Содержание
Налог на имущество физических лиц
Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой. Сущность налога на имущества физических лиц в Российской Федерации. Роль налога на имущество физических лиц в бюджетах муниципальных образований.
Подобные документы
Определение недвижимого имущества. Основные принципы систем налогообложения имущества физических лиц в странах с развитой рыночной экономикой. Текущее состояние налоговой системы Российской Федерации. Особенности налогообложения недвижимого имущества.
курсовая работа, добавлен 14.01.2015
Сущность и функции налогов. Основы построения системы налогообложения, ее принципы и элементы. Механизм исчисления и взимания налога на имущество физических лиц, порядок и сроки уплаты. Порядок предоставления льгот по налогам на имущество физических лиц.
курсовая работа, добавлен 11.11.2010
Особенности исчисления налога на имущество и земельного налога с физических лиц. Основные положения Закона Республики Узбекистан «О налогах на имущество физических лиц». Размеры ставок этого вида налогообложения в 2013 году, специфика его уплаты.
реферат, добавлен 13.03.2013
Понятие и сущность налогообложения имущества физических лиц. Определение инвентаризационной стоимости в России, нормативное регулирование данного процесса. Особенности законодательства в налогообложении имущества физических лиц в разных странах.
курсовая работа, добавлен 19.05.2015
Общее понятие налога на имущество физических лиц. Порядок исчисления и уплаты налога. Категории граждан, которые освобождаются от уплаты налога. Условия изменения налога на имущество физических лиц. Мнение заместителя министра финансов РФ С. Шаталова.
реферат, добавлен 25.12.2013
Основная роль налогов на имущество физических лиц. Направления совершенствования налогообложения путем введения налога на недвижимость. Положение имущественных налогов с физических лиц в рамках формирования соответствующего бюджета Иркутской области.
курсовая работа, добавлен 13.03.2014
Нормативное регулирование по налогу на имущество физических лиц. Объект налога, порядок исчисления налоговой базы налога на имущество физических лиц, налоговый период. Ставки налога, льготы по налогу, сроки уплаты, ответственность налогоплательщиков.
реферат, добавлен 30.11.2007
Перечень видов имущества, выступающих объектом налогообложения. Ставки налога на строения, помещения и сооружения, транспортные средства. Категории граждан, имеющих право на льготу. Порядок и сроки исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц.
реферат, добавлен 28.11.2010

Характеристика имущественных налогов, определение их места и роли в данной системе России. Правовые принципы и основные элементы налога на имущество; анализ роли в доходах муниципальных образований. Обоснование перспектив введения налога на недвижимость.
дипломная работа, добавлен 15.05.2015
Понятие, сущность порядок исчисления и ставка налога на имущество физических лиц. Категории граждан, освобожденные от его уплаты. Условия изменения налога на недвижимое имущество физических лиц. Финальный срок по его введению для российских регионов.
контрольная работа, добавлен 13.12.2013
Источник: http://allbest.ru/k-3c0b65625b2bc78b4d53b89421306d37.html
Налог на имущество физических лиц
Понятие и сущность налогообложения имущества физических лиц. Определение инвентаризационной стоимости в России, нормативное регулирование данного процесса. Особенности законодательства в налогообложении имущества физических лиц в разных странах.
Подобные документы
История становления имущественных налогов физических лиц. Анализ существующего порядка их поступления и взимания. Определение налоговой базы по данному налогу. Проблемы налогообложения имущества физических лиц и направления его совершенствования.
курсовая работа, добавлен 04.09.2015
Понятие, субъект и объект налогообложения. Ставки налога и льготы по налогам. Порядок исчисления и уплаты налогов. Сложности в налогообложении имущества физических лиц экономического и политического характера. Заполнение форм налоговых деклараций.
курсовая работа, добавлен 09.01.2010
Сущность и основные положения налога на имущество физических лиц. Порядок исчисления и уплаты налога, предоставление льгот. Проблемы налогообложения имущества физических лиц. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2010-2012 года.
курсовая работа, добавлен 14.11.2010
Нормативное регулирование по налогу на имущество физических лиц. Объект налога, порядок исчисления налоговой базы налога на имущество физических лиц, налоговый период. Ставки налога, льготы по налогу, сроки уплаты, ответственность налогоплательщиков.
реферат, добавлен 30.11.2007
Сущность и функции налогов. Основы построения системы налогообложения, ее принципы и элементы. Механизм исчисления и взимания налога на имущество физических лиц, порядок и сроки уплаты. Порядок предоставления льгот по налогам на имущество физических лиц.
курсовая работа, добавлен 11.11.2010
Общая характеристика местного, прямого налога с физических лиц на территории г. Омска. Плательщики налога на имущество. Определение базы и ставки, исходя из инвентаризационной и кадастровой стоимости. Предоставление льгот по оплате данного налога.
презентация, добавлен 22.01.2016
Роль экономических реформ в становлении современной налоговой системы России. Сущность и принципы налогообложения имущества физических лиц. Порядок исчисления, сроки уплаты местного налога, меры ответственности за нарушение законодательства о сборах.
дипломная работа, добавлен 29.11.2010
Плательщики налогов на имущество физических лиц. Объекты налогообложения: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Нормативные акты на налоговые ставки, их зависимость от суммарной инвентаризационной стоимости.
реферат, добавлен 15.05.2009
Основная роль налогов на имущество физических лиц. Направления совершенствования налогообложения путем введения налога на недвижимость. Положение имущественных налогов с физических лиц в рамках формирования соответствующего бюджета Иркутской области.
курсовая работа, добавлен 13.03.2014
Основные особенности налоговой политики в области налогообложения имущества в России. Порядок исчисления, льготы и сроки уплаты налога на имущество физических лиц, условия начисления вычета. Категории налогоплательщиков, имеющие право на льготу.
Источник: http://allbest.ru/k-3c0b65635b2ad69b4c53b89421316c26.html
Налог на имущество физических лиц
В соответствии с Законом от уплаты налога на имущество освобождаются категории граждан: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а
Налог на имущество физических лиц
Другие дипломы по предмету
В основу действующей системы налогообложения имущества, принадлежащего физическому лицу на праве собственности, положен принцип пообъектного обложения, т.е. налоговые обязательства возникают и определяются самостоятельно по каждому объекту недвижимости вне зависимости от количества объектов недвижимости, находящихся в наличии у данного лица. Из принятой и вступившей в силу части первой НК уже следует, что сохраняется отдельное налогообложение земельных участков и зданий (строений, помещений и сооружений). Будут установлены три самостоятельных вида налогообложения: налогообложение недвижимого имущества (региональный), налогообложение земельных участков (местный налог) и налогообложение имущества физических лиц (местный налог).
Таким образом, можно предположить, что элементы системы совокупного налогообложения недвижимого имущества, принадлежащего физическим лицам на праве собственности, могут существовать только в рамках отдельных регионов (субъектов РФ). Система совокупного налогообложения недвижимого имущества и даже применение отдельных элементов этой системы крайне невыгодны крупным собственникам, а также любым физическим лицам, имеющим несколько объектов недвижимого имущества. В этом случае резко снижаются возможности по применению налоговых льгот. После принятия и вступления в силу части второй НК права регионов и органов местного самоуправления в сфере налогообложения недвижимости, принадлежащей физическим лицам, существенно расширены.
Глава 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
2.1 Основные элементы налога
Налог на имущество физических лиц в системе налогов и сборов Российской Федерации предусмотрен ст. 15 Налогового кодекса РФ. Различают местный, имущественный, прямой, систематический. Налог установлен Законом РФ от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц». Закон является единственным законодательным актом федерального уровня, регулирующим налогообложение конкретным видом налога, и не входящим в состав НК РФ. Все иные налоги и сборы, предусмотренные ст.ст. 12-15 части первой НК РФ, регулируются соответствующими главами части второй НК РФ. Правовые акты, регулирующие налогообложение имущества физических лиц, составляют три уровня: федеральный, региональный, местный
Налог вводится в действие и прекращает действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Налог зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения по нормативу 100%.
Налогоплательщики — физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними. Налогоплательщики представлены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 Налогоплательщики
По общему правилу Физические лица (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства) — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии с Законом.Общая долевая собственность нескольких физических лиц (или физических лиц и организаций) Каждое из этих физических лицОбщая совместная собственность нескольких физических лиц без определения долейНалогоплательщиком может быть одно из этих лиц (по согласованию). В случае несогласованности налог уплачивается каждым лицом в равных долях.
. Объект налогообложения — жилые дома, квартиры, дачи, гараж и иные строения, помещения и сооружения (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 — Объекты обложения налогом на имущество физических лиц
. Налоговая база — инвентаризационная стоимость объекта, определяемая органами технической инвентаризации. Инвентаризационная стоимость — это восстановительная стоимость объекта с учетом износа и динамики роста цен на строительную продукцию, работы и услуги. Если физическое лицо владеет несколькими объектами, то налоговой базой будет являться — суммарная инвентаризационная.
. Налоговый период — налог уплачивается ежегодно.
. Налоговая ставка — ставки налога, согласно Закону, устанавливаются соответствующим нормативным правовым актом органа местного самоуправления, устанавливающим зависимость ставки налога либо от стоимости имущества, либо от суммарной инвентаризационной стоимости имущества в следующих пределах (таблица 2.2):
Таблица 2.2 Налоговые ставки
Стоимость имущества (суммарная инвентаризационная стоимость имущества)Ставка налогадо 300 тыс. руб.до 0,1 процентаот 300 тыс. руб. до 500 тыс. руб.от 0,1 до 0,3 процентаСвыше 500 тыс. руб.от 0,3 до 2 процентов
Предельные ставки налога на имущество физических лиц определены законом и не могут превышать указанных размеров. Представительные органы местного самоуправления могут определять дифференциацию ставок в установленных пределах в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости, типа использования строений, помещений и сооружений и по иным критериям.
2.2 Льготы по налогу
В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 г. № 2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» налог на строения, помещения и сооружения не уплачивается пенсионерами, получающими пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Согласно пункту 1 статьи 5 Закона лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы.
Для лиц являющихся пенсионерами документом, подтверждающим право на льготу, является пенсионное удостоверение (пункт 5 Инструкции МНС России по применению Закона Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц» от 02.11.1999 г. № 54).
Если имущество, которое признается объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, то налогоплательщиком по отношению к этому имуществу признается каждое из данных физических лиц соразмерно его доле в таком имуществе. В таком же порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций).
В случае, когда имущество, которое признается объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, то они несут одинаковую ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, которое определяется по соглашению между ними.
Источник: http://www.studsell.com/view/86683/?page=3
Налог на имущество физических лиц
В соответствии с Законом от уплаты налога на имущество освобождаются категории граждан: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а
Налог на имущество физических лиц
Другие дипломы по предмету
В экономической литературе приводятся самые разные трактовки налоговых функций. Принципиально их можно свести к двум основным функциям: фискальная; стимулирующая.
Фискальная функция проявляется в бесперебойном обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Ей присуще единственное свойство — максимальная мобилизация финансовых ресурсов в доход государственного бюджета; оно позволяет бесперебойно обеспечивать доходную часть бюджета. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются.
Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство входит в постоянное соприкосновение с участниками процесса производства, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.
Стимулирующая (регулирующая) функция налогов состоит в их способности воздействовать на развитие экономики, обеспечивая ее устойчивый рост, устраняя возникающие диспропорции между объемами производства и платежеспособным спросом. Через налоги государство осуществляет регулирование финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, стимулирование приоритетного развития отдельных отраслей народного хозяйства, экспорта, научно-технического прогресса и др. Стимулирующая функция реализуется через систему льгот, преференций, штрафные санкции и др.
Эти две функции тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, в то же время, они находятся во взаимном противоречии.
1.2 Эволюция развития налога на имущество физических лиц в РФ
Налог на имущество физических лиц, земельный налоги с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, устанавливаются законодательными актами РФ и взимаются на всей ее территории. При этом конкретные ставки этих налогов определяются законодательными актами республик в составе РФ или решениями органов государственной власти краев, областей, автономной области, автономных округов, районов, городов и иных административно-территориальных образований, если иное не предусмотрено законодательным актом РФ.
Местные налоги на имущество физических лиц были введены Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003- I «О налогах на имущество физических лиц». Налогоплательщиками являются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком в отношении этого имущества признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. В аналогичном порядке определяются налогоплательщики, если такое имущество находится в общей долевой собственности физических лиц и предприятий (организаций). Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. При этом плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.
Первоначально налог на строения, помещения и сооружения подлежал уплате ежегодно по ставке 0,1% их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, — стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой для расчета суммы по государственному обязательному страхованию. В соответствии с Федеральным законом от 11 августа 1994 г. № 25-ФЗ с 1 января 1994 г. налог на строения, помещения и сооружения уплачивался ежегодно по ставке, устанавливаемой органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ в размере, не превышающем 0,1% их инвентаризационной стоимости, а в случае, если таковая не определялась, — стоимости этих строений, помещений и сооружений, определяемой по обязательному страхованию.
Взимаемый по Закону об основах налоговой системы местный налог на транспортные средства введен Законом РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003- I «О налогах на имущество физических лиц». Налогоплательщиками являются физические лица (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства), имеющие на территории РФ в собственности имущество, определенное в качестве объекта налогообложения. Объект налогообложения — самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, мотосани, моторные лодки и другие водно-воздушные транспортные средства (за исключением весельных лодок).
Налог на транспортные средства взимался в зависимости от мощности двигателя. Первоначально ставки налога устанавливались в копейках в зависимости от вида объекта обложения и мощности двигателя (с каждой лошадиной силы или каждого киловатта мощности). С 1 января 1995 г. в соответствии с Федеральным законом размеры ставок налога были установлены в процентах МРОТ, действующего на дату начисления налога. Кроме того, в число объектов обложения дополнительно были включены «другие транспортные средства, не имеющие двигателей, весельных лодок, велосипедов».
Система взимания налога на транспортные средства в очередной раз была реформирована в 1999 г.: вместо твердых ставок были установлены предельные размеры налога в процентах МРОТ, действующего на дату начисления налога, а также в самостоятельные объекты обложения были выделены парусные суда и несамоходные (буксирные) суда. По парусным судам предельный размер налога был установлен в 30% МРОТ с каждого пассажиро-места. Предельный размер налога для несамоходных (буксирных) судов был установлен в 10% с каждой регистровой тонны валовой вместимости судна.
С момента введения налога на недвижимость налог на имущество предприятий, налог на имущество физических лиц, за исключением налога на транспортные средства, предусмотренного Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц», и земельный налог в городах Новгороде и Твери не взимались. Было установлено, что налог на недвижимость является местным налогом и вводится представительными органами местного самоуправления в соответствии с указанным Законом и на основании законов субъектов РФ. Средства от налога на недвижимость поступают в доход бюджетов городов Новгорода и Твери. Расчеты с федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ на время проведения эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери не изменяются. Объектами налогообложения являются земельные участки (в том числе земельные участки лесного фонда), здания, сооружения и иное недвижимое имущество. Налогооблагаемая база налога на недвижимость исчисляется исходя из оценки рыночной стоимости объектов недвижимости на 1 января того года, за который начисляются платежи. Методика оценки рыночной стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения устанавливается представительными органами местного самоуправления городов Новгорода и Твери.
Расходы на проведение указанного эксперимента, включая расходы на создание налогового реестра объектов недвижимости и определение рыночной стоимости объектов недвижимости, производятся за счет средств бюджетов городов Новгорода и Твери.
Было установлено, что на период проведения указанного эксперимента налогооблагаемая база налога на недвижимость жилого назначения составляет не более 50% оценки рыночной стоимости квартир и жилых помещений.
Представительные органы местного самоуправления городов Новгорода и Твери после завершения эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери должны были представить Федеральному Собранию РФ и Правительству РФ отчет о результатах его проведения и предложения по совершенствованию налогообложения недвижимости.
На период проведения эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Новгороде и Твери с момента введения налога на недвижимость уплаченная сумма налога на недвижимость относится на издержки производства для юридических лиц и (или) не включается в совокупный доход при налогообложении физических лиц. Результаты указанного эксперимента легли в основу изменений системы поимущественного налогообложения, осуществляемых при введении в действие части второй НК РФ.
В 1990-е гг. налогообложение недвижимого имущества физических лиц было одной из наиболее слабо разработанных сфер действующего налогового законодательства РФ. Поступления по налогу на строения, помещения и сооружения в последние годы постоянно возрастали, но этот рост был обусловлен главным образом инфляционной составляющей. Доля поступлений по этому налогу в общих налоговых доходах местных бюджетов остается на низком уровне. В 1998 г. доля поступлений по налогу на недвижимое имущество составила около 0,15%, тогда как в отдельных развитых странах сумма поступлений от аналогичных видов налогов в местные бюджеты достигает 40%. В 1997 г. средняя сумма налога, приходившаяся на одного плательщика, составила по России 21,6 руб., по Москве — около 39 руб. и Московской области — 9,4 руб.
С развитием рынка недвижимости, совершенствованием методик определения стоимости объектов недвижимого имущества, а также установлением ответственности налогоплательщиков за предоставление информации налоговым органам удельный вес имущественных налогов с физических лиц в структуре доходной части местных бюджетов может возрасти. Однако существует ряд сдерживающих факторов: по налогу на строения, помещения и сооружения установлен широкий перечень лиц, которым предоставляются различного рода льготы; при этом льготные категории лиц освобождены от уплаты налога независимо от количества принадлежащих им объектов недвижимости и их стоимости; многочисленные дополнительные виды льгот по данному налогу предоставляются на уровнях регионов и местных
Источник: http://www.studsell.com/view/86683/?page=2
Налог на имущество физических лиц
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
В соответствии с Законом от уплаты налога на имущество освобождаются категории граждан: Герои Советского Союза и Герои Российской Федерации, а
Налог на имущество физических лиц
Другие дипломы по предмету
Глава 1. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
.1 Сущность налога на имущество физических лиц
.2 Эволюция развития налога на имущество физических лиц в РФ
Глава 2. ПОРЯДОК ИСЧИСЛЕНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
.1 Основные элементы налога
.2 Льготы по налогу
.3 Порядок исчисления и уплаты налога
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Налоги являются обязательными платежами, которые взимаются государством с хозяйствующих субъектов и граждан. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития. Налоги служат основным источником поступлений в государственный бюджет и, следовательно, дополнительным источником ресурсов для покрытия общегосударственных расходов на удовлетворение общественных потребностей.
Особое значение для современной России имеет формирование рациональной налоговой системы, направленной на создание благоприятных условий развития предпринимательской деятельности. Один из важнейших путей решения этой задачи — строгое соблюдение действующего налогового законодательства. Законопослушный налогоплательщик даже в условиях достаточно высокого уровня налогового пресса часто имеет возможность минимизировать свои платежи по налогам. Соблюдение налогового законодательства невозможно без грамотного и безупречного выполнения всех нормативных актов по налогообложению.
Потребность в реформировании налогообложения имущества физических лиц обусловлена необходимостью рационализации формирования денежных доходов муниципальных образований, а также повышением эффективности и потенциала налога в целом. Существующий механизм начисления и взимания имущественных налогов в большей степени служит фискальным целям, нежели задачам общеэкономического характера.
Наблюдаются низкая собираемость имущественных налогов и проблемы администрирования (использование в качестве налоговой базы по налогу на имущество физических лиц инвентаризационной стоимости, сложность и многообразие системы льгот, несовершенство процедур расчета и порядка уплаты по налогу).
Проблема оценки недвижимости является наиболее серьезной трудностью, которая существует в настоящий момент и препятствует введению налога на недвижимость. Создание кадастра недвижимости является одним из важнейших этапов проведения реформы налогообложения недвижимости.
При рассмотрении региональных и местных налогов, в число которых входит большинство имущественных налогов, можно заметить, что доходы от налогообложения имущества занимают преобладающую долю в объеме собственных налоговых доходов региональных и местных бюджетов. В самой структуре имущественных налогов основной объем доходов формируется налогом на имущество организаций. Данный налог занимает более 90% доходов от имущественного налогообложения в России. Доминирующая роль налога на имущество организаций объясняется тем, что его объекты в своей совокупности являются наиболее дорогостоящими по сравнению с объектами других налогов, официально входящих в систему имущественного налогообложения, — налога на имущество физических лиц, налога на операции с ценными бумагами и налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения (последние два налога к настоящему времени отменены).
Таким образом, актуальность выбранной темы не вызывает сомнения, так как на сегодняшний день одним из важнейших имущественных налогов является налог на имущество физических лиц, потому что он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета. Всего поступило налогов в бюджетную систему РФ за 2010 год 5878,79 млрд. руб., 2009 год 7516,20 млрд. руб., а в 2008 году за тот же период 9278,39 млрд. руб. Налог на имущество (организаций и физических лиц) за 2010 год 135,93млрд. руб., 2009 год составил 549,23 млрд. руб.
Целью курсовой работы является изучение эволюции налога на имущество физических лиц.
В соответствии с поставленной целью в дипломной работе решались следующие задачи:
-характеристика сущности налога на имущество физических лиц;
-изучение налога на имущество физических лиц в зарубежных странах;
-рассмотрение основных элементов налога на имущество физических лиц;
-определение льгот по налогу и порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц;
-анализ проблем по налогу и перспективы его развития.
Объектом изучения курсовой работы является налог на имущество физических лиц.
Предметом изучения послужили общественные отношения в сфере налогообложения физических лиц.
Теоретической базой для изучения послужили труды отечественных и зарубежных авторов, законодательство Российской Федерации в сфере налогов и налогообложения.
В соответствии с поставленной целью и задачами, структура работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемых источников.
Глава 1. НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
1.1 Сущность налога на имущество физических лиц
Большинство федеральных и региональных налогов и сборов, установленных в декабре 1991 г., представляли собой принципиально новые виды обязательных отчислений. Система местных налогов и сборов в первой половине 1990-х гг. в большей степени сохраняла черты прежнего советского периода. Прежде всего, это относится к налогообложению имущества физических лиц и различного рода сборам.
В соответствии с Законом «Об основах налоговой системы» к местным налогам были отнесены следующие: налог на имущество физических лиц; земельный налог; налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне; налог на рекламу; налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров; налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы.
В соответствии с Федеральным законом от 28 августа 1995 г. № 143 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местные налоги, сборы, а также льготы по их уплате устанавливаются представительными органами местного самоуправления самостоятельно. Население непосредственно путем местного референдума, на собраниях (сходах) граждан или представительные органы местного самоуправления с учетом мнения населения могут предусматривать разовое добровольное внесение жителями средств для финансирования решения вопросов местного значения.
Налогом на имущество физических лиц признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Совокупность финансовых и правовых мероприятий, проводимых государством в связи с изъятием части доходов предприятий и граждан, представляет собой процесс налогообложения.
Таким образом, налог — обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый государством с хозяйствующих объектов и граждан в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств (на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления) в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.
Одним из важнейших налогов является налог на имущество физических лиц, так как он играет не последнюю роль в формировании доходной части бюджета. Налоги на имущество и, в первую очередь, на имущество, полученное в наследство или подарок, появились вместе с возникновением государства. Они существовали в государствах древней Византии и Рима.
Как правило, во все исторические времена и во всех государствах имущество, переходящее в порядке наследования или дарения, особенно в крупных суммах, облагалось налогом в повышенных размерах, так как оно было нажито не в результате деятельности лица, получившего это имущество. Это было оправдано, тем более, что государство несло расходы по охране имущества граждан.
Налоговые поступления от обложения наследства и дарений в общей сумме налоговых доходов стран составляют менее 1%. Столь незначительная доля поступлений по налогообложению наследства и дарений, несмотря на высокие (до 60-70%) предельные ставки, обусловлена системой вычетов из суммы наследования или дарения, подлежащей налогообложению.
Налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, взимался и будет взиматься с наследников независимо от государственной пошлины, уплачиваемой за нотариальное оформление наследования или дарения.
Сущность налогов выражают их функции, которые отражают определенную сторону налоговых отношений. Функции любой экономической категории раскрывают ее сущность, внутреннее содержание и значение. Функция налогов на имущество физических лиц — это проявление их сущности в действии, способ выражения его свойств.
Из определения налогов на имущество физических лиц вытекает, что им присущ обязательный и принудительный характер изъятия в бюджет. Таким образом, налоги являются основой государственных доходов, позволяя тем самым покрывать общественные потребности. Эта функция налога называется фискальной либо финансовой (от латинского fiscus — государственная казна). В тоталитарных и экономически слабых государствах, как правило, финансовая функция превалирует над остальными. Тяжесть налогового бремени и полная подчиненность налогообложения интересам государства приводит к тому, что налогоплательщики не только не выполняют возложенных на них налоговых обязательств, но и изыскивают законные и незаконные пути ухода от налогов.
Источник: http://www.studsell.com/view/86683/
Налог на имущество физических лиц, механизм исчисления, его совершенствование
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Рязанский государственный университет
имени С.А. Есенина»
по региональным налогам
на тему: «Налог на имущество физических лиц, механизм исчисления, его совершенствование».
Проверил: Отто В.С.
ГЛАВА 1.Понятие налога на имущество физических лиц……………………. 5
ГЛАВА 2. Объект и плательщики налога на имущество физических лиц……. 7
2.1. Плательщики налога на имущество физических лиц…………………7
2.2. Имущество, признаваемое объектом налогообложения……………. 8
ГЛАВА 3. Налоговая база и декларация по налогу на имущество физических лиц…………………………………………………………………………………..11
3.1. Особенности определения налоговой базы…………………………..11
3.3. Льготы но налогу на имущество физических лиц…………………. 13
3.4. Обязанность предоставления налоговой декларации………………..15
3.5. Особенности определения сроков начисления налога………………15
3.6. Налоговое уведомление и требование об уплате…………………….16
ГЛАВА 4. Пути совершенствования налога на имущество физических лиц…17
ГЛАВА 5. Расчет налога на имущество физических лиц………………………23
В начале XIX в. отмечалось, что государство ничего не может делать для граждан, если граждане ничего не делают для государства. Эта взаимосвязь «гражданин-государство» наиболее основательно осуществляется посредством механизма, определяемого налоговым правом. Закрепление Конституцией Российской Федерации права частной собственности как одного из гарантированных государством прав гражданина неизбежно привлекло «внимание» налогового права к отношениям владения имуществом гражданами. И ныне все физические лица должны уплачивать установленные законом налоги.
Налоговая система Российской Федерации представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, а также форм и методов налогового контроля и ответственности за нарушения налогового законодательства.
Задачи налоговой системы — обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода, создания благоприятных условий для развития предпринимательства, реализация социальных программ.
Налоги являются основным источником формирования доходной части бюджета РФ. И не последнюю роль в этом играют налоги с физических лиц. Физические лица в РФ облагаются несколькими видами налогов, в том числе транспортным налогом, рядом косвенных налогов, включаемых в стоимость покупаемой физическим лицом продукции (например, акцизы), но основными налогами, которые уплачивают практически все граждане, является подоходный налог с физических лиц и налог на имущество физических лиц. С экономической точки зрения налог с физического лица — отчуждение в пользу государства (муниципального образования) части принадлежащего ему на праве собственности имущества. Обязанности по уплате налогов возникают у физического лица при наличии у него объекта налогообложения.
При уплате налога должны быть определены следующие элементы налогообложения: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога.
Все налоги и сборы с физических лиц взимаются в соответствии Налоговым Кодексом РФ так, что это не препятствует гражданам в реализации ими прав, оговоренных Конституцией РФ.
В данной работе я рассматриваю налог на имущество физических лиц. Этот налог является одним из самых обсуждаемых в народе налогов, так как за свою историю он перетерпел множество изменений, связанных определением налоговой базы, предоставлением льгот и множеством иных тонкостей и особенностей уплаты этого налога, которые будут освещены в этой работе и в заключении рассмотрены на конкретном примере.
Множество вопросов и проблем возникает у граждан в связи с незнанием этих особенностей налога на имущество физических лиц. А “незнание законов не освобождает от ответственности”. Наше налоговое законодательство оставляет желать много лучшего, но тем не менее его необходимо досконально знать, особенно в части налогообложения физических лиц, т.к. это касается каждого гражданина.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ.
Закон Российской Федерации “О налоге на имущество физических лиц” был принят 9 декабря 1991 г. До него в советский период действовало налогообложение принадлежащего гражданам имущества лишь по отдельным его видам, в сущности единичным: это налоги с владельцев строений и налог с владельцев транспортных средств. До 50 — 60-х гг. существовали и налоги с владельцев скота, налогообложение земли. Поскольку перечень объектов налогообложения был ограниченным, обобщающее их наименование и единый нормативный акт отсутствовали; регулирование производилось отдельными нормативными актами по конкретным видам имущества.
Поимущественные налоги действовали в царской России (например, квартирный налог, налог с наследства). В настоящее время они взимаются в зарубежных странах со стоимости движимого и недвижимого имущества, обычно по невысоким ставкам, в системе местного налогообложения.
Особенность имущественных налогов состоит в том, что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.
Рассматриваемый Закон как единый акт установил налогообложение имущества граждан, охватывающее разнообразные его виды. Выделены были в порядке исключения автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы на пневмоходу, налогообложение которых регулируется особым нормативным актом.
Затем круг объектов налога на имущество по действующему законодательству был существенно заужен. Объектами налогообложения выступало только недвижимое имущество: жилые дома, квартиры, дачи, га-
ражи и иные строения, помещения и сооружения. Это изменение остается в силе и по сей день.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, то есть данный вид налога устанавливается Налоговым ко-
дексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах, и обязателен для
физических лиц к уплате на территории соответствующего муниципального об-
разования. Иначе говоря, для того чтобы налог действовал, он должен быть узаконен на местном уровне. Для этого местный представительный орган принимает соответствующее решение о взимании налога на имущество с физических лиц.
По общему правилу основные элементы налогообложения (налогоплательщики,
объект налогообложения, налоговая база) устанавливаются на федеральном уровне — в НК РФ или ином федеральном законе.
На местах определяются налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога. Также могут быть установлены налоговые льго-
ты в дополнение к уже установленным НК РФ, основания и по-
рядок их применения.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим порядок взимания налога на имущество физических лиц, явля-
ется Закон РФ от 9 декабря 1991 г. № 2003-1 «О налогах на
имущество физических лиц» (в ред. Закона РФ от 22.12.1992 N 4178-1; Федеральных законов от 11.08.1994 N 25-ФЗ, от 27.01.1995 N 10-ФЗ, от 17.07.1999 N 168-ФЗ,от 24.07.2002 N 110-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 05.04.2009 N 45-ФЗ)
ГЛАВА 2. ОБЪЕКТ И НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКИ
2.1. Плательщики налога на имущество физических лиц
В соответствии с положениями Закона «О налогах на иму-
щество физических лиц» плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица — собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Гражданским кодексом
предусмотрен ряд оснований возникновения права собственности на имущество. При этом их мож-
но разделить на две основные группы
1. Первоначальные,когда право собственности на недвижимость возникает впервые.
2. Производные, когда право данного собственника зависит от
прав его предшественника, то есть переходит от предыдущего собственника.-
Итак, обратим внимание на следующий момент: плательщиком налога является только собственник этого имущества .
При этом если собственниками имущества яв-
ляются несовершеннолетние дети, то налог должен уплачивать-
ся родителями, опекунами или попечителями. Налог на строе-
ния, помещения и сооружения за детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, обязаны уплачивать учреждения, в ко-
торых они находятся на полном государственном обеспечении.
В случае, когда физическое лицо не проживает по месту нахождения имущества, признаваемого объектом налогообложения, налоговое уведомление на уплату исчисленного налога направляется налогоплательщику по почте заказным письмом по адресу его места жительства.
2.2. Имущество, признаваемое объектом налогообложения.
Имуществом, признаваемым объектом налогообложения, являютсяжилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения.
Несколько иная ситуация складывается с жилищными ко-
оперативами. В соответствии с п. 4 ст. 218 ГК РФ член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного и иного
потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на
паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квар-
тиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное кооперативом приобретают право собственности на указанное иму-
щество. И в данном случае не имеет значения, было ли
зарегистрировано право собственности на это имущество.
Как разъясняют налоговые органы, момент возникновения права собственности посредством государственной регистрации, предусмотренной п. 1 ст. 131 ГК РФ, в данном случае для целей налогообложения не имеет принципиального значения, так как происходит государствееная регистрация уже приобретенного права собственности. Следовательно, физическое лицо является плательщиком налога на строения, помещения и сооружения с месяца, в котором был полностью внесен паевый взнос.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Юрист в области административного права.
Стаж: 17 лет.