Изменение пенсионного возраста в россии история

Полезная информация на тему: "Изменение пенсионного возраста в россии история". На сайте собрана и преподнесена в удобном виде тематическая информация. Актуальность ее в 2020 году вы можете проверить, обратившись к дежурному консультанту.

Как менялся пенсионный возраст в России

14 июня 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев сообщил, что пенсионный возраст составит 65 лет для мужчин и 63 года для женщин. Изменения будут вводиться поэтапно.

]

Пенсионное обеспечение по старости было введено 5 января 1928 года в СССР для работников текстильной промышленности. В это же время им был установлен пенсионный возраст: 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
В 1932 году возрастная планка была введена и для рабочих и служащих других отраслей, которые также стали получать пособия по старости.
А в 1964 году такое право приобрели и члены колхозов. Однако изначально для них возрастной ценз был установлен выше: мужчины могли выйти на пенсию в 65 лет, а женщины — в 60.

В 1968 году для колхозников был установлен такой же пенсионный возраст, как и для остальных рабочих и служащих страны. На протяжении всего существования советского государства пенсионный возраст не менялся и его изменения не обсуждались.

Впервые в правительстве об увеличении пенсионного возраста стали говорить в 1997 году. В январе Министерство экономики РФ выступило с проектом нового закона «О пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации», в котором предлагалось повысить пенсионный возраст для мужчин до 65 лет, а для женщин — до 60. По словам главы департамента социальной политики ведомства Владимира Понизова, реформа должна была длиться на протяжении 20 лет. Однако законопроект не был принят.

В июле 2000 года Герман Греф, который тогда занимал пост министра экономического развития и торговли России, сообщил, что правительство не планирует повышать в ближайшем будущем пенсионный возраст. При этом подчеркнул, что к этому вопросу, возможно, придется вернуться при плохой экономической или демографической ситуации.

В 2010–2012 годах в правительстве стали регулярно обсуждать повышение пенсионного возраста.
Так, в июне 2010 года занимавший в то время пост министра финансов Алексей Кудрин сообщил о неизбежности реформ из-за низкого соотношения работающего населения к пенсионерам: 128 к 100. Такое же мнение в это время высказал замминистра финансов Сергей Шаталов. В свою очередь, в апреле 2012 года находившийся в должности премьер-министра Владимир Путин заявил о недопустимости повышения пенсионного возраста.

К этому вопросу вновь вернулись в 2015–2016 годах. Дефицит пенсионного бюджета на начало 2015 года составил 623 млрд руб., а через два года по прогнозам мог увеличиться вдвое. По мнению экс-министра финансов Алексея Кудрина, его можно было компенсировать либо повышением пенсионного возраста, либо увеличением налогов. С такой же инициативой выступали глава Минэкономики Алексей Улюкаев и министр финансов Антон Силуанов. В ходе прямой линии в апреле 2015 года президент Владимир Путин заявил, что власти сейчас не готовы к реформам, а сами они должны быть связаны с ростом продолжительности жизни, однако изменения неизбежны. В июле того же года вице-премьер Ольга Голодец рассказала, что в планах правительства пенсионная реформа не обсуждается.

Тем не менее с 1 января 2017 года вступил в силу закон о поэтапном (ежегодно по полгода) повышении пенсионного возраста для чиновников. Возрастная планка была установлена на уровне 65 лет для мужчин и 63 лет для женщин. Как заявил заместитель главы профильного думского комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Виктор Казаков, целью закона, принятого для госслужащих, является сохранение квалифицированных кадров.

8 мая 2018 года исполнявший в это время обязанности премьер-министра Дмитрий Медведев на заседании Госдумы сообщил, что правительство подготовит законопроект с предложением повысить пенсионный возраст и внесет его на рассмотрение в парламент в ближайшее время. Он отметил, что реформа не проводилась еще со времен СССР, хотя тогда, по его словам, средняя продолжительность жизни была ниже и составляла 40 лет.

Источник: http://vkrasnoznamenske.ru/news/detail/241183/

О категориях граждан, для которых не предусматривается повышение пенсионного возраста

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

14 июня 2018 13:17

14 июня Правительство Российской Федерации одобрило проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», подготовленный Министерством труда и социальной защиты РФ.

Законопроект направлен на поэтапное повышение возраста, по достижении которого будет назначаться страховая пенсия по старости.

В соответствии с разработанным проектом федерального закона повышение пенсионного возраста не предусматривается для граждан, занятых на работах с вредными, тяжелыми условиями труда (рабочие шахт угольной отрасли, добывающей промышленности, черной и цветной металлургии, железнодорожной отрасли и ряда других, включенных в так называемые «малые списки»), граждан, которым страховые пенсии назначаются по социальным мотивам, а также в связи с радиационным воздействием.

Повышение пенсионного возраста не предусматривается:

Источник: http://www.pfrf.ru/press_center~2018/06/14/161056

Пенсионный возраст в России: история и современность. Часть 1

Партия большевиков — за пересмотр пенсионных программ

В наследство от старого мира большевикам досталась в значительной мере разрушенная система государственного призрения. Временное правительство впервые в российской истории предприняло попытку заменить царскую систему общественного призрения на институт государственного призрения. Однако далее создания такого министерства дело не пошло. Сменились три министра госпризрения, а структуры на местах так и не были созданы и нигде фактически не работали.

Или, если сформулировать коротко и несколько упрощенно применительно к рассматриваемому вопросу, то речь шла о возрасте старости, с наступлением которого человек считался нетрудоспособным. Как увидим далее, возрастной ценз старости в нашей стране неоднократно изменялся. При этом он не всегда был всеобщим, а часто устанавливался для отдельных категорий работников.

После октябрьского переворота, скорее, по инерционно-логическому мышлению, новая власть создала правопреемника министерства госпризрения в лице наркомата госпризрения (НКГП) во главе с А.Коллонтай. Главной особенностью нового социально-экономического института Советской России стала разработка и внедрение классовых ограничений пенсионных прав. Первоначально бюджетом РСФСР на 1918 год для выплаты пенсий из казны по аналогии с предыдущим годом было выделено свыше 1 млрд. рублей. Сразу стало понятно, что в разрушенной войной стране нет финансовых возможностей для содержания существующей массы пенсионеров. В дальнейшем эта статья расходов резко уменьшилась за счет отказа в пенсионных выплатах «классово-чуждым» старикам из категории «бывших». Индивидуальные пенсионные накопления эмеритальных касс и пенсионные средства орденских фондов были национализированы.

Одновременно с этим было принято решение о переходе на страховую модель пенсионной системы, основы которой были заложены в интересах фабрично-заводских рабочих еще в 1912 году. Теперь было решено распространить ее действие на всех работающих по найму. Страховым случаем стала считаться потеря трудоспособности по любым причинам (увечье, болезнь, старость и т.п.). Разделение системы пенсионного обеспечения было закреплено Декретом СНК от 15 ноября 1921 года. С того времени все занятые наемным трудом работники при достижении установленного на тот момент возраста старости стали получать пенсию по инвалидности через систему социального страхования. При этом работники полностью освобождались от страховых взносов. Эта обязанность была возложена на юридических лиц вне зависимости от формы собственности. Сумма взноса была в пределах 21-28% от зарплатного фонда организации.

Для определенных категорий, в основном, военных и служащих, сохранилась система государственного пенсионного обеспечения. В настоящей публикации данное направление не рассматривается.

Первые шаги к определению пенсионного возраста в СССР

После образования СССР начался процесс централизации и формирования единой пенсионной системы страны. Размер пенсии нормировался в твердых суммах. Вводились районные коэффициенты. Была упорядочена система пенсионных расчетов – теперь за основу брался не личный заработок, а усредненный показатель зарплат по конкретному региону.

В 1924 году впервые был установлен возрастной ценз и определены условия приобретения пенсионных прав для профессорско-преподавательского состава и научных работников высших учебных заведений. Предельный трудоспособный возраст был определен в 65 лет. Далее можно было работать, но уже вне штата. Для получения пенсии было установлено 2 основания: 1) прослужить на данных должностях не менее 25 лет или 2) достижение возраста 65 лет при наличии преподавательского или научного стажа 10 лет и более. Пенсия устанавливалась пожизненно в размере оклада. При этом существовала процедура на подобие современной индексации пенсий. В те годы пенсия этой категории граждан автоматически повышалась по мере повышения тарифов оплаты труда профессорско-преподавательского состава. Предусматривались также льготные условия выхода на пенсию при утрате трудоспособности в более раннем возрасте и при меньшем стаже. Вдовы и малолетние дети имели право на получение пенсий при утрате кормильца.

Читайте так же:  Обложка на пенсионное удостоверение мвд россии

Спустя год установили пенсии по выслуге лет для учителей, изб-читален, библиотекарей и некоторых других служащих системы народного образования. Пенсии каждой категории имели нижний и верхний пределы («вилку»). Минимальная пенсия была 20, а максимальная — 97 рублей.

Для будущих пенсионеров был установлен «классовый фильтр отсечки» — обязательный трудовой стаж не менее 8 лет. Вполне понятно, что старики из «бывших» ни при каких условиях не могли иметь такого стажа работы по найму и автоматически оказывались за пределами новой пенсионной системы. Позже это ограничение было снято.

Для всех трудящихся был установлен единый для мужчин и женщин возраст утраты трудоспособности – 50 лет. При достижении этого возраста возникали основания для назначения пенсии по инвалидности. С возрастом 60 лет пенсия назначалась автоматически, без прохождения медэкспертизы. После 50 лет граждане освобождались от всех видов трудовой повинности согласно КЗоТ 1918 года. Однако в КЗоТ 1922 года возраст полного освобождения от трудовой повинности был разделен по половому признаку и существенно снижен. С того времени к этой категории относили мужчин старше 45 лет и женщин старше 40 лет. В кодексах были заложены нормы 8-часового рабочего дня, отпуска, времени отдыха и т.д. Примечательно, что в обоих кодексах были установлены лишь 6 праздничных дней в году, из которых на сегодня сохранился только Новый год. Остальные праздники, как то: День низвержения самодержавия (12 марта), День Парижской коммуны (18 марта), День Интернационала (1 мая) и другие затерялись еще в прошлом веке.

Введение трудовой пенсии по старости

А спустя год эта пенсионная практика была законодательно внедрена в некоторых отраслях тяжелой промышленности, на железнодорожном и водном транспорте. Однако динамика выхода на пенсию по достижению предельного возраста трудоспособности (по старости) была незначительной. По данным, опубликованным В. Роиком, в СССР в 1928 году было всего 2 тыс. 700 пенсионеров по старости. Однако за следующие 5 лет их число выросло примерно в 17 раз. В 1932 году пенсию по старости оформили около 48 тыс. работников.

В 1924 году на страницах журнала «Вопросы страхования» со всей пролетарской категоричностью указывалось: «Если ты старик и способен еще к труду – работай. А лишился трудоспособности – получай пенсию». Тем не менее, фактически по 1929 год включительно рабочие 50-летнего возраста приобретали право на пенсию по инвалидности в связи с возрастной утратой трудоспособности. В то время старости как социального риска в пенсионном законодательстве РСФСР и СССР не существовало.

Достижение рабочим возраста старости как страховой случай

Ключевое значение для развития советской пенсионной системы имело совместное постановление ЦИК и СНК СССР от 15 мая 1929 года «Об обеспечении в порядке социального страхования по случаю старости». Этим документом были заложены основы будущей советской страховой системы пенсионного обеспечения по старости. Постановлением были нормативно установлены:

— классовая направленность пенсионного обеспечения по старости – только для рабочих;
— отраслевые приоритеты — для горной и металлической промышленности (и электропромышленности), а также железнодорожного и водного транспорта, а также подтвердило ранее введенное для текстильной промышленности;
— условия формирования пенсионных прав при наступлении возраста старости для рабочих: 1) для мужчин, достигших ко дню оставления работы по найму 60-летнего возраста и имеющих общий трудовой стаж работы по найму не менее 25 лет; 2) для женщин, достигших ко моменту оставления работы по найму 55-летнего возраста и при наличии не менее 20 лет общего стажа работы по найму.
— впервые нормативно закреплены особые, льготные условия получения пенсии по старости для занятых на подземных работах в горной промышленности – при достижении возраста 50 лет и общему трудовому стажу не менее 20 лет;
— установлена независимость назначения пенсии по старости от степени трудоспособности работника;
— введен простой и понятный расчет пенсии – половина прежнего заработка;
— предусмотрены несколько вариантов пенсионного обеспечения на случай, если пенсионер начнет работать по найму или получать дополнительные доходы иным способом.

Новый порядок назначения пенсий по старости вводился для рабочих текстильной промышленности с 1 декабря 1927 года (задним числом), для рабочих железнодорожного и водного транспорта – с 1 января 1929 года (задним числом), для рабочих горной и металлической промышленности (и электропромышленности) – с 15 апреля 1929 года.

Одновременно с этим предоставлялись особые права Совету соцстрахования при Наркомате Труда СССР понижать возраст и стаж работы по найму для лиц, занятых во вредных производствах, а также устанавливать предельные суммы назначаемых пенсий. В 1933 году социальное страхование было передано в ведение профсоюзов.

При этом следует иметь в виду, что все принимаемые меры по социальному страхованию относились лишь к рабочим и иным работникам по найму, в основном работавшим в сфере промышленного производства и транспорта. Сельское население по-прежнему, как и в старые времена, не имело пенсионных прав и обеспечивалось при утрате трудоспособности по возрасту за счет системы общинной взаимопомощи. К 1924 году было создано более 50 тыс. комитетов взаимопомощи на селе с фондом свыше 5 млн. рублей. К концу 1920-х годов совокупные объемы средств в этих фондах выросли в 10 раз.

Источник: http://topwar.ru/143383-pensionnyy-vozrast-v-rossii-istoriya-i-sovremennost-chast-1.html

Пенсионный возраст в России и СССР. Справка

В среду газета «Известия» со ссылкой на источники, близкие к правительству, сообщила, что принципиальное решение о повышении пенсионного возраста граждан уже принято и в данный момент в правительстве идет обсуждение, на сколько именно повысить возраст и для каких категорий граждан. Позднее в кабмине эту информацию опровергли.

Для каких категорий граждан в России уже повысили пенсионный возраст?

В мае 2016 года в России был принят законопроект, который направлен на увеличение пенсионного возраста чиновников государственных и муниципальных служащих). Закон подразумевает поэтапное увеличение (каждый год по полгода) пенсионного возраста до 65 и 63 лет для мужчин и женщин соответственно. Закон вступил в силу 1 января 2017 года.

В 2017 году возраст выхода на пенсию для женщин на госслужбе составит 55 лет и шесть месяцев, для мужчин — 60 лет и шесть месяцев. В 2018 году для женщин — 56 лет, для мужчин — 61 год и т.д.

Пенсионный возраст в СССР и России

Пенсионное обеспечение по старости в СССР было введено в 1932 году.

Пенсионный возраст был установлен в размере 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин.

Для рабочих и служащих с тяжёлыми условиями труда:


— 55 лет для мужчин (при стаже не менее 25 лет)

— 50 лет — для женщин (при стаже не менее 20 лет).

Для рабочих и служащих на подземных работах, с вредными условиями труда и в горячих цехах:

— 50 лет для мужчин (при стаже не менее 20 лет)

— 45 лет — для женщин (при стаже не менее 15 лет).

Для работниц предприятий текстильной промышленности — 50 лет (при стаже не менее 20 лет).

После распада СССР в 1991 году в России порог выхода на пенсию не повышался, в то время как Казахстан повысил его до 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин еще в начале 1990-х.

На пенсионные выплаты в РФ могут претендовать такие категории граждан:

— граждане по старости — это мужчины в возрасте 60 лет и женщины, которым исполнилось 55 лет;

— работники, которые были заняты в тяжелых условиях труда — мужчины в возрасте 55 лет при условии стажа в тяжелых условиях труда не менее 25 лет и женщины, достигшие 50-летнего возраста при стаже в таких условиях не менее 20 лет;

Читайте так же:  Однажды в россии пенсия на полторы писюльки

— работники, занятые во вредных условиях труда на подземных работах и в «горячих» цехах — это мужчины в возрасте 50-ти лет при условии стажа работы в таких условиях не менее 20 лет и женщины, достигшие 45-летнего возраста при наличии стажа не менее 15 лет;

— работницы, которые были задействованы в текстильной промышленности, достигнувшие 50-летнего возраста при условии наличия стажа не менее 20 лет;

— военнослужащие и сотрудники силовых структур, а также МЧС, в возрасте, который определяется в зависимости от льготного исчисления стажа.

Сколько пенсионеров в России?

В 2017 году Пенсионный фонд России прогнозирует увеличение численности с 43,3 млн до 43,9 млн человек, что связано с естественным ростом численности пенсионеров в стране.

Источник: http://aif.ru/dontknows/file/pensionnyy_vozrast_v_rossii_i_sssr_spravka

Пенсионный возраст после войны. Часть 3

Несмотря на массовую демобилизацию после окончания войны и возвращения в народное хозяйство миллионов бывших фронтовиков, неудержимо надвигалась новая демографическая катастрофа. Связана она была с огромными людскими потерями за годы войны. Эти потери до сих пор невозможно учесть в полном объеме. Официальные показатели были несопоставимы с истинными масштабами человеческой трагедии. Сначала были названы людские потери в количестве более 7 млн. человек, затем – 20 млн., а в 1990 году официально уточнили – свыше 27 млн. человек. Но и эти цифры не соответствуют реальной картине. Нет точных данных о рождаемости и смертности на временно оккупированных территориях, а также среди угнанных на работы в Германию. Не всегда учитываются показатели смертности во время послевоенного голода 1947 года, а это, по некоторым оценкам, примерно 1 млн. жизней. Продолжала работать репрессивная машина, хотя и на меньших оборотах. Поэтому при использовании статистических данных о продолжительности жизни в этот период нашей истории, на наш взгляд, надо всегда учитывать эти факторы и применять поправочные коэффициенты. Иначе ошибок не избежать.

Эти демографические «ямы» в нашей послевоенной истории повторяются с периодичностью в 18-20 лет, что примерно соответствует среднему возрасту погибших на войне и не успевших обзавестись детьми. Если последовательно прибавлять эти годы, начиная с 1945 года, то с точностью плюс-минус 1-2 года получим примерные периоды кризисных явлений в нашей экономике в результате волн демографических спадов. Конечно, математические и демографические расчеты дадут более точные результаты. По мнению демографа А. Вишнякова, предвоенная численность населения России была восстановлена только в 1956 году, через 11 лет после окончания войны.

Социальные невзгоды мирного времени

Помимо демографических, нарастали и социально-экономические последствия войны. В стране остро обозначилась проблема безработицы. Возвращающиеся домой фронтовики не могли устроиться в мирной жизни. Материальное положение даже работающих было тяжелым. К тому прибавилась засуха и последовавший голод во многих регионах страны. Денежная реформа 1947 года и одновременная отмена карточной системы на продукты и промышленные товары, даже при установлении единых цен, привели к росту розничных цен на разные группы товаров. Обмен денег в течение одной недели по конфискационным условиям привел к фактической потере накоплений многих граждан. С точки зрения улучшения финансовой ситуации в стране, удалось снизить инфляционное давление избыточной денежной наличности на рынок, не обеспеченный товарами. А с точки зрения населения такой подход привел к обеднению большой массы людей.

Среднемесячная зарплата в стране росла значительными темпами, начиная с 1940 года. Тогда она составляла 339 руб., а спустя 5 лет уже 442 руб. В 1950 году она еще раз существенно подросла – до 646 рублей. В последующем ее рост не превышал 10-15 руб. в год. Самые высокие зарплаты в 1950 году были у работников водного транспорта – 786 руб., в промышленности – 726 руб. и на железной дороге – 725 руб. А самые низкие зарплаты были в общепите – 231 руб. и в совхозах – 213 руб. Эти суммы брались в расчет при начислении пенсии.

Согласно постановлению Совмина СССР и ЦК ВКП(б) от 14 декабря 1947 одновременно с денежной реформой и отменой карточной системы, предусматривалось снижение цен на основные продукты и товары. Новые цены были введены приказом министра торговли СССР от 14 декабря 1947 года с разделением территории страны на 3 ценовых пояса. Приведем для примера некоторые цены в рублях и копейках за 1 кг для 2-го пояса. По продовольствию: хлеб ржаной – 3 руб., а пшеничный 1 сорта – 7 руб.; сахар рафинад – 15 руб., мясо говяжье – 30 руб., сельдь каспийская бочковая – 20 руб., икра белужья, осетровая, зернистая – 400 руб. Промтовары обходились дороже: платье женское шерстяное – 510 руб., костюм мужской двойка полушерстяной – 430 руб., а шерстяной стоил уже 1400 руб. Полуботинки мужские обходились в 260 руб. Папиросы «Казбек» стоили 6 руб. 30 коп. за пачку. Часы наручные «Звезда» продавались за 900 руб., а фотоаппарат «ФЭД» стоил 110 рублей. Зарплаты и пенсии катастрофически не хватало. После проведенного в 1954 и 1955 годах бюджетного обследования семей рабочих ЦСУ СССР докладывало, что доля расходов на питание, одежду и оплату жилья составляла в доходе семьи рабочего 70 %, а остаток наличных денег часто равнялся нулю.

Во многом на ситуацию негативно влиял «социальный курс» Г.В. Маленкова, нацеленный на сокращение бюджетных соцрасходов. С января 1955 года значительно ухудшились условия выплат по больничному листку. Частично надо было оплачивать свое лечение, а за стационар платить полностью. В медучреждениях не хватало кроватей, лекарств и медперсонала, который работал с перегрузкой. Недостаточно было школ, столовых и детских садов. Во многом сказывалась нехватка помещений, что разрушила война. Было много ведомственных жилых домов, и потеря работы влекла за собой неизбежное выселение. Многие вынуждены были снимать «углы» и комнаты у частников, на что уходило до 50% зарплаты. Правда, плата за казенное жилье оставалась на уровне 1928 года и составляла не более 4,5% бюджета семьи. Но таких квартир в стране было мало.

Видео (кликните для воспроизведения).

Социальный накал в обществе несколько снизили смена политического курса после ХХ съезда партии и начавшаяся хрущевская оттепель. Тому способствовали и конкретные шаги по улучшению жизни пенсионеров.

Пенсионный социализм: госпенсия всем рабочим и служащим

Ситуацию исправил вступивший в силу с 1 октября 1956 года закон о госпенсиях. В нем впервые были объедены в единую систему все основные пенсионные направления. Льготные пенсии стали назначаться по степени вредности и опасности производств в соответствии со списками должностей и профессий №1 и №2.

Право на государственные пенсии получили: 1) рабочие и служащие; 2) военнослужащие срочной службы; 3) учащиеся вузов, техникумов, училищ и школ; 4) другие граждане, ставшие инвалидами в связи с выполнением государственных или общественных обязанностей; 5) члены семей перечисленных лиц при потере кормильца.

Закон закрепил уже существовавшие возрастные параметры и требования к стажу при выходе на пенсию по старости: мужчины – 60 лет и 25 лет трудового стажа; женщины – 55 лет и 20 лет стажа.

Были установлены 3 вида пенсий: по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца. Пенсии по новому закону выросли – по старости почти в 2 раза, а остальные примерно в 1,5 раза. Размеры пенсий по старости в 1956 году были установлены в пределах от 300 до 1200 рублей. Были введены надбавки за непрерывный стаж. Тогда же установили 2 варианта учета заработка для начисления пенсии – последние 12 месяцев работы или любые 5 лет подряд из 10 лет перед выходом на пенсию. При полном стаже (25 лет мужчины и 20 лет женщины) пенсия составляла не менее 50% от прежнего заработка. Однако при минимальной на середину 1950-х годов зарплате в 350 рублей назначалась пенсия в размере 100% от зарплаты. После денежной реформы 1961 года планка минимальной зарплаты была установлена в 50 рублей, а максимальной зарплаты – 100 рублей. Соответственно, в первом случае коэффициент замещения был максимальным — 85% и пенсия составляла 40 рублей. А при максимальной зарплате пенсия составляла 55 рублей. Разница между минимальной и максимальной пенсиями составляла всего 15 рублей. Так проводился в жизнь советский принцип социальной справедливости и пенсионного равенства. И работники тех лет с пониманием относились к такой пенсионной практике.

Читайте так же:  Таблица выхода на пенсию по выслуге учителям

Впервые законом установили пенсии по старости при неполном стаже. Они рассчитывались в пропорции к фактическому времени работы. При этом пенсия не могла быть менее четверти от полной пенсии. Имевшим право на несколько пенсий по разным основаниям, пенсия назначалась только одна — по выбору пенсионера. Была введена норма – пенсия по старости назначалась только при достижении установленного возраста, даже если у работника уже был необходимый стаж.

Этот пенсионный закон в советское время изменялся и дополнялся 18 раз, но его основные нормы и положения оставались неизменными вплоть до начала 1990-х годов.

Как и прежде, пенсии кадровым военным и ученым назначались за выслугу лет отдельными постановлениями правительства. А вот пенсии писателям, композиторам и художникам с августа 1957 года стали назначать по общим правилам. В качестве заработка в расчет брался авторский гонорар. Поскольку страховые взносы за творческих работников не уплачивались, то пенсия шла из казны.

Старикам к станку у нас дорога

Закону установили обратную силу и за счет этого повысили пенсии почти 15 млн. пенсионерам. Однако новые пенсионные нормы не стимулировали пенсионеров работать дольше, поскольку в результате перерасчета общий доход снижался. Так, пенсионеру-льготнику шахтеру или сталевару выплачивалась лишь половина пенсии.

Пенсию по старости работающим пенсионерам платили в размере 150 рублей, если их заработок не превышал 1000 рублей. Пенсии, назначенные при неполном стаже, работающим пенсионерам не выплачивались вовсе. Такие условия оказались невыгодными. Число работающих пенсионеров уменьшилось почти в 2 раза за период с 1956 по 1962 годы. При этом неработающих пенсионеров по старости стало в 3 раза больше. Ситуация ухудшалась и в конце 1963 года работало уже менее 10% пенсионеров. Лишь после 7 лет раздумий власть изменила условия труда пенсионеров по старости. Принятое в 1964 году постановление разрешило брать на работу пенсионеров с гарантией выплаты всей пенсии или ее части сверх зарплаты. Стимул сработал. Число пенсионеров на производстве за один год выросло примерно в 3 раза.

В 1969 году установили «потолок» по доходам работающих пенсионеров — сумма пенсии и заработка не должна была превышать 300 рублей. На 1-м году пенсии по старости продолжали работать около 49%. Маленькие пенсии заставляли пенсионеров, которые сохранили трудоспособность, искать посильную работу или подработку. Забегая вперед, отметим, что в 1986 году трудилось уже 61% пенсионеров по старости. Этому способствовал и рост общей продолжительности жизни, которая с конца 1960-х годов превысила 70 лет.

Дождались пенсию в селе

Постановлением Совмина СССР от 4 августа 1956 года ввели в действие «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий». В рамках нового пенсионного законодательства были введены нормы, определяющие размеры пенсий «постоянно проживающим в сельских местностях и связанным с сельским хозяйством». С декабря того же года пенсии по старости им начислялись в размере 85% от пенсий рабочим и служащим. К этой категории пенсионеров по старости относились те из них, кто постоянно проживал в селе. При этом пенсионер должен был как-то связан с сельским хозяйством — быть членом колхоза или иметь приусадебный участок от 0,15 га и более. Если приехал из города на отдых, к родным или на лечение на срок до 1 года, то пенсию не пересчитывали. С середины 1960-х годов были отменены перерасчеты пенсий при переезде пенсионера из города в село и обратно.

В принятой в октябре 1961 года программе партии было сказано, что пенсии по старости распространятся и на колхозников. В июле 1964 года впервые в российской истории был принят Закон «О пенсиях и пособиях членам колхозов». В его преамбуле отмечалось, что со временем пенсии колхозников сравняются с пенсиями рабочих и служащих. Правда, пенсионный возраст для сельчан был установлен на 5 лет выше: для мужчин 65 лет, для женщин – 60 лет. Спустя 4 года возрастные критерии колхозников уровняли с возрастом выхода на пенсию рабочих и служащих.

Однако оставались и пенсионные различия. Так, председателю колхоза пенсия назначалась при условии, что за последние 10 лет работы в колхозе, он не менее 5 лет был председателем. Механизатору надо было на этой должности отработать половину трудового стажа. А колхозным специалистам необходимо было иметь высшее или средне-специальное образование и трудиться по специальности. Единая пенсионная система для колхозников финансировалась за счет специального союзного фонда.

В целом уровень жизни сельчан постепенно повышался и приближался к городским показателям. Но до слияния города с деревней было еще очень далеко. Например, в секретной (!) на то время статистической таблице ЦСУ СССР от 5 октября 1953 года приводились данные о потреблении основных продуктов питания в семьях крестьян за разные годы. Если сравнить 1923-1924 годы с 1952 годом, то месячное потребление на 1-го человека снизилось по хлебу и хлебным продуктам на 3 кг, а также на 1 кг меньше шло на еду крупы и бобовых. По остальным продуктам рост в разных пропорция: молоко и молочные продукты – на 3 л больше, сало и растительное масло – на 100 г больше, мясо всякое – на 200 г больше, сахар и кондитерские изделия – на 300 г больше. За почти 30-летний период вряд ли это был значительный рост потребления. Может, поэтому и таблица стала секретной, хотя в ней никаких важных тайн не содержится.

В 1968 году все пенсионные параметры стали едиными для рабочих, служащих и колхозников. Это стало убедительной победой СССР и, пожалуй, единственным в мире успехом в построении столь масштабной, долговременной и социально ориентированной пенсионной системы.

Национальная пенсионная программа не ограничивается только финансовыми и социальными рамками. Бюджетная или демографическая балансировка при всей их значимости вне единого комплексного подхода не даст конечного ожидаемого результата и не сохранит стабильность пенсионной системы в долгосрочной перспективе. Пенсионные системы формируются с горизонтом применения на 30-50 лет и должны учитывать интересы того поколения будущих пенсионеров, которые только начинают свою трудовую деятельность.

Заметили ош Ы бку Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Источник: http://topwar.ru/143675-pensionnyy-vozrast-v-poslevoennyy-period-chast-3.html

Пенсионный возраст в России

ТАСС-ДОСЬЕ. 26 сентября 2018 года Госдума рассмотрит во втором чтении законопроект о пенсионных изменениях.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о пенсионном возрасте в России.

Пенсионный возраст

Пенсии по старости впервые были введены в России в 1928 году постановлением союзного совета социального страхования при Народном комиссариате труда СССР от 5 января 1928 году для рабочих текстильной промышленности. Тогда же был определен пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 — для женщин, который с тех пор не повышался. Те же возрастные рамки впоследствии были введены при расширении пенсионного обеспечения на работников всех отраслей промышленности и служащих. Последними, в 1965 году, полное государственное пенсионное обеспечение получили колхозники.

Согласно действующему российскому законодательству, лица ряда социальных категорий (многодетные матери, инвалиды по зрению, работники вредных производств и т. д.) могут также претендовать на досрочную пенсию. Например, военные, ряд категорий шахтеров могут уходить на пенсию после 20 лет работы независимо от возраста.

1990-е — 2000-е годы

Впервые на правительственном уровне вопрос о повышении пенсионного возраста был поднят в январе 1997 года. Тогда Министерство экономики РФ (на тот момент его возглавлял Евгений Ясин) разработало проект нового закона » в=»» возраста=»» граждан=»» для=»» до=»» женщин=»» и=»» который=»» лет=»» мужчин.

Представляя законопроект, руководитель департамента социальной политики Минэкономики Владимир Понизов отметил, что повышать пенсионный возраст можно будет только постепенно, в течение 20 лет, так как на тот момент средняя продолжительность жизни мужчин составляла 58 лет. Законопроект принят не был.

В июле 2000 года министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф на слушаниях в Госдуме сообщил, что правительство не планирует повышать в ближайшем будущем пенсионный возраст. При этом он дал прогноз, что к этому вопросу, возможно, придется вернуться в 2007 году при неблагоприятной демографической и экономической ситуации.

Читайте так же:  Порядок заполнения декларации по упрощенному налогу днр

27 сентября 2005 года в ходе прямой линии президент РФ Владимир Путин сказал, что он «против увеличения сроков пенсионного возраста». При этом он заверил: «Пока я президент, такого решения принято не будет». В 2018 году пресс-секретарь президента Дмитрий Песков отметил, что это заявление глава государства делал, когда в России еще не произошли положительные изменения с точки зрения демографии и развития экономики. В частности, средняя продолжительность жизни составляла в 2005 году 65,3 года против 72,7 в 2017 году.

С 2010 года

Активная дискуссия о повышении пенсионного возраста началась в 2010-2011 годах. В частности, в июле 2011 года о неизбежности его постепенного повышения до 65 лет заявил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. В том же месяце министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что повышение пенсионного возраста «возможно, но сегодня отвергнуто». 18 апреля 2012 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что повышение пенсионного возраста для России «неприемлемо и не нужно». В 2013-2014 годах многие из федеральных министров российского правительства отвергали предложения по повышению пенсионного возраста.

29 января 2015 года глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил, что считает возможным в рамках реформы пенсионной системы приступить к поэтапному повышению пенсионного возраста. 13 февраля на совещании с экономическими экспертами президент РФ Владимир Путин предложил изучить и рассмотреть данный вопрос. 14 апреля министр финансов Антон Силуанов заявил, что выступает за срочное повышение пенсионного возраста.

При этом в ходе прямой линии 16 апреля Путин заявил, что, по его мнению, Россия в настоящий момент не готова к резкому повышению пенсионного возраста, однако это возможно в будущем «при открытом и активном диалоге с обществом», причем повышение не должно коснуться людей предпенсионного возраста.

Обсуждение перспектив повышения пенсионного возраста возобновилось из-за роста дефицита пенсионного бюджета, который на начало 2015 года составил 623 млрд руб. и, по оценкам экспертов, мог вырасти вдвое к 2017 году. В марте 2015 года бывший министр финансов Алексей Кудрин заявил, что компенсировать дефицит бюджета можно было или повышением пенсионного возраста, или повышением налогов. 13 июля 2015 года вице-премьер Ольга Голодец в интервью телеканалу «Россия-24» сообщила, что повышения пенсионного возраста в РФ нет в планах правительства до 2018 года.

Пенсионные изменения 2018 года

8 мая 2018 года во время рассмотрения своей кандидатуры на пост премьер-министра РФ Дмитрий Медведев заявил, что правительство под его руководством планирует подготовить и в ближайшей перспективе направить в Госдуму на рассмотрение предложения по пенсионному возрасту. Он отметил, что возраст выхода на пенсию в 55 и 60 лет вводился в СССР, когда средняя продолжительность жизни составляла около 40 лет. При этом в 2017 году ожидаемая продолжительность жизни, по данным Росстата составляет 77,6 лет для женщин и 67,5 лет для мужчин.

14 июня 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил, что правительство предлагает поэтапно повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 для женщин. Изменения не коснутся тех, кто уже вышел на пенсию. Законопроект был внесен в нижнюю палату парламента 16 июня 2018 года. 19 июля он был принят в первом чтении (законопроект поддержали 328 депутатов, 104 проголосовали против).

29 августа 2018 года Путин выступил с телеобращением, в котором отметил, что повышение пенсионного возраста необходимо. Вместе с тем глава государства предложил повысить пенсионный возраст для женщин только до 60, а не 63 лет, снизить пенсионный стаж для выхода на досрочную пенсию, а также ввести меры соцзащиты граждан предпенсионного возраста. В частности, удвоить им пособие по безработице и ввести ответственность за их увольнение.

Источник: http://tass.ru/info/5601360

Почему правительство решилось на повышение пенсионного возраста

Правительство в четверг объявило об одной из самых ожидаемых реформ последних нескольких лет — возраст выхода на пенсию планируется повысить до 65 лет для мужчин (сейчас 60) и до 63 лет для женщин (сейчас 55). Об этом на заседании кабмина рассказал премьер-министр Дмитрий Медведев. Документ вскоре будет внесен в Госдуму, где его планируется рассмотреть в первом чтении уже в весеннюю сессию (закончится 29 июля). По данным Пенсионного фонда, сейчас в России порядка 43,2 млн пенсионеров (около 29,4% всего населения).

Пойти на такой шаг правительство заставила ситуация с трудовыми ресурсами — доля работающих людей «становится все меньше, пенсионеров, соответственно, все больше», сказал Медведев, и это может привести к «разбалансировке пенсионной системы, вплоть до того, что государство не сможет исполнять свои социальные обязательства». Только при повышении пенсионного возраста можно «обеспечить нормальный уровень жизни пенсионерам», подчеркнул он.

На одного пенсионера в 1970 году приходилось в среднем 3,7 трудоспособного гражданина, в 2019 году этот показатель сократится до двух человек, говорилось в материалах, подготовленных для депутатов Госдумы и членов Совета Федерации. К 2044 году на одного пенсионера будут приходиться лишь 1,5 работающих гражданина, подсчитывал Центр стратегических разработок (ЦСР) Алексея Кудрина, чьи эксперты готовили предложения по повышению пенсионного возраста до 63 и 65 лет для мужчин и женщин.

«До недавнего времени Россия была последней страной в Восточной Европе, которая не увеличивала возраст выхода на пенсию в соответствии с ростом ожидаемой продолжительности жизни. Текущие демографические прогнозы предполагают, что численность населения трудоспособного возраста в России в 2019–2020 годах снизится на 0,8%, на 0,5–0,6% в 2021–2022 годах и так далее до середины 2020-х годов», — написал в обзоре главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Олег Кузьмин. Если принять изменения, предлагаемые правительством, число занятых в России может вырасти с 73 млн до 74,5 млн человек к 2023 году (при нынешнем законодательстве оно сократится до 70,6 млн человек), добавил он.

В сложившихся демографических, экономических и институциональных условиях обеспечить пенсионерам достойный размер пенсий невозможно, сказала РБК директор по социальным исследованиям НИУ ВШЭ Лилия Овчарова. По ее словам, повышение пенсионного возраста в других странах сопровождалось изменениями в системе здравоохранения, а также реализацией программ поддержки занятости людей старших возрастов. «Если этих мер не будет, то, конечно, есть существенные риски, связанные с тем, что у нас, во-первых, вырастет безработица среди лиц старших возрастов. Во-вторых, может достаточно лавинообразно увеличиться доля людей, которые оформляют пенсию не по старости, а по инвалидности», — предупредила Овчарова.

«63/65» — не единственный вариант, который обсуждался при решении о новом пенсионном возрасте. Как рассказывали источники РБК, правительство рассматривало и другие параметры, в частности увеличение пенсионного возраста до 65 лет для мужчин и до 60 для женщин, а также до 62 и 60 лет соответственно. Выбранные правительством параметры «65/63» — это «крайний» сценарий и «предложение для торга», считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов на брифинге по итогам заседания правительства отказался считать принятый вариант «наиболее жестким». Дело в том, что правительство повышает пенсионный возраст поэтапно, объяснил он.

По старой памяти

Правительство не стало уравнивать пенсионный возраст для мужчин и женщин, хотя женщины в России, по статистике, живут дольше мужчин (ожидаемая продолжительность жизни — 77 лет против 66,5 года, по данным Росстата (.pdf) на 2017 год). Для сохранения разницы в пенсионном возрасте для мужчин и женщин нет демографических и экономических причин, полагает Овчарова. «Но это укоренившаяся социальная норма, что женщины имеют некий социальный бонус за то, что они ухаживают за детьми и пожилыми», — сказала экономист. «Учитывая, что женщины живут дольше, возраст выхода и мужчин, и женщин на пенсию с экономической точки зрения должен быть одинаковым», — считает Овчарова.

Кто и когда сможет выйти на пенсию

При повышении пенсионного возраста предусмотрен 10- и 16-летний переходный период. Само повышение будет происходить темпами «плюс один год каждый год», следует из заявления вице-премьера Татьяны Голиковой. Повышение затронет мужчин 1959 года и младше и женщин 1964 года и младше. Например, мужчины 1959 года рождения и женщины 1964 года рождения получат право выхода на пенсию в 2020 году — в возрасте 61 года и 56 лет (при действующих правилах они бы вышли на пенсию в 2019 году). Мужчины, родившиеся в 1960 году, и женщины 1965 года рождения смогут уйти на пенсию в 2022 году — в возрасте, соответственно, 62 и 57 лет.

Читайте так же:  Как найти исполнительное производство по алиментам

В целом переходный период будет продолжаться до 2028 года для мужчин и до 2034 года для женщин (см. инфографику). С этого времени все мужчины и женщины, не относящиеся к льготным категориям, будут выходить на пенсию с 65 и 63 лет вне зависимости от года рождения.

Пенсионный возраст увеличится и для некоторых категорий, которые имеют право выйти на пенсию досрочно. Например, граждане, работающие в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним районах, смогут выйти на пенсию в 60 и 58 лет (для мужчин и женщин соответственно). Сейчас их пенсионный возраст составляет 55 и 50 лет. Пенсии по такому основанию получают 2,9 млн человек, отмечалось в материалах для депутатов и сенаторов. Переходный период для них будет тем же, что и для выхода на пенсию по общим основаниям.

Возраст выхода на досрочную пенсию (на те же пять и восемь лет) также повысится для педагогических, медицинских и творческих работников. Социальную пенсию по старости, которую получают граждане, не имеющие необходимого стажа работы, тоже отодвинут — с 65/60 лет для мужчин и женщин до 70/68 лет. А люди, имеющие большой стаж работы — 40 лет для женщин и 45 лет для мужчин, — смогут выйти на пенсию на два года раньше (такая возможность есть и сейчас).

Нынешние поправки не предусматривают изменений для стажа выслуги, который требуется военным при выходе на пенсию (сейчас 20 лет), но Минфин, по словам Силуанова, считает, что он «также должен быть скорректирован». «Такие проработки у нас есть и с Министерством обороны, это будет один из элементов наших предложений», — сказал первый вице-премьер.

Кого не затронет повышение пенсионного возраста

Правительство определило категории граждан, которые смогут выйти на пенсию на тех же условиях, что и сейчас, заявил Медведев. Среди них — работающие на вредном и опасном производстве; женщины, которые имеют пять и более детей; инвалиды по зрению первой группы и военной травмы; один из родителей или опекунов инвалидов с детства; граждане, пострадавшие при аварии в Чернобыле.

Как это соотносится с продолжительностью жизни

С момента утверждения нынешних границ пенсионного возраста (часть из них была принята в 1930-х годах, а основные правила утвердили в 1950–1960-х годах) «продолжительность жизни выросла более чем на 30 лет, кроме того, изменились и бытовые условия, и условия труда», заявил Медведев. Сейчас этот показатель составляет почти 73 года, а к 2030 году, согласно майскому указу президента Владимира Путина, должен достичь 80 лет.

Но при действующем пенсионном возрасте у мужчин (60 лет) вероятность дожития 20-летних мужчин до пенсионного возраста равна 68%, писали экономисты РАНХиГС Юрий Горлин, Виктор Ляшок и Татьяна Малева. При увеличении возраста выхода на пенсию до 63 лет вероятность дожить до этого возраста и долго прожить на пенсии для российских мужчин становится одной из самых низких среди развитых стран (ниже уровня Украины, Болгарии, Литвы и Белоруссии), подчеркивали они.

Власти «кардинально изменили ситуацию с точки зрения продолжительности жизни начиная с 2000 года, еще динамичнее ситуация менялась с 2007 года, когда были приняты различные национальные проекты в сфере здравоохранения, демографии», заявил в четверг министр труда Максим Топилин.

Не последний этап

Законопроекту о пенсионном возрасте еще предстоит пройти через парламент и администрацию президента. Документ будет внесен в Госдуму в «самое ближайшее время», чтобы депутаты могли рассмотреть его в первом чтении до конца весенней сессии, заявил Медведев (таким образом, основное обсуждение реформы состоится уже осенью). Владимир Путин, который должен поставить финальную подпись под законопроектом, про повышение пенсионного возраста однозначно раньше не высказывался.

«Что касается пенсионного возраста, то вы знаете мою позицию, я всегда относился и отношусь сегодня к этому в высшей степени осторожно и аккуратно. На что бы хотел обратить внимание? Одна из ключевых задач, которая сформулирована мною перед правительством, — это повышение доходов пенсионеров, причем значительное повышение их доходов», — говорил он в ходе ежегодной прямой линии в июне.

Что получат граждане и государство

После увеличения пенсионного возраста пенсии у нынешних пенсионеров будут расти на 1 тыс. руб. в год, заявил Медведев. Сейчас страховые пенсии индексируются на уровень прошлогодней инфляции — так, в 2018 году средняя пенсия увеличится на 481 руб., в прошлые два года она также росла на 400–500 руб. Рост пенсий выше инфляции прописан в майском указе Путина. Благодаря изменению пенсионного возраста пенсии будут индексироваться не только 1 февраля по инфляции, как раньше, но затем еще 1 апреля (за счет дополнительных доходов), сказала Татьяна Голикова. Но правительство пока не планирует возвращать индексацию пенсий работающим пенсионерам, которая была приостановлена в 2016 году. Голикова в четверг сообщила журналистам, что в нынешнем пакете поправок такой меры нет.

«Решение о повышении пенсионного возраста — это один из шагов для повышения ресурсов Пенсионного фонда, которые, безусловно, пойдут на увеличение пенсий пенсионерам», — сказал Силуанов, не уточнив конкретных цифр по экономическому эффекту.

Финансовый эффект от увеличения пенсионного возраста будет нарастать от года к году и превысит 1% ВВП к началу 2030-х годов, сказал РБК директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров. «В первый год [повышения возраста выхода на пенсию] это будет порядка 150 млрд руб., потом цифра будет увеличиваться и дорастет до свыше 1% к началу 2030-х годов», — сообщил Назаров. По его словам, часть средств, скорее всего, будет направлена на повышение размера пенсий. «В нынешних ценах примерно это будет прибавка на 1 тыс. руб. К началу 2030 годов мы сможем в нынешних ценах (то есть с поправкой на инфляцию. — РБК) довести пенсию до 20 тыс. руб.», — отметил экономист. При увеличении пенсионного возраста ВВП может расти на дополнительные 0,5 п.п. в год с 2019 по 2028 год, подсчитал Кузьмин.

Повышение пенсионного возраста может снизить дефицит Пенсионного фонда на «несколько сотен миллиардов рублей, но создаст социальные и макроэкономические проблемы», полагает директор аналитического департамента УК «БКС Сбережения» Сергей Суверов. «В частности, может наблюдаться давление на зарплаты, также, скорее всего, сократится потребительский спрос», — сказал он.

Будет ли безработица

Экономический эффект от повышения пенсионного возраста в предложенном сценарии не оправдывает социальные риски, считает Сафонов. Власти столкнутся с необходимостью дополнительных расходов по доведению до прожиточного минимума доходов безработных граждан, подчеркнул он. «Одновременно принимается решение о повышении НДС (он был увеличен с 18 до 20%. — РБК), что повлияет на доходы населения. Реальные доходы граждан упадут, соответственно, это усугубит ситуацию с занятостью», — сказал эксперт. По его словам, «очень велика» вероятность роста безработицы.

«Учитывая, что мы сейчас находимся в уникальных демографических условиях, когда на рынок труда входит очень малочисленное поколение 1990-х, а с рынка труда выходят огромное поколение послевоенных беби-бумеров, то чисто статистически никакого роста безработицы быть не может», — возражает Назаров. Более того, она будет снижаться, «потому что повышение пенсионного возраста даже озвученными темпами дает закрытие дефицита [рабочей силы] только на половину», сказал Назаров.

Силуанов в четверг заверил, что правительство не отказывается от «построения страховой пенсионной системы», а также создает «добровольные системы пенсионного страхования». Он напомнил о концепции индивидуального пенсионного капитала — системе, разработанной Минфином и ЦБ и предусматривающей автоподписку граждан на отчисления на пенсию, которые будут нарастать с 1 до 6% с зарплаты в течение пяти лет.

Видео (кликните для воспроизведения).

Источник: http://www.rbc.ru/economics/14/06/2018/5b2281c89a7947620bf42b9d

Изменение пенсионного возраста в россии история
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here