Нормативно правовая основа пенсионного обеспечения

Полезная информация на тему: "Нормативно правовая основа пенсионного обеспечения". На сайте собрана и преподнесена в удобном виде тематическая информация. Актуальность ее в 2020 году вы можете проверить, обратившись к дежурному консультанту.

1.1 Нормативно-правовая база пенсии

Современное российское законодательство в области пенсионного обеспечения населения состоит из ряда крупных нормативно-правовых актов, принятых в форме федеральных законов, постановлений.

Основными источниками пенсионного права являются:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993);

2. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»

3. Федеральный закон от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»;

4. Федеральный закон от 30 апреля 2008 г. № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений»;

5. Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

6. Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

7. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

8. Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

9. Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

10. Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

11. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 141н, ПФ РФ № 53п от 12 марта 2010 «О внесении изменений в Перечень документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

12. Постановление Министерства труда РФ и ПФР от 27 февраля 2002 г. № 16/19па «Об утверждении Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»

13. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в Российской Федерации».

Таким образом, нормативно-правовая база состоит из федеральных законов и постановлений. Она регулирует пенсионное обеспечение и устанавливает правила назначения, перерасчёта и выплаты пенсии.

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/69796

Правовое регулирование государственной пенсионной системы РФ

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 09.12.2017 2017-12-09

Статья просмотрена: 2065 раз

Библиографическое описание:

Павлова Т. М. Правовое регулирование государственной пенсионной системы РФ // Молодой ученый. — 2017. — №49. — С. 197-200. — URL https://moluch.ru/archive/183/46975/ (дата обращения: 13.01.2020).

Со дня вступления в силу Федерального закона РФ от 28 декабря 2013г. № 400 — ФЗ «О страховых пенсиях» не применяется Федеральный Закон от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ». Если до 2014 года трудовая пенсия включала накопительный и страховой компонент, то теперь она делится на два самостоятельных вида — страховую и накопительную пенсию.

Рис. 1. Структура трудовой пенсии

С 1 января 2015 года на территории РФ действует Федеральный закон № 424 «О накопительной пенсии». В связи с этим гражданам был предоставлен выбор: перечислять взносы на формирование только страховой выплаты или страховой и накопительной.

Страховая пенсия по старости представляет собой ежемесячную денежную выплату, компенсирующую гражданам заработную плату, которую они получали до выхода на пенсию. Накопительная также является денежной выплатой, но состоит она из пенсионных накоплений, которые сформировались за счет страховых взносов работодателей или за счет добровольных взносов.

Как показано на рисунке 2, ежемесячно в ПФР отчисляется 22 % от заработной платы работника. С этих отчислений 6 % отчислений идут на солидарный тариф.

Рис. 2. Структура начислений на обязательное пенсионное страхование

Если гражданин остановился на страховой пенсии, то остальные 16 % идут только на ее формирование. Если выбрал смешанную, то из общей суммы отчислений 10 % идет на формирование страховой выплаты, а 6 % — на формирование пенсионных накоплений.

Страховая выплата ежегодно индексируется государством. Накопления индексации не подлежат, их доходность зависит от инвестирования выбранного негосударственного пенсионного фонда (НПФ) или Управляющей компанией (УК). В случае убытка выплачивается только сумма уплаченных страховых взносов. Это существенный минус накопительной пенсии. Но, в отличие от страховой выплаты, в случае смерти застрахованного лица его накопления могут получить родственники или, если это указано в договоре или в заявлении, любое физическое лицо [4, c.40].

Согласно законодательству, 22 % страховых платежей от зарплатного фонда работодателя делятся на страховой (16 %) и накопительный (6 %) сегменты. Второй автоматически получают россияне, родившиеся раньше 1967 года.

Остальные граждане делают выбор в пользу одного из вариантов, представленных на рисунке 3:

  1. Направить все выплаты в счет страховой пенсии, которая подлежит индексации.
  2. Разделить вложения на страховую и накопительную части

Рис. 3 — Варианты формирования пенсии

Накопительная пенсия формируется за счет страховых взносов, которые переводит работодатель, и добровольных взносов, а также за счет их инвестирования.

Читайте так же:  Образец заявления о пересмотре пенсии по старости

В 2014 году правительство России временно прекратило начисление накопительных пенсий из-за перебоев в деятельности фондов. Изначально выплаты заморозили на год, затем этот срок продлился до трех лет. Власти расходуют средства на борьбу с дефицитом бюджета.

Министерство финансов и Центральный Банк предлагают заменить нынешнюю пенсионную систему моделью ИПК — индивидуального пенсионного капитала. Если это произойдет, пенсионные взносы будут отсчитываться с заработка сотрудника. Минфин предполагает, что система начнет работать не ранее 2019 года.

Впервые годы действия программы плательщики смогут установить размер своих выплат в процентах. В противном случае это число будет возрастать с 0 % на 1 % ежегодно, пока не достигнет 6 %. Сотрудники могут приостановить формирование пенсии на срок до пяти лет или забрать её раньше положенного времени — например, по причине болезни.

Согласно федеральному закону № 424-ФЗ «О накопительной пенсии» на данный вид обеспечения имеют право лица, застрахованные в системе ОПС, выбравшие в свое время накопительную пенсию. В связи с этим выбором на их счете сформировалось определенное количество накоплений. Как правило, это граждане, родившиеся в 1967 году и позже. Право на выплату данного обеспечения имеют граждане, достигшие пенсионного возраста. Так же, как и страховая пенсия по старости, накопительная может быть назначена досрочно в соответствии со ст. 30 и ст. 32 федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

В зависимости от того, какой вид выплаты накоплений выбран, накопительная пенсия может выплачиваться в следующие сроки: бессрочно, срочно и единовременно. От этого так же зависит и размер выплат. Бессрочная пенсионная выплата осуществляется ежемесячно до конца жизни застрахованного лица. Ее размер зависит от ожидаемого периода выплаты. Продолжительность этого периода определяется на основании официальных данных о продолжительности жизни в нашей стране. В 2016 году этот период составлял 19.5 лет или 234 месяца, т. е. чтобы рассчитать ежемесячный размер данного обеспечения, нужно общую сумму накоплений разделить на 234. В 2017 году повысился период выплаты пенсионных накоплений до 240 месяцев, это обусловлено увеличением продолжительности жизни населения. В отличие от бессрочной, продолжительность срочной пенсионной выплаты определяет застрахованное лицо. Срок может быть любым, но не менее 10 лет или 120 месяцев [5, c. 3].

Сейчас работодатели перечисляют 22 % от суммы официальной заработной платы сотрудника в качестве взносов в Пенсионный фонд России (ПФР). Закон предусматривает следующее распределение взносов. Для работников 1966 года рождения и старше вся сумма перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии (из них 6 процентов — солидарная часть: то, что идет на финансирование выплат нынешним пенсионерам; 16 процентов — индивидуальная часть). Для работников 1967 года рождения и младше 16 процентов перечисляется на финансирование страховой части (из них 6 процентов — солидарная часть, 10 процентов — индивидуальная часть), 6 процентов — на финансирование накопительной пенсии.

Индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) число, отражающее в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в ПФР страховых взносов, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии. Юридическое значение данного юридического факта заключается в том, что с ним связан не только размер страховой пенсии, но и право на пенсию по старости.

На сегодняшний день в связи с изменениями в системе пенсионного обеспечения гражданам был предоставлен выбор: перечислять взносы на формирование только страховой выплаты или страховой и накопительной. Данные изменения были одной из основных стратегических целей реформы для обеспечения сбалансированности финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда, путем создания трехуровневой системы отчисления пенсионных накоплений.

Источник: http://moluch.ru/archive/183/46975/

Правовые основы пенсионного обеспечения в рф

Следует отметить, что согласно положениям статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и осуществляет функции страховщика в системе обязательного пенсионного страхования.

При этом Пенсионный фонд Российской Федерации имеет свой бюджет, ежегодно утверждаемый федеральным законом, средства которого являются федеральной собственностью, не входят в состав других бюджетов и изъятию не подлежат.

Кроме того, вышеуказанным Федеральным законом устанавливается, что Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетным вышестоящим.

Положениями Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определен новый статус ПФР (его территориальных органов) как страховщика и государственного учреждения, а также урегулирован порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ установил правовые основы отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений. Кроме того, указанный Закон закрепил за Пенсионным фондом Российской Федерации новые права и обязанности как субъекта отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений.

С 1 января 2011 г. для большинства плательщиков страховых взносов стали действовать следующие тарифы (ст.12 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ):

— Пенсионный фонд РФ – 26 процентов. Пунктом 2.1 ст.22 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ предусмотрено следующее распределение взносов: в отношении сотрудников 1966 года рождения и старше вся сумма взносов перечисляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, в отношении работников 1967 года рождения и младше – 20 процентов на финансирование страховой части, 6 процентов – накопительной части;

— Фонд социального страхования РФ – 2,9 процента;

— Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3,1 процента;

— территориальные фонды обязательного медицинского страхования – 2 процента.

Таким образом, в целом налоговая нагрузка на плательщиков составит 34 процента. В 2010 г. она составляла 26 процентов.

Таким образом, в последние года, в пенсионное законодательство РФ неоднократно вносились изменения, затрагивающие все его стороны: круг обеспечиваемых пенсиями, условия их предоставления и размеры.

Существенно расширился и продолжает расширяться перечень источников законодательства.

7. Состав и структура доходов Пенсионного фонда рф

Пенсионный фонд РФ был образован 22 декабря 1990.

Читайте так же:  Выплачиваются ли алименты на нетрудоспособных совершеннолетних детей

Денежные средства Пенсионного фонда формируются за счет:

· страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью; ·страховых взносов иных категорий граждан; · ассигнований из федерального и республиканского бюджетов РФ на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям, пособий на детей старше 1,5 лет; ·добровольных взносов физических и юридических лиц.

Кроме страховых взносов, поступающих от организаций и физических лиц, в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются бюджетные средства на выплату государственных пенсий военнослужащим и приравненным к ним гражданам, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, пособий гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы.

На Пенсионный фонд РФ возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов в Пенсионный фонд.

Размеры поступлений средств в Пенсионный фонд РФ и расходов средств отражаются в бюджете Пенсионного фонда. Бюджет Пенсионного фонда утверждается в форме Закона Федеральным Собранием РФ.

Среди поступлений в доходную часть бюджета Пенсионного фонда России подавляющую долю составляют страховые взносы (до 78%).

Источник: http://studfile.net/preview/7513907/page:6/

Правовые основы пенсионного обеспечения в РФ

Пенсионное обеспечениезанимает центральное место в системе социальной защиты населения РФ, обеспечивая жизнь значительной части нетрудоспособного населения страны, в первую очередь лиц старшего возраста. Для более чем 20 % населения страны, относящегося к пенсионерам, пенсионные выплаты являются основным, часто единственным источником средств к существованию.

Система пенсионного обеспечения решает три главные задачи:

1. Защита от бедности при наступлении старости.

2. Предоставление гарантированного дохода по завершении трудовой деятельности.

3. Защита этого дохода от последующего снижения реального уровня жизни в результате инфляции.

В статье 39 Конституции РФ определены следующие положения:

1. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Законодательный блок системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации включает основные нормативные документы:

· Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ;

· Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ;

· Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001г. № 167-ФЗ;

Эти законы, внесенные Президентом Российской Феде­рации в Государственную Думу в порядке законодательной инициативы, закрепляют новую структуру пенсионной сис­темы России:

1. Государственное пенсионное обеспечение – предоставление за счет сумм единого социального налога базовой части трудовых пенсий, а также за счет ассигнований из федерального бюджета – социальных пенсий нетрудоспособным гражданам, пенсий военнослужащим, государствен­ным служащим и другим отдельным категориям лиц;

2. Обязательное пенсионное страхование – предостав­ление за счет обязательных страховых взносов страховой и накопительной частей трудовых пенсий наемным и самоза­нятым работникам, а также страховой части пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца;

3. Дополнительное пенсионное страхование и обеспечение – предоставление в дополнение к государственному пенсионному обеспечению и обязательному пенсионному страхованию пенсий за счет накопленных добровольных взно­сов работодателей и застрахованных лиц.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» создает условия любому лицу, застрахованно­му в системе обязательного пенсионного страхования, в течение всей трудовой деятельности формировать свой пен­сионный капитал для обеспечения достойной старости.

Источник: http://helpiks.org/7-88937.html

Правовые основы пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется целым рядом законодательных актов. К числу законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:

Конституция Российской Федерации;

Трудовой кодекс Российской Федерации;

Налоговый кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Закон РФ от 12 февраля 1993 г. № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Федеральный закон от 6 марта 2001 г. № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;

Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»;

Федеральный закон от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон от 24 июля 2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».

Конституция РФ является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции РФ устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, и к ним относятся: физические лица – граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

федеральным государственным служащим;

участникам Великой Отечественной войны;

гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

Закон устанавливает четыре вида пенсий:

пенсия за выслугу лет;

пенсия по старости;

Читайте так же:  Ребенок пенсионер платит ли налог

пенсия по инвалидности;

Статья 1 Федерального закона «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах РФ и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях СССР;

лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

Члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Федеральный закон «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством РФ и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии. Закон предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

Видео (кликните для воспроизведения).

трудовая пенсия по старости;

трудовая пенсия по инвалидности;

трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан России в период их временной нетрудоспособности. К страховым случаям в соответствии с Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» относятся:

необходимость получения медицинской помощи;

трудовое увечье и профессиональное заболевание;

смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Налоговый кодекс РФ в ст. 213.1 устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В гл. 24 НК РФ содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

Трудовой кодекс РФ устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.

Источник: http://www.webohrannik.ru/vidipensii/pravovieosnovipensii.html

1.1 Правовые основы пенсионного обеспечения

Пенсионное обеспечение на территории Российской Федерации осуществляется с 01.01.2015 в соответствии с нормами Федеральных законов от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ) и от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ).

Право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ), иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Российской Федерации, при соблюдении ими условий, предусмотренных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регламентируется рядом законодательных актов. К ряду законодательных актов, регулирующих отношения в сфере пенсионного обеспечения, относятся:

ь Конституция Российской Федерации;

ь Трудовой кодекс Российской Федерации;

ь Налоговый кодекс Российской Федерации;

ь Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ);

ь Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ;

ь Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ;

ь Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ;

ь Закон Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (далее — Закон от 12.02.1993 № 4468-1);

ь Федеральный закон от 06.03.2001 № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 06.03.2001 № 21-ФЗ);

ь Федеральный закон от 17.12. 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ);

ь Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» (далее — Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ);

ь Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (далее — Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ);

ь Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ).

Конституция Российской Федерации является основным законом Российской Федерации. Статья 7 Конституции Российской Федерации устанавливает, что в Российской Федерации создаются условия, обеспечивающие достойную жизнь, в том числе развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные меры социальной защиты.

Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ устанавливаются обязательные организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации. Правовое регулирование отношений данного закона направлено на создание правовых, экономических и организационных мер, обеспечивающих компенсацию заработка гражданам, которую они получают до установления им трудовой пенсии.

Действие Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ распространяется на те категории граждан, в отношении которых действует законодательство об обязательном пенсионном страховании, и к ним относятся: физические лица — граждане Российской Федерации, осуществляющие трудовую деятельность, организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие выплаты физическим лицам. Закон устанавливает в отношении перечисленных категорий граждан организационные основы и принципы учета этих граждан, а основной целью индивидуального (персонифицированного) учета является создание условий для назначения трудовых пенсий в соответствии с результатами каждого застрахованного лица.

Читайте так же:  Начисление пеней по налогам физических лиц

В соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ, пенсия по государственному пенсионному обеспечению выплачивается:

ь федеральным государственным служащим;

ь участникам Великой Отечественной войны;

ь гражданам, награжденным знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

ь гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф;

ь нетрудоспособным гражданам.

Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ устанавливает четыре вида пенсий:

ь пенсия за выслугу лет;

ь пенсия по старости;

ь пенсия по инвалидности;

ь социальная пенсия.

Статья 1 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 устанавливает перечень категорий лиц, которым в соответствии с законом может быть установлена пенсия. К ним относятся лица, проходившие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации и объединенных Вооруженных силах Содружества Независимых Государств:

ь лица, которые проходили военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов;

ь лица, которые проходили военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин;

ь лица офицерского состава, прапорщики и мичманы, проходившие военную службу в воинских формированиях Советского союза социалистических республик (далее — СССР);

ь лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего СССР;

ь лица, проходившие службу в государственной противопожарной службе;

ь лица, проходившие службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

ь лица, проходившие службу в органах уголовно-исполнительной системы;

ь члены семей перечисленных категорий лиц имеют право на получение пенсии в порядке, установленном законом.

Федеральный закон от 06.03.2001 № 21-ФЗ устанавливает порядок пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, имеющих право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации и выезжающих за пределы Российской Федерации.

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ устанавливает порядок реализации прав граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и предусматривает три разновидности трудовой пенсии:

ь трудовая пенсия по старости;

ь трудовая пенсия по инвалидности;

ь трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Право на выплату трудовой пенсии по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. У некоторых категорий граждан право на страховую пенсию по старости возникает и раньше. По новой пенсионной формуле те граждане, которые приобрели право на страховую пенсию и не обратились за ее назначением либо отказались от ее получения, получат пенсию в повышенном размере (см. Приложение № 1).

Условиями для назначения трудовой пенсии по инвалидности являются:

ь наступление инвалидности;

ь определенное медицинскими показаниями ограничение способности к трудовой деятельности III, II или I степени.

Трудовая пенсия по случаю потери кормильца выплачивается нетрудоспособным членам семьи умершего кормильца.

Федеральный закон от 16.07.1999 № 165-ФЗ дополняет пенсионное законодательство в части обеспечения трудоспособных граждан Российской Федерации в период их временной нетрудоспособности.

К страховым случаям относятся:

ь необходимость получения медицинской помощи;

ь временная нетрудоспособность;

ь трудовое увечье и профессиональное заболевание;

ь наступление старости;

ь потеря кормильца;

ь признание безработным;

ь смерть застрахованного лица или нетрудоспособных членов его семьи, находящихся на его иждивении.

Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ регламентирует создание негосударственных пенсионных фондов и регулирует их деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию.

Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ регулирует отношения по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений для финансирования выплаты накопительной части трудовой пенсии.

Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ устанавливает основания возникновения и порядок реализации прав граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статья 213.1 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает особенности определения налоговой базы по договорам негосударственного пенсионного обеспечения и договорам обязательного пенсионного страхования, заключаемым с негосударственными пенсионными фондами. В главе 24 Налогового кодекса Российской Федерации содержатся положения, регламентирующие налогообложение в сфере обязательного пенсионного страхования.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает порядок исчисления стажа работы, необходимого для определения страхового стажа, который дает право на трудовую пенсию.


Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/66687

Изменение нормативно-правовой базы пенсионного обеспечения в период в 1990-2002 гг.

Статья просмотрена: 615 раз

Библиографическое описание:

Акбулатов Р. С. Изменение нормативно-правовой базы пенсионного обеспечения в период в 1990-2002 гг. // Молодой ученый. — 2012. — №8. — С. 223-225. — URL https://moluch.ru/archive/43/5300/ (дата обращения: 13.01.2020).

Изменения в советском пенсионном обеспечении до периода радикальных реформ 90-х годов свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономических и социальных проблем, которые могли быть решены только путем кардинальных изменений всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требования включения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации в бюджетно-финансовую систему страны. Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых оснований в сфере пенсионного обеспечения. В этих целях в 1990 году был принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».

учитываются все заработанные человеком пенсионные права и, все уплаченные за него взносы на протяжении всех лет трудовой деятельности;

сняты ограничения по размеру зарплаты, учитываемой тоже на протяжении всей трудовой деятельности;

обеспечены равные для всех социальные гарантии материального обеспечения в виде базовой части трудовой пенсии по старости при страховом стаже продолжительностью не менее 5 лет.

Бабич А.М., Егорова Е.Н., Жильцов Е.Н. Экономика социального страхования. М.: Тезис, 1998, С. 67.

Груа Ж. О государственных пенсионных системах в странах СНГ. К реформе социального обеспечения: принципы и прагматизм. М.: Издание бюро МОТ в Москве. 1999. С. 15.

Ланцев М.С. Основы страховой деятельности. М.: Изд-во БЭК, 2001, С. 25.

Четыркин Е., Кабалкин С. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: уроки для России. М.: Изд-во Дело, 2000. С. 28.

Источник: http://moluch.ru/archive/43/5300/

Читайте так же:  Реквизиты для оплаты алиментов через судебных приставов

Нормативно-правовая база обязательного пенсионного страхования

Конституция Российской Федерации гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения [1].

Конституция РФ провозглашает Россию социальным государством со всеми вытекающими из этого последствиями. Гарантии обязательного пенсионного страхования, прежде всего, изложены в Конституции РФ. Норма ст. 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Права каждого человека, в том числе и на обязательное пенсионное страхование, независимо от его возраста и иных присущих ему качеств, являются равными.

Конституция РФ в статье 39 указывает:

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность [1].

Таким образом, Конституция РФ провозглашает основные принципы государственного управления и государственной политики Российской Федерации, в том числе и в области социального обеспечения населения. Таким образом, Конституция гарантирует социальную защиту граждан Российской Федерации и провозглашает основные направления государственной внутренней политики касающейся пенсионного обеспечения.

Термин «Социальное обеспечение» понимается в Конституции в широком смысле и включает в себя социальное страхование, предусматривающее предоставление различных выплат за счет страховых взносов, а так же, социальную защиту (помощь), осуществляемую за счет государственных и бюджетных средств. Социальное страхование, в свою очередь, охватывает государственное (обязательное) социальное страхование и добровольное (дополнительное) социальное страхование. [32, с.78]

Для конкретизации данных вопросов в Конституции имеются ссылки на федеральные законы.

В систему законодательства, закрепляющего гарантии обязательного пенсионного страхования, входит ряд федеральных законов.

В Трудовом кодексе РФ (ТК РФ) содержатся нормы о правах и обязанностях работников и работодателей, в том числе, ст. 22 ТК РФ обязывает работодателей осуществлять обязательное социальное страхование работников. Кстати, пенсионное страхование является частью социального страхования работников [39, с.108].

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в статье 2 определяет ,что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из следующих нормативно-правовых актов:

1.Конституция Российской Федерации,

2.Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»,

3.Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования»,

4.Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»,

5.Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии»

6.Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»,

7.иные федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации.

Федеральный закон от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования [4].

Федеральный закон от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права регулирует отношения в системе обязательного социального страхования, определяет правовое положение субъектов обязательного социального страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного социального страхования, а также устанавливает основы государственного регулирования обязательного социального страхования.

Федеральный закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии. Целью Федерального закона является защита прав граждан Российской Федерации на страховую пенсию, предоставляемую на основе обязательного пенсионного страхования с учетом социальной значимости трудовой и (или) иной общественно-полезной деятельности граждан в правовом государстве с социально ориентированной рыночной экономикой, в результате которой создается материальная основа для пенсионного обеспечения, особого значения страховой пенсии для поддержания материальной обеспеченности и удовлетворения основных жизненных потребностей пенсионеров, субсидиарной ответственности государства за пенсионное обеспечение, а также иных конституционно значимых принципов пенсионного обеспечения.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ «О накопительной пенсии» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливает основания приобретения и порядок реализации права застрахованных лиц на накопительную пенсию.

Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лицах, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лицах, имеющих право на дополнительные меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — лица, имеющие право на дополнительные меры государственной поддержки), а также сведений о детях.

Правоотношения, связанные с обязательным пенсионным страхованием в Российской Федерации за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, в том числе за счет средств, направляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации из федерального бюджета в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», регулируются законодательством Российской Федерации.

Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах [29, с.78].

В случаях, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://megaobuchalka.ru/12/28137.html

Нормативно правовая основа пенсионного обеспечения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here