Содержание
- 1 Обучение сотрудников за счет компании: сложные вопросы начисления налога на прибыль и НДФЛ
- 2 Налогообложение образовательных организаций России
- 3 Особенности налогообложения в российской сфере образования
- 4 Вузы будут платить налог на прибыль
- 5 ВУЗ обязан платить налог на прибыль
- 6 Теоретические основы налогообложения в Российских высших учебных заведениях
Обучение сотрудников за счет компании: сложные вопросы начисления налога на прибыль и НДФЛ
Сегодня многие организации вкладывают деньги в обучение своих сотрудников. Налоговики при проверках не упускают случая заявить, что такие суммы нельзя списать на расходы при налогообложении прибыли. Кроме того, инспекторы настаивают, что стоимость учебы — это доход, полученный в натуральной форме, и с него нужно удержать НДФЛ. В настоящей статье мы рассмотрели виды обучения, которые чаще всего являются поводом для конфликта: получение высшего образования, диплома магистра, статуса МВА и учеба в аспирантуре. И выяснили, в каких случаях претензии налоговиков не обоснованы.
Общие правила
Налог на прибыль
Организация вправе отразить в расходах стоимость обучения персонала по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам. Кроме того, компания может списать на затраты сумму, потраченную на профподготовку и переподготовку работников. Об этом прямо говорится в подпункте 23 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Однако, подобные расходы можно учесть не всегда, а при выполнении двух условий. Первое условие — это наличие договора, заключенного с российским образовательным учреждением, которое имеет соответствующую лицензию (либо с иностранным учебным заведением, имеющим соответствующий статус). Второе условие — это наличие трудового договора с работником, который проходит обучение за счет фирмы. Альтернативой данного документа может быть договор, согласно которому студент обязуется в течение трех месяцев после окончания учебы заключить трудовой договор с компанией, оплатившей его обучение, и отработать в ней не менее года. Оба условия приведены в пункте 3 статьи 264 НК РФ.
Помимо этого, организация может уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму отпускных по дополнительным отпускам, которые предоставляются студентам, совмещающим работу и учебу. Такие отпуска относятся к гарантиям и компенсациям, предусмотренным главой 26 Трудового кодекса.
В общем случае плата за обучение работника, которую внесла компания или предприниматель, считается доходом, полученным в натуральной форме. Как следствие, бухгалтерия должна удержать НДФЛ и перечислить его в бюджет. Это следует из подпункта 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ.
Но существуют и исключения. Так, от налога на доходы освобождается стоимость учебы по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам. Кроме того, под НДФЛ не подпадает профессиональная подготовка и переподготовка в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию (либо в иностранных учебных заведениях, имеющих соответствующий статус). Об этом сказано в подпункте 21 статьи 217 НК РФ.

Частные случаи
Высшее образование
Традиционно пристальное внимание инспекторов привлекают суммы, перечисленные на счета вузов при получении сотрудниками высшего образования. Причина в том, что формулировка «высшее образование» отсутствует и в статье 264 НК РФ, и в статье 217 НК РФ. Из этого налоговики делают вывод, будто организация, оплатившая учебу работника, не должна учитывать данную сумму в расходах, и обязана удержать НДФЛ.
Как правило, налогоплательщикам удается отстоять расходы. Для этого достаточно представить договор с вузом, копию лицензии учебного заведения и приказ, либо иной внутренний документ, на основании которого компания платила за обучение. Данные документы доказывают, что затраты экономически обоснованы и документально подтверждены.
Сложнее обстоит дело с налогом на доходы физлиц. По мнению инспекторов, высшее образование не имеет отношения ни к общеобразовательным, ни к профессиональным программам. Поэтому плата, внесенная работодателем за получение работником высшего образования, облагается НДФЛ на общих основаниях.
Правда, судьи придерживаются иной точки зрения. Так, одна организация из Владивостока перечислила деньги за обучение своего главбуха по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». Налоговики, а за ними первая и апелляционная судебные инстанции пришли к выводу: поскольку главбух получил диплом о высшем образовании, работодатель обязан удержать и перечислить в бюджет НДФЛ. Но в кассационной инстанции победила компания. Основным аргументом стала статья 196 Трудового кодекса, которая дает работодателю право самостоятельно определять необходимость обучения и образования персонала. Данное право в полной мере распространяется и на случаи высшего образования. И если директор решил, что компания заинтересована в получении высшего образования главбухом, то у последнего не возникает налогооблагаемый доход (постановление ФАС Дальневосточного округа от 14.02.13 № Ф03-44/2013).
Магистратура
До недавнего времени налогообложение сумм, потраченных работодателем на обучение работника по программе магистратуры, было связано с определенными трудностями. Специалисты Минфина не разрешали включать в расходы отпускные, выданные сотруднику за время дополнительного учебного отпуска.
Доводы чиновников были следующими. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются в том случае, если образование соответствующего уровня получено впервые (ст. 177 ТК РФ). А магистратура относится к тому же образовательному уровню, что и бакалавриат, а именно к уровню высшего профессионального образования. Это следует из пункта 3 статьи 12 Федерального закона от 29.12.12 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ)*. Значит, получая диплом бакалавра, студент уже проходил данный образовательный уровень, и магистратура является повторным прохождением этого уровня. Поэтому гарантия в виде дополнительного отпуска уже не полагается, и расходы на отпуск нельзя учесть при налогообложении прибыли. Такую позицию Минфин России изложил, в частности, в письме от 31.08.12 № 03-03-06/1/454 (см. «Минфин разъяснил, в каком случае нельзя учесть расходы на оплату учебного отпуска сотрудника»).
Но теперь данный запрет потерял актуальность. С 1 сентября 2013 года вступила в силу новая редакция статьи 173 Трудового кодекса. И отныне в ней ясно сказано, что дополнительный учебный отпуск полагается не только при обучении по программе бакалавриата, но и при обучении по программе магистратуры. Как следствие, отпускные можно смело относить на расходы.
Аспирантура
Организация, которая оплатила за своего работника учебу в аспирантуре, рискует привлечь повышенное внимание налоговиков. С их точки зрения, такое обучение производится исключительно в личных интересах студента, и стоимость учебы необходимо включить в его облагаемый доход.
Подобную позицию инспекторы пытаются отстаивать в суде, но это им, как правило, не удается. Одним из ключевых доводов в защиту работодателя является то обстоятельство, что учеба в аспирантуре, цель которой — получение степени кандидата наук, относится к основным профессиональным образовательным программам. Это закреплено в статье 3 Закона № 273-ФЗ**.
Соответственно, здесь можно применить освобождение от НДФЛ, предусмотренное подпунктом 21 статьи 217 НК РФ. Главное, чтобы получение ученой степени было непосредственно связано с профессиональной деятельностью работника на данном предприятии. К таким выводам пришел, в частности, ФАС Московского округа в постановлении от 27.06.11 № КА-А40/6199-11.
Степень MBA
Часто конфликты с проверяющими возникают в ситуации, когда организация оплатила для своего сотрудника получение квалификационной степени магистра бизнес- администрирования (MBA). Инспекторы зачастую полагают, что обучение по такой программе приравнено ко второму высшему образованию. А раз так, то стоимость учебы надо включить в облагаемую базу по НДФЛ и исключить из состава расходов, учитываемых при налогообложении прибыли.
На самом деле степень MBA означает, что работник получил не второе высшее, а дополнительное профессиональное образование. Обычно это следует из договора, заключенного с образовательным учреждением. В нем может быть написано, что целью учебы является профессиональная переподготовка, присвоение дополнительной квалификации и проч.
Судьи принимают это во внимание и подтверждают, что плата за учебу по программам MBA уменьшает налоговую базу по налогу на прибыль и освобождается от налога на доходы физлиц (см., например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 22.04.13 № А32-23147/2011).
* До 1 сентября 2013 года соответствующая норма содержалась в пункте 5 статьи 27 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании».
** До 1 сентября 2013 года соответствующая норма содержалась в Федеральном законе от 22.08.96 № 125-ФЗ «О высшем послевузовском образовании».
На нашем сайте вы можете не только читать статьи, но и подписаться на аудиосеминары наших экспертов: ведущего эксперта «Бухгалтерии Онлайн» Елены Маврицкой; главного налогового эксперта форума «Бухгалтерия Онлайн» Александра Погребса, а также менеджера разработки программы «Контур-Зарплата» и консультанта портала «Бухгалтерия Онлайн» Вячеслава Шинкарева.
Стоимость подписки — 300 рублей. За эту сумму подписчик получает доступ на три месяца ко всем записанным и выложенным аудиосеминарам. Это не менее нескольких десятков лекций. Новые аудиосеминары выкладываются каждую неделю. Кроме того, по понедельникам размещается аудиообзор новостей для бухгалтера за минувшую неделю.
Оплатить доступ можно с помощью банковской карты через систему мгновенных платежей ASSIST или по квитанции Сбербанка.
Источник: http://www.buhonline.ru/pub/comments/2013/11/8053
Налогообложение образовательных организаций России
Секция: Экономика
XVI Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»
Налогообложение образовательных организаций России
Аннотация. Рассмотрена современная система налогообложения образовательных организаций Российской Федерации; исследованы основные вопросы, касающиеся применения льгот образовательных организаций по отдельным налогам; сделан вывод, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе и коммерческим. Различия сводится только к набору отдельных налоговых льгот, которых к сожалению, предусмотрено не так много.
Abstract. Considered a modern tax system of educational organizations of the Russian Federation; investigated the main issues relating to the use of privileges of educational organizations for individual taxes; it was concluded that the attitude of the tax system to the educational sphere practically does not differ from the attitude to other organizations, including commercial ones. The differences are reduced only to a set of separate tax benefits, which, unfortunately, are not provided for so much.
Ключевые слова: сфера образования, образовательные организации, налогообложение, налог, налоговые льготы.
Keywords: education, educational organizations, taxation, tax, tax benefits.
Образование на сегодняшний день является одной из основных и важных сфер жизни человека и общества. Это самостоятельная отрасль социальной и экономической сферы.
За последнее десятилетие сфера образования в Российской Федерации подверглась качественному реформированию, выразившемуся в изменении законодательной базы, смене ориентиров, целей и задач образовательного процесса, смене механизма финансирования, в том числе механизма налогообложения.
Налогообложение образовательных организаций – это динамично развивающийся институт налогового права, т.к. в отношении его не раз изменялись законодательное урегулирование и правоприменительная практика. К тому же, посредством реализации всех функций налогов, в том числе фискальной, регулирующей, воспроизводственной, налоги воспринимаются как эффективный механизм воздействия на экономику.
Образовательные организации по большей части находятся на общем режиме налогообложения. В настоящее время такое налогообложение является единственным приемлемым для государственных и муниципальных организаций. Помимо основного общего режима имеются специальные режимы налогообложения. Для организаций образовательной сферы наиболее приемлемой является упрощенная система налогообложения, которая позволяет облегчить налоговую отчетность и снизить налоговую нагрузку. Однако стоит отметить, что для бюджетных учреждений переход на упрощенную систему не допускается – в соответствии пп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации. Данный режим налогообложения может быть использован только частными образовательными организациями, которые оказывают лишь дополнительные услуги в сфере образования, рассмотрим более подробно основные налоги и предусмотренные по ним льготы. Налог на добавленную стоимость (далее — НДС) — косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара/работы/услуги и переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — школой. Образовательные учреждения наряду с другими хозяйствующими субъектами являются плательщиками налога на добавленную стоимость (НДС), если:
- осуществляют операции по реализации товаров (работ, услуг), например, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
- в ряде других случаев, например, при сдаче в аренду помещений [4].
При этом не имеет значения, как расходуется доход от реализации: в данное учебное заведение или на прямые нужды образовательного процесса.
Однако в отличие от большинства других налогоплательщиков образовательной сферы, как правило, получают освобождение от НДС. Не признаются объектом обложения налогом (освобождаются от налогообложения) не только часть образовательных услуг (пп. 14 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ), но и на основании пп. 4 п. 2 ст. 149 НК РФ услуги:
- по присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных учреждениях (далее — ДОУ);
- проведению занятий с детьми в кружках, секциях (в том числе спортивных) [2].
Также не облагаются НДС продукты питания, непосредственно произведенные столовыми образовательных организаций и реализуемых ими в этих организациях (пп. 5 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса РФ).
Образовательные учреждения являются плательщиками налога на прибыль организаций. Налоговой базой выступает разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, напрямую связанных с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС). В составе доходов и расходов бюджетных учреждений, которые включены в налоговую базу, не учитываются средства, полученные от учредителя на ведение уставной деятельности [1].
В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:
1) выплату заработной платы учителям за проведение платных занятий;
2) расходы на приобретение учебников, книг для осуществления оплачиваемых занятий, канцелярских товаров, иные расходные материалы.
Опять же, в плане расходов и доходов может быть предусмотрено покрытие расходов за счет нескольких источников:
- средства учредителей;
- средства, полученные от приносящей доход деятельности.
В данной ситуации включение таких расходов бюджетного учреждения в расходы от приносящей доход деятельности производится пропорционально объему средств, полученных от приносящей доход деятельности, в общей сумме доходов.
Однако необходимо отметить, что совокупность доходов от приносящей доход деятельности для этой цели не включаются доходы, полученные от сдачи имущества в аренду.
Организации, деятельность которых направлена на образование либо медицину в соответствии с законодательством России, имеют право применять налоговую ставку 0 % при соблюдении определенных условий, которые в свою очередь обусловлены законодательством.
Образовательной и медицинской деятельностью признается деятельность, включенная в Перечень видов образовательной и медицинской деятельности, установленный Правительством РФ [3].
Вышеуказанные учреждения вправе применять данную ставку, если удовлетворяют следующие условия:
- организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- доход организации за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляют не менее 90 % ее доходов.
При отступлении учреждениями, перешедшими на применение льготной ставки 0 % в соответствии с настоящей статьей, лишь одного из условий установленных НК РФ, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.
Как и все организации — бюджетные учреждения признаются плательщиками земельного налога. Но учреждениям могут быть предоставлены преференции по земельному налогу в субъектах РФ.
В случае если у бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, изъятые из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0 % (пп. п. 1 п. 2 ст. 389 НК РФ). Еще одной льготой, можно считать возможность безвозмездного получения имущества.
Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования. При определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.
Таким образом, Налоговый кодекс Российской Федерации прямо не гарантирует послаблений для образовательных организаций. Однако стоит отметить, что послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов Российской Федерации могу предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.
Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции, либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.
Проанализировав вышеизложенное можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе и коммерческим. Различия сводится только к набору отдельных налоговых льгот, которых к сожалению, предусмотрено не так много.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://nauchforum.ru/studconf/social/16/51301
Особенности налогообложения в российской сфере образования
юридические науки
- Логинова Ксения Геннадьевна , магистр, студент
- Бисенгулова Альфия Рашитовна , магистр, студент
- Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы
-
Похожие материалы
Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.
Раньше, когда еще действовал старый закон «Об образовании», образовательные учреждения были освобождены от всех видов налогов в части их уставной предпринимательской деятельности. Теперь же все вопросы, связанные с налоговыми отношениями в образовательной организации, решаются в рамках только Налогового Кодекса РФ, который не снимает с них обязанности по уплате налогов, а дает только некоторые льготы.
Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.
В образовательной сфере объектами налогообложения являются:
- Обороты по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг (то есть это перемещение денежной суммы в той или иной форме);
- Выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
- Прибыль;
- Объекты собственности, сюда входит имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
- Другое, включающее налог на рекламу, налог на содержание жилищного фонда и т.д.
Видео (кликните для воспроизведения). Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:
1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.
Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:
- Осуществляют операции по реализации товаров, работ или услуг. К примеру, оказывают консультационные услуги, реализуют продукцию учебно-производственных мастерских;
- В ряде иных случаев. К примеру, при сдаче в аренду помещений.
При этом не играет никакой роли, как будет расходоваться доход от реализации: в данную образовательную организацию или на прямые нужды учебного процесса.
Освобождаются от налогообложения на основании статьи 149 Налогового Кодекса РФ услуги:
- По присмотру и уходу за детьми в дошкольных образовательных организациях;
- Проведению занятий с детьми в кружках и секциях.
Также налогообложению не подлежат продукты питания, которые непосредственно произведены столовыми образовательных учреждений и реализуются ими в этих учреждениях.
2. Налог на прибыль организаций. Налоговой базой является разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, которая напрямую связана с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).
В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.
В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:
- Выплату зарплаты учителям за проведение платных занятий;
- Расходы на приобретение учебников, книг для проведения платных уроков, канцелярских товаров, других расходных материалов.
В соответствии с законодательством РФ, образовательные организации имеют право на применение налоговой ставки 0% при соблюдении определенных условий, которые отмечены в законодательстве.
Образовательные учреждения вправе применять указанную ставку, если удовлетворяют следующие условия:
- Учреждение имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, которая выдана в соответствии с законодательством РФ;
- Доход учреждения за налоговый период от осуществления деятельности, учитываемый при определении налоговой базы в соответствии с НК РФ, составляет не менее 90% ее доходов.
Если учреждения, которые перешли на применение льготной ставки 0 % в соответствии с законодательством РФ, отступят лишь от одного из условий, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.
3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.
4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.
В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых организаций, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.
Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.
Таким образом, можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот, которых, к сожалению, предусмотрено не так много для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Список литературы
- Налоговый кодекс Российской Федерации: Федеральный закон №117-ФЗ от 05 августа 2000 г. // Собрание законодательства РФ. 07.08.2000. №32. С.3340.
- Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. // Собрание Законодательства РФ. 31.12.2012. № 53. ст. 7598.
- Кудрявцева Н.М., Постол М.Е. Льготы при налогообложении образовательных учреждений в российский федерации // Научное сообщество студентов XXI столетия. Экономические науки: Международная студенческая научно-практическая конференция. 2018. № 1(47). С.125-128.
- Шарова М.А. Налообложение и налоговые льготы при предоставлении и получении образовательных услуг // Реформы и право. 2015. №3. С.33-46.
- Шестакова Е.В. Налогообложение и экономика в образовании // Юрист ВУЗа. 2014. №4. С.14-20.
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник: http://novainfo.ru/article/15128
Вузы будут платить налог на прибыль
#58751# Конституционный суд (КС) РФ вынес решение по делу о законности взимания налога на прибыль с вузов, которые сдают свои помещения в аренду, сообщает Балтийское Информационное агентство.
Поводом к рассмотрению дела послужили жалобы Российского химико-технологического университета им. Д. И. Менделеева (МХТИ) и Московского авиационного института (МАИ). Эти вузы сдавали в аренду часть своих помещений. Согласно федеральному закону о бюджете, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в федеральной собственности, вузы перечисляли в бюджет РФ, то есть на счета федерального казначейства. Затем эти средства поступали на счета вузов как дополнительное (помимо основного) бюджетное финансирование.
Доходы от аренды помещений вузы считали неналоговыми доходами бюджета, и поэтому не учитывали их в составе своих доходов и не уплачивали с них налога на прибыль, а также налога на добавленную стоимость (НДС).
В 2005 году была проведена выездная налоговая проверка МХТИ, а в 2008 году — МАИ. В обоих случаях сотрудники налоговых инспекций вынесли решение о привлечении вузов к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, которое заключалось в неуплате налога на прибыль и НДС.
Заявления вузов о признании решений налоговых органов недействительными арбитражные суды удовлетворили частично. А именно, было признано неправомерным привлечение МАИ и МХТИ к налоговой ответственности (штраф) и требование уплатить НДС. Однако суды сочли, что вузы были обязаны уплатить налог на прибыль.
Вузы обратились в КС с заявлением о проверке конституционности положений пункта 4 части второй статьи 250 и статьи 321.1 Налогового кодекса РФ и абзаца первого пункта 3 статьи 41 Бюджетного кодекса РФ.
По мнению представителей МАИ и МХТИ, законы о налогах должны содержать четкие и понятные нормы. Каждый должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке он обязан уплатить. Но Налоговый кодекс РФ не определяет срок и порядок уплаты налога на прибыль для бюджетных учреждений, недвижимость которых сдается в аренду.
Заявители указывали на то, что арендная плата поступает в бюджет РФ, и самостоятельно распоряжаться этими денежными средствами университеты не имеют право. Данными средствами распоряжается государство, и только оно вправе уплачивать с них налог на прибыль. Университеты получают средства по смете, ежегодно утверждаемой государством, то есть в их распоряжение поступают не доходы от аренды, а бюджетные средства. И расходование этих средств регламентируется не налоговым, а бюджетным законодательством.
Университеты имеют право использовать эти средства только по назначению, определенному государством. Соответственно, они вынуждены платить указанные суммы налога из внебюджетных средств, и к этому их понуждают налоговые органы. Заявители подчеркивали, что обязанность тратить часть своих доходов от иных видов деятельности (например, платных образовательных услуг) нарушает их права, поскольку лишает возможности развивать учебно-научный комплекс и оплачивать труд сотрудников.
КС признал законным и обоснованным требование уплаты налога на прибыль от сдающих в аренду федеральное имущество государственных вузов. В то же время, суд признал, что в российском законодательстве существуют пробелы: в законах не описан механизм самостоятельной, от своего имени, уплаты государственными вузами данного налога. В своем Постановлении КС обязал федерального законодателя в срок до 1 марта 2010 года этот порядок урегулировать.
Дела заявителей, связанные с настоящим процессом, подлежат пересмотру.
Источник: «Балтийское Информационное агентство»
Источник: http://bujet.ru/article/58753.php
ВУЗ обязан платить налог на прибыль
Несмотря на пробелы законодательства
Высшее учебное заведение обратилось в ВАС с вопросом о правомерности действий инспекции при доначислении налога на прибыль с доходов учреждения от сдачи в аренду федерального имущества.
При этом, заявитель полагал, что он не является плательщиком прибыли и сослался на постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.06.2009 N 10-П. Напомним, что предметом рассмотрения КС являлись п. 4 части второй ст. 250 и ст. 321.1 НК во взаимосвязи с п. 3 ст 41 Бюджетного кодекса. Эти нормы предполагают включение в налоговую базу по прибыли доходов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования от сдачи переданного им в оперативное управление федерального имущества в аренду и, соответственно, обязательность уплаты ими этого налога. КС признал, что законодательно не установлен и какой-либо специальный порядок уплаты налога на прибыль организаций указанными бюджетными учреждениями, что свидетельствует о проблемах правового регулирования данных отношений. Т.е. по сути суд признал, что НК не совершенен и механизм уплаты налога для описанных ситуации далек от идеала. Суд тогда постановил признать не соответствующими конституции , положения статьи 321.1 НК и абзац второй пункта 3 статьи 41 БК.
Вот на это постановление КС и уповал заявитель в настоящем деле, говоря об отсутствии оснований у инспекции доначислять налог на прибыль, в связи с неопределенность в законе.
Однако ВАС указал, что поскольку ст. 250 НК не была признана неконституционной, а она обязывает включать подобные суммы в базу по прибыли, то и признать доначисление налога на прибыль незаконным нельзя. Вот и получилось, что закон не отменяет правила о включении сумм в доход, но правила уплаты налога не раскрывает. Тем самым, образовательное учреждение признано плательщиком налога на прибыль в данной ситуации.
Источник: http://taxpravo.ru/novosti/statya-114535-vuz_obyazan_platit_nalog_na_pribyil
Теоретические основы налогообложения в Российских высших учебных заведениях
УДК 336.201
Особенности и проблемы налогообложения в высших учебных заведениях РФ.
Омский государственный университет имени Ф.М. Достоевского, Омск
Dostoevsky Omsk State University, Omsk
Аннотация:В статье рассмотрены возможности развития, совершенствования норм налогообложения в сфере высшего образования. Выделены проблемы, с которыми столкнулись высшие учебные заведения после отмены статьи 40 федерального закона «Об образовании». Разработаны мероприятия, внедрение которых поможет разрешить возникшие проблемы.
Annotation: The article describes the main tax laws and benefits that apply to educational institutions currently. The main problems faced by higher education institutions after the abolition of the Federal law «On education». The measures whose implementation will help to resolve the problems.
Ключевые слова: образовательная деятельность, закон, предпринимательская и непредпринимательская деятельность, налогообложение, налоговая система, прибыль, налоговые льготы.
Key words: education, law, entrepreneurial and non-entrepreneurial activity, taxation, tax system, profit tax benefits.
Получение высшего образования — важный этап в жизни человека, который не должен быть осложнен административными проблемами, поэтому одной из приоритетных задач государства является достойное финансирование высших учебных заведений, а также эффективное регулирование системы налогообложения. Однако, изменения, происходящие в сфере налогообложения в течение последних лет, ведут к равенству налоговой системы всех отраслей, будь то торговля или медицина, промышленность или образование. Целью данной работы является рассмотрение проблем, с которыми столкнулись высшие учебные заведения, после отмены статьи 40 Федерального закона «Об образовании», а также выделение основных мероприятий, которые будут способствовать решению этих проблем. Объектом исследования являются высшие учебные заведения России. Предмет – эффективность деятельности учебных заведений после отмены статьи 40 Федерального закона «Об образовании».
В условиях недостаточности средств, вкладываемых в развитие науки и образования, проблема тяжелого налогового бремени учебных заведений встает особенно остро. Таким образом, тема выявления особенностей и проблем налогообложения в высших учебных заведениях России является актуальной.
Теоретические основы налогообложения в Российских высших учебных заведениях
К сегодняшнему дню к налогообложению Российских высших учебных заведений применяется весьма сложная налоговая система, которая принесла немало проблем в осуществление образовательной деятельности. Для более полной характеристики и выявления проблем в сфере налогообложения, с которыми столкнулись вузы, а также определения мероприятий по борьбе с ними, необходимо рассмотреть специфику налогообложения в отношении высших учебных заведений.
Закон, регулирующий налогообложение образовательных учреждений был принят в 1992 году. Статья 40 закона «Об образовании» говорит о том, что образовательные учреждения при осуществлении своей непредпринимательской деятельности, которая предусмотрена уставом, освобождаются от уплаты всех налогов. Таким образом, на протяжении многих лет важной задачей образовательных учреждений являлось разграничение сфер своей деятельности на предпринимательскую и непредпринимательскую. В течение тринадцати лет в вопросе налогообложения образовательных учреждений все было относительно четко и понятно, однако с 1 января 2005 года, статья 40 закона «Об образовании» утратила силу. С этого момента при осуществлении налогообложения образовательных учреждений стали использоваться отдельные статьи налогового кодекса России (НК РФ). Каждая статья регулирует нормы и правила уплаты налога, а также характеризует размер и условия получения налоговой льготы по данному виду налогов [1, 2].
Одним из основных видов налогов, которым облагаются вузы в настоящее время, является налог на добавленную стоимость (НДС). Нормы и правила применения НДС для образовательных учреждений обозначены в 149 статье налогового кодекса России. В соответствии с четырнадцатым пунктом данной статьи от налогообложения может быть освобождена только реализация услуг образовательными некоммерческими учреждениями в сфере образования в процессе организации учебной или воспитательной деятельности. Не попадает под действие данной льготы оказание консультационных услуг или услуг по сдаче помещений в аренду. Статья 149 дает пояснение о том, что реализация некоммерческими образовательными учреждениями товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и приобретенных на стороне, подлежит налогообложению вне зависимости от того, на какие цели будет направлен доход от этой реализации, если другое не предусмотрено положениями НК РФ [3].
Исходя из пункта 14 статьи 149 НК РФ, следует, что указанные выше образовательные услуги учебных учреждений освобождаются от уплаты НДС, независимо от того, на какие цели будет направлен доход, полученный за оказание этих услуг. К обязательному условию использования данной льготы по НДС относится: наличие у вуза лицензии на осуществление образовательной деятельности. Введение льготы по НДС обусловлено желанием государства стимулировать развитие основной (учебной) деятельности образовательных учреждений.
Не менее важным налогом, который необходимо рассмотреть является налог на имущество организаций. В НК РФ содержится статья 381, первый пункт которой гласит, что от налогообложения освобождаются организации и учреждения уголовной системы по отношению к тому имуществу, которое используется для осуществления возложенных на данные организации функций. Таким образом, целевое использование имущества вузами, осуществляется на абсолютно безвозмездной основе. Необходимо отметить, что, согласно 4 пункту 250 статьи налогового кодекса, учебные заведения обязаны уплачивать налог на прибыль, полученной от сдачи имущества в аренду, поскольку данные доходы признаны внереализационными [4, 5].
Налоговый кодекс содержит информацию об уплате образовательными учреждениями земельного налога. Согласно 2 пункту 388 статьи НК РФ, плательщиками данного налога не являются организации и физические лица в отношении земельных участков, которые находятся у них на праве безвозмездного пользования, включая право безвозмездного срочного пользования, или переданных им по договору аренды. Соответственно, вузы не являются плательщиками земельного налога, поскольку сами находятся в ведении хозяйствующего субъекта. Введение данной льготы — это уже большой шаг навстречу развитию науки, поскольку, многие вузы располагаются на значительной территории, постоянно расширяя свои границы, путем постройки новых учебных корпусов, современных лабораторий, научных городков, бизнес-инкубаторов [6].
Налог на прибыль организаций играет важную роль в структуре государственных доходов, и в структуре расходов каждой организации не зависимо от сферы ее деятельности.
На сегодняшний день в главе 25 НК РФ нет информации о льготах на налог на прибыль организаций для образовательных учреждений, что свидетельствует о принадлежности вузов к налогоплательщикам по данной категории. Это обстоятельство не устраивает как представителей государственных, так и руководителей частных вузов. В 2009 году Конституционный суд РФ вынес решение о законности взимания налога на прибыль с имущества, сданного в аренду образовательными учреждениями. Однако данный вопрос до сих пор остается открытым, поскольку в российском законодательстве имеются значительные пробелы, так как в нормативных документах детально не описан механизм самостоятельной уплаты вузами налога на прибыль от сдачи имущества в аренду. Этот пробел часто используется для обжалования постановлений суда, например в 2009 году в Конституционный суд обратились представители МАИ и МХТИ с заявлением о проверке положений налогового кодекса РФ. Суть их претензии заключалась в том, что законодательство о налогообложении должно включать в себя более доступные для понимания нормы, чем те, которые применяются в настоящее время [7].
Нельзя не согласиться с представителями упомянутых учебных заведений, поскольку налогообложение – важный элемент взаимоотношения между государством и его субъектами, механизм которого должен быть проработан до мелочей. А многочисленные пробелы и неточности, имеющиеся в российском законодательстве ведут к непреднамеренному сокрытию части доходов и как следствие, к недополучению денежных средств в государственной казне.
Уплата налога на прибыль тяжелым бременем ложится на многие вузы. Глава Ассоциации негосударственных вузов (АНВУЗ) — В. Зернов утверждает, что вуз, в котором учатся менее 2000 студентов не приносит дохода, являясь нерентабельным, по его расчетам планка безубыточности вузов находится на отметке в 100 млн. рублей, а из 168 частных московских вузов эту планку смогли перешагнуть лишь четверть. Возникает логичный вопрос – как должен выживать вуз, когда вместо поддержки государства на него ложится тяжелое налоговое бремя? К сожалению, некоторые руководители образовательных учреждений в целях повышения прибыли и уменьшения налоговой нагрузки прибегают к недобросовестным мерам: экономия на заработной плате преподавателей, вечерняя аренда школьных классов для проведения занятий, продажа академических справок – эти методы ведут к росту доходов частных вузов в 2-3 раза. Распространение такого вида учебных заведений приводит не только к снижению уровня образования, но и опять-таки к недополучению налоговых поступлений в государственную казну [9].
Как известно каждое правило содержит исключения. Так статья 284.1 НК РФ гласит, что организации, которые осуществляют образовательную деятельность в соответствии с российским законодательством, могут применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении следующих условий:
1) если организация имеет лицензию на осуществление деятельности, выданную в соответствии с законодательством РФ;
2) если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, от выполнения научных исследований или опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при расчете налоговой базы, либо если организация за налоговый период не получила доходов, которые учитываются при расчете налоговой базы.
3) если в штате организации числятся не менее 15 работников в течение налогового периода;
4) если в налоговом периоде организация не совершает операций с векселями и производными финансовыми инструментами [10].
С одной стороны введение данного закона – это уже большой шаг в поддержку развития учебных учреждений, однако его эффективность можно подвергнуть критике. На сегодняшний день образовательная деятельность далеко не всех вузов составляет 90 % общего объема доходов. Образовательные учреждения имеют и другие источники доходов – доходы от коммерческой деятельности, получаемые от юридических и физических лиц по операциям реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав, и внереализационные доходы. Таким образом, воспользоваться льготами, которые предполагает 284.1 статья налогового кодекса РФ, может отнюдь не большое число российских вузов.
Для вузов количество обязательных выплат не ограничиваются перечисленными налогами. Каждый работодатель обязан ежемесячно перечислять страховые взносы за своих сотрудников в ПФР, ФОМС и ФСС. Величина взносов определяется в соответствии с тарифами, которые ежегодно утверждаются Правительством РФ. В 2017 году применялись следующие тарифы:
Отчисления в обозначенные фонды – неотъемлемая часть социальной сферы, поскольку данные фонды гарантируют каждому сотруднику права на пенсионное обеспечение, медицинскую помощь и социальное страхование. Социальные отчисления – это те денежные средства, которые работодатель обязан уплатить сверх заработной платы сотрудника. На сегодняшний день образовательные учреждения не имеют никаких льгот в данной сфере. Таким образом, руководители вузов, которые и так имеют небольшое финансирование, обязаны уплачивать такой же процент социальных взносов, что и директора крупных, стабильно развивающихся компаний. Непроизвольно возникает вопрос — справедливо ли это?
Источник: http://megalektsii.ru/s32814t7.html
Юрист в области административного права.
Стаж: 17 лет.