Содержание
- 1 Какие налоги платит автономное учреждение при усн
- 2 Какие налоги платит автономное учреждение при усн
- 3 Какие особенности учитывать некоммерческим организациям при применении УСН
- 4 Применение УСН государственными (муниципальными) учреждениями
- 5 Какие налоги платит автономное учреждение при усн
- 6 Какие налоги платит автономное учреждение при усн
- 7 Государственные автономные учреждения могут применять упрощенную систему налогообложения
- 8 Применение УСН автономными госучреждениями
- 9 Особенности налогообложения автономных учреждений
- 10 Государственные автономные учреждения могут применять упрощенную систему налогообложения
Какие налоги платит автономное учреждение при усн
Дата публикации 19.08.2019
Автономное учреждение применяет УСН. По какому коду КОСГУ начислить и перечислить налог? Какие должны быть проводки?
В автономном учреждении не все выбытия денежных средств с лицевого счета являются расходными операциями. Иногда речь идет об уменьшении доходов. Согласно ст. 346.16 НК РФ суммы налога, начисленного в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, в состав расходов не включаются. Следовательно, налог, уплачиваемый при УСН, уменьшает начисленный доход.
Согласно п. 9 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, а также п. 12.1.7 порядка, утв. приказом Минфина России от 08.06.2018 № 132н, операции налогоплательщиков – автономных и бюджетных учреждений по начислению (уплате) налогов, объектом налогообложения для которых являются доходы (прибыль) учреждения, отражаются по статье 180 «Прочие доходы» аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ. Исключение – НДС: операции по начислению НДС отражаются по подстатьям КОСГУ, по которым отражены доходы текущего финансового периода.
В инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), не предусмотрено специального счета для учета расчетов по УСН. Поэтому расчеты по этому налогу могут отражаться на счете 303 05 (п. 263 Инструкции № 157н).
Таким образом, в бухгалтерском учете автономного учреждения начисление и перечисление налога при УСН отражается следующим образом:
Дебет КДБ 180 2 401 10 189 Кредит КДБ 180 2 303 05 731 – начислен налог при УСН (п. 159 инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н, далее – Инструкция № 183н);
Дебет КДБ 180 2 303 05 831 Кредит КИФ 2 201 11 610 (Уменьшение счета 17 КДБ 180, КОСГУ 189) – уплачен налог при УСН (п. 73 Инструкции № 183н).
Источник: http://its.1c.ru/db/content/budquest/src/09_11_2018_%F3%EF%EB%E0%F2%E0%20%F3%F1%ED.htm
Какие налоги платит автономное учреждение при усн
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.


Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
На какую статью (подстатью) КОСГУ относится автономным учреждением уплата налога при УСН, если доход за металлолом отражен по статье 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» КОСГУ? Какими бухгалтерскими записями данная ситуация отражается в бухгалтерском учете?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Расходы автономного учреждения в виде налога, уплачиваемого при применении УСН, могут быть отнесены на статью 130 или 180 КОСГУ в соответствии с решением учреждения, принятым в рамках его учетной политики.
Для учета данного налога применяется счет 303 05 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». При этом начисление налога в отношении доходов от сдачи металлолома может быть отражено с применением счета 2 401 10 172 «Доходы от операций с активами» при согласовании такой бухгалтерской записи в порядке п. 5 Инструкции N 183н.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна
Ответ прошел контроль качества
6 декабря 2017 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Данный факт подтверждается положениями п. 6 Порядка проведения территориальными органами Федерального казначейства кассовых операций со средствами автономных учреждений, утвержденного приказом Федерального казначейства от 08.12.2011 N 15н, ст. 19 БК РФ. Согласно данным нормам в платежном поручении может указываться не только код видов расходов, но и иные составляющие бюджетной классификации РФ, в частности доходы.
*(2) Это объясняется следующим:
— НДС, по сути, является частью цены товара (работы, услуги), подлежащей уплате по договору (смотрите, в частности, п. 1 ст. 424 ГК РФ, п. 1 ст. 168 НК РФ, постановление Президиума ВАС РФ от 22.09.2009 N 5451/09), поэтому не включается в состав расходов;
— налог на прибыль — прямой налог, взимаемый с прибыли организации. Согласно ст. 247 НК РФ прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ. При этом п. 4 ст. 270 НК РФ установлено, что суммы начисленного налога на прибыль в состав расходов не включаются.
*(3) Аналогичное мнение было высказано С.С. Бычковым, начальником отдела методологии бюджетного контроля и аудита Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ в ответе на Вопрос: Можно ли автономному учреждению, применяющему УСН, относить оплату этого налога на статью 290 КОСГУ?
Источник: http://www.garant.ru/consult/budget/1157394/
Какие особенности учитывать некоммерческим организациям при применении УСН
Некоммерческие организации вправе применять упрощенную систему налогообложения. Но есть особенности, которые свойственны только НКО. Это условия применения упрощенки , правила учета доходов и расходов , а также отличия в составе налоговой декларации . Подробно – в этой рекомендации.
Условия применения упрощенки в НКО
Некоммерческим организациям дают более мягкие условия для применения упрощенки. НКО может применять спецрежим на общих основаниях и на тех же условиях . Но два ограничения для них не действуют.
Ограничения по доле участия в 25 процентов нет. НКО может применять упрощенку, даже когда доля участия в ней другой организации более 25 процентов. Об этом прямо сказано в абзаце 3 подпункта 14 пункта 3 статьи 346.12 Налогового кодекса РФ.
Стоимость собственных основных средств может превышать 100 млн руб. Это касается только тех объектов, которые в предпринимательской деятельности не используют. То есть основных средств, которые НКО не амортизирует. По амортизируемому имуществу ограничение в 100 млн руб. учитывать нужно.
Такой вывод следует из подпункта 16 пункта 3 статьи 346.12 и пункта 1 статьи 256 Налогового кодекса РФ, письма Минфина России от 27 сентября 2013 г. № 03-05-06-02/40169.
Как учитывать доходы и расходы в НКО
Доходы и расходы в некоммерческих организациях на упрощенке учитывают по общим правилам с учетом двух следующих особенностей.
НКО на упрощенке могут не учитывать доходы по статье 251 Налогового кодекса РФ. Речь идет о взносах учредителей, участников или членов, пожертвованиях в виде работ, услуг, имущества или имущественных прав для своей уставной деятельности и т. д. Это следует из подпункта 1 пункта 1.1 статьи 346.15 и статьи 251 Налогового кодекса РФ.
НКО с объектом «доходы» могут уменьшать единый налог на страховые взносы с зарплаты, выданной за счет любых источников. А платить зарплату НКО может как за счет целевых средств, так и за счет доходов от предпринимательской деятельности. Уменьшить единый налог на страховые взносы можно независимо от этого. Об этом письмо Минфина России от 9 августа 2012 г. № 03-11-06/2/105.
Состав декларации по единому налогу
Состав налоговой декларации по единому налогу на упрощенке в НКО отличается от общего случая. НКО дополнительно заполняют раздел 3 «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Это должны делать те НКО, которые в течение года получали целевое финансирование, а также те, у кого на начало года есть остаток целевки прошлого периода, даже если в текущем поступлений не было. Прочтите подробнее, как заполняется декларация по налогу на имущество.
Такие правила установлены разделом VIII Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 4 июля 2014 г. № ММВ-7-3/352.
Применение УСН государственными (муниципальными) учреждениями
Будет ли в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» поддерживаться возможность применения УСН?
Согласно подп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не вправе применять упрощенную систему налогообложения казенные и бюджетные учреждения.
Автономное учреждение, созданное в течение года путем изменения типа бюджетного учреждения, вправе подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения и перейти на нее с начала календарного года в установленном гл. 26.2 Кодекса порядке (см. письмо Минфина РФ от 22.11.2010 № 03-11-06/2/178).
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете» организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Вместе с тем для государственных (муниципальных учреждений), в том числе автономных, приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н предписана необходимость применения Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденными указанным приказом. Согласно пункту 2 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерский учет осуществляется учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», настоящей Инструкцией и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими бухгалтерский учет, в частности приказом Минфина России от 23 декабря 2010 г. № 183н «»Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».
С вопросом, о возможности освобождения автономных учреждений от обязанности ведения бухгалтерского учета в соответствии с положениями приказов Минфина России от 01.12.2010 № 157н и от 23 декабря 2010 г. № 183н, следует обратиться в Минфин России.
Согласно пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О бухгалтерском учете» организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 346.24 НК РФ налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, форма и порядок заполнения которой утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Программа «1С:Бухгалтерия государственного учреждения» предназначена для ведения бухгалтерского учета учреждениями, финансовыми органами и органами, осуществляющими кассовое обслуживание, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», Инструкциями Минфина России для государственных (муниципальных учреждений), утвержденными приказами Минфина России от 01.12.2010 № 157н, от 06 декабря 2010 г. № 162н, от 16 декабря 2010 г. № 174н, от 23 декабря 2010 г. № 183н. Поэтому в первую очередь в ней реализуются положения бухгалтерского учета. Планы по реализации налогового учета в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8» будут доведены после выпуска программы.
Источник: http://buh.ru/articles/faq/885/
Какие налоги платит автономное учреждение при усн

Дата документа | 01.12.2016 |
Метки | Статья |
УСН-2017 В АВТОНОМНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
М.Н. Желонкина,
эксперт по бухгалтерскому и налоговому учету
По итогам встречи с представителями деловых кругов Оренбургской области Президент РФ утвердил перечень поручений от 25.10.2016 № Пр-2035 (далее — Перечень поручений). Выполнение одного из них может расширить круг автономных учреждений, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), уже с 1 января 2017 года.
Вынос
С 2016 года по УСН в 70 регионах РФ, в том числе в Москве, введены пониженные ставки налога по УСН. На объекте «доходы» ставка снижена с 6 до 1%, а на объекте «доходы минус расходы» — с 15 до 5%.
Переход на УСН
Ограничения по переходу на УСН затрагивают сразу несколько параметров, которые должны соблюдать автономные учреждения (далее — АУ):
— отсутствие филиалов (сведения о них необходимо проверить в том числе из устава учреждения — пп. 1 п. 3 ст. 346.12 НК РФ, письмо Минфина России от 29.06.2009 № 03-11-06/3/173), если представительство не упомянуто в уставе — его наличие допустимо;
— остаточная стоимость основных средств;
— размер доходов.
Есть еще несколько параметров, но для автономных учреждений они не актуальны с учетом специфики учредительства в них.
В 2016 году Минфин России выпустил несколько разъяснений о том, что автономные учреждения вправе применять УСН на общих основаниях, в том числе при получении от собственника в оперативное управление для осуществления уставной деятельности:
— объектов недвижимости стоимостью свыше 100 млн руб. (письмо от 06.07.2016 № 03-11-10/39450);
— иные основные средства независимо от их стоимости (письмо от 22.01.2016 № 03-11-06/2/2393).
Таким образом, финансовое ведомство разъяснило особенности АУ при выполнении одного из обязательных требований для перехода на УСН и пролонгации этого режима налогообложения.

Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для предварительного ознакомления.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Источник: http://www.referent.ru/40/11058
Какие налоги платит автономное учреждение при усн

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
В оперативном управлении автономного учреждения дошкольного образования находится объект недвижимого имущества (здание детского сада). Начисление и уплату налога на имущество осуществляет автономное учреждение за счет средств, выделенных учредителем на выполнение муниципального задания. С 1 января 2017 г. автономное учреждение переходит на упрощенную систему налогообложения.
Обязано ли учреждение уплачивать налог на это имущество после перехода на УСН, или уплата является обязанностью собственника имущества?
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник: http://www.garant.ru/consult/nalog/1027273/
Государственные автономные учреждения могут применять упрощенную систему налогообложения
В пункте 3 статьи 346.12 Налогового кодекса приведен перечень налогоплательщиков, которые не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. В частности, там упомянуты казенные и бюджетные учреждения. Касается ли данное ограничение государственных автономных учреждений? Нет, эти организации могут применять УСН на общих условиях, считают в Минфине России (письмо от 07.10.11 № 03-11-06/2/140).
Дело в том, что автономные учреждения не являются ни казенными, ни бюджетными.
Казенное учреждение — это государственное или муниципальное учреждение, которое оказывает государственные (муниципальные) услуги и финансируется за счет соответствующего бюджета. Об этом сказано в статье 6 Бюджетного кодекса.
Определения терминов «бюджетное учреждение» и «автономное учреждение» идентичны. Это некие некоммерческие организации, созданные на федеральном, региональном или муниципальном уровне, для выполнения работ (оказания услуг) в целях обеспечения полномочий государства в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Однако деятельность бюджетных и автономных учреждений регулируется разными нормативными актами. А именно: Федеральным законом от 12.01.96 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 03.11.06 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Поэтому, как полагают в Минфине, автономное учреждение не является ни казенным, ни бюджетным учреждением. А значит, предусмотренный пунктом 3 статьи 346.12 НК РФ запрет на применение УСН на автономные учреждения не распространяется.
Источник: http://www.buhonline.ru/pub/news/2011/10/5281
Применение УСН автономными госучреждениями
В соответствии со ст. 120 ГК РФ государственное учреждение может быть автономным, бюджетным и казенным. Согласно пп. 17 п. 3 ст. 346.12 НК РФ не вправе применять УСН казенные и бюджетные учреждения.
Вправе ли применять УСН государственные автономные учреждения?
В соответствии с п. 1 ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Права учреждения на закрепленное за ним имущество определяются в соответствии со ст. 296 ГК РФ.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Особенности правового положения отдельных видов государственных и иных учреждений определяются законом и иными правовыми актами.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Так, в силу положений ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение — государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Автономное учреждение представляет собой некоммерческую организацию, созданную Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (далее — Закон об автономных учреждениях)).
В соответствии со ст. 6 Закона об автономных учреждениях учредителем автономного учреждения является государство (в лице Российской Федерации или субъекта Российской Федерации) или муниципальное образование.
На основании изложенного автономное учреждение не является бюджетным учреждением. Поэтому ограничение для применения упрощенной системы налогообложения, установленное пп. 17 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении казенных и бюджетных учреждений, к автономным учреждениям не применяется.
Основание: Письмо Минфина РФ от 7 октября 2011 г. N 03-11-06/2/140
Подборка по материалам информационного банка «Финансист» системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.
Источник: http://ppt.ru/news/100580
Особенности налогообложения автономных учреждений
экономические науки
- Чехлатова Елена Анатольевна , студент
- Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова
- НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
- АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ
- ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
- ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
- МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Похожие материалы
Автономному учреждению, в соответствии с требованиями налогового законодательства, нужно создать учетную политику для налогообложения по налогу на прибыль и создать регистры налогового учета. В таком случае налогообложение деятельности автономных учреждений по налогу на прибыль и налогообложение коммерческих организации не имеют различий.
Образовательные и медицинские учреждения в соответствии с п. 1.1 ст. 284 НК РФ имеют право применять нулевую ставу но налогу на прибыль. При этом должны быть соблюдены следующие условия, определенные ст. 284.1 НК РФ:
- Если организация имеет лицензию (лицензии) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданную (выданные) в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Если доходы организации за налоговый период от осуществления образовательной деятельности, присмотра и ухода за детьми и (или) медицинской деятельности, а также от выполнения научных исследований и (или) опытно-конструкторских разработок, учитываемые при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, составляют не менее 90 процентов ее доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой, либо если организация за налоговый период не имеет доходов, учитываемых при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой;
- Если в штате организации, осуществляющей медицинскую деятельность, численность медицинского персонала, имеющего сертификат специалиста, в общей численности работников непрерывно в течение налогового периода составляет не менее 50 процентов;
- Если в штате организации непрерывно в течение налогового периода числятся не менее 15 работников;
- Если организация не совершает в налоговом периоде операций с векселями и производными финансовыми инструментами. [1]
При несоблюдении хотя бы одного пункта с начала налогового периода применяется ставка 20 процентов.
По п. 8 ст. 284.1 НК РФ организации, которые применяли льготную ставку и отказались от нее либо утратили право на нее, не вправе перейти на использование нулевой ставки в течение пяти лет с года, в котором налог вновь исчисляется по ставке 20 процентов. Срок действия льготы — до 1 января 2020 года. [2]
Можно отметить упрощенный налоговый режим автономных учреждений. Такие учреждения могут работать по упрощенной системе налогообложения, если они соответствуют общим требованиям, которые представлены по отношению к хозяйствующим субъектам, имеющим право на работу по упрощенной системе налогообложения. [1]
Автономные, бюджетные и казенные учреждения являются плательщиками транспортного и земельного налогов, так как могут иметь зарегистрированные транспортные средства и земельные участки, признаваемые объектом налогообложения.
Освобождаются от уплаты налога в отношении земельных участков, находящихся на праве безвозмездного срочного пользования или переданных по договору аренды, организации, установленные ст.388 НК РФ.
В соответствии со ст. 395 НК РФ освобождаются о налогообложения:
- Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации;
- Организации — в отношении земельных участков, занятых государственными дорогами общего пользования;
- Религиозные организации — в отношении участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения;
- Общероссийские общественные организации инвалидов. [1]
Финансирование деятельности бюджетных и автономных учреждений имеет сходства, а налогообложение доходов от предпринимательской деятельности идентично. Поэтому проанализируем налогообложение бюджетных и автономных учреждений совместно.
Если доходы бюджетных и автономных учреждений имеют связь непосредственно с деятельностью, имеющей конечную цель получение дохода, то при исчислении налога на прибыль существует возможность уменьшить налогооблагаемые доходы таких учреждений.
Если же расходы данных учреждений связаны с некоммерческой деятельностью, то на их величину не могут быть уменьшены доходы, которые облагаются налогом на прибыль. Таким образом, они должны покрываться за счет целевых поступлений (таких как субсидии), а при их недостатке или полном отсутствии — за счет прибыли, которая остается в распоряжении организации после уплаты всех налогов.
Это и является особенностью ведения налогового учета учреждений данного типа. Из-за присутствия пробелов в налоговом законодательстве, фактически мешающих должным образом учесть спорные вопросы по расходам, можно предположить, что в ближайшее время будут скорректированы статьи в НК РФ и проведены дополнительные поправки, регулирующие данный вопрос.
Так поставщики материалов, подрядчики, исполнители работ (услуг) предъявляют данному учреждению к оплате сумму НДС, если осуществление указанных ценностей (работ, услуг) облагается НДС. Далее это учреждение отражает сумму НДС в счетах-фактурах, выставляемых ими же, в двух следующих случаях (п. п. 1 и 3 ст. 168 НК РФ):
- при получении предварительной оплаты в счет поставки имущества (имущественных прав, работ, услуг);
- при отгрузке имущества, передаче имущественных прав, сдаче выполненных работ, оказанных услуг. [1]
В случае, если учреждение данного типа осуществляет деятельность, приносящую доход и облагаемую НДС, то по п. 1 ст. 145 НК РФ оно не освобождено от обязанности уплатить НДС, но имеет право на налоговый вычет суммы «входного» НДС.
Также учреждениями учитываются некоторые суммы НДС, которые соответствуют требованиями пп. 3 и 4 п. 1 ст. 146 НК РФ (в случае, если данные суммы НДС учреждение вправе будет принять к вычету), а именно:
- при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- при ввозе имущества на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, если данное имущество предназначено для использования в деятельности, приносящей доход.
Расчет, начисление и уплата НДС осуществляется в общем порядке, предусмотренным НК РФ. Принятие к вычету сумм НДС осуществляется в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ. [1] Представление деклараций по НДС и налогу на прибыль осуществляется аналогично казенным учреждениям
Рассмотрим уплату налога на имущество и земельного налога.
Основной особенностью в уплате налога на имущество организаций и земельного налога является то, что автономные, бюджетные и казенные учреждения уплачивают эти налоги по факту не из собственных денежных средств. Плательщиком в данном случае выступает государство — Российская Федерация, ее субъекты, а также муниципальные образования, которые создают государственные (муниципальные) учреждения, так автономные, бюджетные и казенные учреждения финансируются и бюджетов разных уровней.
В обеспечении выполнения государственного (муниципального) задания в соответствии с Федеральными законами N 7-ФЗ и 174-ФЗ закладываются расходы на уплату налога, объектом которого является соответствующее имущество, например, земельный участок.
Соответственно, для бюджетных и автономных учреждений расходы на уплату налога на недвижимое имущество, особо ценное движимое имущество, расходы на уплату земельного налога включены в сумму субсидии. С этой же целью выделяются лимиты бюджетных обязательств для казенных учреждений. [3]
Такое положение действует в отношении недвижимого и особо ценного движимого имущества. Как правило, кроме недвижимого и особо ценного движимого имущества учреждения не имеют какого-либо иного имущества в собственности или на условиях ограниченного вещного права. Государство, рассчитывая и выделяя субсидии для автономных и бюджетных учреждений и лимиты бюджетных обязательств для казенных учреждений, изначально закладывает сумму, отведенную для уплаты налога. Таким образом получается, что учреждения фактически освобождены от уплаты налога на имущество и земельного налога. То есть государство само, посредством государственных (муниципальных) учреждений, уплачивает налог на имущество и земельный налог.
Отметим, что прямых указаний по налогообложению в регулируемых Налоговым кодексом и иными нормами налогового права, в том числе нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации или муниципальных образований, мало. Проблемы в данном случае возникают из-за употребления законодателем терминов «государственные (муниципальные) учреждения», «автономные учреждения» или «бюджетные учреждения». В случае, если норма налоговым правом субъект отношений определяет, как «государственное учреждение», то под этим понимаются и автономные, и бюджетные, и казенные учреждения. Следует учесть, что большинство льгот в НК РФ и в региональных (муниципальных) правовых актах относится только к бюджетным учреждениям. Таким образом, если бюджетное учреждение меняет свой статус на автономное учреждение, то оно теряет право на определенные льготы. В этом заключается одна из проблем налогообложения государственных (муниципальных) учреждений. В таком случае в качестве решения проблемы можно предложить корректировку статей НК РФ. Предполагается, что в статьях, где использовано общее понятие «государственные (муниципальные) учреждения», будет произведено уточнение, т.е. прописано, какой тип учреждения какой налог уплачивает.
Также многие проблемы налогообложения возникают из-за различия и в представлении отчетности бюджетного и автономного учреждений. Так, бюджетные учреждения представляют бухгалтерскую отчетность достаточно большому кругу лиц (главному распорядителю (распорядителю), органу, организующему исполнение бюджета, органам государственной статистики и налоговым органам и пр.). Однако им не требуется аудиторского заключения о достоверности годовой отчетности.
Автономные учреждения при осуществлении бухгалтерского учета учитывают обособленно некоторые виды доходов, расходов, имущества:
- Получение средств за счет субсидий и расходование их;
- Доходы (расходы), полученные (произведенные) для ведения самостоятельной хозяйственной деятельности,
- Недвижимое и особо ценное движимое имущество, закрепленное учредителем или приобретенное за счет средств, выделенных учредителем на приобретение такого имущества.
По п. 12 ст. 2 Закона № 174-ФЗ автономные учреждения обязаны предоставлять бухгалтерскую отчетность различным органам, а именно органам государственной статистики, налоговикам и иным органам и лицам в соответствии с законодательством и уставом автономного учреждения, а также учредителям. При сдаче отчетности для достоверности предоставляемых данных по годовой бухгалтерской отчетности согласно п.13 ст.2 Закона № 174-ФЗ автономному учреждению требуется аудиторское заключение. При этом должны соблюдаться, в том числе в отношении средств массовой информации открытость и доступность данных по плану финансово-хозяйственной деятельности, годовой бухгалтерской отчетности, аудиторского заключения.
Многие государственные (муниципальные) учреждения сетуют на чрезвычайную занятость отчетностью по уплате налогов, что существенно отвлекает от содержания основной работы, тем самым снижает ее эффективность. В данном случае в качестве решения этой проблемы можно назвать лишь упрощение отчетности, использование специальной процедуры уплаты налогов, которая бы не снизила качество отчета, но значительно бы увеличило время для выполнения основной работы учреждения.
Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения имеют ряд проблем в налогообложении, что несомненно влияет на качество их работы. Каждая проблема имеет свое решение. Однако, все они каким-либо образом связаны со статьями НК РФ. Поэтому данные проблемы нужно решать несомненно в НК РФ. Например, корректированием статей, уточнением типа учреждения, претендующего на льготу, или упрощением системы налогообложения. Что несомненно приведет к повышению эффективности работы государственных (муниципальных) учреждений.
Список литературы
- Налоговый Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. №146-ФЗ (ред. от 28.12.2016 г.) [Электронный ресурс] Режим доступа: СПС «Гарант»
- Спесивцева А.Л. Налогообложение государственных (муниципальных) учреждений в условиях реформирования бюджетной сферы // Проблемы учета финансов. — 2012. — №2 (6). — 44-47с.
- Ст. 146 НК РФ с Комментариями// stnkrf.ru интернет источник URL: http://stnkrf.ru/146
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник: http://novainfo.ru/article/13416
Государственные автономные учреждения могут применять упрощенную систему налогообложения
«Автономные учреждения: экономика — налогообложение — бухгалтерский учет», 2012, N 7
В п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса приведен перечень налогоплательщиков, которые не вправе перейти на упрощенную систему налогообложения. В частности, там упомянуты казенные и бюджетные учреждения. Касается ли данное ограничение государственных автономных учреждений? Нет, эти организации могут применять УСН на общих условиях, считают в Минфине России (Письмо от 07.10.2011 N 03-11-06/2/140).

Дело в том, что автономные учреждения не являются ни казенными, ни бюджетными.
Казенное учреждение — это государственное или муниципальное учреждение, которое оказывает государственные (муниципальные) услуги и финансируется за счет соответствующего бюджета. Об этом сказано в ст. 6 Бюджетного кодекса.
Определения терминов «бюджетное учреждение» и «автономное учреждение» идентичны. Это некие некоммерческие организации, созданные на федеральном, региональном или муниципальном уровнях для выполнения работ (оказания услуг) в целях обеспечения полномочий государства в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта.
Однако деятельность бюджетных и автономных учреждений регулируется разными нормативными актами. А именно: Федеральным законом от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и Федеральным законом от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях».
Поэтому, как полагают в Минфине, автономное учреждение не является ни казенным, ни бюджетным учреждением. А значит, предусмотренный п. 3 ст. 346.12 НК РФ запрет на применение УСН на автономные учреждения не распространяется.
Статьи предназначены для начинающих бухгалтеров; для бухгалтеров, которые ранее имели узкую специализацию (скажем, расчет зарплаты), а теперь планируют занять более высокую должность (например, заместитель главбуха); для студентов. Задача наших статей — дать человеку общее представление о механизме действия того или иного налога. Разобраться в данном механизме путем чтения Налогового кодекса крайне сложно — утонешь в деталях (вроде перечня расходов), даже не приблизившись к порядку исчисления налога. А представление о сути налога, которое можно получить с помощью наших статей, делает чтение НК РФ легким и приятным. Обратите внимание: наши статьи дают только общее представление о налогах; для практической деятельности необходимо обращаться к первоисточнику — Налоговому кодексу Российской Федерации.
Кто может применять УСН
Российские организации и индивидуальные предприниматели, которые добровольно выбрали УСН и у которых есть право применять данную систему. Компании и предприниматели, не изъявившие желания перейти на «упрощенку», по умолчанию применяют другие системы налогообложения. Иными словами, переход на уплату единого «упрощенного» налога не может быть принудительным.
Какие налоги не нужно платить при применении УСН
В общем случае организации, перешедшие на «упрощенку», освобождаются от налога на прибыль и налога на имущество. Индивидуальные предприниматели — от НДФЛ и налога на имущество физлиц. Кроме того, и те и другие не платят налог на добавленную стоимость (за исключением НДС при импорте). Прочие налоги и сборы нужно платить в общем порядке. Так, «упрощенцы» должны делать платежи на обязательное страхование с зарплаты сотрудников, удерживать и перечислять НДФЛ и пр.
Где действует упрощенная система
На всей территории Российской Федерации без каких-либо региональных или местных ограничений. Правила перехода на УСН и возврата на другие системы налогообложения одинаковы для всех российских организаций и предпринимателей независимо от местонахождения.
Исключение составляет упрощенная система на основе патента. Это разновидность УСН, которая вводится не повсеместно, а в отдельных регионах, если в них приняты соответствующие законы. Узнать о том, принят ли такой закон в вашем регионе, можно в своей налоговой инспекции.
Кто не вправе перейти на УСН
Организации, открывшие филиалы или представительства, банки, страховщики, бюджетные учреждения, ломбарды, инвестиционные и негосударственные пенсионные фонды, а также ряд других компаний.
Кроме того, «упрощенка» запрещена компаниям и предпринимателям, производящим подакцизные товары, добывающим и продающим полезные ископаемые, работающим в сфере игорного бизнеса либо перешедшим на уплату единого сельхозналога.
Ограничения по численности работников, стоимости амортизируемого имущества и доле в уставном капитале
Не вправе переходить на упрощенную систему организации и ИП, если средняя численность работников превышает 100 человек. Запрет на переход действует также для компаний и предпринимателей, у которых остаточная стоимость амортизируемого имущества (основных средств и нематериальных активов) более 100 млн руб.
Кроме того, в общем случае нельзя применять УСН предприятиям, если доля участия в них других юридических лиц более чем 25%.
Как перейти на УСН
Организации или предприниматели, не относящиеся к вышеперечисленным категориям, могут перейти на УСН, если их доходы за период с января по сентябрь не превысили 45 млн руб. В случае выполнения данного условия нужно подать заявление в налоговую инспекцию в период с 1 октября по 30 ноября, и с января следующего года можно применять «упрощенку».
Вновь созданные предприятия и вновь зарегистрированные ИП вправе применять упрощенную систему с даты постановки на учет в налоговой инспекции. Для этого необходимо подать заявление в пятидневный срок (отсчитывается с даты постановки на налоговый учет).
Как долго нужно применять «упрощенку»
Налогоплательщик, перешедший на УСН, должен применять ее до конца налогового периода, то есть по 31 декабря текущего года включительно. До этого времени добровольно отказаться от УСН нельзя. Сменить систему по собственному желанию можно только с 1 января следующего года, о чем нужно письменно уведомить налоговую инспекцию.
Досрочный переход с упрощенной системы возможен только в случаях, когда компания или предприниматель в течение года потеряли право на «упрощенку». Тогда отказ от данной системы является обязательным, то есть не зависит от желания налогоплательщика. Это происходит, когда доходы за квартал, полугодие, девять месяцев или год превышают 60 млн руб. либо перестают выполняться критерии по численности работников, стоимости амортизируемого имущества или доле в уставном капитале. Помимо этого право на УСН теряется, если организация в середине года попадает в «запретную» категорию (например, открывает филиал или начинает производить подакцизные товары).
Прекращение применения «упрощенки» происходит с начала того квартала, в котором утрачено право на нее. Это значит, что предприятие или ИП начиная с первого дня такого квартала должны пересчитать налоги по иной системе. Пени и штрафы в этом случае не начисляются. Кроме того, при утрате права на упрощенную систему налогоплательщик должен письменно известить налоговую инспекцию о переходе на иную систему налогообложения в течение 15 календарных дней по окончании соответствующего периода: квартала, полугодия, девяти месяцев или года.
Объекты «УСН доходы» и «УСН доходы минус расходы». Ставки налога
Налогоплательщик, перешедший на упрощенную систему, должен выбрать один из двух объектов налогообложения. По сути, это два способа начисления единого налога. Первый объект — это доходы. Те, кто его выбрали, суммируют свои доходы за определенный период и умножают на 6%. Полученная цифра и есть величина единого «упрощенного» налога.
Второй объект налогообложения — доходы, уменьшенные на величину расходов («доходы минус расходы»). Здесь величина налога рассчитывается как разница между доходами и расходами, умноженная на 15%. По Налоговому кодексу регионы вправе устанавливать пониженную налоговую ставку для объекта «доходы минус расходы» в зависимости от категории налогоплательщика. Например, в Москве для предприятий обрабатывающего производства действует ставка, равная 10%. Узнать, какие льготные ставки приняты в вашем регионе, можно в своей налоговой инспекции.
Выбрать объект налогообложения нужно еще до перехода на УСН. Далее выбранный объект применяется в течение всего календарного года. Затем, начиная с 1 января следующего года, можно поменять объект, предварительно уведомив об этом свою налоговую инспекцию не позднее 20 декабря. Таким образом, переходить с одного объекта на другой можно не чаще, чем один раз в год. Тут есть исключение: участники договора о совместной деятельности или договора доверительного управления имуществом лишены права выбора, они могут применять только объект «доходы минус расходы».
Как учесть доходы и расходы
Налогооблагаемыми доходами при УСН является выручка по основному виду деятельности (доходы от реализации), а также суммы, полученные от прочих видов деятельности, например от сдачи имущества в аренду (внереализационные доходы). Список расходов строго ограничен. В него входят все популярные статьи затрат, в частности заработная плата, стоимость и ремонт основных средств, закупка товаров для дальнейшей реализации и так далее. Но при этом в перечне отсутствует такой пункт, как «прочие расходы». Поэтому налоговики при проверках проявляют строгость и аннулируют любые затраты, которые прямо не упомянуты в списке. Все доходы и расходы следует учитывать в специальной книге, форма которой утверждена Министерством финансов.
При упрощенной системе применяется кассовый метод признания доходов и расходов. Другими словами, доходы в общем случае признаются в момент поступления денег на расчетный счет или в кассу, а расходы — в момент, когда организация или ИП погасили обязательство перед поставщиком.
Как рассчитать единый «упрощенный» налог
Нужно определить налоговую базу (то есть сумму доходов либо разность между доходами и расходами) и умножить ее на соответствующую налоговую ставку. Налоговая база рассчитывается нарастающим итогом с начала налогового периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет налоговой базы начинается с нуля.
Налогоплательщики, выбравшие объект «доходы минус расходы», должны сравнить полученную сумму единого налога с так называемым минимальным налогом. Последний равен одному проценту от доходов. Если единый налог, рассчитанный обычным способом, оказался меньше минимального, то в бюджет необходимо перечислить минимальный налог. В последующие налоговые периоды в составе расходов можно учесть разницу между минимальным и «обычным» налогом. К тому же те, для кого объектом являются «доходы минус расходы», могут перенести убытки на будущее.
Когда перечислять деньги в бюджет
Не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием и девятью месяцами), нужно перечислить в бюджет авансовый платеж. Он равен налоговой базе за отчетный период, умноженной на соответствующую ставку, за минусом авансовых платежей за предшествующие периоды.
По окончании налогового периода необходимо перечислить в бюджет итоговую сумму единого «упрощенного» налога, причем для организаций и предпринимателей установлены разные сроки уплаты. Так, предприятия должны перевести деньги не позднее 31 марта следующего года, а ИП — не позднее 30 апреля следующего года. При перечислении итоговой величины налога следует учесть все авансовые платежи, сделанные в течение года.
К тому же налогоплательщики, выбравшие объект «доходы», уменьшают авансовые платежи и итоговую сумму налога на обязательные страховые взносы в ПФР, ФСС и медстрах, а также на выплаты по больничным листам работников. При этом авансовый платеж или итоговую сумму налога нельзя уменьшить более чем на 50%.
Как отчитываться при УСН
Отчитываться по единому «упрощенному» налогу нужно один раз в год. Компании должны предоставить декларацию по УСН не позднее 31 марта, а предприниматели — не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Отчетность по итогам квартала, полугодия и девяти месяцев не предусмотрена.
Упрощенная система на основе патента
Данная разновидность УСН предназначена исключительно для индивидуальных предпринимателей, организации не могут ее применять. Патентная «упрощенка» практикуется только в тех регионах, где приняты соответствующие законы (в частности, в Москве и Подмосковье).
Патент может получить ИП, который занимается одним или несколькими видами деятельности из списка, приведенного в Налоговом кодексе. На каждый вид деятельности нужно получить свой патент. Для этого необходимо подать заявление в налоговую инспекцию не позднее чем за один месяц до начала применения этого режима. Срок действия патента — от одного до 12 месяцев, по желанию предпринимателя. Патент действует только на территории того региона, в котором он получен. Его стоимость устанавливается законом данного региона на каждый календарный год. Оплата патента приравнивается к уплате единого «упрощенного» налога.
Предприниматель, перешедший на УСН с патентом, не должен представлять налоговую декларацию, но обязан вести книгу учета доходов и расходов. Правда, в ней он может фиксировать только доходы, а графы, посвященные расходам, оставлять пустыми.
Во время применения упрощенной системы на основе патента необходимо выполнение двух условий. Первое — среднесписочная численность наемных работников не должна превышать пяти человек. Второе — доходы предпринимателя в течение календарного года не должны превышать 60 млн руб. Если одно или оба условия оказались нарушенными, ИП утрачивает право на патентную «упрощенку» и начисляет налоги по иной системе за весь период, на который выдан патент. Деньги, ранее заплаченные за патент, не возвращаются. Об утрате права на УСН с патентом необходимо проинформировать свою налоговую инспекцию в течение 15 календарных дней.
Совмещение УСН и ЕНВД
Поскольку переход на ЕНВД является обязательным, может случиться, что по одним видам деятельности налогоплательщик начисляет «вмененный» налог, а по другим — единый налог по УСН. В этом случае необходимо вести раздельный учет доходов и расходов, относящихся к каждому из спецрежимов. Если это невозможно, то затраты следует распределять пропорционально доходам от видов деятельности, подпадающих под разные системы налогообложения.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |

Юрист в области административного права.
Стаж: 17 лет.