Содержание
Тема 7. Бюджетно-налоговая система и фискальная политика
Финансы – это сложившаяся в обществе система экономических отношений по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств.
Финансовая система – совокупность отношений по поводу использования фондов денежных средств через соответствующие учреждения.
Финансовая политика – политика, проводимая финансовой системой.
Функции финансов: аккумулирующая, регулирующая, распределительная, контрольная.
Структура финансов: государственные финансы, предприятий и отраслей, региональные.
Государственный бюджет представляет собой роспись государственных доходов и расходов за определенный период, утвержденную в законодательном порядке. За период исчисления бюджета принимается финансовый год. В Российской Федерации финансовый год совпадает с календарным годом, в некоторых странах он отличается от последнего.
Бюджетная система – совокупность бюджетов государства, административно-территориальных единиц и автономных в бюджетном отношении учреждений и институтов. В Российской Федерации достаточно сложная бюджетная система, включающая федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации, местные бюджеты и внебюджетные фонды. Каждый из этих бюджетов исполняется отдельно, в целом же они составляют консолидированный бюджет страны.
Существуют доходные и расходные статьи государственного бюджета.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодолеть циклический спад экономики и предполагает увеличение государственных расходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В долгосрочном периоде политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой ЦБ и изменением оптимизации структуры государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов Т или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгосрочной перспективе растущий налоговый клин может снизить совокупное предложение и развернуть механизм стагфляции. Затяжная стагфляция создает предпосылки для разрушения экономического потенциала, что часто присутствует в экономиках переходного периода, в том числе в России.

В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.
Мультипликатор государственных расходов (Kg) показывает, насколько возрастает (уменьшается) ВНП в результате роста (снижения) государственных расходов
Налоги – обязательные платежи физических и юридических лиц, взимаемые государством.
Налоговая система базируется на законодательных актах государства, которыми устанавливаются элементы налога: субъект налога, объект налога, источник налога, ставка налога. Различают предельную налоговую ставку, среднюю, нулевую и льготную.
Виды налогов различаются в зависимости от критериев: по признаку соотношения между ставкой налога и доходом; по механизму формирования; по использованию. Современная налоговая система использует целый ряд принципов.
Кривая А.Лаффера – показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений, выявляющая такую налоговую ставку (от нулевой до 100%-ной), при которой налоговые поступления достигают максимума.
Рис. 1. Кривая Лаффера
Фискальная политика представляет собой воздействие государства на экономику посредством формирования и изменения величины и структуры государственных расходов, объема трансфертных выплат и системы налогообложения.
Различают дискреционную и автоматическую фискальную политику.
Дискреционная фискальная политика – политика, которая основана на сознательном вмешательстве в налоговую систему и изменении объема государственных расходов с целью воздействия на экономический рост, безработицу и инфляцию. Примеры дискреционного вмешательства можно найти в практике любого правительства.
Автоматическая фискальная политика основана на действии встроенных стабилизаторов, обеспечивающих естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры.
Наиболее известными встроенными стабилизаторами являются прогрессивная система налогообложения и система социальных пособий. В период подъема вследствие роста доходов налоги начинают взиматься по более высоким ставкам, вследствие чего темп роста располагаемого дохода начинает отставать от темпа роста национального дохода, что сдерживает рост потребительского спроса. Кроме того, в результате роста доходов снижаются затраты государства на социальные пособия. В результате, рост совокупного спроса сдерживается. В период спада, наоборот, совокупный спрос стимулируется.
Фискальную политику можно интерпретировать как налогово-бюджетную политику, так как она сводится к формированию и расходованию средств государственного бюджета: налоги представляют основные доходы госбюджета, а госзакупки и трансферты – его расходы.
Состояние госбюджета: нормальное – расходная часть равна доходной; дефицитное – расходы превышают доходы. Дефицит госбюджета не является опасным для экономики, если он на уровне 2-3% ВНП. В противном случае это сказывается на функционировании денежной, кредитной систем и всей экономики в целом.
Причины дефицита госбюджета: спад экономики; уменьшение акцизных налогов; увеличение бюджетных расходов; рост предельных издержек общественного производства; массовый выпуск “пустых” денег; неоправданно “раздутые” социальные программы; большие затраты на ВПК; большой оборот “теневой” экономики и др.
Меры по снижению бюджетного дефицита: конверсия; переход от финансирования к кредитованию; постепенная ликвидация дотаций убыточным предприятиям; снижение расходов на управление государством; изменение системы налогообложения; повышение роли местных бюджетов.
Различают структурный и циклический дефицит.
Структурный дефицит представляет собой разность между текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости при существующей системе налогообложения.
Циклический дефицит представляет собой разность между фактическим и структурным дефицитом.
Ключевой вопрос бюджетной политики – должен ли быть бюджет сбалансирован или сбалансированность бюджета должна быть подчинена целям стабилизации экономики. Существует три основных концепции: ежегодное балансирование бюджета, циклическое балансирование и концепция функциональных финансов.
Мультипликатор сбалансированного бюджета показывает, что увеличение государственных расходов, сопровождаемое увеличением налогов для балансирования бюджета, вызовет рост дохода на ту же величину. Например, увеличение G и Т на 20 единиц вызовет прирост дохода на 20 единиц (теория Хаавельно).
В то же время
mT=
Мультипликатор сбалансированного бюджета всегда равен или меньше единицы.
Государственный долг – сумма накопленных бюджетных дефицитов за минусом бюджетных избытков.
Кроме того, выделяют общий и первичный дефицит госбюджета, особенно это важно для анализа динамики государственной задолженности.
Первичный дефицит представляет собой общий дефицит, уменьшенный на сумму процентных выплат по государственному долгу. Именно первичный дефицит рассматривается как инструмент стабилизационной политики.
Бюджетный дефицит принципиально может обслуживаться двумя способами – с помощью кредитов Центрального Банка (DM) и путем эмиссии государственных ценных бумаг (DB), то есть можно записать, что величина бюджетного дефицита равна сумме прироста денежной массы и прироста государственных ценных бумаг:
Первый способ, как правило, используется правительствами слаборазвитых стран, стран с переходной экономикой, как это имело место в Российской Федерации до августа 1995 года. По определению, такое финансирование является чисто инфляционным, так как происходит монетизация дефицита госбюджета.
Для развитых стран характерно обслуживание дефицита госбюджета через эмиссию гособлигаций. В этих условиях государственный долг GD можно интерпретировать как размер задолженности государства владельцам государственных ценных бумаг, то есть:
При этом также может происходить монетизация дефицита госбюджета, если Центральный Банк осуществляет покупки на открытом рынке государственных ценных бумаг, согласовывая такие действия с правительством.
О размере задолженности и величине дефицита бюджета судят по доле этих показателей в валовом национальном продукте, однако вопрос о критическом значении показателей остается открытым. Так, в некоторых странах размер государственного долга превышает половину ВНП, а расходы на его обслуживание приближаются к десятой части всех расходов бюджета. Однозначно можно утверждать следующее: размер государственного долга становится непосильным бременем для бюджетной системы, если процентные выплаты по нему настолько велики, что становятся основной причиной дефицита госбюджета. Кроме того, если при большой величине государственной задолженности общий дефицит бюджета в значительной части направляется на выплату процентов по государственным ценным бумагам, то такая ситуация должна рассматриваться как критическая для финансовой системы страны.
На динамику государственной задолженности влияет целый ряд факторов, ключевыми из которых являются: соотношение между общим и первичным дефицитом, темп роста валового национального продукта и реальная ставка процента по государственным ценным бумагам. Государственная задолженность уменьшается, когда образовывается первичный избыток, а также, когда темп прироста ВНП превышает реальную ставку процента, и увеличивается в противном случае.
Чем выше темпы экономического роста, тем больший уровень бюджетного дефицита может выдержать экономика страны.
Механизмы воздействия фискальной политики на совокупный спрос. Согласно классической концепции фискальная политика рассматривается лишь как инструмент финансового обеспечения выполнения государством своих функций, но не как стабилизационная политика. Классическая концепция основывается на логике рикардианства, согласно которой инструменты фискального воздействия приводят лишь к перераспределению средств от частного сектора к государственному, но не влияют на значения реальных переменных (национального дохода и занятости) в экономике, что выражается в так называемом эффекте вытеснения.
Согласно кейнсианской концепции фискальная политика является основным инструментом макроэкономического регулирования, так как по мере роста госрасходов растет и совокупный спрос, и национальный доход. Прирост последнего обеспечивает рост сбережений, который является дополнительным источником финансирования госрасходов. При этом особо эффективна фискальная политика в период экономического спада. Это объясняется тем, что в период экономического спада уровни цен и процентных ставок относительно невысоки, совокупное предложение достаточно эластично по цене и высок спрос на деньги как на имущество. Данные обстоятельства приводят к тому, что действие эффекта вытеснения невелико и рост государственных расходов не вызывает значительного снижения частных инвестиций.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9557 —
Источник: http://studopedia.ru/1_116930_tema—byudzhetno-nalogovaya-sistema-i-fiskalnaya-politika.html
Бюджетно-налоговая политика — понятие и виды
Бюджетно-налоговая политика — часть законодательства, которая прямым образом влияет на формирование налогового законодательства и, как следствие, на сумму уплачиваемых нами налогов. Что это такое и каков курс этой политики, расскажем в нашей статье.
Бюджетно-налоговая политика государства
Итак, что же такое бюджетно-налоговая политика государства? Это политика, проводимая в области налогообложения и государственных расходов, направленная на поддержание хорошего уровня занятости населения, стабильной экономики в стране, ну и, конечно же, постоянного прироста ВВП. Эту политику часто называют фискальной.
Основная задача этой политики — регулирование (чаще поддержание) совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов.
Слово «фискальная» у многих финансовых работников ассоциируется с налогами. По большому счету так оно и есть — именно этой политикой регулируются ставки налогов и сборов.
Какие цели преследует бюджетно-налоговая политика?
- стабильный экономический рост в стране;
- занятость трудовых ресурсов (то есть сведение уровня безработицы к минимуму);
- стабильный уровень цен (инфляция — это самая большая проблема экономик любых стран).
Есть два вида бюджетно-налоговой политики государства:
Стимулирующая фискальная политика проводится в период экономического кризиса (стагнации экономики). В этом случае просто жизненно необходимо всеми силами стимулировать совокупный спрос или совокупное предложение. Что можно сделать для этого? Используют:
- повышение государственных закупок товаров и услуг;
- снижение налогового бремени на предприятия;
- повышение трансфертов (если это позволяет бюджет).
Все эти меры ожидаемо приведут к увеличению спроса. Как следствие, будет увеличен выпуск продукции, вырастет объем выполненных работ и услуг.
А вот если экономика, наоборот, «перегрелась», то есть возник синдром перекредитования, экономический рост усиленно профинансирован государственными средствами, избыточное вложение средств грозит увеличением инфляции, то проводится сдерживающая фискальная политика. Что это значит:
- сокращение государственных расходов;
- увеличение налогов;
- сокращение трансфертов.
Эти меры приводят к сокращению системы «спрос — предложение». Такая политика регулярно проводится во многих странах для контроля над уровнем инфляции.
Более интересна для нас будет другая классификация фискальной политики.
Дискреционная (объявляется государством).
Характерны следующие маневры:
- изменение госзакупок в большую или меньшую сторону;
- изменение налоговой ставки;
- изменение трансфертных выплат
Автоматическая («встроенные стабилизаторы»).
«Работают» следующие инструменты:
- контроль за процентом подоходного налога;
- косвенные налоги;
- трансфертные пособия
Стоит помнить, что размеры государственных трансфертов всегда меняются в зависимости от состояния экономики в стране
Автоматическая налогово-бюджетная политика как вид фискальной политики
Одним из достоинств данной политики является наличие встроенных стабилизаторов. Таким термином обозначают инструменты, величина которых не меняется, но само наличие их в экономике автоматически стабилизирует ситуацию, стимулируя экономику при спаде и сдерживая при «перегреве». Рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос.
НДС, например, как косвенный налог и часть цены товара, снижается при падении объема продаж и увеличивается при росте выручки. Соответственно, при рецессии экономики поступления от НДС в бюджет снижаются (изъятия из экономики денежных средств уменьшаются), а при «перегреве» экономики поступления налога увеличиваются. Так происходит автоматическая стабилизация.
Кстати, подробно узнать о делении налогов на прямые и косвенные можно здесь.
А вот трансфертные пособия (пособия по безработице и «по бедности») влияют по-другому. При спаде экономики выплаты данных пособий увеличиваются (безработица растет), при росте экономики — уменьшаются (занятость населения увеличивается). Таким образом, выплата данных трансфертов стимулирует совокупный спрос при спаде, уменьшение выплат при подъеме оказывает своего рода сдерживающее влияние на экономику.
Основные инструменты налогово-бюджетной политики
Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно:
- государственные закупки;
- налоги;
- трансферты.
Давайте рассмотрим, как эти инструменты влияют на совокупный спрос:
- Во-первых, трансферты. Когда государство увеличивает социальные выплаты, при прочих равных и неизменных условиях доход хозяйства (семьи, организации) растет, следовательно, есть финансовая возможность тратить больше — повышается спрос. С другой стороны, если смотреть непосредственно на фирму, получение господдержки дает возможность расширения производства и возможное увеличение инвестиционных расходов. Соответственно, уменьшение выплат ведет к сокращению совокупного спроса.
- Во-вторых, это налоги. Здесь ситуация, полностью противоположная трансфертам. Чем выше применяемые ставки налогов, тем меньше совокупный спрос (спрос отталкивается от возможного дохода), сокращается инвестиционный расход (в компаниях уменьшается чистая — нераспределенная — прибыль). Как только ставки налогов снижаются, ситуация меняется в диаметрально противоположную сторону.
О новостях-2018 в налогообложении читайте в материале «Новое: налоги-2018».
- Рост государственных закупок ожидаемо ведет к росту совокупного спроса. Так как сами закупки являются частью совокупных расходов.
Поэтому инструменты бюджетно-налоговой политики могут использоваться для стабилизации экономики в разных фазах экономического цикла. Причем если следовать кейнсианской экономической теории (Кейнс — автор фискальных методов регулирования экономики), все инструменты фискальной политики имеют мультипликативное влияние на экономику страны в целом, поэтому регулирование экономической ситуации в стране стоит вести именно при помощи фискальной политики, в частности путем регулирования государственных закупок как инструмента, наиболее влияющего на совокупный спрос.
О том, в какой форме проводятся тендеры по выбору поставщика по госзакупкам, читайте в материале «В каких тендерах участвуют без электронной подписи?».
Плюсы и минусы фискальной политики
У бюджетно-налоговой политики есть немало положительных моментов:
- Все инструменты фискальной политики имеют мультипликативный эффект влияния на экономику.
- Наличие автоматических стабилизаторов — частичное сглаживание циклических колебаний экономики.
- Отсутствие долгого времени между принятием решений по направлению экономики и результатом воздействия (короткий внешний временной лаг).
При этом противники кейнсианского подхода называют несколько недостатков:
- Наличие внутреннего лага. То есть между наступлением спада или подъема экономики проходит достаточно длительный процесс утверждения новой политики (все подобные решения должны утверждаться Госдумой РФ для придания им силы закона). Между тем ситуация в стране уже может измениться и принятые решения могут оказаться неактуальными и даже губительными: если меры принимались при рецессии экономики, то их действие при подъеме может, наоборот, вызвать уже «перегрев».
- Некая неопределенность. Порой сложно определить момент, когда надо от стимулирующей экономики переходить к сдерживающей. Отсюда может возникнуть некая дестабилизация экономической ситуации.
- Дефицит бюджета. Работа большинства инструментов фискальной политики приводит к оттоку денежных средств из бюджета: увеличению госрасходов, трансфертов, снижению ставок налогов. Данный недостаток считается самым крупным.
О критериях эффективности государственного налогового менеджмента читайте в статье «Основные элементы государственного налогового менеджмента».
Итоги
Бюджетно-налоговая политика, равно как и прочие подходы к регулированию экономической жизни страны, имеет свои достоинства и недостатки. Очевидно, что применение этих инструментов действительно может оказывать положительное влияние на экономику.
Источник: http://nalog-nalog.ru/nalogovaya_sistema_rf/byudzhetnonalogovaya_politika_ponyatie_i_vidy/
Налоги и фискальная политика
Налог – это объективная экономическая категория, выражающая постоянно существующие экономические отношения между государством и физическим или юридическим лицами в процессе перераспределения вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения его части в распоряжение государства в обязательном порядке.
Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства.
Налог – это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения части принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц.
Основными чертами налогов является: безвозмездность, принудительность и безэквивалентность (только деньги).
Налоговая система в Российской Федерации выстроена по следующей структуре:
- Федеральные налоги и сборы – НДС, НДФЛ, акцизы, налог на прибыль, ЕСН, федеральные лицензионные сборы;
- региональные налоги и сборы – налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы;
- местные налоги и сборы – налог на рекламу, налог на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы.
Налогоплательщики – это организации и индивидуальные предприниматели (налоговые агенты), которые на основании Налогового кодекса Российской Федерации обязаны уплачивать налоги.
Налоговые агенты – это лица (организации или физические лица), на которых по законодательству возложены обязанности исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налоги и сборы.
Объекты налогообложения: реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, экспортные и импортные операции.
Налоговая база: доходы, выручка, стоимость имущества.
Налогооблагаемая база: часть налоговой базы после вычетов.
Налоговый период – календарный или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.
Налоговая ставка – величина налога на единицу измерения налоговой базы (рубль, л). Ставки бывают: пропорциональные (в процентах); твердые (в рублях); регрессивные, прогрессивные.
Налоговые органы – это федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные органы.
Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика на бланке установленной формы о доходах, расходах, источниках, льготах, суммах налога и другие данные.
Сроки уплаты налогов – это время, в течение которого необходимо заплатить налог. Устанавливаются Налоговым кодексом РФ.
Порядок исчисления налога устанавливается в налоговом порядке, налогоплательщик самостоятельно определяет налог, исходя из налоговой базы, ставки, льгот. Физические лица получают уведомление об уплате налога.
Льготы – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков преимуществ в уплате налогов (не платить налоги; платить, но в меньшем размере; уменьшение налогооблагаемой базы).
Виды налогов можно классифицировать различными способами в зависимости от:
-
объекта налогообложения:
а) прямые (налог на прибыль);
б) косвенные (акцизы);
уровня взимания налогов:
а) федеральные;
б) региональные;
в) местные;
субъекта уплаты:
а) физические лица;
б) юридические лица;
источника уплаты:
а) доход;
б) прибыль;
в) выручка;
ставки налога:
а) налоги с твердой ставкой;
б) пропорциональные налоги;
в) прогрессивные налоги;
г) регрессивные налоги;
целей использования:
а) общие налоги используются для финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местного бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;
б) специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование, в дорожные фонды и т. д.);
способа изъятия:
Функции налоговой системы:
- фискальная, т. е. налоги обеспечивают пополнение бюджета и финансирование государственных расходов;
- регулирующая, т. е. налоги регулируют экономическую активность в различных отраслях и сферах;
- распределительная, т. е. налоги распределяют и перераспределяют национальный доход, доход юридических и физических лиц, капитала и инвестиционных ресурсов;
- социальная, т. е. налоги обеспечивают сглаживание социального неравенства между доходами отдельных групп населения;
- аккумулирующая;
- стимулирующая, т. е. налоги стимулируют развитие научно-технического прогресса;
- контрольная (без данной функции другие функции не осуществляются).
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов для соблюдения законодательства.
Налоговые, таможенные органы, государственные внебюджетные фонды, органы внутренних дел (милиция) информируют друг друга об имеющихся материалах, о проверках и т. д.
Существует несколько форм проведения налоговых проверок:
- налоговая проверка;
- проверка данных учета и отчетности;
- получение объяснения;
- осмотр помещения, территории.
Проверка может охватить не более 3 календарных лет, предшествующих году проверки.
В Налоговом кодексе РФ определен порядок участия свидетелей, доступа должностных лиц на территорию, осмотра помещений при выездной проверке, истребования документов, выемки документов и предметов, проведения экспертизы, привлечения специалистов, участия переводчика, участия понятых, составления протокола и оформления результата проверки.
Проверки могут быть камеральные и выездные.
Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа, без выезда на предприятие, на основании документов и деклараций, предоставленных налогоплательщиками. Проводится без специального разрешения руководства налогового органа в течение 3 месяцев со дня предоставления декларации.
Если были выявлены ошибки, то об этом сообщают налогоплательщику. На сумму доплат по налогам направляется в банк требование об уплате, налоговый орган вправе требовать дополнительные документы и сведения. Руководитель налогового органа рассматривает материалы проверки и выносит решение в течение 2 недель по окончании срока, когда налогоплательщику предоставлено время исправить нарушения или представить возражения.
Выездная проверка проводится в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей на основании решения руководителя налогового органа, но не чаще 1 раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период времени. Эти проверки проводятся независимо от времени проведения предыдущей проверки, если она связана с реорганизацией или ликвидацией организации, или проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за работой налогового органа. Выездная проверка проводится в течение 2–3 месяцев и охватывает не более 3 предшествующих лет. По окончании проверки составляется справка, в которой фиксируются предмет проверки и сроки. Результаты проверки оформляются актом после составления справки по специальной форме и подписываются руководителем предприятия и должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки. Если руководитель отказывается или уклоняется от подписи, то на акте делается соответствующая запись, затем налогоплательщик в течение 2 недель вправе предоставить в налоговый орган письменное объяснение отказа. После 2 недель акт проверки рассматривается руководителем и выносится решение по результатам проверки.
Налогоплательщик имеет право обжаловать действие или бездействие налоговых органов ненормативного характера в вышестоящий налоговый орган в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал о нарушении прав, в арбитражный суд.
Вышестоящий налоговый орган вправе (не позднее 1 месяца после получения жалобы) оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку, отменить решение и прекратить дело о налоговом правонарушении, изменить решение и вынести новое.
Существуют следующие виды налоговых правонарушений:
- нарушение срока подачи заявления о постановке на учет;
- ведение деятельности без постановки на учет;
- нарушение срока подачи информации об открытии или закрытии счета в банке;
- непредоставление декларации в срок;
- нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
- неуплата или неполная уплата из-за занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других действий;
- несоблюдение порядка распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
- непредоставление в срок документов в налоговый орган;
- отказ организации предоставить документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа; уклонение или предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями;
- несвоевременное (неправомерное) сообщение сведений лицом, которое должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков правонарушений.
Существует несколько видов налоговых санкций:
- в виде денежных взысканий (штрафов), они взыскиваются в судебном порядке; государственная налоговая инспекция может обратиться с иском в суд в течение 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта;
- в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела срок подачи иска считается со дня получения налоговой инспекцией соответствующего постановления;
- при совершении одним лицом 2-х или более нарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение;
- сумма штрафа перечисляется со счета налогоплательщика только после перечисления в бюджет задолженностей и пеней;
- налоговые санкции применяются только по решению суда, но до суда предприятие может добровольно уплатить штрафы.
Существует несколько видов ответственности за совершение налогового правонарушения:
- экономическая (финансовая) – недоплаты, пени, штрафы;
- административная;
- уголовная.
Административным считается противоправное, виновное действие или бездействие юридического или физического лица, за которое устанавливается административная ответственность в соответствии с Административным кодексом. К ответственности могут привлекаться: должностные лица, физические лица, должностные лица, которые осуществляют регистрацию имущества, браков и не предоставили сведения, необходимые для налогового контроля. Административные штрафы в области налогов и сборов налагаются по решению суда, дело возбуждается на основании протокола, составленного налоговым органом. Сумма штрафа оплачивается не позднее 30 дней со дня постановления суда.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение налогового законодательства. Виды нарушений:
- уклонение от уплаты налогов, непредоставление декларации, ложные сведения и т. д.;
- то же самое, но в особо крупных размерах;
- неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента;
- то же самое, но в особо крупных размерах;
- сокрытие денежных средств, либо имущества, за счет которых должна быть взыскана недоимка.
Фискальная политика – это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.
Политика государственных расходов и налогов выступает одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики в рамках стабилизации экономического развития страны. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, объем национального производства и уровень занятости населения. При увеличении налогов совокупные расходы сокращаются, и наоборот.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Различают два вида фискальной политики:
-
автоматическая фискальная политика предполагает наличие встроенных стабилизаторов в экономическом механизме, к ним могут быть отнесены:
а) автоматические изменения налоговых поступлений;
б) изменения систем пособий по безработице и социальных выплат;
дискреционная фискальная политика – это целенаправленные изменения в области государственных расходов и в налоговой системе; основными инструментами такой политики могут выступать:
а) изменение государственных расходов (снижение расходов приводит к падению совокупного спроса);
б) изменение налоговых ставок (снижение налоговых ставок увеличивает совокупный спрос).
В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В период спада производства осуществляется его стимулирование путем снижения налогов и увеличения государственных расходов. В условиях инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, подразумевающая уменьшение правительственных трат и увеличение налогов.
Основными элементами фискальной политики таким образом выступают:
- государственные расходы – это расходы правительства, оплачиваемые из государственного бюджета, на содержание госаппарата и закупку товаров и услуг, которые бывают двух видов: закупки для собственного потребления государства и закупки для регулирования рынка;
- налоги – это обязательные, безвозмездные платежи физических и юридических лиц в адрес бюджетов различных уровней; налоговая политика не постоянна, а изменяется в зависимости от исторических условий, целей социального и экономического развития общества.
При проведении налоговой реформы необходимо иметь в виду, что снижение налогового бремени реально возможно только при росте производства и увеличении налогооблагаемых доходов.
Источник: http://be5.biz/ekonomika/e021/29.html
Фискальная политика правительства. Налоги и налоговая система
Структура и функции финансовой системы. Государственный бюджет.
Финансовая система – система, сложившаяся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств, на основе перераспределения ВНП. Финансовая система большинства стран с рыночной экономикой построена по принципу фискального федерализма, он предполагает: проведение самостоятельной бюджетно-налоговой политики с одной стороны государства в целом, с другой – субъектами. Центральной частью финансовой системы является гос бюджет – основной план расходов государства и источников их финансового покрытия, утверждаемый в законодательном порядке на определенный срок. Основные статьи государственного бюджета: расходы(на хозяйственные нужды государства, на соц культуру проекта, на национальную оборону, на обслуживание государственного долга, на поддержку отдельных отраслей), доходы(налоги, неналоговые поступления: от гос предприятий, от гос торговли; гос займы, эмиссия денег). ДОХОД=РАСХОД=СБАЛАНСИРОВАННЫЙ БЮДЖЕТ.
Способы финансирования бюджетного дефицита: займы в ЦБ, эмиссия денег, займы у населения, займы в коммерческих банках, зарубежные кредиты.
Финансовая система тесно связана с бюджетно-налоговой политикой (фискальной). Существует 2 типа такой политики: дискреционная – сознательная регулирование государственными закупками, ставками налогов и размерами трансферных платежей; недискреционная – автоматическое изменение налогов и гос расходов, вызываемое переходом самой экономики из одного состояния в другое при неизменных ставках и трансферных платежей. Проводится такая политика с помощью встроенных стабилизаторов.
Налоги это платежи, которые в обязательном порядке уплачивают в доход государства юридические и физические лица. Каждый налог содержит обязательные элементы. В нем указывается : кто является субъектом данного налога, что выступает объектом налогообложения, из какого источника уплачивается налог, в каких единицах измеряется объект налогообложения, величина налоговой ставки. Налоги бывают прямые и косвенные. Прямые взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщика. Их объектом выступает доход и стоимость имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. Мировая практика налогообложения выработала и использует множество форм прямых и косвенных налогов. Они различаются по объектам, источникам, формам взимания.
55.Экономический рост: типы, факторы, измерение.
Увеличение объема, созданных за определенный период времени товаров и услуг. Измеряется двумя взаимосвязанными показателями: прирост реального ВНП и прирост реального ВНП в расчете на душу населения. Измеряется следующими показателями: темпы роста ВНП=(ВНП1-ВНП0) /ВНП0 * 100%. Факторы экономического роста: факторы предложении (количество и качество предложенных ресурсов), факторы спроса и распределения (уровень совокупных расходов населения, эффективное распределение ресурсов). Типы: интенсивный (за счет новшеств технологий но без доп ресурсов), экстенсивный (вовлечение дополнительных ресурсов без изменения технологии)
Дата добавления: 2015-04-24 ; Просмотров: 189 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник: http://studopedia.su/15_82665_fiskalnaya-politika-pravitelstva-nalogi-i-nalogovaya-sistema.html
Лекция № 7. Налоги и фискальная политика
Налог – это объективная экономическая категория, выражающая постоянно существующие экономические отношения между государством и физическим или юридическим лицами в процессе перераспределения вновь созданной стоимости ВНП и отчуждения его части в распоряжение государства в обязательном порядке.
Установление налогов производится путем принятия налогового законодательства.
Налог – это обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения части принадлежащих им денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц.
Основными чертами налогов является: безвозмездность, принудительность и безэквивалентность (только деньги).
Налоговая система в Российской Федерации выстроена по следующей структуре:
1) Федеральные налоги и сборы – НДС, НДФЛ, акцизы, налог на прибыль, ЕСН, федеральные лицензионные сборы;
2) региональные налоги и сборы – налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы;
3) местные налоги и сборы – налог на рекламу, налог на имущество физических лиц, местные лицензионные сборы.
Налогоплательщики – это организации и индивидуальные предприниматели (налоговые агенты), которые на основании Налогового кодекса Российской Федерации обязаны уплачивать налоги.
Налоговые агенты – это лица (организации или физические лица), на которых по законодательству возложены обязанности исчислять, удерживать и перечислять в бюджет налоги и сборы.
Объекты налогообложения: реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг, экспортные и импортные операции.
Налоговая база: доходы, выручка, стоимость имущества.
Налогооблагаемая база: часть налоговой базы после вычетов.
Налоговый период – календарный или иной период времени, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога.
Налоговая ставка – величина налога на единицу измерения налоговой базы (рубль, л). Ставки бывают: пропорциональные (в процентах); твердые (в рублях); регрессивные, прогрессивные.
Налоговые органы – это федеральная налоговая служба (ФНС) и ее территориальные органы.
Налоговая декларация – это письменное заявление налогоплательщика на бланке установленной формы о доходах, расходах, источниках, льготах, суммах налога и другие данные.
Сроки уплаты налогов – это время, в течение которого необходимо заплатить налог. Устанавливаются Налоговым кодексом РФ.
Порядок исчисления налога устанавливается в налоговом порядке, налогоплательщик самостоятельно определяет налог, исходя из налоговой базы, ставки, льгот. Физические лица получают уведомление об уплате налога.
Льготы – это предоставление отдельным категориям налогоплательщиков преимуществ в уплате налогов (не платить налоги; платить, но в меньшем размере; уменьшение налогооблагаемой базы).
Виды налогов можно классифицировать различными способами в зависимости от:
1) объекта налогообложения:
а) прямые (налог на прибыль);
б) косвенные (акцизы);
2) уровня взимания налогов:
3) субъекта уплаты:
а) физические лица;
б) юридические лица;
4) источника уплаты:
4) ставки налога:
а) налоги с твердой ставкой;
б) пропорциональные налоги;
в) прогрессивные налоги;
г) регрессивные налоги;
5) целей использования:
а) общие налоги используются для финансирования текущих и капитальных расходов государственного и местного бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;
б) специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование, в дорожные фонды и т. д.);
6) способа изъятия:
а) у источника (заработная плата);
б) по декларации.
Функции налоговой системы:
1) фискальная, т. е. налоги обеспечивают пополнение бюджета и финансирование государственных расходов;
2) регулирующая, т. е. налоги регулируют экономическую активность в различных отраслях и сферах;
3) распределительная, т. е. налоги распределяют и перераспределяют национальный доход, доход юридических и физических лиц, капитала и инвестиционных ресурсов;
4) социальная, т. е. налоги обеспечивают сглаживание социального неравенства между доходами отдельных групп населения;
6) стимулирующая, т. е. налоги стимулируют развитие научно-технического прогресса;
7) контрольная (без данной функции другие функции не осуществляются).
Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов для соблюдения законодательства.
Налоговые, таможенные органы, государственные внебюджетные фонды, органы внутренних дел (милиция) информируют друг друга об имеющихся материалах, о проверках и т. д.
Существует несколько форм проведения налоговых проверок:
1) налоговая проверка;
2) проверка данных учета и отчетности;
3) получение объяснения;
4) осмотр помещения, территории.
Проверка может охватить не более 3 календарных лет, предшествующих году проверки.
В Налоговом кодексе РФ определен порядок участия свидетелей, доступа должностных лиц на территорию, осмотра помещений при выездной проверке, истребования документов, выемки документов и предметов, проведения экспертизы, привлечения специалистов, участия переводчика, участия понятых, составления протокола и оформления результата проверки.
Проверки могут быть камеральные и выездные.
Камеральные проверки проводятся по месту нахождения налогового органа, без выезда на предприятие, на основании документов и деклараций, предоставленных налогоплательщиками. Проводится без специального разрешения руководства налогового органа в течение 3 месяцев со дня предоставления декларации.
Если были выявлены ошибки, то об этом сообщают налогоплательщику. На сумму доплат по налогам направляется в банк требование об уплате, налоговый орган вправе требовать дополнительные документы и сведения. Руководитель налогового органа рассматривает материалы проверки и выносит решение в течение 2 недель по окончании срока, когда налогоплательщику предоставлено время исправить нарушения или представить возражения.
Выездная проверка проводится в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей на основании решения руководителя налогового органа, но не чаще 1 раза в год по одним и тем же налогам за один и тот же период времени. Эти проверки проводятся независимо от времени проведения предыдущей проверки, если она связана с реорганизацией или ликвидацией организации, или проверка проводится вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за работой налогового органа. Выездная проверка проводится в течение 2–3 месяцев и охватывает не более 3 предшествующих лет. По окончании проверки составляется справка, в которой фиксируются предмет проверки и сроки. Результаты проверки оформляются актом после составления справки по специальной форме и подписываются руководителем предприятия и должностными лицами, уполномоченными на проведение проверки. Если руководитель отказывается или уклоняется от подписи, то на акте делается соответствующая запись, затем налогоплательщик в течение 2 недель вправе предоставить в налоговый орган письменное объяснение отказа. После 2 недель акт проверки рассматривается руководителем и выносится решение по результатам проверки.
Налогоплательщик имеет право обжаловать действие или бездействие налоговых органов ненормативного характера в вышестоящий налоговый орган в течение 3 месяцев со дня, когда он узнал о нарушении прав, в арбитражный суд.
Вышестоящий налоговый орган вправе (не позднее 1 месяца после получения жалобы) оставить жалобу без удовлетворения, отменить акт налогового органа и назначить дополнительную проверку, отменить решение и прекратить дело о налоговом правонарушении, изменить решение и вынести новое.
Существуют следующие виды налоговых правонарушений:
1) нарушение срока подачи заявления о постановке на учет;
2) ведение деятельности без постановки на учет;
3) нарушение срока подачи информации об открытии или закрытии счета в банке;
4) непредоставление декларации в срок;
5) нарушение правил учета доходов, расходов, объектов налогообложения;
6) неуплата или неполная уплата из-за занижения налоговой базы, неправильного исчисления налога или других действий;
7) несоблюдение порядка распоряжения имуществом, на которое наложен арест;
8) непредоставление в срок документов в налоговый орган;
9) отказ организации предоставить документы со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа; уклонение или предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями;
10) несвоевременное (неправомерное) сообщение сведений лицом, которое должно сообщить налоговому органу при отсутствии признаков правонарушений.
Существует несколько видов налоговых санкций:
1) в виде денежных взысканий (штрафов), они взыскиваются в судебном порядке; государственная налоговая инспекция может обратиться с иском в суд в течение 6 месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления акта;
2) в случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела срок подачи иска считается со дня получения налоговой инспекцией соответствующего постановления;
3) при совершении одним лицом 2-х или более нарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение;
4) сумма штрафа перечисляется со счета налогоплательщика только после перечисления в бюджет задолженностей и пеней;
5) налоговые санкции применяются только по решению суда, но до суда предприятие может добровольно уплатить штрафы.
Существует несколько видов ответственности за совершение налогового правонарушения:
1) экономическая (финансовая) – недоплаты, пени, штрафы;
Административным считается противоправное, виновное действие или бездействие юридического или физического лица, за которое устанавливается административная ответственность в соответствии с Административным кодексом. К ответственности могут привлекаться: должностные лица, физические лица, должностные лица, которые осуществляют регистрацию имущества, браков и не предоставили сведения, необходимые для налогового контроля. Административные штрафы в области налогов и сборов налагаются по решению суда, дело возбуждается на основании протокола, составленного налоговым органом. Сумма штрафа оплачивается не позднее 30 дней со дня постановления суда.
Уголовная ответственность – ответственность за нарушение налогового законодательства. Виды нарушений:
1) уклонение от уплаты налогов, непредоставление декларации, ложные сведения и т. д.;
2) то же самое, но в особо крупных размерах;
3) неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента;
4) то же самое, но в особо крупных размерах;
5) сокрытие денежных средств, либо имущества, за счет которых должна быть взыскана недоимка.
Фискальная политика – это система регулирования экономики с помощью государственных расходов и налогов.
Политика государственных расходов и налогов выступает одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики в рамках стабилизации экономического развития страны. Государственные расходы и налоги оказывают прямое воздействие на уровень совокупных расходов, объем национального производства и уровень занятости населения. При увеличении налогов совокупные расходы сокращаются, и наоборот.
Различают два вида фискальной политики:
1) автоматическая фискальная политика предполагает наличие встроенных стабилизаторов в экономическом механизме, к ним могут быть отнесены:
а) автоматические изменения налоговых поступлений;
б) изменения систем пособий по безработице и социальных выплат;
2) дискреционная фискальная политика – это целенаправленные изменения в области государственных расходов и в налоговой системе; основными инструментами такой политики могут выступать:
а) изменение государственных расходов (снижение расходов приводит к падению совокупного спроса);
б) изменение налоговых ставок (снижение налоговых ставок увеличивает совокупный спрос).
В зависимости от цели проводится стимулирующая или сдерживающая фискальная политика. В период спада производства осуществляется его стимулирование путем снижения налогов и увеличения государственных расходов. В условиях инфляции проводится сдерживающая фискальная политика, подразумевающая уменьшение правительственных трат и увеличение налогов.
Основными элементами фискальной политики таким образом выступают:
1) государственные расходы – это расходы правительства, оплачиваемые из государственного бюджета, на содержание госаппарата и закупку товаров и услуг, которые бывают двух видов: закупки для собственного потребления государства и закупки для регулирования рынка;
2) налоги – это обязательные, безвозмездные платежи физических и юридических лиц в адрес бюджетов различных уровней; налоговая политика не постоянна, а изменяется в зависимости от исторических условий, целей социального и экономического развития общества.
При проведении налоговой реформы необходимо иметь в виду, что снижение налогового бремени реально возможно только при росте производства и увеличении налогооблагаемых доходов.
Дата добавления: 2014-01-03 ; Просмотров: 152 ; Нарушение авторских прав? ;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://studopedia.su/1_54253_lektsiya—nalogi-i-fiskalnaya-politika.html
Юрист в области административного права.
Стаж: 17 лет.