Содержание
- 1 Статья 4. Налоговые льготы по налогу на имущество организаций
- 2 Статья 381. Налоговые льготы
- 3 Статья 3.1. Условия освобождения от налогообложения по налогу на имущество организаций отдельных категорий налогоплательщиков
- 4 Налоговые льготы по налогу на имущество организаций
- 5 Налогообложение движимого имущества: изменения — 2018, 2019
- 6 Глава 30 НК РФ. Налог на имущество организаций
- 7 Налог на имущество организаций
- 8 Упрощенка стала сложнее
Статья 4. Налоговые льготы по налогу на имущество организаций
Статья 4. Налоговые льготы по налогу на имущество организаций
1. От уплаты налога на имущество организаций освобождаются:
Информация об изменениях:
2) утратил силу с 1 января 2014 г.
Информация об изменениях:
3) Утратил силу с 1 января 2018 г. — Областной закон Ростовской области от 27 июля 2017 г. N 1173-ЗС
Информация об изменениях:
4) утратил силу с 1 января 2014 г.
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Областным законом Ростовской области от 23 ноября 2015 г. N 444-ЗС пункт 5 части 1 статьи 4 главы 2 настоящего Областного закона изложен в новой редакции, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Областного закона, но не ранее 1 января 2016 г.
5) организации — в отношении имущества, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации инвестиционного проекта, на условиях, установленных подпунктом «д» пункта 1 и пунктом 2 части 1, частями 2 и 3 статьи 13.1 настоящего Областного закона.
6) Утратил силу с 1 января 2018 г. — Областной закон Ростовской области от 27 июля 2017 г. N 1173-ЗС
Информация об изменениях:
Информация об изменениях:
Областным законом Ростовской области от 4 мая 2016 г. N 510-ЗС часть 1 статьи 4 главы 2 настоящего Областного закона дополнена пунктом 7, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Областного закона и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 10 февраля 2016 г.
7) организации, получившие статус резидента территории опережающего социально-экономического развития в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2014 года N 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации», — в отношении имущества, вновь созданного (приобретенного) в рамках реализации соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, на срок пять лет с первого числа месяца, следующего за месяцем постановки такого имущества на баланс в качестве основного средства.
Информация об изменениях:
Часть 1 дополнена пунктом 8 с 27 декабря 2018 г. — Областной закон Ростовской области от 25 декабря 2018 г. N 73-ЗС
8) организации, на балансе которых в качестве основных средств учитываются стадионы, переданные в государственную собственность Ростовской области в рамках Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, — в отношении указанных объектов недвижимого имущества на срок пять лет с первого числа месяца, следующего за месяцем постановки такого имущества на баланс в качестве основных средств.

2. Основаниями для использования налоговых льгот являются:
1) Утратил силу с 1 января 2018 г. — Областной закон Ростовской области от 27 июля 2017 г. N 1173-ЗС
Информация об изменениях:
2) утратил силу с 1 января 2019 г. — Областным законом Ростовской области от 7 ноября 2018 г. N 33-ЗС
Информация об изменениях:
3) для организаций, указанных в пункте 5 части 1 настоящей статьи и в части 2 статьи 2 настоящего Областного закона, — инвестиционный договор;
Информация об изменениях:
Областным законом Ростовской области от 4 мая 2016 г. N 510-ЗС часть 2 статьи 4 главы 2 настоящего Областного закона дополнена пунктом 4, вступающим в силу со дня официального опубликования названного Областного закона и распространяющимся на правоотношения, возникшие с 10 февраля 2016 г.
4) для организаций, указанных в пункте 7 части 1 настоящей статьи, — копия соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.
Информация об изменениях:
Часть 2 дополнена пунктом 5 с 27 декабря 2018 г. — Областной закон Ростовской области от 25 декабря 2018 г. N 73-ЗС
5) для организаций, указанных в пункте 8 части 1 настоящей статьи, — акт приема-передачи соответствующих объектов нефинансовых активов.
Источник: http://base.garant.ru/19502563/1b93c134b90c6071b4dc3f495464b753/
Статья 381. Налоговые льготы
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ в статью 381 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Статья 381. Налоговые льготы
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 381 НК РФ
Освобождаются от налогообложения:
1) организации и учреждения уголовно-исполнительной системы — в отношении имущества, используемого для осуществления возложенных на них функций;
2) религиозные организации — в отношении имущества, используемого ими для осуществления религиозной деятельности;
3) общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности;
организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда — не менее 25 процентов, — в отношении имущества, используемого ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг);
учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, — в отношении имущества, используемого ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;
4) организации, основным видом деятельности которых является производство фармацевтической продукции, — в отношении имущества, используемого ими для производства ветеринарных иммунобиологических препаратов, предназначенных для борьбы с эпидемиями и эпизоотиями;
Источник: http://base.garant.ru/10900200/ad5e54c3d2aef4a4442fd7fb8983e708/
Статья 3.1. Условия освобождения от налогообложения по налогу на имущество организаций отдельных категорий налогоплательщиков
Информация об изменениях:
Законом Орловской области от 29 ноября 2013 г. N 1561-ОЗ в наименование статьи 3.1 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2014 г.
Статья 3.1 . Условия освобождения от налогообложения по налогу на имущество организаций отдельных категорий налогоплательщиков
Информация об изменениях:
Законом Орловской области от 3 июля 2014 г. N 1640-ОЗ в часть 1 статьи 3.1 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.
1. Общими условиями для освобождения от налогообложения налогоплательщиков, указанных в пунктах 10 и 10.1 статьи 3 настоящего Закона, являются:
1) отсутствие задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, а также иной задолженности по денежным обязательствам перед Орловской областью на конец каждого отчетного (налогового) периода, в котором налогоплательщик заявил налоговую льготу. В случае возникновения задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды, а также иной задолженности по денежным обязательствам перед Орловской областью на конец отчетного (налогового) периода налогоплательщик утрачивает право на получение льготы с начала квартала, в котором возникла задолженность;
Информация об изменениях:
Законом Орловской области от 3 июля 2014 г. N 1640-ОЗ пункт 2 части 1 статьи 3 настоящего Закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2015 г.
2) отсутствие налогоплательщика в процессе ликвидации или реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования), а также в процедуре банкротства на конец каждого отчетного (налогового) периода, в котором налогоплательщик заявил налоговую льготу;
3) перечисление (уплата) в полном объеме начисленных и удержанных сумм налога на доходы физических лиц на конец каждого отчетного (налогового) периода, в котором налогоплательщик заявил налоговую льготу, а также погашение задолженности по налогу на доходы физических лиц, числившейся на начало указанного периода.
Информация об изменениях:
Законом Орловской области от 28 ноября 2014 г. N 1697-ОЗ в часть 2 статьи 3.1 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона
2. Документами, подтверждающими условия для освобождения от налогообложения, указанные в части 1 настоящей статьи, являются:
1) документ, подтверждающий отсутствие задолженности по налогам, сборам и другим обязательным платежам в бюджеты всех уровней на конец каждого отчетного (налогового) периода, в котором налогоплательщик заявил налоговую льготу, выданный соответствующим налоговым органом Орловской области;
2) документ, подтверждающий отсутствие задолженности по денежным обязательствам перед Орловской областью на конец каждого отчетного (налогового) периода, в котором налогоплательщик заявил налоговую льготу, выданный соответствующим финансовым органом Орловской области;
Информация об изменениях:
Законом Орловской области от 28 ноября 2014 г. N 1697-ОЗ в пункт 3 части 2 статьи 3.1 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Закона
3) документы, подтверждающие отсутствие у налогоплательщика задолженности по платежам в государственные внебюджетные фонды на конец каждого отчетного (налогового) периода, в котором налогоплательщик заявил налоговую льготу, заверенные органами, осуществляющими контроль за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
4) справка за подписью руководителя организации с указанием суммы задолженности по налогу на доходы физических лиц, числившейся на начало отчетного (налогового) периода, начисленных, удержанных и перечисленных (уплаченных) сумм налога на доходы физических лиц в течение отчетного (налогового) периода.
Документ, указанный в пункте 4 настоящей части, прилагается к налоговому расчету по авансовому платежу по налогу (налоговой декларации) и представляется в налоговый орган.
При представлении налогового расчета по авансовому платежу по налогу (налоговой декларации) налогоплательщик вправе представить в налоговый орган документы, указанные в пунктах 1, 2, 3 настоящей части, по собственной инициативе.
> Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу |
Содержание Закон Орловской области от 25 ноября 2003 г. N 364-ОЗ «О налоге на имущество организаций» (принят областным Советом. |
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник: http://base.garant.ru/28658862/133c86efb8a9e29d479d4f73cf080de3/
Налоговые льготы по налогу на имущество организаций
Имущественные налоги: ставки и льготы
Организации уплачивают налог на имущество в соответствии с правилами, установленными главой 32 НК РФ . Организации уплачивают налоговый сбор и с недвижимого и с движимого имущества.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать предельные тарифы, указанные в статье 380 НК РФ :
Ставка, % | Объект налогообложения |
---|
Региональные законодатели могут устанавливать дифференцированные ставки в зависимости от категории плательщика или объекта налогообложения.
Льготы могут устанавливаться на федеральном и региональном уровнях. Федеральные преференции перечислены в статье 381 НК РФ . Региональные устанавливаются законами субъекта Федерации.
Кто освобожден от уплаты налога на имущество
От уплаты налога на имущество освобождены организации:
- уголовно-исполнительной системы;
- религиозные;
- общероссийские общественные организации инвалидов;
- производители фармацевтической продукции;
- протезно-ортопедические спецпредприятия;
- государственные научные центры;
- резиденты особой экономической зоны;
- участники проекта «Сколково».
А также от налогообложения освобождены следующие виды основных средств:
- земельные участки;
- объекты, используемые для нужд обороны и охраны правопорядка;
- объекты культурного наследия;
- ядерные установки, космические объекты, ледоколы, суда, зарегистрированные в Российском международном реестре;
- федеральные автомобильные дороги;
- высокоэнергоэффективные объекты, в соответствии с перечнем Правительства РФ;
- движимые основные средства, принятые на учет с 01.01.2013, если такое решение принято субъектом Федерации;
- основные средства, отнесенные к первой и второй амортизационным группам.
Как налоговые льготы отразить в отчетности
Плательщики налога на имущество обязаны в соответствии со ст. 386 НК РФ предоставлять в ИФНС по месту уплаты фискального платежа:
- ежегодно налоговую декларацию — не позднее 30 марта следующего года;
- ежеквартально авансовый расчет — не позднее 30 дней после окончания отчетного квартала.
Формы отчетности утверждены Приказом ФНС от 31.03.2017 № ММВ-7-21/271@. Факт применения налогового льготирования необходимо отразить при заполнении отчета. Для этого предназначены:
- строки 130, 160 и 190 раздела 2 в авансовом расчете;
- строки 160, 200 и 240 раздела 2 в годовой декларации.
Коды налоговых льгот приведены в Приложении 6 к Порядку заполнения отчетных форм.
2018 год: куда пропал код налоговой льготы 2010257
До 2018 года в декларации указывался код 2010257: льгота по налогу на имущество движимое, принятое на учет с 01.01.2013. До 01.01.2018 такие основные средства освобождались от налогообложения. Их нужно было отражать в отдельном листе раздела 2 декларации (или авансового расчета), указывая код 2010257. В последний раз этому правилу необходимо было следовать при заполнении отчета за 2017 год.
С 01.01.2018 освобождение от налогообложения для таких движимых основных средств применяется, только если такое решение примет субъект РФ. В этом случае в разделе 2 отчета указывайте 2012000 код налоговой льготы.
В ином случае такие основные средства облагаются по пониженной ставке 1,1 %. При заполнении отчета следует указать код налоговой льготы 2012400.
Последние изменения в налогообложении имущества организаций
Начиная с 2019 года, все движимые основные средства будут освобождены от налогообложения. Такие изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 03.08.2018 № 302-ФЗ. Объектом обложения будет признаваться только недвижимость.
Если компания не является собственником зданий, сооружений, помещений, то она с 01.01.2019 не будет являться налогоплательщиком. Следовательно, организация будет освобождена от необходимости исчислять налог и сдавать соответствующую отчетность.
Источник: http://ppt.ru/art/nalogi/lgoti-po-imushestvu
Налогообложение движимого имущества: изменения — 2018, 2019
Важно! С 01.01.2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество. Подробности см. в материале «Налог на движимое имущество отменили». То есть теперь налогообложению подлежит только недвижимость. О том, какие основания для переквалификаации движимого имущества в недвижимое ищут налоговики, читайте здесь.
Налогообложение движимого имущества: история вопроса
С 01.01.2015 основные средства, входящие в 1 и 2 амортизационные группы Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ, перестали признаваться объектами налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).
В то же время иные объекты движимого имущества являются объектами налогообложения. Причем с 2015 года таким объектом оказалось и имущество, приобретенное после 01.01.2013, которое до 2015 года не попадало под налогообложение. Однако одновременно с исключением из необлагаемого имущества его включили в состав льготируемого.
Таким образом, все движимое имущество, кроме объектов 1 и 2 амортизационных групп, с 2015 года независимо от даты постановки на учет в качестве основных средств стало расцениваться как объект обложения налогом. При этом имущество, приобретенное после 01.01.2013, попало под льготу.
Какое движимое имущество надо облагать налогом в 2017 году
В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, освобождено от обложения налогом на имущество (п. 57 ст. 1, ч. 5 ст. 9 закона № 366-ФЗ). Под действие этой льготы не попадает движимое имущество, принятое к учету после:
- ликвидации или реорганизации юридического лица;
- приобретения или передачи имущества от взаимозависимых лиц.
Исключением из этого перечня с 2017 года является железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013.
О том, влияет ли на льготу по движимому имуществу обновление учредительных документов акционерного общества, читайте в материале «Превращение АО в ПАО: что будет с льготой по налогу на имущество?».
Таким образом, в 2017 году при расчете среднегодовой стоимости имущества в базе по налогу следует учитывать (подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ) стоимость движимого имущества, не входящего в состав 1 и 2 амортизационных групп, но относящегося к объектам:
- принятым на учет в качестве ОС до 01.01.2013;
- принятым на учет в качестве ОС позднее 01.01.2013 после ликвидации или реорганизации юридического лица, а также в результате приобретения или передачи от взаимозависимых лиц, кроме железнодорожного подвижного состава;
О том, какие КБК надо использовать в 2017-2018 годах, делая платежи по налогу на имущество, читайте в статье «КБК налога на имущество в 2017-2018 годах».
Сущность нововведений по движимому имуществу с 2018 года (ст. 381.1 НК РФ) и с 2019 года (ст.374 НК РФ)
В 2017 году глава НК РФ, посвященная налогу на имущество организаций, дополнена ст. 381.1, уточнившей порядок применения льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 и освобождающей от налога движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013.
Согласно ст. 381.1 НК РФ вопрос применения этой льготы с 2018 года отдается на усмотрение регионов. Т. е. если законом субъекта будет предусмотрена такая льгота, то она будет применяться. Если соответствующий закон регион не примет, то движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, с 2018 года придется включать в базу по налогу на имущество организаций (пп. 69–70 ст. 2 закона о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).
При этом налоговые ставки, определяемые региональными законами в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1%.
Регионы по-разному устанавливают льготы на движимое имущество, например:
- в Астраханской области (закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ) под льготу подпадает движимое имущество (принятое на учет после 2013 года) только организаций, добывающих углеводородное сырье на морских месторождениях, расположенных в российской части дна Каспийского моря (применяется пониженная ставка налога 0,5%);
- в Волгоградской области (закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД) все организации по движимому имуществу должны применять ставку 1,1%;
- в Липецкой области (закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ) для всех организаций действует льгота, предусматривающая полное освобождение от налогообложения движимого имущества.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Об условиях, дающих возможность применения льготы на движимое имущество, читайте в этой статье.
С 01.01.2019 года вступили в силу изменения в порядок начисления и уплаты налога на имущество организаций, внесенные в п. 1 ст. 374 НК РФ. Из объектов налогообложения исключено движимое имущество, а налог следует исчислять только в отношении недвижимости, учитываемой на балансе в качестве объекта ОС, в том числе переданной во временное владение, распоряжение или пользование.
См. также «Движимое или недвижимое имущество: как определить?»
Итоги
Вопрос о налогообложении движимого имущества с 01.01.2019 года решен кардинально: платить налог с данных активов больше не нужно.
В 2018 году данный вопрос был в ведении региональных властей. Они были вправе полностью освободить организации от уплаты налога по движимому имуществу или установить пониженные ставки налога. Регионы могли устанавливать льготы только для определенных категорий налогоплательщиков или для всех организаций без исключения.
Глава 30 НК РФ. Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций платят юридические лица, владеющие недвижимостью на территории РФ. В ряде регионов налог платится также в отношении движимых объектов. Налог рассчитывается исходя из среднегодовой, либо кадастровой стоимости имущества. Налоговая ставка зависит от региона, и в общем случае не превышает 2,2%. Настоящая статья посвящена главе 30 НК РФ «Налог на имущество организаций». В ней доступно, простым языком рассказано о порядке расчета и уплаты налога на имущество, ставках налога и сроках сдачи отчетности. Данный материал является частью цикла «Налоговый кодекс «для чайников»». Обратите внимание: статьи из этого цикла дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации.
Налог на имущество организаций
Где введена уплата налога на имущество организаций
Во всех субъектах РФ: республиках, краях, областях, автономных округах и в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Причем, в каждом из субъектов уплата налога на имущество введена своим отдельным законом, в котором предусмотрены региональные особенности.
Как соотносятся общие правила и региональные особенности
Правила начисления и уплаты налога на имущество организаций закреплены в главе 30 Налогового кодекса. Положения данной главы едины для всех субъектов РФ, но при этом региональные власти вправе устанавливать некоторые особенности в рамках общих правил.
Так, субъект РФ может утвердить региональным законом свои ставки налога, но эти ставки не должны превышать в общем случае 2,2 процента. Кроме того, регион имеет право установить собственные сроки уплаты налога и авансовых платежей. Наконец, власти субъекта РФ могут по своему усмотрению ввести региональные льготы по налогу на имущество, а также установить (либо не устанавливать) отчетные периоды в рамках налогового периода.
Кто платит налог на имущество организаций
- Российские организации, на балансе которых числится недвижимость в качестве основных средств (ОС).
- Иностранные организации, работающие в России через постоянные представительства и имеющие недвижимость, учтенную в качестве основных средств, или получившие недвижимость по концессионному соглашению (такие компании учитывают имущество по правилам российского бухучета).
- Иностранные организации, не создавшие в России постоянных представительств, но владеющие недвижимостью на территории РФ, либо получившие такую недвижимость по концессионному соглашению.
Кто не платит налог на имущество организаций
В Налоговом кодексе приведен закрытый перечень налогоплательщиков, освобожденных от уплаты налога на имущество организаций. В этот список входят религиозные организации, общественные организации инвалидов, производители фармацевтической продукции и ряд других предприятий. Данный перечень действует во всех без исключения регионах России. Кроме того, каждый регион вправе дополнительно установить собственные льготы.
На что начисляется налог на имущество организаций
Налог начисляют только на недвижимое имущество. При этом выделены две группы, и для каждой действуют свои правила:
1. Объекты, облагаемая база по которым определяется исходя из среднегодовой стоимости. Налог на имущество нужно начислять, только если они о тражены на балансе в качестве основных средств, то есть по дебету счета 01. Налог начисляется на все указанные ОС, в том числе, на переданные во временное пользование, владение, распоряжение, доверительное управление, внесенные в совместную деятельность или полученные по концессионному соглашению. На имущество, переданное в лизинг, налог начисляет либо лизингодатель, либо лизингополучатель — в зависимости от того, на чьем балансе числится объект.
2. Объекты в РФ, облагаемая база по которым определяется исходя из кадастровой стоимости, если они принадлежат организации на праве собственности, хозяйственного владения или получены по концессионному соглашению. Налог на имущество нужно начислять независимо от того, отражены такие объекты по дебету счета 01 или нет.
Что касается «движимых» основных средств, то до 2019 года они освобождались от налога на имущество в тех субъектах РФ, где были приняты соответствующие законы (под освобождение подпадали только объекты, поставленные на баланс в 2013 году или позже). Начиная с 2019 года налог с движимого имущества не платится ни в одном регионе.
На что не начисляется налог на имущество организаций
Во всех без исключения регионах РФ налог не начисляется на землю, воду и другие объекты природопользования. Кроме того, от налогообложения освобождено имущество коллегий адвокатов, адвокатских бюро, юридических консультаций, специализированных протезно-ортопедических предприятий и некоторые другие объекты.
Заметим, что субъекты РФ могут дополнительно утверждать перечни имущества, не подпадающего под налогообложение на территории данного региона.
Налоговая ставка по налогу на имущество организаций
Каждый регион утверждает собственную ставку налога на имущество организаций. Единственное ограничение, прописанное в Налоговом кодексе — ставка не может превышать 2,2%. При этом в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как кадастровая стоимость, налоговая ставка не может превышать установленных в НК РФ значений.
Субъекты РФ вправе дифференцировать ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и имущества.
Узнать, какие ставки и льготы введены в вашем регионе, можно в своей налоговой инспекции.
Кто должен заниматься расчетом налога на имущество организаций
Рассчитать налог на имущество должна бухгалтерия организации-налогоплательщика. Налоговая инспекция во время камеральных и выездных проверок проверяет правильность расчета.
Как рассчитать налог на имущество организаций
Чтобы рассчитать налог на имущество организаций, нужно определить налоговую базу и умножить ее на ставку налога. До 2019 года и налоговая база рассчитывалась отдельно в отношении имущества головной организации; в отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего свой баланс; по каждому объекту недвижимости, расположенному вне места нахождения головной организации, подразделения, имеющего свой баланс, или постоянного представительства зарубежной компании. Начиная с 2019 года налоговая база рассчитывается отдельно в отношении каждого объекта недвижимости
Если объект недвижимости расположен на территории разных регионов, то налоговая база по нему рассчитывается обособленно от другого имущества. При этом нужно определить долю, приходящуюся на каждый из регионов.
Налоговая база — это в общем случае среднегодовая стоимость налогооблагаемого имущества. Базу определяют по итогам налогового периода, который равен календарному году. Чтобы вычислить базу, надо сложить значения остаточной стоимости объектов на 1-е число каждого месяца и на последний день налогового периода. Затем полученную сумму необходимо разделить на число месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Приведем пример. Допустим, остаточная стоимость имущества компании равнялась значениям, приведенным в таблице 1. Тогда среднегодовая стоимость составит 1 200 000 руб.((1 500 000 + 1 450 000 + 1 400 000 + 1 350 000 + 1 300 000 + 1 250 000+ 1 200 000 + 1 150 000 + 1 100 000 + 1 050 000 + 1 000 000 + 950 000 + 900 000): (12+1).
Источник: http://www.buhonline.ru/pub/beginner/2010/12/4036
Налог на имущество организаций
Налог на имущество организаций устанавливается Налоговым кодексом, а также региональными законами (п. 1 ст. 372 НК РФ). Но сначала разберемся с тем, кто должен платить налог.
1. Организации на ОСН (в т.ч. обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс), у которых на балансе есть основные средства, признаваемые объектом налогообложения по налогу на имущество.
2. Организации на УСН и ЕНВД, владеющие определенным имуществом.
3. Организации на ЕСХН в отношении некоторого имущества.
Налог на имущество организаций: недвижимое имущество
Данным налогом облагается вся недвижимость, кроме земельных участков и иных объектов природопользования (п. 1, пп. 1 п. 4 ст. 374 НК РФ).
Причем у налогообложения недвижимости есть свои особенности. Так, организации на ОСН должно платить налог на имущество в отношении:
- недвижимости, числящейся на балансе в качестве основных средств;
- жилой недвижимости, не учитываемой по данным бухгалтерского учета как ОС.
Организации на УСН и ЕНВД уплачивают налог (п. 1 ст. 378.2 НК РФ), если они владеют:
- определенными объектами недвижимости, например, торговыми центрами или помещениями в них. Полный перечень такой недвижимости приведен в п. 1 ст. 378.2 НК РФ;
- жилой недвижимостью, которая не учитывается на балансе по данным бухгалтерского учета в качестве основного средства.
Организации на ЕСХН уплачивают налог в отношении имущества, которое не используется при производстве сельхозпродукции, первичной и последующей (промышленной) переработке и реализации этой продукции, а также при оказании услуг сельскохозяйственными товаропроизводителями (п.3 ст.346.1 НК РФ).
Налог на имущество организаций: движимое имущество
Налог с движимого имущества c 01.01.2019 не уплачивается (Федеральный закон от 03.08.2018 № 302-ФЗ).
Налог на имущество предприятий: налоговая база
По общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, но в отношении определенного имущества налог рассчитывается исходя из его кадастровой стоимости (ст. 375, 378.2 НК РФ).
Налог на имущество юридических лиц: отчетные периоды
Отчетные периоды по налогу на имущество зависят от налоговой базы (п. 2 ст. 379 НК РФ):
Налоговая база | Отчетные периоды |
---|
Кстати, региональные власти могут и не устанавливать отчетные периоды (п. 3 ст. 379 НК РФ).
Налоговый период по налогу на имущество
Налоговый период по налогу на имущество организаций един для всех (независимо от стоимости имущества, исходя из которой рассчитывается налог) и равен календарному году (п. 1 ст. 379 НК РФ).
Ставка налога на имущество юрлиц
Региональные власти вправе сами устанавливать ставку налога на имущество, но ее размер не может превышать ставку, установленную Налоговым кодексом (п. 1 ст. 380 НК РФ). Эта ставка в общем случае составляет 2,2%.
При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения (п.2 ст.380 НК РФ).
Если региональные власти не установили собственные ставки налога на имущество организаций, то налог рассчитывается исходя из ставок, указанных в НК РФ (п. 4 ст. 380 НК РФ).
Расчет налога на имущество организаций
Расчет налога исходя из среднегодовой стоимости имущества отличается от расчета налога исходя из кадастровой стоимости.
И здесь важно отметить, что при расчете налога исходя из среднегодовой стоимости не нужно учитывать недвижимость, налог в отношении которой рассчитывается исходя из кадастровой стоимости.
Расчет авансов и налога исходя из среднегодовой стоимости имущества
Для расчета аванса понадобится определить среднюю стоимость имущества (п. 4 ст. 376 НК РФ):
Определив среднюю стоимость имущества, можно рассчитать сумму авансового платежа (п. 4 ст. 382 НК РФ):
Для расчета годовой суммы налога нужно определить среднегодовою стоимость имущества:
Расчет налога выглядит так:
Доплатить в бюджет по итогам года нужно сумму, рассчитанную по формуле:

Расчет авансов и налога исходя из кадастровой стоимости имущества
Чтобы понять, какую сумму аванса нужно уплатить в бюджет, необходимо произвести следующий расчет (п. 12 ст. 378.2 НК РФ):

Годовая сумма налога определяется по следующей формуле:

А сумма налога к доплате по итогам года рассчитывается так:

Срок уплаты налога на имущество организаций
Срок уплаты налога на имущество устанавливается законами субъектами РФ (п. 1 ст. 383 НК РФ).
Например, собственники московского имущества должны уплатить налог по итогам года не позднее 30 марта года, следующего за отчетным (п. 1 ст. 3 Закона г. Москвы от 05.11.2003 N 64). А крайний срок уплаты для плательщиков налога на имущество в Республике Татарстан – 5 апреля года, следующего за отчетным (ч.3 ст.4 Закона РТ от 28.11.2003 № 49-ЗРТ).
Срок уплаты авансовых платежей по налогу на имущество
Сроки уплаты авансовых платежей, так же как и срок уплаты налога, устанавливается региональными властями. И, соответственно, в разных регионах данные сроки могут быть разными.
Представление отчетности по налогу на имущество организаций
Плательщики налога на имущество должны представлять отчетность по этому налогу в следующие сроки:
Вид отчетности | Когда представляется | Крайний срок представления |
---|
Если в вашем регионе не установлены отчетные периоды, то, соответственно, вам нужно представить в ИФНС только декларацию по итогам года.
Не нужно представлять расчет и декларацию, если у организации нет облагаемого налогом имущества.
Нюансы уплаты и сдачи отчетности
Организации должны уплачивать авансы/налог по месту нахождения имущества:
Местонахождение имущества | Куда уплачивается налог |
---|
Такой же порядок распространяется и на представление отчетности по налогу на имущество (п. 1 ст. 386 НК РФ).
Если имуществом организация владела не целый год
Если облагаемое налогом имущество было принято на учет не с начала отчетного года или выбыло в течение года, то на формулу расчета авансов/налога исходя из среднегодовой стоимости имущества данный факт никак не повлияет.
Если же речь идет об имуществе, налог в отношении которого рассчитывается исходя из кадастровой стоимости, то авансы/налог рассчитываются с учетом коэффициента владения (п. 5 ст. 382 НК РФ). Данный коэффициент определяется по следующей формуле:

При подсчете количества полных месяцев владения нужно учитывать, что:
- если право собственности на кадастровую недвижимость возникло до 15-го числа конкретного месяца включительно, то данный месяц принимается за полный. Если же право на недвижимость возникло после 15-го числа месяца, то данный месяц в расчет не берется;
- если право собственности на кадастровую недвижимость прекращено после 15-го числа месяца, то этот месяц участвует в расчете коэффициента как полный. Если же право прекращено до 15-го числа месяца включительно, то такой месяц учитывать не нужно.
Источник: http://glavkniga.ru/situations/k501787
Упрощенка стала сложнее
У компаний на УСН и ЕНВД появилась обязанность платить налог на имущество с кадастровой стоимости недвижимости. «В Налоговый кодекс законом от 2 апреля 2014 года N52-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми организации, применяющие специальные налоговые режимы, будут обязаны уплачивать налог на имущество в отношении принадлежащей им недвижимости. Под налогообложение у «спецрежимников» подпадет не любое недвижимое имущество, а только административно-деловые и торговые центры и другая нежилая недвижимость, предназначенная для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. В отношении этих объектов законом предусмотрена уплата налога исходя из их кадастровой стоимости. Другое недвижимое имущество, например, производственные, складские помещения, принадлежащие «спецрежимникам», облагаться налогом на имущество не будут», — говорит Наталья Шакирова, старший юрист Vinder Law Office.
Правила касаются только тех компаний, которые работают в регионах, где уже действует закон о налоге с кадастровой стоимости недвижимости. Сейчас их всего четыре: Москва, Московская, Кемеровская и Амурская области. Кроме того, налог по новым правилам надо платить только если объект есть в перечне недвижимости. Такие списки устанавливаются регионами.
Минфин в своем письме от 18 апреля 2014 года N 03-11-11/18039 разъяснил, что принятый закон на имущество ИП не распространяется. «Применение специальных налоговых режимов позволит предпринимателям по-прежнему не уплачивать налог на имущество», — говорит Наталья Шакирова.
В целом бизнес оценивает расширение перечня плательщиков налога на имущество организаций негативно. «Изначально специальные налоговые режимы (УСН и ЕНВД) были введены для облегчения «налоговой участи» малого бизнеса. Их применение гарантировало упрощение порядка расчета налогов и составления отчетности, освобождение от уплаты ряда налогов, в том числе налога на имущество, и, как следствие, уменьшение размера налогового бремени. В сравнении с общей системой налогообложения «спецрежимники» платили меньше. Все это должно было стимулировать развитие предпринимательства. В последние годы в налоговом законодательстве прослеживается тенденция сокращения «льгот» для компаний на специальных налоговых режимах. Сначала предприниматели-«спецрежимники» лишились права на освобождение от уплаты ЕСН и стали вынуждены перечислять страховые взносы за своих работников по общим для всех ставкам. А теперь им придется уплачивать налог на имущество организаций» — поясняет Шакирова.
Удорожает использование УСН («доходы минус расходы») и запрет на учет в расходах затрат на проведение специальной оценки условий труда. Она является обязательной, однако расходы на ее проведение в статье 346.16 Налогового кодекса не перечислены, поэтому компании не могут учесть их в расходах.
Среди нововведений, которые ожидают «спецрежимников» в ближайшее время, — использование новых форм деклараций. В ФНС разработали проекты деклараций для компаний на «упрощенке», ЕНВД и единому сельхозналогу. Планируется, что компании на «упрощенке» и на ЕСХН будут отчитываться по ним по итогам 2014 года, а плательщики ЕНВД уже по итогам III квартала 2014 года. «В первую очередь изменения связаны с необходимостью адаптации форм деклараций к применению ОКТМО вместо ОКАТО, — отмечает Ольга Романова, управляющий партнер, адвокат юридической группы «РАТУМ». — В новой форме декларации уточнено, что код вида экономической деятельности определяется по классификатору ОКВЭД 2, во всех разделах декларации вместо ОКАТО указано ОКТМО. Появился «Раздел 3»: «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Также приказом ФНС от 14 ноября 2013 года N ММВ-7-3/501@ в декларацию по ЕНВД были внесены изменения, которые касались изменения ОКАТО на ОКТМО. Рекомендации по заполнению декларации по ЕНВД изложены в письме ФНС от 5 февраля 2014 г. N ГД-4-3/1895 «О порядке заполнения декларации по ЕНВД».
Однако возможность применить формы по УСН и ЕСХН в указанные минфином сроки пока остается под вопросом. «До настоящего момента новые формы деклараций по ЕСХН и УСН не утверждены. До утверждения новых форм декларации следует руководствоваться письмом ФНС от 17 октября 2013 г. N ЕД-4-3/18585 «О заполнении налоговых деклараций, представляемых в налоговые органы», — советует Романова.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://rg.ru/2014/06/24/nalog.html

Юрист в области административного права.
Стаж: 17 лет.