходить без одобрения царского правительства.
В 1914 г. стал выходить журнал «Работница», известный и в советское время; ежегодно в феврале стал проводиться Международный день работниц (в России — с 1913 г.)
http://matriarhat-v-sssr.narod.ru/oplata.htm
Итак, главные выводы:
1. В правление Николая Второго детская смертность неуклонно снижалась, и отставание от Европы сократилось от 2.5 раз (в конце XIX века) до 1.7-1.86 раза в 1913 году, а детская смертность городского населения отставала от Европы всего в 1.17-1.33 раза.
2. Хотя к середине XX века показатели детской смертности в СССР, как и во всем мире, значительно улучшились, но относительное отставание от Европы увеличилось, в том числе даже по сравнению с 1913 годом!
Ссылки по теме:
http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/HIS. LTH/HEALTH.HTM
http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0125/analit01.php
http://slovari.yandex.ru/dict/krugos. c9/1011521.htm
http://vestnik.mednet.ru/content/view/46/30/
http://uldorthecursed.livejournal.com/6726.html
БОРЬБА С ПЬЯНСТВОМ, ОБЩЕСТВА ТРЕЗВОСТИ и СУХОЙ ЗАКОН 1914 ГОДА
Миф о повальном беспробудном пьянстве русского мужика и забитой русской бабе до сих пор жив в общественном сознании. Между тем, в 1913г Россия не входила даже в первую десятку стран по потреблению алкоголя на душу населения. В Царской России 43 % мужчин в 1913 году были трезвенниками. Для сравнения, в 1979 году таких мужчин оказалось 0,6 %. Женщин — трезвенниц в Царской России было 90%, в 1979 году таких женщин оказалось 2,4%.
http://orthodox.etel.ru/2005/48/26trezv.htm
Источник: http://www.proza.ru/2010/04/20/1256
Пенсии в царской россии до 1917 года
Немногие знают сейчас, что социальное страхование, и вообще рабочее законодательство России к 1912 году было лучшим в мире – об этом публично заявил американский президент Тафт в 1912 году [Буркин А. И., Начало. М.: Купина, 1997]. Но , думаю, ещё меньше людей знают, что к 1914 году уже практически все «бюджетники» (говоря нынешним слэнгом) имели право на государственную «пенсию по старости». К 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет («за долговременную беспорочную службу») имели все «бюджетники», то есть:
— чиновники всех ведомств, всех классов, а также канцеляристы;
— офицеры и прапорщики армии, таможенной службы, жандармского корпуса и др.;
— учителя (в том числе народные, начальных классов), законоучителя и служащие духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений;
— ученые и инженеры на всех казенных заводах, всех ведомств и организаций; врачи и фельдшеры (в том числе ветеринарной службы), а также служащие и нижние чины (обслуга) казенных больниц и заведений;
к 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет получили и рабочие казеных заводов[Фельдман М.А. Стимулы к труду в промышленности Урала в первые десятилетия XX века.с.45]. Кстати, к 1917 г. рабочих в РИ было не так уж мало – 11%, а вместе с членами семей 22%.
У обычных граждан Российской империи пенсионное обеспечение состояло из нескольких слагаемых. Главное, конечно, это государственная пенсия «за долговременную беспорочную службу» либо пенсия по болезни (инвалидности) в случае вынужденного досрочного ухода с работы по состоянию здоровья, причем с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась и рабочим частных предприятий.
Второе слагаемое — эмеритура — сумма, выплачиваемая отдельными ведомствами (например, инженеров путей сообщения, горно-инженерным, юстиции и так далее) своим пенсионерам из кассы взаимопомощи пожизненно при условии, что человек отчислял в эту кассу взносы на протяжении десяти лет. Размер эмеритуры порой не уступал размеру государственной пенсии!И третье: пенсии, полагающиеся кавалерам наиболее престижных государственных наград. На самом деле этот контингент был не мал, и включал также солдат, награжденных георгиевскими крестами. В годы Первой мировой георгиевские кресты разных степеней получили почти полтора миллиона солдат — все они имели бы после войны и многие другие льготы. Имели бы…
Пенсионные льготы предоставлялись прежде всего тем, кто вынужден был досрочно уйти в отставку по состоянию здоровья. Право на максимальную пенсию они получали при выслуге 30 и более лет. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал 2/3 оклада, а от 10 до 20 лет — треть. Если болезнь не позволяла человеку не только работать, но даже ухаживать за собой, «полный оклад» полагался после 20 лет работы, 2/3 при выслуге не менее 10 лет, а треть — при наличии трудового стажа хотя бы пять лет. Помимо трудового стажа было еще одно принципиальное условие: служба на протяжении всех лет должна была быть «беспорочной».
Что касается уволенного по статье через суд или начальством, он мог устроиться на другую работу и там заслужить пенсию. В этом случае отсчет выслуги лет начинался с нуля. Сложнее было гражданину, имевшему проблемы с Уголовным кодексом. По российскому законодательству никто не мог вернуть ему утраченные пенсионные права, кроме, разумеется, государя. Однако прошение на имя главы государства следовало подавать не сразу по отбытии наказания, а хотя бы после трех лет беспорочной службы. Этот минимальный стаж служил свидетельством того, что вчерашний правонарушитель стал на путь исправления и может быть прощен.
С началом сталинской коллективизации в 1929 году и свертывания НЭПа уровень жизни не только крестьян, но и рабочих начал быстро падать. Минимум уровня жизни рабочих по критерию соотношения зарплаты и потребительской корзины до Великой Отечественной войны пришелся на 1940 год — он был в два раза меньше, чем в 1913 году. Только к концу 1950-х годов уровень жизни рабочих достиг дореволюционного. А крестьян и всех прочих – так никогда и не достиг…. Что касается советских пенсий, то при Сталине, и ещё до 1956 года они были мизерными, прожить на них было невозможно. – только хрущёвская пенсионная реформа довела средний уровень советских пенсий до 40% от средней по стране зарплаты.
В начале статьи — фотография Сергея Михайловича Прокудина-Горского (1863-1944), сделанных этим замечательным изобретателем цветной фотографии в начале ХХ века. Это цветные фотографии России начала ХХ века. Но главное в том, что сквозь эти фото проступают душа и дух того времени.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Приведённая фотография – это семья рабочих одного из заводов города Златоуста (фото около 1909 г.). Кстати, 8-часовой рабочий день был введён на горнодобывающих и металлургических заводах Златоуста ещё в 1898 году.
Источник: http://rusimperia.org/monarhiya/2018/09/26/pensii-v-carskoj-rossii-k-1917-godu/
Пенсии в царской россии до 1917 года
Пенсии до революции: социальное обеспечение в России на рубеже XIX —.
Пенсии до революции: социальное обеспечение в.
Пенсии до революции:
социальное обеспечение в России на рубеже XIX — XX веков
Пенсионное обеспечение в последние годы существования Российской империи представляло собой сочетание государственного и частного пенсионных капиталов. В системе дополнительного социального обеспечения уже в конце 19 века насчитывалось более 200 ведомственных эмеритальных касс. Но в целом система пенсионного обеспечения оставалась избирательной и охватывала менее 1/3 населения.
Дополнительное пенсионное обеспечение за счет взносов в эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало незначительную часть трудящихся, поскольку пенсионные кассы создавались в основном в государственных ведомствах и на крупных промышленных предприятиях. В то время как в России к началу XX века почти половину населения составляли сельские жители: более 60 млн человек из 125 млн, по переписи 1897 года.
Российское крестьянство не обеспечивалось пенсиями долгое время — и до, и после революции. Большинство сельских тружеников будут интегрированы в пенсионную систему страны лишь в 60-е годы ХХ века.
Государственные пенсии на рубеже 19-20 веков по-прежнему оставались привилегией военных и гражданских служащих. Сохранялась традиция назначения пенсий как особых привилегий за заслуги перед отечеством. Существовали повышенные пенсии кавалерам наиболее престижных государственных наград.
Численность военных пенсионеров резко выросла с началом первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было. Хотя, по разным оценкам, Георгиевские кресты разных степеней в ходе первой мировой войны получили почти полтора миллиона солдат.
До революции 1917 года структура пенсионного обеспечения обычных граждан России состояла из нескольких уровней. Главной компонентой была государственная пенсия, назначаемая за долговременную беспорочную службу, либо пенсия по болезни или инвалидности. Она полагалась работающим в случае досрочного выхода на пенсию по состоянию здоровья.
Начиная с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась также рабочим частных предприятий.
В дореволюционный период социальная система Российской империи достигла достаточно высокого уровня по сравнению со многими другими странами. В целом по уровню жизни царская Россия к 1913 году занимала 15-е место в мире. Численность населения за пять лет (с момента переписи 1897 года) выросла более чем на треть.
Социальное страхование рабочих и система трудового законодательства в Российской империи признавались одними из лучших в мире – об этом, в частности, на встрече с группой промышленников из России в 1912 году заявил Уильям Тафт, 27-й президент США. Он посещал Россию в начале века, его путь в Санкт-Петербург на встречу с императором Николаем II пролегал через Владивосток. Поэтому президент Тафт оценивал качество социальной политики царской России непонаслышке.
Что касается оценок системы трудового законодательства, социального страхования и в целом качества пенсионной системы России на рубеже 19-20 веков, то они остаются весьма противоречивыми. И, безусловно, эта проблема требует дальнейшего объективного исследования.
Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».
Право на пенсию теряли лица, уволенные со службы по решению суда, а также приговоренные к различным видам наказания, включая лишение свободы или другие ограничения гражданских прав. Любопытно, что по истечении срока наказания и после возвращения на службу чиновник вновь приобретал право на пенсию.
Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, соответственно, получал 50% пенсионного оклада. Фактически, пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приема на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.
Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Во-вторых, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался посторонний уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.
Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия.
Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчета пенсии были разделены на 9 разрядов.
В начале 20 века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9-му разряду) до 1 453 рублей (по первому разряду). Для сравнения, заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.
Также важно подчеркнуть, что в конце XIX века рост инфляции в России значительно обесценил пенсионные оклады, которые долгое время не менялись. По пенсионному законодательству того времени, было запрещено устанавливать пенсии выше уровня, определенного Уставом. Руководители различных ведомств по этой причине нередко атаковали министерство финансов просьбами об «усилении» пенсий своим работникам. В случае несогласия министра финансов вопрос о повышении пенсии тому или иному чину выносился на заседание Комитета министров. Прибавка к пенсионному пособию могла составлять от одной трети до половины суммы жалования.
В случае смерти служащего размер пенсии определялся с учетом семейного положения. В частности, учитывалось количество членов семьи, оставшихся без попечения, а также их права на получение пенсии. Например, вдова служащего могла получать лишь половину пенсии мужа, если в семье не было малолетних детей (не старше 17 лет). На каждого из малолетних детей прибавлялась треть от половины пенсии отца. Если в семье было более четырех детей, то все они должны были получать пенсию поровну, но в сумме не больше размера пенсионного жалования отца.
Пенсия умершего также не назначалась сыновьям старше 17 лет и дочерям старше 21 года. Кроме того, право на пенсию утрачивали сыновья, поступившие на службу или принятые в учебные заведения за казенный счет, а также дочери в случае выхода замуж или обучения за казенный счет. Вдовам, вторично вышедшим замуж, государственная пенсия первого мужа также не полагалась.
Кроме того, пенсии лишались чиновники при вступлении на новую должность, или при переходе на службу иностранному государству без согласия российского правительства. Пенсионное право утрачивалось также при пострижении в монашество и в случае нарушения условий выезда за границу (а именно пребывания за границей более разрешенного срока).
Что касается пенсий военнослужащих, то они выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала.
Срок выслуги военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников — в среднем 25 лет для полного оклада пенсии, и 20 лет — для 50 %.
Примечательно, что офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь.
Для офицеров и гражданским чиновникам военного ведомства, которые служили в отдаленных регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удаленности места службы.
При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой.
Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования — за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.
Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).
Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причем правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени тяжести ранения (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).
Также важно отметить, что офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии, отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.
Как уже отмечалось выше, доходы рабочих в Российской империи на рубеже 19-20 веков были весьма невысоки по сравнению со служащими. На получение пенсионного пособия рабочие в то время могли рассчитывать только при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с 80-х годов 19 века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах.
Правительство предпринимало попытки расширить сферу социальной защиты наемных работников. Так, в 1893 году по предложению министра финансов Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.
В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев».
2 июня 1903 года закон был утвержден Николаем II, и вступил в силу с 1 января 1904 года.
При всей ограниченности принятых мер Закон 1903 года все же был значительным прогрессом в развитии трудового законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий для наемных рабочих и служащих.
Так, при полной потере трудоспособности полагалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере выплачивалась пенсия семье в случае потери кормильца. Главным изъяном закона было то, что в нем искусственно занижалось исчисление годового заработка рабочего. Что привело к уменьшению размера пенсии.
Активизация рабочего движения в период первой русской революции (1905–1906 годы) привела к разрушению многих пенсионных касс. Но их развитие продолжилось, как только общественно-политическая ситуация в России стабилизировалась.
К 1912 году назрел вопрос об объединении пенсионных касс различных ведомств в единую организацию, что позволило бы создать в стране полномасштабную пенсионную систему страхового типа. Вступление России в мировую войну в 1914 году стало новым препятствием для развития в стране всеобщего пенсионного обеспечения.
В свою очередь, политические партии активно боролись за введение обязательного социального страхования рабочих за счет средств работодателя или из специальных фондов страхования рабочих, которые предлагалось формировать за счет взимания особого налога на владельцев частных предприятий. Этот вопрос, в частности, обсуждался в 1903 году на втором съезде РСДРП.
Кроме того, в 1912 году на VI Всероссийской партийной конференции в Праге была предложена страховая программа, которая предусматривала обязательное страхование всех наемных работников и членов их семей за счет предпринимателей, и за счет государства — в случае утраты рабочими трудоспособности, в том числе и по старости.
Требование распространить систему социального страхования на все категории рабочих стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения рабочих и активизации деятельности левых партий в России в начале ХХ века.
Вынужденным ответом правительства на эти вызовы стало принятие Закона от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в законе, были довольно ограниченными.
Так, обязательное социальное страхование распространялось только на предприятия с численностью не менее двадцати рабочих — при наличии двигателя (парового или электрического), и тридцати рабочих — при отсутствии двигателя.
В силу данных ограничений закон — безусловно, прогрессивный по тем времена — охватил не более 2,5 миллионов рабочих по всей стране. Еще порядка 12 миллионов наемных рабочих и служащих в России оставались по-прежнему без какого бы то ни было обеспечения по старости и инвалидности.
Социальное страхование не распространялось на всех транспортных рабочих, домашнюю прислугу, торгово-промышленных служащих, сельских наемных работников (батраков). Основную нагрузку по выплате страховых взносов закон возложил на самих страхуемых рабочих. По схеме страхования, 3/5 части страхового взноса платили рабочие из своего дохода, 2/5 части взноса платил работодатель. Это привело к снижению заработка большей части наемных работников, что, в свою очередь, провоцировало новую волну стачек и роста революционных настроений накануне 1917 года.
Источник: http://pfr.pba.su/Content/Read/271
Пенсии за выслугу лет в царской России
ПЕНСИИ ПО СТАРОСТИ (за выслугу лет) В ЦАРСКОЙ РОССИИ.
К 1914 году право на государственную пенсию за выслугу лет («за долговременую беспорочную службу») имели все «бюджетники», т.е.:
— чиновники всех ведомств всех классов, а также канцеляристы,
— офицеры и прапорщики армии, таможенной службы, жандармского корпуса и др.:
— учителя (в том числе народные, начальных класов), Законоучителя и служащие Духовных учебных заведений, а также преподаватели, профессора университетов и других учебных заведений,
— ученые и инженеры на всех казеных заводах, всех ведомств и организаций,
— врачи и фельшеры (в т.ч. ветеринарной службы), а также служащие и нижние чины (обслуга) казеных больниц и заведений,
— рабочие казеных заводов (с 1913 года) и казеных железных дорог:
http://www.hist.msu.ru/Labs/Ecohist/OB12/feldman.pdf
Далее цитирую выдержки статьи на эту тему с портала KYA:
У обычных граждан РИ пенсионное обеспечение состояло из нескольких слагаемых. Главное, конечно, это государственная пенсия «за долговременную беспорочную службу» (либо пенсия по болезни инвалидности ; в случае вынужденного досрочного ухода с работы по состоянию здоровья, причем с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась и рабочим частных предприятий).
Второе слагаемое ; эмеритура, т.;е. сумма, выплачиваемая отдельными ведомствами (например, инженеров путей сообщения, горно-инженерным, юстиции и т.;д.) своим пенсионерам из кассы взаимопомощи пожизненно ; при условии, что данный человек в свое время отчислял в эту кассу взносы на протяжении 10 лет. Причем размер эмеритуры порой не уступал размеру государственной пенсии!
И третье ; пенсии, полагающиеся кавалерам наиболее престижных государственных наград. На самом деле этот контингент был весьма велик и включал также солдат, награжденных георгиевскими крестами.
Возвращаясь к пенсиям по старости, — единого для всей империи возраста, по достижении которого человек автоматически считался пенсионером, не было. Но чтобы получить пенсию в размере 100;% своей зарплаты (тогда говорили: «получить полный оклад»), следовало проработать 35 лет (речь, разумеется, об общем стаже; советское изобретение «непрерывный стаж» в те времена еще не было известно), причем стаж 34,5 года также засчитывался как 35;летний. Работники, прослужившие 25 и более лет, имели право на «половину оклада». К ним приравнивались и те, чья выслуга составляла 24,5 года.
Пенсионные льготы предоставлялись прежде всего тем, кто вынужден был досрочно уйти в отставку по состоянию здоровья. Право на максимальную пенсию они получали при выслуге 30 и более лет. Стаж от 20 до 30 лет обеспечивал 2;/;3 оклада, а от 10 до 20 лет ; треть. Если болезнь не позволяла человеку не только работать, но даже ухаживать за собой, то «полный оклад» полагался уже после 20 лет работы, 2;/;3 его ; при выслуге не менее 10 лет, а треть ; при наличии трудового стажа хотя бы пять лет.
Однако, помимо трудового стажа требовалось наличие еще одного принципиального условия: служба на протяжении всех лет должна была быть «беспорочной». Нечего было надеяться на пенсионное обеспечение тем, кто хотя бы раз был уволен «по статье»: «отрешен от должности» судом или же «удален от должности» по распоряжению начальства. Не полагалась пенсия и лицам, отбывшим наказанием за уголовные преступления. В число последних включали и представителей политической оппозиции ; от народовольцев до большевиков. И действительно, зачем идейным борцам с «царским режимом» находиться на его же содержании? Так что ни Ленину, ни Сталину, ни прочим их соратникам, осужденным по многочисленным уголовным статьям, государственная пенсия однозначно не светила. Терять им действительно было нечего…
Что касается уволенного «по статье» (черезь суд или начальством), то он мог устроиться на другую работу и уже там заслужить пенсию. Правда, в этом случае отсчет выслуги лет начинался с нуля. Сложнее было гражданину, имевшему проблемы с Уголовным кодексом. По российскому законодательству никто не мог вернуть ему утраченные пенсионные права, кроме, разумеется, Государя. Однако прошение на имя главы государства следовало подавать не сразу по отбытии наказания, а хотя бы после трех лет «беспорочной» службы. Этот минимальный стаж служил своеобразным свидетельством того, что вчерашний правонарушитель стал на путь исправления и, следовательно, может быть прощен. Если Государь давал согласие, в послужной список недавнего острожника делалась запись о том, что отбытое им наказание «не является препятствием к назначению пенсии». В пенсионный стаж, понятно, засчитывалась только служба, начатая после освобождения из мест лишения свободы.
Повышенную пенсию утверждал император.
В принципе любой работник по собственной инициативе мог надолго прерывать трудовую деятельность. Если, например, чиновник или офицер планировал годик-другой расслабиться в имении либо подлечиться на водах в Баден-Бадене, а потом вновь вернуться на работу, то увольнялся «по добровольному желанию» без просьбы о пенсии. Но если в силу каких-либо причин больше не собирался работать, то в заявлении об отставке сообщал о желании получать пенсию.
Размер назначенной пенсии обжалованию не подлежал ; суммы не пересчитывались. Но в случае если пенсионер оказывался под следствием за дела, ранее совершенные по службе, ему выплачивалась лишь половина суммы. Вторая ее часть выдавалась только в том случае, если суд выносил оправдательный приговор.
Лишить человека пенсии можно было в двух случаях: если он стригся в монахи или, выехав за рубеж, становился невозвращенцем. А вот смерть пенсионера, как ни странно это для живших в СССР и нас, нынешних граждан РФ, не являлась основанием для прекращения выплаты: получателями становилась вдова (пожизненно, кроме вдов погибших на дуэлях) и дети (сыновья ; до 17 лет, дочери ; до замужества либо до достижения 21 года).
Если пенсионер решил вновь выйти на работу, он терял назначенную пенсию. Дело в том, что одновременно получать и зарплату, и пенсию в Российской империи запрещалось, а такой феномен, как «работающий пенсионер», еще не был известен (как и во всем мире в те времена). Продолжать трудовую деятельность вновь начавший работать пенсионер мог ровно столько, сколько сам считал нужным и возможным. По окончании службы размер пенсии исчислялся заново ; как правило, новая цифра за счет увеличившегося стажа была значительно больше первоначальной.
Возможно, я упустил некоторые категории. Подробнее можно посмотреть в Своде законов Российской империи:
http://civil.consultant.ru/reprint/books/175/180.html#img181
***
СТРАХОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО 1912 г.
В министерской записке к законопроекту об обеспечении рабочих на случай болезни, внесённой в третью Думу в 1908 г., отмечается наличие 54 соглашений во Владимирской губернии, 29 в Самарской, 45 в Херсонской.
По сведениям Фабричной Инспекции на 1907 г., выдача денежных собий рабочим во время болезни наблюдалась в 51 губернии (из 64, на которые распространялся надзор инспекции); ими было охвачено 15 % предприятий и 1/3 общего числа рабочих.
Чаще всего пособия выдавались в размере половины заработка (47 % предприятий), но встречались и выплаты полного заработка (37 %). Право па получение пособий зависело от срока службы. Сроки, в течение которых выдавались пособия, варьировали от 1,5-3 недель (36 %) до выздоровления (27 %), а так же до 1 месяца.
Действие закона 23 июня 1912 г. распространялось на рабочих и служащих, занятых в предприятиях фабрично-заводских, горных, судоходных по внутренним водам, на трамваях и железных дорогах. Исключались все предприятия, принадлежавшие казне (для них страхование было введено ранее, в 1904-1908гг), а так же мелкие предприятия с числом занятых лиц менее 20.
Все крупные и большинство средних заводов страховали всех своих рабочих. И если кто-то получал увечье, то за счет страховых сумм рабочий мог рассчитывать на вполне приличную компенсацию, а если увечье не позволяло ему работать, то на пожизненную пенсию. Если же человек в результате травмы погибал, то эти деньги выплачивались его вдове и детям.
ПЕНСИИ И СТРАХОВАНИЕ ПОСЛЕ 1917 ГОДА
Читаем БСЭ:
http://slovari.yandex.ru/art.xml?art. 7
Цитата:
«После Октябрьской революции 1917 для трудящихся было установлено государственное пенсионное обеспечение. С первых же лет Советской власти за счёт государства назначались пенсии по инвалидности и по случаю потери кормильца. С 1928 для рабочих отдельных отраслей промышленности были введены пенсии по старости, которые затем были распространены на всех рабочих, а к 1937 — на служащих. Закон о государственных пенсиях 1956 значительно повысил уровень пенсионного обеспечения и расширил круг лиц, имеющих право на пенсии»
Как видно, даже максимальная пенсия по инвалидности в 1937 году не превышала половины студенческой стипендии (!). Пенсии по старости, судя по всему, были лишь ненамного больше. Даже в последние годы жизни Сталина (в 1950-х годах) пенсия по старости не могла быть выше 300 рублей — это при средней зарплате в те годы около 1200 рублей. Конечно, при Сталине были и персональные пенсии больших размеров, но мы говорим о средних (без персональных надбавок). То есть, максимальная пенсия в начале 1950-х составляла лишь 25% средней зарплаты.
Сравните это с царскими временами: ушедшим на пенсию по болезни полагались 33% оклада (зарплаты) полагались уже при стаже работы (выслуге лет) хотя бы 5 лет, 67% при выслуге от 10 лет, а если человек уходил по состоянию здоровья, проработав 20 лет — он получал полный оклад! Это для прекративших работу по болезни. А по старости при стаже 25 лет до 1917 года работник получал уже 50% оклада. Сравните это с 25% оклада в 1951-1955гг!
Только в 1956 году, при Хрущеве, в СССР была проведена хорошая пенсионная реформа, и размеры пенсий были значительно повышены — через почти 40 лет (!) после Октябрьского переворота!
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://www.proza.ru/2009/06/05/1051
Юрист в области административного права.
Стаж: 17 лет.