Содержание
- 1 Администрирование налога на имущество физических лиц
- 2 Администрирование налога на имущество физических лиц
- 3 Налог на имущество физических лиц
- 4 О позициях ВС и КС по администрированию налога на имущество, земельного и транспортного налогов физлиц
- 5 Администрирование налога на имущество физических лиц
- 6 Физлица должны выбрать льготный объект по имущественным налогам до 31 декабря
- 7 Налоговое администрирование идет по пути упрощения
- 8 Об исчислении налога на имущество физлиц в отношении хозяйственных строений или сооружений
Администрирование налога на имущество физических лиц
Наш адрес: 603950, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская д.48
Телефоны: +7 (831) 437-08-30, +7 (831) 437-42-28
Общежитие: г. Нижний Новгород, ул. Генерала Штеменко д.5
Телефон: +7 (831) 468-05-68; IP 8-52-7973, 8-52-7974
Информация для сотрудников ФНС России, обучающихся по очной форме
Для кураторов
- Главная
- Образовательные услуги
- Обучение сотрудников ФНС России
- Очное обучение сотрудников ФНС России
- Администрирование имущественных налогов физических лиц
Администрирование имущественных налогов физических лиц
Учебный план
Получить дополнительную информацию по данной образовательной программе Вы можете, позвонив по телефону: +7 (831) 437-08-51
Возможно, вас заинтересует
Поделитесь ссылкой на наш сайт в социальных сетях!
Важная информация!

В первый день обучения занятия всегда проводятся по адресу: г. Нижний Новгород, ул. Генерала Штеменко, д.5. Заблаговременно планируйте свой приезд в Нижний Новгород!
В последний день обучения экзамены проходят во второй половине дня – учитывайте это при приобретении обратных билетов!
Администрирование налога на имущество физических лиц

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
К вопросу об администрировании имущественных налогов физлиц
Составлен обзор некоторых позиций высших судов по вопросам администрирования налога на имущество, земельного и транспортного налога физлиц за 2016 г. Приведены номера конкретных дел. Указаны результаты рассмотрения.
Так, оспаривалась конституционность статьи НК РФ в части определения ставок по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства без оценки фактической способности лица к уплате налога. Требования не были удовлетворены.

Также оспаривалась правомерность исчисления земельного налога исходя из увеличенной кадастровой стоимости, соответствующей измененному администрацией муниципального образования виду разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства» (был — «для ведения сельхозпроизводства»), который территориальным органом Росреестра не внесен в ЕГРП в связи с тем, что дачное строительство на землях сельхозугодий запрещено. Налогоплательщик требовал признать незаконным решение налогового органа о доначислении налога и вернуть излишне уплаченные суммы, исчисленные на основании предоставленных кадастровой палатой данных о кадастровой стоимости (которая не оспаривалась). Аргументы — обязанность по уплате земельного налога без учета сведений из ЕГРП противоречит Конституции РФ. Требования не удовлетворены по причине их несоответствия Закону о Конституционном суде РФ.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, [email protected].
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), [email protected]
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), [email protected]. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Источник: http://www.garant.ru/hotlaw/minfin/1101126/
Налог на имущество физических лиц
Что такое налог на имущество?
Налог на имущество — налог на жилой дом, квартиру (комнату), гараж, машино-место, объект незавершенного строительства, иные здания, сооружения, помещения.
К жилым домам относятся жилые строения и дома расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, сам налог и налоговая ставка устанавливается нормативно-правовыми актами органов муниципальных образований (в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – законами указанных субъектов Российской Федерации).
Как узнать и оплатить налог на имущество?
Каждый год налоговые инспекции рассылают налоговые уведомления о начисленном налоге на имущество, в которых указаны сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога. Такое уведомление позволяет оплатить налог в любом кредитно-финансовом учреждении.
Необходимо знать, что налоговые уведомления на бумажном носителе не направляются владельцам налогооблагаемого имущества в следующих случаях:
1) наличие налоговой льготы, налогового вычета, иных установленных законодательством оснований, освобождающих владельца объекта налогообложения от уплаты налога
2) если общая сумма налоговых обязательств, отражаемых в налоговом уведомлении, составляет менее 100 рублей, за исключением установленных законом случаев
3) налогоплательщик является пользователем интернет-сервиса ФНС России – личный кабинет налогоплательщика и не направил уведомление о необходимости получения налоговых документов на бумажном носителе.
Существует более простой и удобный способ — оплата налогов через Интернет, с использованием нашего онлайн-сервиса. Введите в поле под текстом Индекс документа (указан в уведомлении со список налоговых начислений), мы предоставим вам информацию о начислениях и возможность оплатить их картой, выпущенной любым российским банком.
Налоговая база, ставки и льготы налога на имущество
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц определяется исходя из кадастровой стоимости объекта, за исключением тех субъектов РФ, где еще не принят закон об установлении единой даты начала определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
В таких регионах налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.
По состоянию на 2018 год не приняты законы об определении налоговой базы на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости, в следующих регионах: Республика Алтай, Республика Дагестан, Красноярский край, Приморский край, Волгоградская область, Иркутская область, Курганская область, Томская область, Республика Крым, г. Севастополь.
Начиная с 1 января 2020 года определение налоговой базы по налогу на недвижимость физических лиц исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не производится, даже если субъект РФ не принял соответствующий закон. Таким образом, порядок определения налоговой базы на основе кадастровой стоимости будет действовать с 1-го января 2020 года на всей территории РФ, без исключений.
Ставки налога на имущество
Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя).
В субъектах РФ, применяющих порядок определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, ставки устанавливаются в размерах не превышающих следующие значения:
— налоговая ставка 0,1%
для жилых домов, части жилых домов, квартир, части квартир, комнат, гаражей и машино-мест; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства;
— налоговая ставка 2%
В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей
— налоговая ставка 0,5%
Прочие объекты налогообложения
Для объектов, которые попадают под базовую ставку в размере 0,1% от кадастровой стоимости налоговые ставки могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя)
К примеру, в Москве ставки налога на имущества физических лиц (квартира, комната, жилой дом) имеет дифференциацию в зависимости от кадастровой стоимости:
— 0,1% — до 10 млн руб.
— 0,15% — от 10 до 20 млн руб.
— 0,2% — от 20 до 50 млн руб.
— 0,3% — от 50 до 300 млн руб.
По любым объектам недвижимости с кадастровой стоимостью более 300 млн руб. применяется налоговая ставка в размере 2%.
Узнать налоговый ставки в любом регионе РФ можно на сайте налоговой службы. Необходимо выбрать вид налога, в данном случае – налог на имущество физических лиц, налоговый период и регион. В результате будет выведена подробная информация о ставках в конкретном регионе.
Льготы по налогу на имущество физических лиц
Право на федеральную льготу имеют 15 категорий налогоплательщиков, среди них среди них следующие: пенсионеры, инвалиды I и II групп, а также инвалиды детства, участники ВОВ и других боевых действий, герои СССР и РФ, военнослужащие (полный перечень льготных категорий указан на сайта налоговой службы).
Налоговая льгота предоставляется в отношении следующих видов объектов недвижимости:
- квартира, часть квартиры или комната;
- жилой дом или часть жилого дома;
- помещение или сооружение, указанные в подпункте 14 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;
- хозяйственное строение или сооружение, указанные в подпункте 15 пункта 1 статьи 407 Налогового кодекса РФ;
- гараж или машино-место.
Налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот. Данный пункт требует отдельного пояснения. К примеру, пенсионер владеет на праве собственности двумя квартирами, одним домом и одним гаражом. В таком случае налогообложению подлежит только одна квартира, т.е. квартира, жилой дом и гараж относятся к разным видам объектов налогообложения.
Налоговая льгота не распространяется на недвижимость используемую налогоплательщиком в предпринимательской деятельности.
Плательщик налога должен самостоятельно уведомить ФНС о том, что у него есть льгота.
При непредставлении налогоплательщиком-владельцем нескольких объектов недвижимости одного вида, уведомления о выбранном объекте налогообложения налоговая льгота предоставляется в отношении одного объекта налогообложения каждого вида с максимальной исчисленной суммой налога.
Кроме льгот на федеральном уровне, существуют региональные (местные) льготы. Информацию о всех видах льгот можно узнать обратившись в налоговые инспекции или в контакт-центр ФНС России.
Налоговые вычеты по налогу на имущество физических лиц
В тех регионах РФ, где исчисление налоговой базы производится исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости, при расчете налога применяются следующие налоговые вычеты:
- для квартиры, части жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома;
- для комнаты, части квартиры кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 10 квадратных метров общей площади этой комнаты, части квартиры;
- для жилого дома кадастровая стоимость уменьшается на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (при этом в целях налогообложения дома и жилые строения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, относятся к жилым домам);
Органы муниципальных образований (законодательные органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) вправе увеличивать размеры предусмотренных Налоговым Кодексом вычетов.
Как узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости?
Узнать кадастровую стоимость объекта недвижимости можно через Интернет, на сайте Росреестра.
Поиск осуществляется по кадастровому номеру или адресу объекта недвижимости. В результате поиска будет указан кадастровый номер, кадастровая стоимость и прочая информация. Этот сервис полезен не только в случае когда необходимо узнать кадастровую стоимость, но и для того, чтобы узнать кадастровый номер по адресу объекта недвижимости.
Платят ли дети налог на недвижимость?
В соответствии со ст. 400 Налогового кодекса РФ, налогоплательщиком налога на имущество признаются физические лица, независимо от их возраста, имущественного положения и иных критериев.
За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, сделки могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны. Таким образом, родители детей или их другие законные представители, могут оплачивать налоги за ребенка.
Источник: http://nalogi.online/nalog-na-imuschestvo-fizicheskih-lic
О позициях ВС и КС по администрированию налога на имущество, земельного и транспортного налогов физлиц
ФНС России подготовлен обзор некоторых позиций высших судов по вопросам администрирования налога на имущество физлиц, земельного налога и транспортного налога физлиц за 2016 год.
В обзоре приводится номер конкретного дела и краткий результат рассмотрения дела в судебных инстанциях.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 31 января 2017 г. N БС-4-21/1639@
О НАПРАВЛЕНИИ
НЕКОТОРЫХ ПОЗИЦИЙ ВЫСШИХ СУДОВ ПО ВОПРОСАМ
АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ,
ЗЕМЕЛЬНОГО НАЛОГА И ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
ЗА 2016 ГОД
Федеральная налоговая служба направляет для руководства и использования в работе обзор некоторых позиций высших судов по вопросам администрирования налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога физических лиц за 2016 год.
Доведите настоящие разъяснения до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога физических лиц.
Обзор некоторых позиций высших судов по вопросам администрирования налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога физических лиц за 2016 год
Приоритетная статья Налогового кодекса Российской Федерации
Субъект Российской Федерации
Результат рассмотрения дела в судебных инстанциях
Определение Верховного суда Российской Федерации
Конституционный суд Российской Федерации
Постановление Правительства Нижегородской области об утверждении кадастровой стоимости ЗУ
Требования Н/П не удовлетворены. Оспаривается правомерность включения в Постановления Правительства Нижегородской области N 703 от 05.09.2011 и N 870 от 11.12.2014 принадлежащих заявителю земельных участков, которые включены в Постановления как входящие в дачные объединения и дачные некоммерческие партнерства, что не соответствует действительности. Н/П считает, что оценка проведена с нарушением Правил оценки, утвержденных постановлением Пр-ва РФ N 316 и Методических указаний N 222. ЗУ учтены в ГКН с видом разрешенного использования «для дачного строительства», категория ЗУ — «земли сельхозназначения». При их оценке использовалась Методика оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений (утв. приказом Роскомземкадастра от 26.08.2002 N П/307), в которой не имеется указания на обязательность вхождения ЗУ в состав дачного объединения. По заключению Росреестра, Методика может использования для оценки земель садового, огородного, дачного использования в составе земель сельхозназначения, расположенных вне границ садоводческих, огороднических и дачных объединений.
Требования Н/П частично удовлетворены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Хакасия. Оспаривается правомерность применения при расчете земельного налога за весь период 2013 года кадастровой стоимости, установленной в суде 16.04.2013, вступившем в законную силу 17.05.2013. Нормы статьи 24.20 Закона N 135-ФЗ применяются с 22.07.2014. Суд решил, что в отношении ЗУ, кадастровая стоимость которого оспорена в суде до 22.07.2014, налоговая база определяется в части налогового периода до вступления в силу решения суда по кадастровой стоимости на 1 января, а после вступления в силу решения суда, — по оспоренной кадастровой стоимости.
от 04.03.2016 и от 14.04.2016 N 302-КГ15-17096
Требования Н/П удовлетворены. Оспаривается правомерность применения при исчислении налоговой базы по земельному налогу за часть налогового периода 2013 года внесенной в ГКН в сентябре 2013 оспоренной в суде кадастровой стоимости ЗУ. Суд признал правомерным исчисление налоговой базы в части налогового периода после вступления в силу решения суда и внесения в ГКН оспоренной кадастровой стоимости с учетом измененной по решению суда кадастровой стоимости.
от 12.02.2016 и от 11.04.2016 N 302-КГ15-15796
Требования Н/П не удовлетворены. Оспаривается правомерность исчисления земельного налога исходя из увеличенной кадастровой стоимости, соответствующей измененному администрацией МО виду разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства» (был «для ведения сельхозпроизводства»), который территориальным органом Росреестра не внесен в ЕГРП в связи с тем, что дачное строительство на землях сельхозугодий запрещено. Налогоплательщик требует признать незаконным решение налогового органа о доначислении налога и вернуть излишне уплаченные суммы, исчисленные на основании предоставленных кадастровой палатой данных о КС (которая не оспаривалась). Аргументы Н/П — обязанность по уплате ЗН без учета сведений из ЕГРП противоречит Конституции. Требования не удовлетворены по причине их несоответствия Федеральному конституционному закону «О Конституционном суде РФ».
Требования Н/П не удовлетворены. Оспаривается конституционность Закона Саратовской области «О введении на территории Саратовской области транспортного налога», согласно которому возможность применения налоговой льготы отдельными категориями граждан зависит от мощности двигателя ТС (до 150 л.с.). Жалоба не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации».
Требования Н/П не удовлетворены. Оспаривается конституционность статей 356 — 363.1 НК РФ, устанавливающих транспортный налог, как не соответствующих статье 57 Конституции, поскольку предполагают взимание транспортного налога в отсутствие экономического обоснования. Жалоба не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном суде Российской Федерации».
Требования Н/П не удовлетворены. Заявитель оспаривал конституционность положений статьи 361 НК РФ и Закона Тульской области в части возложения разного налогового бремени на граждан, владеющих одинаковыми по характеристикам транспортными средствами, в зависимости от места жительства. Заявитель относится к категории граждан, подвергшихся радиации в Чернобыле, ему принадлежит автомобиль мощностью 450 л.с., льгота областным законом Тульской области N 1785-ЗТО для данной категории налогоплательщиков предоставляется только в отношении легковых автомобилей мощностью до 250 л.с.
от 19.07.2016 N 1495-О-Р, от 26.05.2016 N 933-О
Требования Н/П не удовлетворены. Оспаривается конституционность статьи 357 НК РФ в части взимания транспортного налога с физлица, на которое зарегистрировано транспортное средство, при условии отсутствия у физлица возможности снятия с учета ТС по причине совершения мер принудительного исполнения приставами (наложения ареста с последующим обращением взыскания на имущество должника) с нарушением сроков.
Требования Н/П не удовлетворены. Оспаривается конституционность статей 357 и 358 НК РФ и 210 ГК РФ в части правомерности взыскания транспортного налога в случае, когда на транспортное средство наложен арест в рамках уголовного дела.
Требования Н/П не удовлетворены. Оспаривается конституционность статьи 361 НК РФ в части установления налоговых ставок по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя ТС, без оценки фактической способности налогоплательщика к уплате налога.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Требования Н/П не удовлетворены. Оспаривается правомерность включения принадлежащего индивидуальному предпринимателю на УСН нежилого здания офисного назначения в Перечень объектов, налоговая база в отношении которых исчисляется как кадастровая стоимость, на 2015 год. Аргументы Н/П — здание не соответствует критериям по площади п. 1 статьи 1.1 закона г. Москвы «О налоге на имущество организаций» (свыше 3000 кв. м). При этом здание соответствует критериям, установленным п. 2 статьи 1.1 закона г. Москвы «О налоге на имущество организаций» (свыше 2000 кв. м, фактически используемые под офисы и т.д.).
Требования Н/П удовлетворены. Оспаривается правомерность исключения решением Верховного суда Республики Башкортостан принадлежащего физлицу здания из Перечня объектов, налоговая база в отношении которых в налоговом периоде 2015 года определяется как кадастровая стоимость. Здание исключено решением Верховного суда Республики Башкортостан из Перечня по основаниям несоответствия вида разрешенного использования ЗУ — «для размещения административно-производственного здания» и несоответствия фактического использования целям, указанным в ст. 378.2 (Акт фактического использования, составленный Министерством земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан 30.05.2016: гаражи, склады, кузница, колерная, используются под производство и хранение).
Требования Н/П не удовлетворены. Оспаривается правомерность применения определенных на 2015 и 2016 годы Перечней объектов, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, поскольку приказы Минземимущества Республики Башкортостан утвердили их ранее принятия постановления Правительства Республики Башкортостан от 24.11.2015 N 496 об утверждении кадастровой оценки. Физлицо, владеющее объектами в этих перечнях, просит признать недействующим Перечни в части принадлежащих ему объектов. Судом отказано налогоплательщику, т.к. процедура принятия Перечней на 2015 и 2016 год соблюдена и оснований для признания их недействующими по указанному налогоплательщиком основанию не имеется (есть кадастровая оценка объектов, утвержденная постановлением 2012 года).
Требования Н/П не удовлетворены. Оспаривается правомерность включения принадлежащих физлицам объектов в Перечень на 2016 год по основаниям принятия приказа об утверждении Перечня до утверждения представительным органом г. Барнаул нормативного правового акта об определении налоговой базы по НИФЛ исходя из кадастровой стоимости и ставок налога. Судом установлена правомерность включения спорных объектов в Перечень (вида разрешенного использования ЗУ «для эксплуатации торгового здания торгового центра» и «для строительства торгового центра» и согласно актам обследования не менее 20% общей площади каждого из объектов фактически используется для размещения офисов, торг объектов и т.п.). Довод аппеляционной жалобы о неопределенности и несоответствии Конституции положений статьи 402 НК РФ не принимается как не относящийся к компетенции Верховного Суда РФ.
Источник: http://www.audit-it.ru/law/account/901332.html
Администрирование налога на имущество физических лиц

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
В рамках круглого стола речь пойдет о Всероссийской диспансеризации взрослого населения и контроле за ее проведением; популяризации медосмотров и диспансеризации; всеобщей вакцинации и т.п.

Программа, разработана совместно с ЗАО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Письмо Федеральной налоговой службы от 31 января 2017 г. № БС-4-21/1639@ «О направлении некоторых позиций высших судов по вопросам администрирования налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога физических лиц за 2016 год»
Федеральная налоговая служба направляет для руководства и использования в работе обзор некоторых позиций высших судов по вопросам администрирования налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога физических лиц за 2016 год.
Доведите настоящие разъяснения до сотрудников налоговых органов, осуществляющих администрирование налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога физических лиц.
Приложение: лист Microsoft Excel.
Действительный государственный советник Российской Федерации 2 класса |
С.Л. Бондарчук |
Обзор некоторых позиций высших судов по вопросам администрирования налога на имущество физических лиц, земельного налога и транспортного налога физических лиц за 2016 год
Обзор документа
Составлен обзор некоторых позиций высших судов по вопросам администрирования налога на имущество, земельного и транспортного налога физлиц за 2016 г. Приведены номера конкретных дел. Указаны результаты рассмотрения.
Так, оспаривалась конституционность статьи НК РФ в части определения ставок по транспортному налогу в зависимости от мощности двигателя транспортного средства без оценки фактической способности лица к уплате налога. Требования не были удовлетворены.
Также оспаривалась правомерность исчисления земельного налога исходя из увеличенной кадастровой стоимости, соответствующей измененному администрацией муниципального образования виду разрешенного использования «для ведения дачного хозяйства» (был — «для ведения сельхозпроизводства»), который территориальным органом Росреестра не внесен в ЕГРП в связи с тем, что дачное строительство на землях сельхозугодий запрещено. Налогоплательщик требовал признать незаконным решение налогового органа о доначислении налога и вернуть излишне уплаченные суммы, исчисленные на основании предоставленных кадастровой палатой данных о кадастровой стоимости (которая не оспаривалась). Аргументы — обязанность по уплате земельного налога без учета сведений из ЕГРП противоречит Конституции РФ. Требования не удовлетворены по причине их несоответствия Закону о Конституционном суде РФ.
Источник: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71537870/
Физлица должны выбрать льготный объект по имущественным налогам до 31 декабря
![]() |
Vadmary / Depositphotos.com |
Налоговым законодательством предусмотрено право для некоторых категорий налогоплательщиков на применение льготы по налогу на имущество физлиц и земельному налогу.
Так, например, инвалиды, участники военных действий, члены семей военнослужащих, потерявших кормильца, пенсионеры, получающие пенсии, лица, достигшие возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) и другие категории граждан могут не уплачивать налог на имущество физических лиц в отношении квартиры или комнаты, жилого дома, специального помещения или сооружения, хозстроения, гаража или машино-места (п. 4 ст. 407, п. 1 ст. 407 Налогового кодекса). Поскольку одновременное применение льготы по нескольким объектам одного вида не допустимо, то налогоплательщик должен выбрать один объект каждого вида (например, одну из двух квартир) и подать соответствующее уведомление в налоговый орган (форма уведомления утв. приказом ФНС России от 13 июля 2015 г. № ММВ-7-11/280@). Срок его сдачи – не позднее 31 декабря года, начиная с которого в отношении указанных в уведомлении объектов применяется налоговая льгота (п. 7 ст. 407 НК РФ). Т. е. в отношении льготы за 2019 год уведомить инспекцию нужно до конца декабря.
Документ можно представить в любой налоговый орган, который наиболее удобен налогоплательщику. Можно это сделать лично, на приеме в инспекции, или направить уведомление в электронном виде с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (ст. 11.2 НК РФ) или через МФЦ. Если в указанный срок уведомление в ИФНС не представить, то налоговый орган самостоятельно выберет освобождаемый объект налогообложения – тот, в отношении которого исчислена максимальная сумма налога.
В отношении же земельного налога льготные категории граждан могут воспользоваться налоговым вычетом (п. 5 ст. 391, п. 6.1 ст. 391 НК РФ). Так, налогом не будет облагаться 600 кв. м площади имеющегося у них земельного участка. При этом вычетом можно воспользоваться только в отношении одного объекта – если, например, пенсионер имеет в собственности четыре земельных участка, то не платить налог с «шести соток» он сможет только по одному из них. Остальные участки будут облагаться земельным налогом в полной мере.
Выбрать льготный участок также нужно до 31 декабря. Форма уведомления утверждена приказом ФНС от 26 марта 2018 г. № ММВ-7-21/167@. Это уведомление тоже представляется в любой налоговый орган, который удобен налогоплательщику: лично, через МФЦ, в электронном виде с помощью сервиса «Личный кабинет налогоплательщика» (ст. 11.2 НК РФ).
Обратите внимание, что если вышеуказанные уведомления ранее уже подавались в налоговые органы и выбранные объекты не менялись, то повторно представлять документы не нужно.
Источник: http://www.garant.ru/news/1311188/
Налоговое администрирование идет по пути упрощения
В Государственную Думу внесен очередной законопроект, предусматривающий поправки в часть вторую Налогового кодекса (законопроект № 607168-7). Целью законопроекта его разработчики называют совершенствование налогообложения имущества физических лиц и организаций, упрощение процедур взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками, в том числе процедуры администрирования налога на доходы физических лиц. Посмотрим, что же предлагается изменить.
НДФЛ индивидуальных предпринимателей
Законопроект предполагает изменение порядка расчета налога на доходы физических лиц для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей. По аналогии с предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, авансовые платежи по налогу нужно будет рассчитывать исходя из фактического, а не виртуального дохода, что, в свою очередь, исключит сдачу отчетности по форме 4-НДФЛ.
Действующий порядок
Напомним, что в настоящее время на основании п. 7 ст. 227 НК РФ предприниматель, начавший свою деятельность, в случае появления у него доходов от предпринимательской деятельности обязан представить налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде, которую определяет самостоятельно. На основании этой суммы предполагаемого дохода налоговики исчисляют и предъявляют к уплате предпринимателю авансовые платежи (п. 8 ст. 227 НК РФ). А вот сумму налога за налоговый период предприниматель определяет уже самостоятельно исходя из фактически полученных доходов с учетом уплаченных авансовых платежей в декларации по форме 3-НДФЛ (п. 2 ст. 227 НК РФ).
В последующих налоговых периодах авансовые платежи исчисляются налоговиками на основании сумм фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период, указываемых в декларации по форме 3-НДФЛ (письмо ФНС России от 25.04.2008 № ШС-6-3/312@).
Кроме того, обязанность по представлению декларации по форме 4-НДФЛ появляется у предпринимателей и тогда, когда их доход в налоговом периоде значительно (более чем на 50%) увеличивается или уменьшается по сравнению с доходом прошлого периода или заявленным ранее предполагаемым доходом. В этом случае налоговики производят перерасчет авансовых платежей исходя из новых данных (п. 10 ст. 227 НК РФ).
Новый порядок
Авторы законопроекта предлагают следующий порядок исчисления налога индивидуальными предпринимателями.
Согласно новой редакции п. 7 ст. 227 НК РФ индивидуальные предприниматели по итогам 1-го квартала, полугодия, девяти месяцев должны исчислять сумму налога в виде авансового платежа, исходя из ставки налога, фактически полученных доходов, а также профессиональных и стандартных налоговых вычетов, с учетом ранее исчисленных сумм налога в виде авансовых платежей. Уплачиваться авансовые платежи будут не позднее 25-го числа первого месяца, следующего соответственно за первым кварталом, полугодием, девятью месяцами налогового периода (п. 8 ст. 227 НК РФ).
Пункты 9 и 10, определяющие порядок уплаты авансовых платежей на основании налоговых уведомлений налоговиков и представления декларации по форме 4-НДФЛ, из ст. 227 исключат.
По мнению разработчиков законопроекта, данные изменения приведут к значительному уменьшению административной нагрузки на налогоплательщиков, более справедливому расчету авансовых платежей исходя из реальных доходов налогоплательщика и исключат необходимость резервирования денежных средств для уплаты таких авансовых платежей.
Единая отчетность по налогу на имущество
Для налогоплательщиков, состоящих на учете в нескольких налоговых органах на территории одного субъекта Российской Федерации, будет актуально предлагаемое законопроектом установление права налогоплательщика на представление единой налоговой отчетности по налогу на имущество организаций в один налоговый орган по выбору налогоплательщика.
Статью 386 НК РФ предлагается дополнить п. 1.1. Согласно ему налогоплательщик, состоящий на учете в нескольких налоговых органах по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их среднегодовая стоимость, на территории субъекта РФ, вправе представлять налоговую декларацию в отношении всех таких объектов недвижимого имущества в один из указанных налоговых органов по своему выбору, уведомив об этом налоговый орган по субъекту РФ.
Соответствующее уведомление должно будет представляться в налоговый орган до 1 марта года, являющегося налоговым периодом, в котором применяется такой порядок представления налоговой декларации.
При этом изменение выбранного налогоплательщиком порядка представления налоговой декларации в течение налогового периода не допускается.
Форму уведомления утвердит ФНС России.
В новой норме содержится оговорка, что ее положения не применяются в случае, если законом субъекта РФ установлены нормативы отчислений от налога в местные бюджеты.
Отметим, что ФНС России и сейчас допускает такой порядок представления отчетности по налогу на имущество. Сам порядок и форма уведомления приведены в письме ФНС России от 21.11.2018 № БС-4-21/22551@ «О рекомендациях по вопросам представления налоговой отчетности по налогу на имущество организаций, начиная с налогового периода 2019 года». Указанные рекомендации согласованы с Минфином России (письмо от 19.11.2018 № 03‑05‑04‑01/83286).
Отмена отчетности по имущественным налогам
Следующая мера упрощения администрирования имущественных налогов, предлагаемая законопроектом, — это отмена налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам и расчета по авансовым платежам по налогу на имущество организаций.
Статьи 363.1 и 398 НК РФ, регулирующие в настоящее время порядок представления налоговых деклараций по транспортному и земельному налогам соответственно, будут состоять из одного предложения: «Налоговая декларация по налогу в налоговые органы не представляется.». Предполагается, что отмена представления деклараций будет применяться к налоговым периодам начиная с 2019 г.
Из главы 30 «Налог на имущество организаций» НК РФ исчезнет упоминание о налоговых расчетах по авансовым платежам. Поправки затронут ст. 386 НК РФ.
Поправки для физиков
Законопроект предусматривает некоторые упрощения и в части налогообложения имущества физических лиц.
Так, предлагается продлить с 1 ноября до 31 декабря предельный срок для представления физическими лицами в налоговый орган уведомления о выбранном земельном участке, в отношении которого применяется налоговый вычет в размере величины кадастровой стоимости 600 кв. м площади земельного участка (п. 6.1 ст. 391 НК РФ), а также уведомления о выбранных объектах налогообложения в отношении которых предоставляется налоговая льгота по налогу на имущество физических лиц (п. 7 ст. 407 НК РФ).
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, учитывая наличие в настоящее время отлаженной системы межведомственного информационного обмена между налоговыми органами и органами Пенсионного фонда РФ, законопроектом предлагается установить обязанность налоговых органов самостоятельно исчислить сумму земельного налога и налога на имущество физических лиц пенсионеров и лиц предпенсионного возраста с учетом соответствующей налоговой льготы, в случае если указанные лица не представили в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы (поправки в п. 10 ст. 396 и п. 6 ст. 407 НК РФ).
Кроме того, законопроектом определяются порядок и основания прекращения исчисления налога на имущество физических лиц в отношении объектов налогообложения, прекративших свое существование в связи с их гибелью или уничтожением, в том числе вследствие сноса, уничтожения, разрушения, до снятия такого объекта с государственного кадастрового учета. Исчисление налога по таким объектам будет прекращаться на основании заявления и документов, подтверждающих факт гибели или уничтожения объекта налогообложения, представленных налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору.
Источник: http://www.eg-online.ru/article/391316/
Об исчислении налога на имущество физлиц в отношении хозяйственных строений или сооружений
Для целей налогообложения расположенные на дачных участках баня, сарай, летняя кухня являются хозяйственными строениями и сооружениями.
Сообщается, что постановка на кадастровый учет и регистрация прав на такие объекты могут осуществляться как с указанием конкретных наименований объектов вспомогательного назначения (баня, сарай, летняя кухня), так и без указания таких наименований (например, хозяйственное строение).
Несмотря на различное оформление документов, такие объекты являются хозяйственными строениями и сооружениями.
В Налоговом кодексе РФ гаражи выделены в качестве самостоятельного объекта налогообложения, отличного от хозяйственных строений и сооружений.
Для корректного автоматизированного формирования налоговых обязательств в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров, УФНС России по субъектам РФ предписано:
произвести перекодировку кодов СНТС объектов недвижимости в соответствии с рекомендациями;
актуализировать нормативно-справочную информацию с применением ставки налога на имущество физлиц не более 0,3% от кадастровой стоимости в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения).
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 мая 2017 г. N БС-4-21/9186@
ОБ ИСЧИСЛЕНИИ
НАЛОГА НА ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОТНОШЕНИИ
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СТРОЕНИЙ ИЛИ СООРУЖЕНИЙ
Федеральная налоговая служба направляет разъяснения Министерства финансов Российской Федерации от 16.05.2017 N 03-05-04-01/29325 по вопросу об исчислении налога на имущество физических лиц (далее — налог) в отношении хозяйственных строений или сооружений.
Согласно разъяснениям, объекты недвижимого имущества, возведенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, не являющиеся домами, жилыми строениями или гаражами, для целей исчисления налога могут быть отнесены к хозяйственным строениям или сооружениям.
С учетом изложенного для корректного автоматизированного формирования налоговых обязательств в отношении хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров, УФНС России по субъектам Российской Федерации поручается в недельный срок:
1) произвести перекодировку кодов СНТС объектов недвижимости в соответствии с прилагаемыми рекомендациями;
2) актуализировать нормативно-справочную информацию (при необходимости) с применением ставки налога не более 0,3% от кадастровой стоимости (подпункт 1 пункта 2, пункт 3 статьи 406Налогового кодекса Российской Федерации) в соответствии с нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения).
Настоящие разъяснения необходимо довести до сотрудников подчиненных Вам налоговых органов, обеспечивающих администрирование налога.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 16 мая 2017 г. N 03-05-04-01/29325
В Департаменте налоговой и таможенной политики рассмотрено письмо по вопросу об определении хозяйственных строений и сооружений в целях исчисления налога на имущество физических лиц и сообщается следующее.
Главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Налоговый кодекс) в отношении хозяйственных строений и сооружений, площадь которых не превышает 50 кв. метров, расположенных на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, предусмотрены особенности налогообложения, заключающиеся в установлении пониженных налоговых ставок по налогу на имущество физических лиц и предоставлении налоговых льгот.
Между тем Налоговым кодексом не определяются понятия «хозяйственное строение» и «хозяйственное сооружение».
В связи с этим с учетом положений статьи 11 Налогового кодекса при определении указанных понятий следует исходить из общепринятого их содержания, а также руководствоваться нормами иных отраслей законодательства.
В соответствии со статьями 4 и 6 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, предусматривается возведение жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений.
На основании статей 1 и 19 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» на земельных участках, предоставленных для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, предусматривается возведение жилого дома, жилого строения, хозяйственных строений и сооружений.
Согласно положениям Градостроительного кодекса Российской Федерации на земельных участках разрешается возведение строений и сооружений вспомогательного использования.
Таким образом, на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства, разрешается возведение как объектов жилого назначения (жилой дом, жилое строение), так и объектов хозяйственного назначения (хозяйственных, производственных, бытовых строений и сооружений, хозяйственных построек, строений и сооружений вспомогательного использования и иных аналогичных объектов).
Кроме того, при определении хозяйственных строений и сооружений в целях применения главы 32 Налогового кодекса полагаем необходимым также учитывать, что постановка на государственный кадастровый учет и регистрация прав на такие объекты могут осуществляться как с указанием конкретных наименований объектов вспомогательного назначения (например, баня, сарай, летняя кухня), так и без указания таких наименований (например, хозяйственное строение).
Несмотря на различное оформление документов на такие объекты, они, по существу, являются хозяйственными строениями и сооружениями.
Учитывая изложенное, полагаем, что объекты недвижимого имущества, возведенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества и садоводства или индивидуального жилищного строительства, не являющиеся домами и жилыми строениями, могут быть отнесены к хозяйственным строениям и сооружениям.
Одновременно сообщается, что главой 32 Налогового кодекса гаражи выделены в качестве самостоятельного объекта налогообложения, отличного от хозяйственных строений и сооружений.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ДООПРЕДЕЛЕНИЮ В АИС «НАЛОГ-3» ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СТРОЕНИЙ
ИЛИ СООРУЖЕНИЙ
Доопределение «Хозяйственных строений или сооружений» с видом СНТС «30600 — Иные строения, помещения и сооружения» на СНТС «30630 — Хозяйственное строение или сооружение (не превышает 50 кв. м)» в АИС «Налог-3»:
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Режим: «Налоговое администрированиеСобственность