Содержание
- 1 Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на имущество организаций при наличии обособленных подразделений
- 2 Глава 30. Налог на имущество организаций (ст.ст. 372 — 386.1)
- 3 Урок 20. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций
- 4 Рассчитываем налог на имущество организаций по-новому
- 5 Налог на имущество: расчет, уплата, бюджетный учет
- 6 Налоговая база по налогу на имущество
- 7 Плательщиками налога на имущество организаций являются.
- 8 Расчет налога на имущество
Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на имущество организаций при наличии обособленных подразделений
Исчисление и уплата налога на имущество организаций при наличии обособленных подразделений
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, страховые взносы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
На основании п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется, в том числе, в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс. В отношении имущества каждого обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется отдельно (п. 3 ст. 382 НК РФ).
В соответствии со ст. 384 НК РФ организация, в состав которой входят обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по месту нахождения каждого из обособленных подразделений в отношении имущества, признаваемого объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ, находящегося на отдельном балансе каждого из них.
Сумма налога определяется как произведение налоговой ставки, действующей на территории субъекта РФ, на которой расположены эти обособленные подразделения, и налоговой базы, определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого обособленного подразделения с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ.
Таким образом, обязанность организации по уплате налога по месту нахождения обособленного подразделения возникает только в отношении имущества, учитываемого подразделением на его отдельном балансе. См. письма Минфина России от 01.02.2016 N 03-07-11/4411, от 19.06.2009 N 03-05-04-01/44, от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20, 20.12.2007 N 03-05-06-01/145, от 20.09.2006 N 03-06-01-04/177, от 19.01.2006 N 03-06-01-04/07, УФНС России по г. Москве от 23.09.2010 N 16-15/00102.
Статьей 385 НК РФ определено, что организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.

Это значит, что если подразделение головной организации, находящееся вне ее места нахождения, не выделено на отдельный баланс и наделено только движимым имуществом, то такое имущество должно учитываться при определении налоговой базы головной организации. Исчисление и уплата налога (авансовых платежей), а также представление налоговой декларации (налогового расчета по авансовым платежам) должно производиться по месту нахождения головной организации. Такой вывод представлен в письмах Минфина России от 20.03.2012 N 03-05-05-01/16, от 11.03.2009 N 03-05-05-01/17, от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20, от 20.12.2007 N 03-05-06-01/145 и др., ФНС России от 13.03.2012 N БС-4-11/4175.
Обратите внимание, что в представляемой налогоплательщиком (в том числе крупнейшим) налоговой декларации (расчете по авансовым платежам) в отношении сумм налога, подлежащих уплате в бюджеты субъектов РФ, в которых у организации имеются выделенные на отдельный баланс обособленные подразделения и объекты недвижимого имущества (находящиеся вне местонахождения организации и ее обособленных подразделений), должны быть указаны КПП, присвоенные налоговыми органами по местонахождению указанных обособленных подразделений и объектов недвижимого имущества. См. письмо ФНС России от 12.09.2013 N БС-4-11/16569@.
Источник: http://base.garant.ru/58076552/
Глава 30. Налог на имущество организаций (ст.ст. 372 — 386.1)
Информация об изменениях:
Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 139-ФЗ раздел IX части второй настоящего Кодекса дополнен главой 30, вступающей в силу с 1 января 2004 г.
Глава 30. Налог на имущество организаций
ГАРАНТ:
> Общие положения |
Содержание Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) |
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Источник: http://base.garant.ru/10900200/321d6df00cc6f6e7c4bc91f3c6060067/
Урок 20. Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций
Порядок исчисления и уплаты налога на имущество организаций определен гл.30 НК.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.
Налогоплательщики: российские организации, а также иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ.
Объектом налогообложения признаются:
— для российских организаций – движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета;
— для иностранных организаций – движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
Налоговые последствия по данному налогу зависят в первую очередь от правил бухгалтерского учета.
Налоговая база устанавливается как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При ее определении имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации. Если для объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, их стоимость для целей налогообложения определяется как разница между первоначальной стоимостью и величиной износа.
Среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового периода последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу.
Льготы. Список льгот насчитывает около 20 позиций, в т.ч. на имущество религиозных организаций, организаций инвалидов, организаций уголовно-исполнительной системы и проч.
Налоговый период – календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года. Законодательный орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды.
Ставка налога. Предельный размер налоговой ставки составляет 2,2% налогооблагаемой базы.
Порядок исчисления налога. Сумма налога исчисляется по итогам календарного года как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, определенной за налоговый период. Для уплаты налога в бюджет эта величина уменьшается на сумму фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей по налогу.
Сумма авансового платежа по налогу исчисляется и уплачивается по итогам каждого отчетного периода в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой ставки и средней стоимости, определенный за отчетный период.
Порядок и сроки уплаты. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиком в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.
По истечение каждого отчетного и налогового периода налогоплательщик обязан представить с налоговые органы расчеты по авансовым платежам и декларацию.
Срок предоставления налоговых расчетов по авансовым платежам – не позднее 30 дней с момента окончания соответствующего отчетного периода. Налоговая декларация по итогам налогового периода, форма которой утверждается налоговым органом, должна быть представлена не позднее 30 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Сдача сессии и защита диплома — страшная бессонница, которая потом кажется страшным сном. 8940 —
185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Рассчитываем налог на имущество организаций по-новому
ФОРМА
И хотя поправки в НК РФ в отношении налога на имущество были внесены в 2014 году, а некоторые даже в 2013 году, вступили они в силу только с 1 января 2015 года (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 2 ноября 2013 года № 307-ФЗ). А значит, что отчетность за 2014 год придется сдавать с учетом этих изменений. Разберемся, на что же обратить внимание при расчете налога.
Кто платит налог на имущество и как рассчитать налоговую базу
Прежде всего стоит напомнить, что налог теперь должны платить все организации, имеющие налогооблагаемое имущество. Напомним, до 1 января 2015 года из их числа были исключены организации, находящиеся на УСН и ЕНВД (п. 2 ст. 346.11 НК РФ, п. 4 ст. 346.26 НК РФ). Правда, последние по новым правилам обязаны уплачивать налог только с имущества, налоговая база по которому определяется как его кадастровая стоимость.
Дело в том, что, как и раньше, по общему правилу налоговой базой является среднегодовая стоимость имущества, которая, в свою очередь, учитывается по остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ). Но для некоторых объектов теперь применяется другой порядок – исходя из кадастровой стоимости имущества. НК РФ устанавливает четыре вида таких объектов:
- административно-деловые центры и торговые центры (комплексы), а также помещения в них;
- нежилые помещения, предусмотренные или фактически используемые для размещения в них офисов, торговых объектов, объектов общепита и бытового обслуживания;
- объекты недвижимого имущества иностранных организаций, которые не осуществляют свою деятельность в России через постоянные представительства или которые не используют такие объекты в своей деятельности на территории России;
- жилые дома и жилые помещения, не учитываемые на балансе в качестве объектов основных средств (п. 1 ст. 378.2 НК РФ).
Несмотря на то, что на первый взгляд перечень объектов невелик, в реальности он охватывает достаточно большое количество организаций. Ведь только в Москве на конец 2014 года, по оценкам международной консалтинговой компании в области недвижимости CBRE, общий объем предложения торговых площадей достиг отметки 4803 тыс. кв. м.
Если же организация владеет не всем зданием, а только частью помещений в нем и при этом кадастровая стоимость данных помещений не определена, налоговую базу следует рассчитывать следующим образом:
Налоговая база помещения = (кадастровая стоимость здания, в котором находится помещение / общая площадь здания) х площадь помещения (п. 6 ст. 378.2 НК РФ).
Кадастровую стоимость здания можно узнать на Публичной кадастровой карте, найдя соответствующее здание. Если же нужных сведений на этом ресурсе не оказалось, можно узнать кадастровую стоимость на сайте Росреестра в разделе «Сервисы» (подраздел «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online»). Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер помещения или же его адрес. Еще один вариант – направить в ведомство электронный запрос на получение сведений из государственного кадастра недвижимости. Ответ должны прислать уже через пять рабочих дней (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости; далее – Порядок). При этом форму ответа заявитель может выбрать самостоятельно – либо электронным письмом (для этого необходимо указать адрес электронной почты), либо на бумажном носителе (высылается почтой на указанный почтовый адрес, или направляется в любое территориальное отделение Почты России до востребования) (п. 27 Порядка). В первом случае размер госпошлины за услугу составит 150 руб., во втором – 400 руб. (скан-копия платежки должна быть приложена к запросу).
ПОЛЕЗНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Рассчитать госпошлину за получение сведений из государственного кадастра недвижимости можно с помощью нашего калькулятора.
Если налогоплательщик считает, что кадастровая стоимость его имущества серьезно отличается от рыночной, он вправе обжаловать результаты кадастровой оценки. Обратиться можно в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при территориальном управлении Росреестра или в суд. Отметим, что для юридических лиц претензионный (досудебный) порядок оспаривания стоимости в комиссии является обязательным (ст. 24.18 гл. III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Для обращения в комиссию нужно подать заявление об оспаривании кадастровой стоимости и следующие документы:
- кадастровую справку о стоимости объекта недвижимости;
- нотариально заверенную копию правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости (например, свидетельства о праве собственности);
- документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости – если кадастровая стоимость оспаривается по этому основанию (например, оценщик исходил из ошибочного метража квартиры, что можно подтвердить техпаспортом помещения);
БЛАНК
Заявление на пересмотр кадастровой стоимости
Другие бланки
Налоговые ставки и льготы
Налоговые ставки при расчете налоговой базы на основе среднегодовой стоимости имущества устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2% (п. 1 ст. 380 НК РФ).
Для тех, кто будет рассчитывать налог исходя из кадастровой стоимости, предусмотрены другие налоговые ставки, которые также должны устанавливаться субъектами России. Если регионы ставки самостоятельно не установили, то для расчета налога нужно использовать ставку, определенную НК РФ. Отметим, что предусмотрен переходный период – в течение первых двух лет будут использоваться пониженные налоговые ставки. Так, для расчета налога на имущество за 2014 год установлена максимальная ставка в размере 1%, за 2015 год – 1,5%. С 2016 года максимальная ставка выравняется до уровня 2%. При этом для Москвы установлены индивидуальные ставки: за 2014 год – 1,5% и за 2015 год – 1,7%. В 2016 году размер налоговых ставок для столичных налогоплательщиков сравняется с размером общеустановленных (подп. 1-2 п. 1.1 ст. 380 НК РФ).
СОВЕТ
Посмотреть, какую ставку по какому виду имущества нужно применять в том или ином регионе, можно на официальном сайте ФНС России.
Также регионы могут самостоятельно установить ставки по налогу на имущество в зависимости от от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения, которые не должны превышать общеустановленной (п. 2 ст. 380 НК РФ).
Некоторые организации могут воспользоваться и новыми льготами, то есть не уплачивать налог. Они распространяются на имущество, одновременно расположенное во внутренних морских водах России, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне и используемое при разработке морских месторождений углеводородного сырья (п. 24 ст. 381 НК РФ).
Как рассчитывать налог на имущество по новым правилам
Рассмотрим на примере, как правильно рассчитать налог и заполнить декларацию.
Прежде всего стоит определить, какое имущество будет облагаться налогом. Потом, исходя из вида имущества, выбрать порядок расчета налоговой базы. Необходимо также проверить, имеются ли льготы по данному виду имущества. Далее, в зависимости от местонахождения имущества, определяется налоговая ставка и рассчитывается сам налог.
Организация владеет одним офисным помещением в Москве общей площадью 140 кв. м., при этом его кадастровая стоимость не определена. Кадастровая стоимость самого здания составляет 965 859 064 руб., при этом его общая площадь – 7003 кв. м.
Прежде чем определим налоговую базу, нужно рассчитать кадастровую стоимость офисного помещения. Для этого необходимо кадастровую стоимость всего здания разделить на его площадь и умножить на площадь офисного помещения:
965 859 064 руб. / 7003 кв. м х 140 кв. м = 19 308 906 руб.
Далее, определим налоговую ставку. Поскольку помещение находится в Москве, то для расчета налога за 2014 год должна использоваться ставка в размере 1,5%.
Исходя из этого рассчитаем налог – для этого налоговую базу умножим на ставку.
19 308 906 руб. х 1,5% = 289 634 руб.
СОВЕТ
Ознакомиться с порядком заполнения декларации по налогу на имущество организаций можно в Приложении № 3 к Приказу ФНС России от 24 ноября 2011 года № ММВ-7-11/895 «Об утверждении форм и форматов представления в электронном виде налоговой декларации и налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций и порядков их заполнения», которым утверждена и сама форма декларации.
После заполнения декларации необходимо проверить ее на соответствие утвержденным ФНС России контрольным соотношениям. Подробную таблицу с данными, описанием значений граф и полей декларации, а также с возможными нарушениями в случае расхождения показателей и вариантов их исправления ведомство разработало в декабре 2014 года (Контрольные соотношения налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций).
Источник: http://www.garant.ru/article/615190/
Налог на имущество: расчет, уплата, бюджетный учет
Схема расчета и уплаты налога на имущество сравнительно прозрачна. Ее практическое применение, как правило, не вызывает проблем. Однако в преддверии подведения итогов налогового периода (по окончании календарного года) возникает необходимость уточнения правильности исчисления ранее произведенных авансовых платежей.
С этой целью следует провести анализ изменений налогового и бухгалтерского законодательства за истекший период. Одновременно – оценить необходимость корректировки процедур расчета и уплаты налога и схем документооборота в части, касающейся определения налоговой базы по налогу на имущество.
Налог на имущество организаций является одним из наиболее распространенных региональных налогов. Он устанавливается главой 30 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ) и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с федеральным и региональным налоговым законодательством. На уровне регионов законодательные (представительные) органы субъектов РФ определяют налоговую ставку, порядок и сроки уплаты налога. Кроме того, органы государственной власти субъектов РФ могут устанавливать налоговые льготы (дополнительно к перечню льгот, определенному в статье 381 НК РФ).
Налог на имущество организаций уплачивается практически всеми хозяйствующими субъектами всех отраслей материального производства, сферы торговли и услуг. Не являются исключением и бюджетные учреждения. При этом особенности организации и ведения бюджетного учета, а также правового статуса имущества, используемого учреждениями для осуществления основной и приносящей доход деятельности, обуславливают наличие определенных особенностей администрирования данного налога. Данные особенности целесообразно рассмотреть применительно к структуре главы 30 НК РФ.
Объект налогообложения
Объектом налогообложения налогом на имущество согласно статье 374 НК РФ признается движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета.
Следует обратить внимание на то, что земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы не облагаются налогом на имущество, хотя и учитываются в составе основных средств.
Кроме того, не признается объектом налогообложения имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба. При этом исключение такого имущества из состава объектов налогообложения возможно только при условии его использования для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации.
В Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н, в План счетов бюджетного учета включены дополнительные счета (синтетический и аналитические) для обособленного учета имущества казны. С 1 января 2009 г. данное имущество учитывается в составе нефинансовых активов. При этом введен обособленный учет имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, на счете 010800000 «Нефинансовые активы имущества казны» с отражением начисленных по ним сумм амортизации на соответствующих счетах аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010410410, 010411410, 010412420).
В связи с тем, что объекты государственного (муниципального) имущества, составляющего казну публично-правового образования, учитываются в целях бюджетного учета обособленно и не входят в состав объектов основных средств, которые находятся в пользовании участников бюджетного процесса, указанные объекты не подлежат налогообложению налогом на имущество организаций с 1 января 2009 г.
Этот вывод содержится в нескольких письмах Минфина России, в частности: от 22.04.2009 № 03-05-04-01/17, № 03-05-04-01/26, №03-05-04-01/22, № 03-05-04-01/24, от 07.05.2009 № 03-05-04-01/32 и от 22.07.2009 № 03-05-05-01/35.
Вместе с тем, следует учитывать, что государственную казну Российской Федерации, казну субъектов Российской Федерации, казну муниципальных образований составляет в соответствии со статьями 214 и 215 ГК РФ государственное (муниципальное) имущество, не закрепленное за государственными (муниципальными) предприятиями и учреждениями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.
Следовательно, имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность) и переданное учреждению в оперативное управление, в состав государственной казны не входит, а муниципальное имущество, переданное муниципальному учреждению, не являются имуществом муниципальной казны.
Основные средства (движимое и недвижимое имущество), переданные в оперативное управление, учитываются на балансе бюджетного учреждения в составе объектов основных средств и иных активов. Таким образом, учреждение в отношении находящейся на балансе на праве оперативного управления федеральной или муниципальной собственности (основных средств) обязано уплачивать налог на имущество организаций в общеустановленном порядке.
Налоговая база
Статьей 374 гл. 30 НК РФ установлено, что налоговая база для целей налогообложения налогом на имущество определяется по данным бухгалтерского учета. Так как методы начисления амортизации объектов основных средств и определения их остаточной стоимости в бухгалтерском и налоговом учете различаются весьма существенно, данное требование можно считать одним из наиболее специфических – в отношении других налогов имеются ссылки на соответствующие главы НК РФ (как правило, на гл. 25 НК РФ). Особенности налогового учета доходов и расходов бюджетных учреждений (для целей налогообложения налогом на прибыль) установлены нормами ст. 321.1 НК РФ. При этом правила учета амортизируемого имущества (в том числе объектов основных средств, стоимость которых включается в налоговую базу по налогу на имущество) существенно отличаются от правил бюджетного учета.
Пунктом 2 ст. 375 НК РФ специально оговорено, что в случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость указанных объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа, исчисляемой по установленным нормам амортизационных отчислений для целей бухгалтерского учета в конце каждого налогового (отчетного) периода. Данная норма обязывала бюджетные учреждения включать в налоговую базу также и стоимость объектов библиотечного фонда (начисление амортизации или износа по которым ранее не предусматривалось). С 2009 г. библиотечный фонд был включен в состав амортизируемого имущества, а суммы амортизации должны были быть доначислены по состоянию на 1 января 2009 г. В результате, в настоящее время в налоговую базу по налогу на имущество фактически может быть включена только стоимость подарочных, раритетных и иных дорогостоящих книжных изданий (стоимостью свыше 20 тыс. руб.). В случае если стоимость объектов библиотечного фонда ниже указанной суммы, она списывается в состав расходов или полностью амортизируется в момент выдачи (приемки) объектов в эксплуатацию.
Порядок расчета налоговой базы установлен непосредственно в тексте главы 30 НК РФ (статьи 375 и 376 НК РФ).
Общий принцип определения среднегодовой стоимости имущества состоит в том, что определяется средняя арифметическая величина (до 2004 г. рассчитывалась средняя хронологическая). Однако в расчет принимается не только остаточная стоимость объектов основных средств по состоянию на начало каждого месяца, но и на начало месяца, следующего за отчетным. В качестве делителя используется число, равное количеству месяцев, остатки на начало которых принимаются к расчету (соответственно – 4, 7, 10 и 13). Подчеркнем, что к расчету принимается сумма ежемесячных остатков, а не ежеквартальных.
Пример 1
Стоимость объекта основных средств по состоянию на 1 января 2009 г. составляет 200 тыс. руб. Норма амортизации – 12% (1% в месяц). При этом налоговая база в течение 2009 г. будет определяться следующим образом:
Месяц года
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Остаточная стоимость на начало месяца
Источник: http://www.klerk.ru/buh/articles/172475/
Налоговая база по налогу на имущество
Российские организации – плательщики налога на имущество обязаны самостоятельно рассчитывать налоговую базу по нему и сумму налога к уплате (п. 3 ст. 376 НК РФ). Делать это нужно по окончании каждого налогового периода, т. е. календарного года (п. 1 ст. 379, п. 1 ст. 382 НК РФ).
Кроме того, по налогу на имущество могут быть установлены отчетные периоды: I квартал, I полугодие и 9 месяцев. А для объектов, по которым база считается исходя из кадастровой стоимости, – I квартал, II квартал, III квартал. Но это прерогатива властей субъекта РФ. Они вправе такие отчетные периоды и не устанавливать (п. 2,3 ст. 379 НК РФ). Но если отчетные периоды установлены, то организация должна определять налоговую базу по итогам каждого из них и уплачивать авансовые платежи по налогу (п. 4 ст. 382 НК РФ).
Расчет налогооблагаемой базы по налогу на имущество
Способ определения налоговой базы по налогу на имущество зависит, прежде всего, от вида имущества. По большей части имущества база считается исходя из его средней остаточной стоимости (п. 1 ст. 375 НК РФ). Но в отношении некоторых объектов недвижимости в качестве налоговой базы используется кадастровая стоимость (ст. 378.2 НК РФ). «Кадастровые» объекты не учитываются при определении средней остаточной стоимости остальных ОС.
Среднегодовая стоимость рассчитывается по формуле (п. 4 ст. 376 НК РФ):
По сути, в расчет заложена формула среднего арифметического. По ней же определяется и средняя стоимость имущества по итогам каждого отчетного периода. Только при ее расчете вместо последнего слагаемого в числителе используется остаточная стоимость имущества на 1 число месяца, следующего за отчетным периодом. И в делителе должно быть число месяцев в соответствующем отчетном периоде, увеличенное на единицу (п. 4 ст. 376 НК РФ).
Налог на имущество организаций: когда налоговая база считается отдельно
Налоговая база считается отдельно в отношении имущества:
- учтенного на балансе организации;
- учтенного на балансе обособленного подразделения организации (ОП), если у ОП есть свой баланс.
Также отдельно рассчитывается и уплачивается налог по объектам недвижимости, расположенным вне места нахождения организации и ОП.
Кроме того, отдельный расчет базы необходим, если в отношении разных объектов имущества применяются разные налоговые ставки. И конечно, самостоятельно определяется налоговая база по «кадастровым» объектам недвижимости (п. 1 ст. 376 НК РФ).
Источник: http://glavkniga.ru/situations/k503596
Плательщиками налога на имущество организаций являются.
Плательщиками налога на имущество организаций являются российские и зарубежные компании, у которых есть движимое и недвижимое имущество в РФ. Подробнее о том, кто должен платить налог на имущество организаций, вы можете прочесть в рубрике «Плательщики (субъект) налога на имущество организаций».
Что представляет собой налог на имущество организаций?
Налог на имущество организаций существует в налоговой практике всех развитых стран мира. Это прямой налог, то есть он рассчитывается непосредственно с объекта налогообложения. Объектами обложения налогом на имущество являются: недвижимость, крупное оборудование, автотранспортные средства — то, что компания учитывает на балансе как основные средства. Облагаются налогом не только те объекты, которыми организация владеет, но и переданные другим компаниям в пользование или полученные для совместной деятельности.
Общие правила расчета и перечисления в бюджет налога на имущество организаций установлены в гл. 30 НК РФ. Данный платеж является региональным налогом — субъект РФ:
- устанавливает налоговую ставку (в том числе и дифференцированную);
- имеет право вводить льготы для отдельных категорий плательщиков или имущества;
- вносит поправки в особенности расчета налоговой базы.
А это значит, что при расчете налога на имущество необходимо знать не только положения НК РФ, но и учитывать нюансы регионального законодательства.
Налоговая база по налогу определяется как среднегодовая стоимость имущества, учитываемого на счете 01 фирмы. С 2014 года в расчет налоговой базы были внесены изменения: по недвижимым объектам расчет налога ведется с кадастровой стоимости, а не с инвентаризационной (правда, только в том случае, если имущество попало в кадастровый перечень).
Как плательщикам налога на имущество отразить в бухучете начисление налога, расскажем в публикации «Начислен налог на имущество — бухгалтерские проводки».
Особенности уплаты налога на имущества при взаимозависимости узнайте из статьи «Налог на имущество и взаимозависимые лица (нюансы)».
Чем отличается инвентаризационная стоимость от кадастровой?
Инвентаризационная стоимость определяется по данным БТИ. При ее расчете учитываются только количественные факторы: материалы для постройки и отделки здания. Инженеры из БТИ измеряют площадь здания, изучают строительную документацию, но не учитывают местоположение недвижимости относительно объектов инфраструктуры, других крупных зданий и сооружений, общее удобство расположения.
А вот кадастровая оценка эти факторы берет во внимание, в результате чего по инвентаризационной стоимости два схожих здания — одно в центре города, а другое в труднодоступном пригороде — будут стоить одинаково, а кадастровая стоимость может отличаться в разы. Здание в центре города будет стоить дороже, следовательно, компания, которая обязана исчислять налоговую базу исходя из данных кадастровой оценки, перечислит более высокий налог за владение данным имуществом.
Введение обязанности уплаты налога с кадастровой стоимости позволило государству, не изменяя налоговых ставок, существенно увеличить поступления в региональные бюджеты. Кадастровую оценку для расчета налога на имущество проводят не сами плательщики, а специализированные компании. Организации могут получить данные о том, входит ли их недвижимость в кадастровый список, на сайте регионального отделения ФНС.
С нюансами расчета налога на имущество, рассчитанного исходя из кадастровой стоимости, вас познакомят материалы нашего сайта:
Плательщики налога на имущество организаций
Понятие плательщика налога на имущество расшифровано в ст. 373 НК РФ. К плательщикам налога отнесены все организации, имеющие движимое и недвижимое имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
К такому имуществу относят объекты, учитываемые в качестве основных средств на балансе организации.
Облагаются ли налогом на имущество объекты, учитываемые за балансом, узнайте здесь.
По налогу на имущество организации отчитываются поквартально — перечисляя авансы и представляя расчеты (если эта обязанность установлена регионом), а затем по итогам года производится окончательный расчет с бюджетом за год и сдается годовая декларация. Сроки уплаты авансовых платежей определяются законами субъектов РФ самостоятельно.
Разобраться со сроками уплаты налога на имущество поможет публикация.
Платить налог на имущество организаций должны те компании, у которых есть имущество, подпадающее под положения ст. 374 НК РФ. Налог на имущество организаций платят все фирмы, работающие на территории России, в том числе и иностранные компании, имеющие представительства в РФ.
Кто освобожден от налога на имущество организаций?
Не платить налог на имущество могут те предприятия (ст. 373 НК РФ), по которым региональное или федеральное законодательство предусматривает освобождение от уплаты налога. Освобождены от налога:
- маркетинговые партнеры Международного олимпийского комитета;
- национальные футбольные ассоциации и компании, которые занимаются подготовкой к чемпионату мира по футболу в 2018 году.
Таким образом, освобождение от уплаты и сдачи отчетности по налогу на имущество дано компаниям — организаторам столь значимых спортивных мероприятий в рамках поддержки и улучшения инвестиционного климата страны.
Также от уплаты налога на имущество освобождены общественные организации инвалидов.
Хотя уплата налога на имущество организаций предусмотрена для всех компаний, однако соответствующие главы НК РФ, регулирующие деятельность на спецрежимах, например, на ЕНВД, УСН, содержат в себе освобождение от уплаты налога на имущество организаций для спецрежимников, но только по имуществу, не относящемуся к кадастровому.
Подробнее об этом поговорим в следующем разделе.
Налог на имущество организаций при УСН, ЕНВД
В налоговое законодательство в последние годы был внесен ряд изменений, согласно которым теперь и упрощенцы, и вмененщики должны рассчитывать кадастровый налог на имущество, оплачивать его в бюджет и сдавать налоговые декларации. Однако далеко не все из них
О том, какие должны быть соблюдены условия для возникновения обязанности по уплате налога на имущество на УСН, читайте в этой статье.
Поскольку раньше фирмы на упрощенке не платили налог на имущество организаций, возникает ряд сложностей: как определять налоговую базу, какие установлены сроки для оплаты налога, где искать актуальные налоговые ставки и в какие сроки передавать отчетность в ИНФС?
Об этом рассказывается в данном материале.
Фирмы на вмененке тоже признаются плательщиками налога на имущество организаций. Для них правила расчета, уплаты и отчетности по налогу аналогичны соответствующим правилам для компаний на УСН.
Как платить налог на имущество компаниям, применяющим ЕНВД, узнайте здесь.
ВАЖНО! Не во всех регионах компании должны платить налог на имущество организаций. Это зависит от того, определен ли в субъекте РФ перечень кадастрового имущества. Этот аспект нужно уточнять в местных отделениях ИФНС.
Налог на имущество организаций до 2015 года должны были платить только компании-спецрежимники.
Однако с 2015 года налог на имущество, входящее в региональные списки кадастровой недвижимости, должны платить и ИП на спецрежимах. Ранее предприниматели на УСН и ЕНВД были освобождены от этой обязанности. Они платили только налог на имущество физических лиц, а по тем объектам недвижимости и движимого имущества, которые использовались в предпринимательской деятельности, получали освобождение от уплаты налога.
С введением закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ ситуация изменилась. Предприниматель на УСН или ЕНВД уплачивает налог на имущество с объектов, используемых в бизнесе при соблюдении следующих условий:
- налоговая база по объекту определяется кадастровой оценкой;
- объект находится в кадастровом списке региона.
Кроме того, региональные власти должны утвердить ставку налога для такого имущества.
ВАЖНО! Если вы считаете, что ваша недвижимость попала в кадастровый список по ошибке, вы можете оспорить это решение.
Подробнее о перечне объектов недвижимости, по которым налог рассчитывается на основании их кадастровой стоимости, узнайте из публикации.
Предпринимателей на ПСН обязанность уплачивать налог на имущество пока не коснулась.
Хотите быть в курсе нововведений в уплате налога на имущество, а также разобраться, является ли ваша фирма плательщиком этого налога? Читайте публикации рубрики «Плательщики (субъект) налога на имущество организаций», подготовленные нашими экспертами на основе законодательных актов, арбитражной практики, официальных разъяснений Минфина и ФНС.
Источник: http://nalog-nalog.ru/nalog_na_imuwestvo/platelwiki_subekt_naloga_na_imuwestvo_organizacij/
Расчет налога на имущество
Порядок расчета налога на имущество организаций зависит от того, что конкретно является налогооблагаемой базой для расчета налога на имущество. Ведь по общему правилу налог на имущество рассчитывается исходя из среднегодовой стоимости имущества (п. 1 ст. 375 НК РФ). Однако некоторое имущество облагается исходя из его кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375, ст. 378.2 НК РФ).
В данном материале мы расскажем о расчете налога на имущество по среднегодовой стоимости, а расчету налога на имущество по кадастровой стоимости мы посвятили отдельную статью.
Отметим, что кадастровое имущество не учитывается при расчете налога исходя из среднегодовой стоимости.
Налог на имущество: формула расчета по среднегодовой стоимости
Перед тем как делать непосредственный расчет налога на имущество организаций, необходимо определить среднегодовую стоимость имущества (п. 4 ст. 376 НК РФ):
Сам налог рассчитывается так:
С предельными размерами ставок можно ознакомиться в отдельной статье.
Учтите, что по общему правилу организации должны уплачивать авансовые платежи по налогу на имущество по итогам отчетных периодов (п. 4 ст. 376, п. 3 ст. 379, п. 4,6 ст. 382 НК РФ). Для расчета суммы авансового платежа потребуется определить среднюю стоимость имущества (п. 4 ст. 376 НК РФ):
То есть, например, при расчете средней стоимости за полугодие, в знаменателе будет стоять 7 (6 + 1).
Формула расчета непосредственно авансового платежа такая:
Сумма налога к доплате по итогам года определяется по формуле (п. 2 ст. 382 НК РФ):
Пример расчета налога на имущество
Приведем пример расчета налога на имущество организаций исходя из среднегодовой стоимости.
Условие примера
Отчетная дата | Остаточная стоимость (руб.) |
---|
Решение
Шаг 1. Рассчитаем среднегодовую стоимость имущества
(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000 + 2550000 + 2400000 + 2250000 + 2100000 + 1950000 + 1800000 + 1650000 + 1500000 + 1350000)/13 = 2086538,46 руб.
Шаг 2. Рассчитаем годовую сумму налога
Для нашего примера возьмем максимальную ставка налога на имущество – 2,2%.
2086538,46 руб. х 2,2% = 45903,85 руб.
Так как налоги уплачиваются в полных рублях (п. 6 ст. 52 НК РФ), плательщик с учетом округления должен перечислить в бюджет 45904 руб. налога на имущество организаций.
Шаг 3. Рассчитаем среднюю стоимость имущества для расчета сумму аванса за I квартал
(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000)/4 = 2393750 руб.
Шаг 4. Рассчитаем авансовый платеж за I квартал
2393750/4 х 2,2% = 13166 руб.
Шаг 5. Рассчитаем среднюю стоимость имущества для расчета сумму аванса за полугодие
(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000 + 2550000 + 2400000 + 2250000)/7 = 2396428,57 руб.
Шаг 6. Рассчитаем авансовый платеж за полугодие
2396428,57/4 х 2,2% = 13180 руб.
Шаг 7. Рассчитаем среднюю стоимость имущества для расчета сумму аванса за 9-ть месяцев
(2500000 + 2225000 + 2150000 + 2700000 + 2550000 + 2400000 + 2250000 + 2100000 + 1950000 + 1800000)/10 = 2262500 руб.
Шаг 8. Рассчитаем авансовый платеж за 9-ть месяцев
2262500/4 х 2,2% = 12444 руб.
Шаг 9. Рассчитаем сумму налога, подлежащую доплате в бюджет по итогам года
45904 – (13166 + 13180 + 12444) = 7114 руб.
Формула расчета налога на имущество физических лиц
Не только организации платят налог на имущество — также существует налог на имущество физлиц, который уплачивают граждане, владеющие недвижимостью. Однако физлицам особо не стоит вдаваться в подробности того, как рассчитывается этот налог. Ведь этот расчет делают сами налоговики (п. 1 ст. 408 НК РФ). Правда, если вы хотите проверить правильность расчета, то сжелать это можно при помощи специального калькулятора.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Источник: http://glavkniga.ru/situations/k504493
Юрист в области административного права.
Стаж: 17 лет.